Рабочая программа дисциплины Ос новы экономики отрасли
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
____________________Н.В.Зингер
«______»_______________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы экономики отрасли и правовые основы профессиональной деятельности»
Жердевка 2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».
Организация – разработчик: ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Разработчики:
Нестерук И.А., преподаватель,Костяев С.Н.,преподаватель
Рецензенты:
Молчанова В.В.., преподаватель, ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Меняйлова Г.И., заместитель директора по финансовым вопросам.
ОАО «Знаменский сахарный завод»-Филиал «Жердевский».
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических дисциплин
Протокол №______ от «______»___________________2014 г.
Председатель цикловой комиссии ____________Молчанова В.В.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по научно
– методической работе ____________________Л.В.Иноземцева
СОГЛАСОВАНО
Зав.отделением ___________________________О.В.Байтицкая..
Содержание
стр.
-
Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины………………………………………………….……………...4
-
Структура и содержание учебной
дисциплины………………….……………………………………………...6
-
Условия реализации учебной дисциплины……………….…........15
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины……………………….……………………………………….17
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессионально деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО специальности среднего профессионального образования(далее СПО) 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».
Программа учебной дисциплины «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».
Программа учебной дисциплины «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям отрасли технической эксплуатации промышленного оборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
- разрабатывать бизнес-план;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методику разработки бизнес-плана;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
-основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- производственную и организационную структуру организации;
основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
- классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
-права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей
программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
Практическая работа обучающегося |
24 |
в том числе: |
|
Работа с основной и дополнительной литературой. Составление сканвордов и кроссвордов. Составление докладов. |
10 16 10 |
Итоговая аттестация в форме ДЗ |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности».
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Введение
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
||||
1 2
|
Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.
|
1 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
- |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития науки экономики». |
2 |
||||||
Раздел 1.Сущность и назначение экономики. |
|
|
|
||||
Тема 1. Натуральное и товарное производство. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
1
|
Сущность натурального хозяйства. Сущность и черты товарного производства. |
2 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
- |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Особенности и черты натурального хозяйства». |
2 |
||||||
Тема 2. Собственность. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
1
|
Понятие собственности и ее составляющие. Субъекты собственности. Виды и формы собственности.
|
2 |
|||||
Лабораторные работы |
|
|
|||||
Практические занятия |
- |
||||||
Контрольные работы |
|
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития собственности в России».
|
2 |
||||||
Тема 3. Производство и экономика: значение процесса производства и его место в экономике страны. |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||
1 2
|
Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Виды ресурсов. Стадии развития производства.
|
2 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
2 |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление сканворда |
2 |
||||||
Тема 4. Сущность рынка. |
Содержание учебного материала |
8 |
|||||
1 2
|
Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Рыночная цена. Сущность рыночного ценообразования. Законы спроса и предложения. Кривая спроса и предложения. Кривая спроса и предложения. |
3 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
4 |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом.
|
2 |
||||||
Тема 5.Деньги и денежное обращение. |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||
1 2
|
Сущность денег. Основные функции денег. Виды денег. Денежное обращение.
|
3 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
2 |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: «История появления денег». |
2 |
||||||
Тема 6. Инфляция и безработица. |
Содержание учебного материала |
8 |
|||||
1 2 3 4
|
Сущность инфляции. Причины инфляции. Виды инфляции. Последствия инфляции. Безработица, ее виды и причины. |
2 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
- |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с книгой. |
4 |
||||||
Тема 7. Сущность оплаты труда. |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||
1 |
Сущность заработной платы: виды и формы оплаты труда. |
3 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
2 |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. |
2 |
||||||
Тема 8.Имущество и капитал. |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||
1 2
|
Имущество и капитал: понятие и виды. Капитал, Источники формирования капитала. |
3 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
- |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: « Основной и оборотный капитал». |
2 |
||||||
Тема 9. Сущность макроэкономики. |
Содержание учебного материала |
8 |
|||||
1 2
|
Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста. |
2
|
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
4 |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление сканворда.
|
4 |
||||||
Тема 10. Предприятие в условиях рыночной экономики.
|
Содержание учебного материала |
10 |
|||||
1
2
3
|
Общая характеристика отрасли и предприятия, управление и структура, внешняя среда предприятия. Понятие предприятия, цели и направления деятельности. Понятие, принципы, методы и функции управления. Производственная и общая структура. Организационная структура управления. Менеджмент. Принципы делового общения. Внешняя среда предприятия. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы. Рынок и положение на нём субъектов хозяйствования. Правовое регулирование экономических отношений. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Право собственности. Правомочия собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Формы собственности по российскому законодательству. Понятие юридического лица, его признаки, формы. Создание, реорганизация, ликвидация юридических лиц. Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, признаки, порядок. Правовое регулирование договорных хозяйственных отношений. Экономические споры. Понятие экономических споров. Досудебный (претензионный порядок) рассмотрения споров, его значение. Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности. |
2 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
4 |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. |
4 |
||||||
Тема 11. Ресурсы предприятия. |
Содержание учебного материала |
10 |
|||||
1
2
3
4 |
|
2 |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||
Практические занятия |
2 |
||||||
Контрольные работы |
- |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: «Ресурсы предприятия». |
4 |
Тема 12. Организация и планирование деятельности предприятия. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
||||||
|
1 2 3
4
5
|
Производственный процесс и его организация. Инфраструктура предприятия. Инновационные процессы на предприятии. Коммерческая деятельность предприятия. Структура и принципы организации производственного процесса. Организационные типы производства. Производственный цикл. Методы организации производства. Инфраструктура предприятия. Её виды, значение. Система технического обслуживания (вспомогательное производство). Капитальное строительство. Общая характеристика инновационных процессов. Техническое развитие предприятия. Организационный процесс на предприятии. Оценка эффективности инноваций. Коммерческая деятельность предприятия. Материально-техническое обеспечение предприятия. Организация маркетинга на предприятии. Общая характеристика планирования деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия. Содержание средне и краткосрочных планов. Оперативное планирование. Бизнес-план предприятия. |
|
2 |
|||||
|
Лабораторные работы |
- |
|
||||||
|
Практические работы |
- |
|
||||||
|
Контрольные работы |
- |
|
||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. |
2 |
|
||||||
Раздел 2.Труд и социальная защита. |
|
|
|
||||||
Тема 2.1. Трудовое право. |
Содержание учебного материала |
12 |
|
||||||
1
2
3
4
5
|
|
2 |
|||||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
Контрольные работы |
- |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Сущность трудовых споров». |
2 |
Тема 2.2. Административное право.
|
Содержание учебного материала |
14 |
|
|
1 2 3 4 5 6
|
Административные правонарушения. Административная ответственность. Понятие административного права. Субъекты административного права. Понятие административной ответственности. Виды административных взысканий. Порядок наложения административных взысканий. |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
|
||
Практические занятия |
2 |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|
Итого: |
108 |
|
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности».
Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор.
Технические средства обучения: персональный компьютер, электронные версии лекций (презентации).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2007.
-
Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.
-
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.
-
Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2011.
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
-
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2010.
-
Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2011.
Дополнительные источники:
-
Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2010.
-
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2012.
-
Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2012.
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2012.
-
Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2010.
-
Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2011.
-
. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
-
«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
-
Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
-
Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-
-
Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
-
Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений и исследований.
-
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся
умеет:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
знает:
- основные положения экономической теории;
-принципы рыночной экономики;
- современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;
- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-механизмы ценообразования на продукцию(услуги);
-формы оплаты труда;
-стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе;
-управленческий цикл;
-особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
практическая работа
практическая работа
практическая работа
домашняя работа
тестирование, индивидуальное задание
домашняя работа
тестирование
тестирование
тестирование и практическая работа
тестирование
индивидуальное задание
индивидуальное задание
тестирование
тестирование
тестирование и индивидуальное задание
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре