Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова
С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно приучают к определенным действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретенные в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте. Данный материал направлен на педагогическую компетентность родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 135
Красноармейского района г. Волгограда
400051,г. Волгоград, ул. им. Копецкого,8 тел/факс 63 24 78
Педагогический опыт
проведения родительского собрания с родителями воспитанников группы раннего возраста по теме:
“Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова”.
Актуальность: С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно приучают к определенным действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретенные в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Данный материал направлен на педагогическую компетентность родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Методы:
Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример;
Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение;
Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок.
Формы:
-
НОД по ознакомлению с окружающим миром.
-
Игры- занятия с элементами экспериментирования.
-
Сюжетные, дидактические игры и упражнения,
-
Художественное слово.
-
Чтение художественной литературы.
Боченкова Татьяна Васильевна,
воспитатель
Родительское собрание:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»
Цель: формировать у детей и родителей представления о воспитании культурно гигиенических навыков.
Задачи: формирование у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; повысить интерес к вопросам укрепления здоровья детей посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Участники: воспитатели, родители.
Место проведения: групповая комната.
План проведения:
1. Подготовительный этап
2. Вступительный этап
3. Основная часть
4. подведение итогов собрания
5. Возрастные особенности детей раннего возраста.
Ход собрания.
Подготовительный этап.
Анкетирование родителей.
Оформление книжной выставки в группе по теме «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
Показ альбомов, по теме собрания (картотека игр, занятий, потешек).
Демонстрация родительского уголка: Папки- передвижки: «Рекомендации для родителей», «Роль художественного слова в воспитании культурного-гигиенических навыков».
Приглашение родителей за круглый стол в группе.
Вступительный этап (доклад воспитателя).
Дорогие родители сегодня я посвящаю наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения — это формирование культурно-гигиенических у детей раннего возраста.
На сегодняшний день перед нами, как педагогами стоит задача: привлечь вас к воспитанию ваших детей к воспитанию культурно-гигиенических навыках. Каким путем? Путем использования игровых приемов и художественного слова.
Ребенок-это маленький росток , который холим и лелеем. Ребенок-это маленький цветок, мы всей душой его согреем. Мы заботимся о том , что мир открыть ему прекрасный , чтоб солнца лучик рядом с ним светился добротой и счастьем Пусть напоит добротой любви цветочек нежный , цветочек прекрасный! Для того , вырос прекрасный цветок мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания детей; учим их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но в каждую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. Одна из задач воспитания- формирование гигиенических навыков и привычек, которые прививаются с раннего возраста. Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков.
Чтобы ребенок легче усваивал новые навыки необходимо делать процесс интересным, доступным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие было полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для самораскрытия возможностей каждого малыша. В нашей группе мы находим каждому ребенку индивидуальный подход. Мы приучаем детей к самостоятельности, ведь самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать необходимо тоже с раннего возраста. Очень часто дети стремятся выполнить различные действия, самостоятельность. И вам взрослым , важно поддерживать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка- мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький ребенок самостоятельным? Вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка появляется желание самоутвердился. Подавлять эти порывы нельзя, это может привести к негативу, упрямству. Таким образом взрослые создают условия для воспитания и развития детей в семье и в детском саду . Как это все донести до малыша? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.
Основная часть.
1 этап. Мы заранее проводили анкетирование родителей. Для нас важно, как вы думаете , какие культурно-гигиенические навыки наиболее важны вашему ребенку и мы вместе будем решать все проблемы в воспитан культурно-гигиенических навыков. было знать ваше мнение о том, что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка, какими навыками обладает ваш ребенок в большей или меньшей степени и мы вместе будем решать все проблемы в воспитании культурно-гигиенических навыков.
2этап. Игра для родителей. «Мимика и жесты». Участники делятся на команды (для этого родителям раздаются части из целой картинки, картинки с изображением предметов личной гигиены) Команды загадывают предложенные ведущей загадки о предметах личной гигиены с помощью жестов мимики.. После того как команда соперников отгадает загадку, ее зачитывают вслух. Вторая игра для активизации родителей «Потешки, стихи.» Родителям предлагаем потешки и стихи, а они подумают к какому гигиеническому навыку применить стишок т.е выяснить, что родители знают навыках своих детей, что их дети должны уметь в раннем возрасте.
3 этап. Знакомим родителей с некоторыми методами и приемами, которые используют в режимных моментах.
Игровая ситуация.
Здесь подходят игры в которых можно создать игровые ситуации, например игры с куклами: «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом». Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, при этом применяют много потешек и стихов, ведь их можно подобрать на все случае жизни. Мы составляем для детей картотеку потешек, дидактических игр, пальчиковых игр, музыкально- ритмических игр.
В игре мы также используем различные сюжетные картинки, на которых изображены те или иные действия , связанные с воспитанием культурно-гигиенических навыков. Положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр .Игры с участием рук пальцев помогают убрать напряжение детям, повышают положительные эмоции.
4 Этап.» Покорми маму кашкой» Ребенок берет десертную ложку и самостоятельно пытается покормить свою маму аккуратно . Детки кормят маму стараются и не пачкают ни себя ни маму. Какие детки у нас молодцы справились с заданием .
5 этап. Возрастные особенности.
Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для самораскрытия возможностей каждого малыша. Поэтому в нашей группе особое место занимает индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, мы подбираем : игры, потешки песенки для того ,чтобы ребенку более эффективно прививались культурно гигиенические навыки
Подведение итогов собрания.
Для закрепления полученных знаний родителям предлагаем продолжить фразу: «Я как и все мы понял...». Благодарим все родителей за участие и подготовку нашей встречи. Всего вам хорошего!
Приложение.
-
Анкета для родителей. Критерии
Навыки и умения детей в возрасте с 2 до 3 лет самостоятельно
С помощью взрослого/отметить галочкой
1. Помогает взрослым убирать вещи на свое место.
2. Пьет самостоятельно из чашки.
3. Самостоятельно ест ложкой.
4. Начинает самостоятельно мыть руки.
5 Начинает самостоятельно умывать лицо.
6. Начинает снимать штаны самостоятельно.
2. Загадки.
Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.
(Расческа).
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка).
Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою что это такое?
(Полотенце).
Ускользает, как живое, но не выпущу его я,
Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне.
(Мыло.)
Потешки.
Утренние потешки.
Просыпаемся, умываемся.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Мама поцелует!
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кушаем с потешкой.
Это ложка,
Это чашка.
В чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
Купаем малыша с потешкой.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу
оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка!
Шейка мойся
хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь смывайся!
Грязь смывайся!
Одевание, раздевание
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
А засну я сам!
Литература:
-
Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / Под ред. Л.Н. Павловой. –
М.: Просвещение, 1986. - 276 с.
-
«Детство»- комплексная образовательная программа/Авторский коллектив:
преподаватели кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им. А. И.
Герцена
(В.И.
Логинова, Т.И.
Бабаева, Н.А. Ноткина и др).
-
Детсад-Сад для детей и взрослых /интернет-ресурс.
-
Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков»
(Алямовская).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей