Автоматизация звука Р.
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида №38
г. Ростова-на-Дону
Автоматизация звука Р.
АВТОР РАЗРАБОТКИ:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МАШНЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА
1 класс
(35 минут)
Тема занятия: Автоматизация звука Р.
Цель: автоматизация звука Р.
Задачи:
Обучающие
-
автоматизировать правильное произношение звука Р;
-
закреплять умение делить слова на слоги, подбирать слова к заданной звуковой схеме;
-
закреплять навык чтения, выкладывание слова из букв разрезной азбуки;
-
упражнять в употреблении антонимов;
-
учить составлять предложения с союзом потому что;
-
учить подбирать родственные слова к слову Россия.
Развивающие
-
развивать речь, мышление, внимание;
-
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
-
воспитывать любовь к русскому языку;
-
формировать чувство принадлежности к своему народу, любви к Родине.
Оборудование: Картинки: рак, карандаш, корабли, мороз, воробей, игрушки, роза, астра, ромашка, астры, розы, нарцисс, воробей, ворона, сорока, грач, журавль, сова, утка, синица; цветные магниты, демонстрационные буквы Р, А, Д, У, Г, А, карта и флаг России.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Постановка цели.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был звук. Он спрятался в этих картинках (перевёрнутые тыльной стороной картинки размещены на доске). А чтобы их увидеть, надо отгадать загадки:
Пришел домой художник наш, взял тетрадь и … (карандаш).
Роет землю серый крот, разоряет … (огород).
Далеко от земли ушли в море … (корабли).
В день рождения Петрушке купили Новые …(игрушки).
Береги нос в сильный … (мороз)
Юра тащит вкусный груз, замечательный …(арбуз).
Какой звук повторяется в этих словах? (звук Р). Какой звук мы будем учиться произносить правильно? (звук Р).
II. Работа по теме занятия.
1. Звук Р жил высоко в горах один и было ему очень грустно. Однажды пролетал мимо ветерок и сказал ему: «Иди в школу-интернат №38, там ты найдешь друзей». И звук Р отправился в путешествие. Давайте ему поможем найти дорогу.
Перед звуком Р были высокие горы. Чтобы они расступились, нужно произнести волшебное заклинание
Ро-ру-ра – расступись гора.
(тихо, громче, громко).
2. Горы расступились, и звук Р оказался перед воротами. Чтобы охрана его пропустила нужно знать пароль – произнести слово с противоположным значением. Например: добро – зло.
Сейчас каждый из вас может помочь звуку Р.
мороз - жара встречать - провожать
враг – друг неряшливый – аккуратный
зло – добро крохотный – огромный
левый – правый трусость – храбрость
длинный – короткий грусть – радость
медленно – быстро лень – трудолюбие
сегодня – завтра утро – вечер
вниз – вверх тихий – громкий
белый – черный
3. За воротами оказался прекрасный цветник. Назовите цветы, которые там растут. Но звуку Р нужен только один. Посмотрите на звуковую схему (схема слова РОЗА выложено цветными магнитами на доске). Название, какого цветка здесь зашифровано?
Скажите шепотом. Назовите звуки. Роза подарила Звуку Р свой лепесток, он укажет дорогу.
4. Розовый лепесток привел звук Р к озеру. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка
плавает в водице.
Рыбке
весело играть.
(Плавные
движения кистями)
Рыбка,
рыбка, озорница,
(погрозить
пальчиком)
Мы
хотим тебя поймать.
(хлопок
ладошками)
Рыбка
спинку изогнула,
(Выгнуть
кисти, пальчики вниз)
Крошку
хлебную взяла,
(имитировать
движение пальчиками)
Рыбка
хвостиком махнула,
(Сложить
ладошки вместе, поворачивать их вправо,
влево)
Рыбка
быстро уплыла.
(спрятать
руки).
5.Через озеро звук Р могут перенести птицы, в названии которых есть звук Р, чтобы они прилетели произнести по слогам их названия. (Ворона, сорока, воробей, грач).
6. А куда идти дальше нам укажет отгадка этой загадки.
Волшебное коромысло над рекой повисло… (радуга).
Выложить слово РАДУГА самостоятельно, используя кассы.
7.Физминутка.
Мы по радуге пойдем,
(шаги на месте)
солнышко с собой возьмем,
(потянуться руками вверх)
ветерок веселый,
(плавные движения поднятыми вверх руками влево - вправо)
пусть подует он сильней,
(активные движения руками вперед-назад на уровне плеч)
чтоб домой прийти скорей.
(шаги на месте).
8. Звук Р пришёл в большую и прекрасную страну, в которой мы живем (демонстрация карты и флага России на интерактивной доске).
Прочтите текст.
Я живу в России. Россия - моя Родина. Я люблю свою Родину!
9. Послушайте стихотворение «Россия» Н.Забила:
Россия – ты моя земля
родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг
Сады цветут на юге,
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги…
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все дочери и сыновья
своей страны прекрасной.
Ответьте на вопросы:
Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Какая наша страна? (огромная, красивая, прекрасная, богатая, любимая, добрая, сильная, гостеприимная, свободная)
В нашей стране живут люди разных национальностей, как их назвать одним словом? (россияне)
Какой это флаг? (российский)
10.Ответьте на вопрос: почему ты любишь Россию? Начни ответ словами: «Я люблю Россию, потому что…».
III. Подведение итогов занятия.
- Чему научились на занятии?
- Что нового узнали на занятии?
Литература
1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.,«Просвещение»,1972.
2. Парамонова А.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. «Союз», 2001.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Издательский центр «Владос», 1999.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»