Проблемное обучение на уроке истории как метод организации творческого учебного диалога. Выступление на научно-практической конференции.
Проблемное обучение на уроке истории как метод организации творческого учебного диалога
“… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения”
К. Д. Ушинский
С психолого-педагогической точки зрения, современный процесс обучения построен на сочетании личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов.
Сегодня ученики все чаще должны проявлять свою компетентность не только во время опроса или закрепления усвоенного, а непосредственно в процессе аналитической работы над новым материалом, что требует широкого внедрения в школьную практику различных моделей активного обучения от проблемного изложения учебного материала учителем и решения проблемных задач до самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся.
Успешным является то обучение, которое создает атмосферу заинтересованности, неравнодушия к материалу, стимулирует к совместному решению учебной проблемы – учебному диалогу.
По нашему мнению, проблемный метод, или лучше говорить, проблемный подход к преподаванию, как нельзя лучше соответствует и современным требованиям формирования предметных компетенций. На уроках истории – это хронологическая, пространственная, информационная, языковая, логическая, аксеологическая. В том числе уточним. Логическая – умения анализировать, пояснять исторические факты, формулировать теоретические понятия, положения, концепции. Аксеологическая – умения формулировать версии и оценки, в том числе собственные, исторического движения и развития.
Известно, что процесс творчества - это прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс - это решение нестандартных учебных задач нестандартными методами.
Главное в проблемном обучении - сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, а не мгновенный выход на решение. Хотя учителю априори известен кратчайший путь к решению проблемы, его задача - ориентировать сам процесс поиска, создать методические условия для поиска.
Элементы проблемного обучения имели место еще в античности, а затем - в эпоху Возрождения. Это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея, педагогика Жан-Жака Руссо. Проблемные диалоги были излюбленным жанром эпохи Просвещения.
При использовании проблемного метода придается большое значение изменению стратегии «от знаний к проблеме» на стратегию «от проблемы к знаниям». Перестановка составляющих имеет существенное значение. Начиная с якобы нерешенной задачи, учитель создает в аудитории проблемную ситуацию, формирует в сознании учащихся мотивацию для ее решения. Только мотивация способна стать действенным фактором активного вовлечения личности в процесс познания.
Практические советы по реализации проблемного обучения
Применение проблемного метода обучения невозможно без создания того или иного типа противоречия, оказывается учителем вместе с учениками.
Для эффективного использования проблемного обучения учитель должен знать структуру и типологию проблемных ситуаций, способы их решения, педагогические приемы, определяющие тактику проблемных подходов.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены характерные для познавательного процесса противоречия, могут быть:
• проблемная ситуация как следствие противоречия между школьными знаниями и новыми для ученика фактами;
• понимание научной ценности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения;
• разнообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
• практическая доступность результата и отсутствие теоретического обоснования;
• противоречия между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;
• противоречия между большим количеством фактических данных и отсутствием методов их обработки и анализа.
Таким образом, проблемный метод предусматривает следующие шаги : проблемная ситуация - проблемная задача - модель поиска решения - решения.
При создании проблемной ситуации целесообразно использовать следующие правила.
1 . Перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание , выполнение которого требует усвоения новых знаний и применения новых навыков и умений.
2 . Задача должна соответствовать умственным способностям учащихся.
3 . Задание дается к объяснению изучаемого материала.
4 . Проблемными заданиями могут быть:
а ) усвоение учебного материала ;
б) формулировка вопроса, гипотезы;
в ) практическое задание.
Одна и та же проблема может быть создана различными типами задач.
При проведении занятий можно использовать следующие уровни проблемного обучения:
• постановка проблемы и ее решения педагогом;
• создание проблемы педагогом и ее решения совместно с учащимися;
• решения учащимися проблемных задач, возникающих в процессе учения;
• ученики вместе с учителем определяют проблему и самостоятельно ее решают.
Правильно сформулировать проблему - значит уже наполовину ее решить.
В постановке и решении учебных проблем целесообразно использовать такие приемы и средства:
• анализ и оценка конкретных ситуаций;
• выявление причинно - следственных связей между ними;
• изложение различных точек зрения и побуждение к определению правильной;
• постановка познавательных задач, требующих поиска новых знаний в литературе, экспериментах, расчетах;
• создание ситуации «незаконченности» мысли;
• побуждение к анализу теоретических и практических вопросов с целью выдвижения и самостоятельного формулирования учебных проблем;
• создание для учащихся ситуаций, которые имеют несколько вариантов решения;
• систематизация предметов, фактов, охватывающих межпредметные связи.
Приведем некоторые примеры постановки проблемного вопроса или задания на уроке.
1) Очень часто используем на уроке цитаты, разносторонне характеризующие то или иное историческое явление , того или иного исторического деятеля.
Так , на уроке «Новый курс» Ф. Рузвельта» ставим задачу : сопоставьте высказывания американцев о «Новом курсе» Ф. Рузвельта.
«Политику Рузвельта можно привести к единому знаменателю только на базе одной гипотезы ... Мистер Рузвельт намерен идти к фашизму» И.Стоун
«Логика , лежащая в основе «нового курса», очевидна: все в большей степени вырисовывается обнаженный кулак капиталистического государства» М.Лернер
«Вы, видите меня впервые, читали в газетах и слушали по радио, что я ... людоед, который вступил в сговор с коммунистами, разрушаю старые традиции» Ф. Рузвельт
Вопрос: Как вы считаете, почему появились столь разные оценки курса Рузвельта? В чем именно заключалось «разрушение старых традиций»? Как оценка политики Рузвельта зависела от политических позиций деятелей, которые ее высказывали ?
2)Задания на установление причинно-следственных связей (таблица: причина – событие – исторические последствия)
3 ) Проблемные задачи вызывают интерес учащихся и дискуссию. Так, на уроке «Нацистская диктатура в Германии» рассматриваем задачи :
• В годы стабилизации (1922-1929) в НСДАП было 27 тыс. членов . В 1930 году на выборах в рейхстаг за нацистов проголосовало 6500000 человек и партия стала одной из крупнейших в Германии. Что повлияло на формирование широкой социальной базы фашистского движения? Кто и почему поддержал его?
• Прочитайте задачу из немецкого учебника по математике для средней школы ( 1939): «Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. Самолет вылетал с полной бомбовым загрузкой и бензобаком (1500 кг топлива) и весил 8 тонн. Когда самолет вернулся из своего крестового похода, он все еще имел 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета»? Ваше мнение о задаче? С чем связано ее появление в школьном учебнике? Какую роль играла пропаганда в становлении и укреплении тоталитарных режимов?
Условия для реализации учебного диалога включают следующее.
Во-первых, признание равенства личностных позиций, открытость и доверие партнеров. В педагогическом общении - это определение активной роли, реального участия ученика в процессе обучения.
Во-вторых, сосредоточение педагога на ученике. Что предполагает не только внимание к нему, но и готовность менять свои намерения, свои мысли в соответствии с его реакцией.
В-третьих , общение - диалог связано с открытой позицией, средством реализации которой является персонифицированная манера высказывания («я считаю» , «я думаю»). Иначе происходит формальный обмен информацией.
В-четвертых , полифония взаимодействия и предоставления учителем развивающей помощи учащимся. Полифония в общении - критерий диалогического педагогичного общения , который предусматривает возможность для каждого участника коммуникации изложить свою позицию .
Пятое , создание контакта в педагогическом диалоге
Признаками работы в контакте учителя с учащимися в процессе общения, являются:
• взаимное личностное восприятие учителя и учащихся, открытость в отношениях и откровенность в высказываниях;
• согласие с главными смысловыми положениями взаимодействия;
• наличие эмоционального резонанса;
• сохранение интереса к дальнейшему взаимодействию;
• высокий уровень контакта глаз в беседе;
• согласованность поз, мимики и интонации в диалоге
Создавать учебный диалог на уроке помогают интерактивные упражнения. Например , работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, требующих коллективного мышления . Это - методы «диалог» , «синтез идей» , «общий проект» , «поиск информации» и другие.
Приведем примеры , когда ученики , объединенные в группы , получают задания разного содержания , освещающие проблему с разных сторон.
На уроке «Нацистская диктатура в Германии» учащиеся , объединенные в 4 группы , получают следующие задачи :
Какие исторические альтернативы были в Германии в начале 30- х годов? Почему нацистам удалось захватить власть в стране?
Экономический кризис в Германии 1923-33 годов привел к политическому кризису. Почему этого не произошло в США и Великобритании ?
Почему , на ваш взгляд , Гитлеру не удалось прийти к власти в 1923г., когда была попытка захвата власти в Мюнхене ?
Почему , на ваш взгляд , нацистский режим делал ставку на молодежь? В чем был феномен Гитлера? Почему в наше время у него все еще есть поклонники?
Метод «Займи позицию»
-
Прочтите несколько мнений о личности и деятельности Н.Хрущева:
-
«Это был малограмотный человек, волею судьбы вознесенный на вершину власти. Его руки были по локти в крови. Осуждая Сталина, он хотел избежать собственной ответственности»
-
«Хрущев пытался преодолеть пропасть, не ведая на какой берег собирался прыгать»
-
«Н.Хрущев, по существу, первым осознал необходимость назревших в обществе перемен и возглавил эту работу»
-
«Пройдет совсем немного времени – забудется и Манеж, и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди»
-
«Отец сформировался как политический деятель в обстановке того времени, о котором мы вспоминаем с горечью. И сам он, и все его учителя знали только одну форму взаимоотношений – командно-административную. В этом, на мой взгляд, величайшее несчастье и противоречие в жизни отца» (сын – С.Н.Хрущев)
-
«Историческая заслуга Н.С.Хрущева заключалась прежде всего в разоблачении культа личности Сталина»
-
Выберите два наиболее, на ваш взгляд, точных высказываний. Аргументируйте свой выбор.
-
ХХ съезд КПСС оказал огромное влияние на сознание и умонастроения людей, на развитие общественной жизни в целом. Вот некоторые высказывания современников:
-
«Мне кажется, самый крупный шаг в самосознании мы сделали в 1956 г.»
-
«Причиной всех наших бед стал ХХ съезд КПСС. Н.Хрущев дискредитировал нашу партию, нашу историю»
-
Встаньте на позицию одного из высказываний и аргументировано поддержите его.
Проблемные эпиграфы к урокам
Маршалл Фош «Это не мир. Это - перемирие на 20 лет»
Ф. Рузвельт «В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано»
Ф. Рузвельт «Голодные безработные люди — это кадры для диктатуры»
У. Черчилль «Все понимают, что демократия не является совершенной. Правильно было сказано, что демократия — наихудшая форма правления,..но ничего лучшего человечество не придумало».
Таким образом, проблемное обучение на уроке истории является эффективным методом организации творческого учебного диалога.
Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. Ф.Рузвельт
Использованы источники:
-
Калошин В.Ф. Развитие творчества учащихся. Методическое пособие. - К.: 2008.-111с.
-
Марченко О.Г. Формирование критического мышления школьников. - Х.: Изд. «Основа», 2007.-160 с.
-
Островский В.В. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории.- Х.: Изд. «Основа», 2005.- 128 с.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории: написание исторического сочинения
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания (ФГОС)
- Преподавание истории в контексте реализации культурно-исторического стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.