Обобщение изученного по теме"Причастие"
-
«Обобщение изученного по теме «Причастие»
-
Силинская Ольга Александровна
-
1 категория
-
7 класс
-
45 минут
-
Урок + презентация
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цель: создать условия для проведения диагностики и коррекции знаний и умений по теме.
Задачи:
Обучающие:
1)обобщить изученный материал по причастию:
2) закрепить знание теоретического материала;
3) повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием;
4) развивать умение правильно употреблять причастия в речи;
Развивающие:
1) создать условия для развития устной монологической речи, умения сравнивать, делать выводы и обобщения,
2) создать условия для развития коммуникативной компетенции.
Воспитательные: воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Формирование УУД:
1) Личностные УУД:
а) Самоопределение (мотивация учения);
2) Регулятивные УУД:
а) Целеполагание. (Постановка учебной задачи);
б) Регулятивные УУД: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
3) Познавательные УУД:
а) Формулирование познавательной цели;
б) Общеучебные: (Рефлексия).
в) Логические: - анализ с целью выделения признаков.
-выбор оснований и критериев для сравнения
-доказательство
4) Коммуникативные УУД: Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);
умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Методы: аналитико-синтетический, частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point, раздаточный материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Постановка учебной проблемы: формулирование темы урока с мотивирующим приемом (прием – «яркое пятно») |
Чтение отрывка из стихотворения Владимира Солоухина «Здравствуйте!» - Здравствуйте! – ул, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. - Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? – Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Слова на слайде: Дума..щий, игр..вший, напис..нный, слыш..мый. -Что объединяет все эти слова? (это причастия) Слайд с правилами. - Сформулируйте тему нашего урока. Определите цель. - Какие учебные задачи мы перед собой поставим? Перед вами технологические карты, с помощью которых мы и будем посещать странички нашего виртуального путешествия по теме «Причастие». Повторять причастие мы будем путешествуя. В технологических картах поставьте ту оценку, на которую вы знаете тему «Причастие». Чтение стихотворения . Загадка. Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков.) -Что это? - Что такое причастие? -Хорошо, дружно справились с заданием.
|
Подготовка класса к уроку. Прослушивание стихотворения. Смотрят на слайд, отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, определяют цель, ставят учебные задачи. Цель: повторение и обобщение материала по теме «Причастие» Задачи: 1)вспомнить определение причастия, морфологические признаки, виды и суффиксы причастий; 2) находить причастный оборот и определять его границы; 3) повторить орфограммы, связанные с изучением причастий (правописание гласных в суффиксах причастий, н-нн, не с причастиями); 4)оценить свою работу. Ставят прогностическую оценку. Дают определение причастия. |
Личностные УУД: Самоопределение (мотивация учения). Личностные: Действия смыслообразования, умение вести диалог на основе равноправных отношений; Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата, выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению; Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: Логические - анализ объекта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Повторение теоретических сведений о причастии. |
Чтобы представить причастие, нам понадобится заполнить анкету-тест. Давайте с вами вспомним и запишем биографические данные причастия. В вашей технологической карте кроссворд. Если вы ответите правильно, то по вертикали от цифры 7 вы прочтёте название изучаемой части речи.
- Какую задачу будем решать?
-Предлагаю выполнить задание самостоятельно.
Проверим работу.
Рефлексия. Были ли у кого-нибудь затруднения в ответах? Оцените себя и поставьте первую оценку в технологической карте. -По какому критерию себя оценим? |
Задание1. Кроссворд По горизонтали: 1, 2 – часть речи, признаки которой имеет причастие 3, 4– признаки глагола у причастия 5 6, 7 – признаки прилагательного у причастия. 8 – как называется слово, к которому относится причастие? 9 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие? 10 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета? 11 – какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные?
Выполняют задание, проверяют и оценивают свою работу. Выставляют оценку в технологическую карту. |
Личностные: Действия смыслообразования, самооценка. Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Работа в паре. |
Предложение на слайде. Ярко зеленели посевы, охваченные утренним солнцем.
- Каким будет следующее задание? Какую задачу будем решать? Вспомним алгоритм выполнения задания. В технологических картах даны 3 предложения. Прочитайте их, все ли слова в предложениях вам понятны?
-Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения работы друг друга. Оцените работу товарища. – Какие задачи вы сейчас решали? |
Формулируют задание, вспоминают алгоритм выполнения задания. Алгоритм: (вывести на слайд) 1.Читаем предложение. 2. Находим причастие. 3. Находим определяемое слово. 4. Смотрим, можно ли задать вопрос от причастия к другим словам. 5.Проверяем, где стоит определяемое слово по отношению к причастному обороту. 6. Расставляем знаки препинания (если нужно). 1)Около дома был сад, одичавший и заросший травой и бурьяном. (бурьян – крупностебельная сорная трава). 2)Ели цветут красными свечами и пылят желтой мучицей. (мучица – мука) 3) С отдаленного от поместья хутора чуть слышно донесся крик птиц. (поместье – земельное владение, хутор – малый населенный пункт) Работа в паре. Выполняют работу, меняются картами и проверяют работу у соседа по парте. Оценивают товарища. |
Личностные: оценка учебной деятельности сверстников; Регулятивные: Планирование, контроль, оценка. Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Коммуникативные: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа в парах сменного состава. |
Посмотрите на слайд.
Жаре(н,нн)ый картофель, написа(н,нн)ая работа, купле(н,нн)ый билет, (не)решенная задача, (не) выученный вовремя урок, ране(н,нн)ый в руку боец.
- Какую следующую задачу мы будем выполнять? Расскажите правило. Алгоритм выполнения задания.
-Какую задачу мы решали на данном этапе? Рефлексия. С какими трудностями вы столкнулись?
|
Формулируют задание, вспоминают алгоритм выполнения задания. Алгоритм: (вывести на слайд) 1.Прочитать словосочетание. 2. Вспомнить правило. Отвечают на вопросы. Рассказывают правила «Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных», «Не с причастиями». Вставить н или нн: Жаре..ая рыба, пережаре..ая рыба, жаре..ая на сковородке рыба , гости обрадова..ы; ране..ый воин , ране..ый в ногу воин , изране..ый воин , булавка украде..а, купле..ая кофта, маринова..ые огурцы, краше..ые стены , письмо подброше..о.
Не - слитно или раздельно: (Не)разгаданная тайна, (не)подписанный директором договор, дом (не) построен, (не)навидящий взгляд, (не) законченное, а начатое собрание, (не) увядший еще цветок, (не)греющее солнце, ( не)доумевающий человек, письмо (не) отправлено. Проверяют и оценивают себя, поставив оценку в технологическую карту. |
Личностные: Умение вести диалог на основе равноправных отношений; самооценка ; взаимооценка. Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: Анализ объектов, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Работа в группах. Исследовательская работа. 6. Итоги |
Настало время показать свои знания при выполнении заданий в группах. - Почему будем работать в группах?
Проверка работы коллективно, оценивание.
Посмотрите на свои результаты выполнения заданий, выведите среднюю оценку, сделайте вывод о том, над чем нужно поработать. |
Работают в группе. Лес осенью. Помните, каким был лес весной и летом? Теперь он, застывш..й в какой-то таинственной тиши, стоит перед нами. Зеленеют ели тяжело распуст..вш..е свои ветки. Кругом видны черн..ющие берёзы и осины лишё(н,нн)ые листвы. Возвыша..щ..еся кое-где сосны выделяются (буро) красными стволами и раскидистой длинной хвоей. От деревьев освещё(н,нн)ых косыми холодными лучами ложатся длинные тени. ( по С.Огнёву) Вопросы к тексту:
1. Сколько всего причастных оборотов в тексте? (5) 2. Сколько всего обособленных причастных оборотов?(4) 3. Сколько страдательных причастий?(2) 4. Сколько причастий совершенного вида? 5.Определить тип речи (описание). 6.Стиль речи (книжный, художественной литературы). Проверяют и оценивают себя, поставив оценку в технологическую карту. Итоги. Выводят среднюю оценку, делают выводы. |
Личностные: формирование потребности в самовыражении; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выполнение задания исследовательского характера; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия. |
– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять правильное написание причастий; правильно выделять на письме причастные обороты.) – Какие решили? (Научились правильно писать причастия; находить причастные обороты и расставлять знаки препинания.) – Можете вы сказать, что научились?(Нет) – Значит, есть необходимость взять эту задачу на следующий урок и продолжить над ней работать? (Да.)
|
Отвечают на вопросы. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. |
Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания. Красная карточка - «5» Синяя карточка - «4» Желтая карточка - «3» – Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание какого уровня выбрал для себя каждый из вас. |
Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить.
1 уровень (Сл) Спишите, вставив одну или две буквы Н.
Волосы гладко причёса(н, нн)ы; увлечё(н,нн)ый идеей; провере(н,-нн)ая работа; отреза(н,нн)ый ломоть; стал изреза(н,нн); хорошо выпече(н,нн)ый хлеб; писа(н,нн)ая масляными красками картина;прессова(н,нн)ый картон; кабинет, оборудова(н,нн}ый по последнему слову техники.
Составьте с любым из словосочетаний предложение, запишите его, выделите грамматическую основу. 2 уровень (СР)
Дождливое лето Ни тучки нет на небосклоне, Но крик петуший — бури весть, И в дальнем колокольном звоне Как будто слезы неба есть. Покрыты слёгшими травами Не зыблют колоса поля, И, пресыщенная дождями, Не верим солнышку земля. Под кровлей влажной и раскрытой Печально праздное житьё. Серпа с косой, давно отбитой, В углу тускнеет лезвие. (А.А. Фет)
Урок 45 (7класс
3 уровень. (С)
Вдоль берега Бездны, у самой воды, в щеточных зарослях розового кипрея играют в догонялки две белые бабочки. Наконец — то они вспомнили о недоеденном капустном листе и покувыркались в ближайший огород. Теперь я стал разглядывать сам кипрей. Зачем он вылез из крапивной гущи всем напоказ? Придут купальщики сорвут цветы для украшения песочного городка или, не донеся до дому, выбросят их повянувшими на дорогу. Вижу, как на торчащем среди воды пне оставшемся после весеннего половодья тоже растёт высокий, огненный куст кипрея. Каким образам оказались здесь те заросли, что вышли на берег? Уж не родственники они друг другу? Тут вспомнились мне слова: «Если бы дети так любили своих родителей, как родители детей, то не было бы расставания между ними». (Ф. Нестеров) Выполните письменно задания:
|
Личностные: действия смыслообразования. Регулятивные: делают выбор. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Выявление эмоционального состояния. Рефлексия. |
– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами «Древо знаний» и плоды знаний. Подумайте и решите:
– Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились) – Есть повод для радости? (Да.) – Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы! – Урок закончен. Спасибо всем за работу. До свидания. |
Подходят, прикрепляют яблоки на дерево.
|
Личностные: оценивание результата учебной деятельности, Регулятивные: делают выбор. |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
С уважением, Дулатова Н.И.
Силинская О.