Родной край
формирование представления о богатстве и многообразии животного и растительного мира Ростовской области, ответственного отношения к природе, как национальному достоянию, познавательного интереса. Можно использовать и для проведения в общеобразовательной школе, усложнив задания.
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида № 14
г.Волгодонска
Ростовской области
Конспект
урока по окружающему миру
в 3
классе
«Родной
край»
подготовила
учитель начальных классов
Попкова Марина Викторовна
г. Волгодонск
2014
Тема: Родной край
Цель урока:
формирование представления о богатстве и многообразии животного и растительного мира Ростовской области, ответственного отношения к природе, как национальному достоянию, познавательного интереса.
Оборудование:
Доска SMART ( на доске в течение урока демонстрируется: карта Ростовской области, книги, альбом, наборы открыток, рисунки)
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Ученики по карте природных зон рассказывают об изменении природы России с севера на юг.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя о необходимости изучения родного края, о человеке, как участнике всего того великого, что совершается на живой земле. Географическое положение Ростовской области, границы, города, станицы, поселки, большие и малые реки. Ученики слушают объяснение учителя, знакомятся с картой области, находят и показывают объекты, о которых идет речь.
Ученик читает стихотворение.
Ой, ты Дон, ты наш Дон,
Ой ты, батюшка Дон,
Заливные луга да лиманы…
Беседа о растительности Ростовской области. Наша область расположена в зоне степей, крайний юго-восток занимает зона полупустыни. В древности наш край представлял собой безбрежный травяной океан, с середины 19 века началась распашка степей. Что вы видите из окна автобуса, когда едете домой из школы? Кругом степь, желтое море хлебов. Что еще выращивают на полях? (ученики отвечают)
Учитель кратко рассказывает о Михаиле Шолохове, воспевающем в своих произведениях красоту степей.
Ростовская область поставляет большое количество сырья для медицинской промышленности.
Ландыш, череда, бессмертник, ромашка, шиповник, одуванчик
(об одуванчике рассказывается легенда), и многие
другие лекарственные травы (до 50 в год) растут в
Ростовской области.
Ученики принимают активное участие в беседе, опираясь на свой жизненный опыт. Лесами Ростовская область небогата. Учитель рассказывает об искусственном разведении лесов, значении лесов.
Ученик рассказывает стихотворение А.С.Пушкина «У Лукоморья», написанное под впечатлением красоты деревьев Таганрогского залива.
Редких деревьев у нас нет. Какие же деревья растут в Ростовской области?
Отгадайте загадки и узнаете.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Стоят в поле сестрицы
Платья беленькие
Шапочки зеленые. (береза)
Летом снег!
Ну и смех!
Снег над городом летает
Почему тогда не тает? (тополь)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Учитель загадывает загадки, дети отгадывают и делают вывод.
Ученик делает краткое сообщение о том, сколько лет живут деревья, какую пользу они приносят.
Животный мир.
Где лес – там дом для насекомых, птиц, зверей.
Животный мир нашего края очень разнообразен. Здесь обитают жители степей, лесов, полупустынь.
Учитель рассказывает о животных
завезенных из других мест нашей
страны: великаны лоси, ондатры,
нутрии, енотовидные собаки, косули,
кабаны.
Ученики выражают свое отношение к такой деятельности людей.
Гордость Донского края – кони. Донские
скакуны завоевали немало призов на
различных состязаниях за резвость,
красоту.
В степи водятся различные грызуны:
зайцы – русаки, тушканчики, хомяки
и другие. Круглый год охотятся
на них хищные звери: огненно –
рыжие лисицы, хорьки, ночные хищные ласки.
Ученики знакомятся с птицами Ростовской области: куропатками, перепелками, стрижами. Называют птиц, которых они видели в лесу, в той местности, где живут. Учитель рассказывает о птицах, которые находятся под охраной государства. Это дрофа, журавли – красавки. Хищные птицы – скопа речная, степной орел.
Издавна наш край славится рыбой, их водится более 70 видов. Дети называют рыб, обитающих в реках Ростовской области. Учитель рассказывает о самой крупной рыбе в Дону – белуге.
IV. Закрепление и обобщение.
V. Викторина.
1. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинул широко. (лось)
2. Кто в беретке ярко – красной.
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
3. Как определить возраст дерева?
4. Откуда берет воду наш водопровод?
5. Лист, какого растения заменит при небольшом порезе бинт?
6. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями?
7. Синий платок уронили в Дон. Каким его вытащили?
8. Почему, оберегая растения, мы тем самым помогаем животным?
9. Что означает пословица «Волка ноги кормят»?
VI. Заключительное слово учителя.
«В мире много сил великих
Но сильнее человека
Нет в природе ничего»
Древнегреческий драматург Софокл.
VI. Итог урока.
Учитель говорит о том, что взрослые верят в то, что дети вырастут умными, сильными, добрыми людьми и не позволят никому и никогда погубить жизнь на планете Земля – только в природе спасение мира и человечества.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО