Урок-соревнование по русскому языку "Н-НН в суффиксах наречий"
Урок-соревнование
по русскому языку в 7 Б классе
Тема урока: Н-НН в суффиксах наречий
Котенко И.И.
Цели урока:
-
Отработка умений и навыков написания Н-НН в суффиксах наречий и других частей речи;
-
Развитие мыслительной деятельности учащихся. Обучение умению сопоставлять, анализировать, делать выводы
-
Воспитание внимательности и отзывчивости
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Сегодня у нас урок-соревнование. Какой ряд наберет наибольшее количество жетонов, кто из учеников в личном зачете
3. Актуализация знаний
1) «Третий лишний». Почему?
А) раздраженно, путано, увлеченно;
Б) опасно, искренне, потеряно;
В) заинтересованно, обдумано, заинтересовано.
2) «Соберите слово»
Корень возьми из глагола пугать, добавь приставку из слова исписанный, прибавь суффикс глагола гадаем, еще один суффикс возьми из слова лесной, добавь суффикс из слова больно.
ИСПУГАНО Устно составьте предложения, введите в него полученное слово.
4. Закрепление изученного материала
1) Допишите фразы.
А) НЕ с наречиями всегда пишется _____________________________________.
НЕ с наречиями пишется раздельно, когда________________________________
____________________________________________________________________.
Б) В наречиях на о-е пишется столько Н, сколько__________________________
____________________________________________________________________.
В)Чтобы не ошибаться в написании одной или двух букв Н, надо учитывать, что: краткие причастия являются сказуемыми, употребляются с _____________
________________________, могут быть заменены________________________;
Наречие же в предложении является_________________________, сочетается с глаголом, может быть заменено другим__________________________________.
2. Образуйте наречия от данных прилагательных:
Прилагательное |
Наречие |
Прилагательное |
Наречие |
Искренний |
|
Опасный |
|
Пуганый |
|
Сочувственный |
|
Торжественный |
|
Путаный |
|
Заброшенный |
|
Беспощадный |
|
Поменяйтесь листами с соседом по парте, проверьте данное задание, поставьте за каждый правильный ответ по 1 баллу.
3.Распределительный диктант
Распределите словосочетания в два столбика: слова с одной Н и с двумя НН
Жил обеспеченно, движение обеспечено, смотрел рассеянно, лицо рассеяно, рисковать оправдано, разглядывая бессмысленно, постоянно дует, внимание постоянно.
4. Включите в словосочетания данные слова так, чтобы в одном случае слово писалось с одной Н и было кратким причастием, а в другом с двумя буквами НН и являлось наречием:
Обдума(н,нн)о, взволнова(н,нн)о, заброше(н,нн)о, отвоева(н,нн)о
5. Скажите, пожалуйста, когда в суффиксах прилагательных пишется Н, а когда НН?
Н← в прилагательных → НН
в суффиксах
^ ^
ан онн
ян енн
ин в корне- н + н
искл. оловяННый, деревяННый, стекляННый
6. «Минутка отдыха»
Опишите устно картину, используя наречия, причастия и прилагательные с Н-НН.
7. Частичный анализ текста. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот внезапно хрустнула и сломалась мерзлая ветка – это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Неожиданно завыли и замолчали волки. По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, быстро пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
(И.Соколов-Микитов)
-
Сколько наречий в данном тексте? ______________________
-
Найдите наречие, которое соответствует схеме ¬ ∩ ^ ^____________
-
Определите лексическое значение наречия быстро, подберите к нему антоним - ________________________________________________________
-
Подберите синоним к наречию неожиданно -__________________________
-
Из 1-3 предложений выпишите наречия, образованные суффиксальным способом__________________________________________________________
-
Выпишите наречия с одной буквой Н в ^ _____________________________
____________________________________________________________________
8. Выводы по уроку. Подведение итогов.
Листок опроса
Тема урока: Н-НН в суффиксах наречий
Фамилия, имя_________________________________________
1. Актуализация знаний
1) «Третий лишний». Подчеркни. Устно, почему?
А) раздраженно, путано, увлеченно;
Б) опасно, искренне, потеряно;
В) заинтересованно, обдумано, заинтересовано.
2) «Соберите слово» _________________________________________________
2. Закрепление изученного материала
1) Допишите фразы.
А) НЕ с наречиями всегда пишется _____________________________________.
НЕ с наречиями пишется раздельно, когда________________________________
____________________________________________________________________.
Б) В наречиях на о-е пишется столько Н, сколько__________________________
____________________________________________________________________.
В) Чтобы не ошибаться в написании одной или двух букв Н, надо учитывать, что: краткие причастия являются сказуемыми, употребляются с _____________
________________________, могут быть заменены________________________;
Наречие же в предложении является_________________________, сочетается с глаголом, может быть заменено другим________________________________.
2. Образуйте наречия от данных прилагательных:
Прилагательное |
Наречие |
Прилагательное |
Наречие |
Искренний |
|
Опасный |
|
Пуганый |
|
Сочувственный |
|
Торжественный |
|
Путаный |
|
Заброшенный |
|
Беспощадный |
|
3.Распределительный диктант
Распределите словосочетания в два столбика: слова с одной Н и с двумя НН
Н |
НН |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Включите в словосочетания данные слова так, чтобы в одном случае слово писалось с одной Н и было кратким причастием, а в другом с двумя буквами НН и являлось наречием:
Обдума(н,нн)о________________________________________________________
взволнова(н,нн)о______________________________________________________
заброше(н,нн)о_______________________________________________________
отвоева(н,нн)о_______________________________________________________
7. Частичный анализ текста. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот внезапно хрустнула и сломалась мерзлая ветка – это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Неожиданно завыли и замолчали волки. По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, быстро пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
(И.Соколов-Микитов)
-
Сколько наречий в данном тексте? ______________________
-
Найдите наречие, которое соответствует схеме ¬ ∩ ^ ^____________
-
Определите лексическое значение наречия быстро, подберите к нему антоним - ________________________________________________________
-
Подберите синоним к наречию неожиданно -__________________________
-
Из 1-3 предложений выпишите наречия, образованные суффиксальным способом__________________________________________________________
-
Выпишите наречия с одной буквой Н в ^ _____________________________
____________________________________________________________________
Количество баллов за урок ____________ Оценка___________
Работа над ошибками
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Морфологическая разминка
Пользуясь тренажерами, сделайте морфологический разбор предлога, союза, частицы
7. «Рекламная пауза»
Составьте рекламу своей части речи.
8.Напишите лингвистическую миниатюру «Сказка о том, как поссорились самостоятельные части речи со служебными»
9. Подведение итогов.
10. «Актерское мастерство»
Произнесите частицу НЕУЖЕЛИ с различными оттенками
ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, СОМНЕНИЕ
Произнесите частицу ВРЯД ЛИ с различными оттенками
ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, СОМНЕНИЕ
Произнесите частицу КАК с различными оттенками
ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, СОМНЕНИЕ
11. Слово жюри. Награждение победителей.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»