Программа внеурочной деятельности "Страна Картонная"
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТРАНА КАРТОННАЯ»
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Автор-составитель:
Телякова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда. У обучающихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Цель программы: развивать творческие способности младших школьников, эстетический вкус, умение воплощать в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
-
развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
-
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа рассчитана на обучающихся 8-10 лет. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физкультминутки.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 10 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение младшими школьниками элементарными приемами ручной работы.
При реализации программы «Страна Картонная» создаются условия для воспитания:
-
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
-
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов).
В процессе проведения занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, самостоятельная работа, коллективная работа, конкурсы и другие.
А также
различные методы:
Методы,
в
основе которых лежит способ организации
занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
-
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-
групповой – организация работы в группах;
-
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
-
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
-
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
-
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
-
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
знать
-
основные геометрические понятия;
-
условные обозначения к схемам;
-
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
-
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-
способы разметки: сгибанием;
-
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
-
виды отделки: раскрашиванием, аппликационной, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
-
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
-
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
-
различным приемам работы с бумагой;
-
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Всего часов |
|
теория |
практика |
|||
|
Вводная беседа – 1 час |
|||
1 |
Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. |
1 |
|
1 |
Аппликация и моделирование – 17 часов |
||||
2-3 |
Обрывная аппликация. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Котенок». |
1 |
1 |
2 |
4 |
Аппликация из природных материалов на картоне «Птица». |
0,5 |
0,5 |
1 |
5-6 |
Аппликация из ткани на картоне «Колобок». |
1 |
1 |
2 |
7-8 |
Прорезная аппликация «Овощи с нашей грядки» |
1 |
1 |
2 |
9-10 |
Аппликация из птичьих перьев на картоне «Сова» |
1 |
1 |
2 |
11 |
Аппликация из природного материала (яичная скорлупа) «Лебедь». |
0,5 |
0,5 |
1 |
12 |
Мозаика из ватных комочков на цветном картоне «Первый снег». |
0,5 |
0,5 |
1 |
13-14 |
Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц и лисица. |
1 |
1 |
2 |
15-16 |
Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей. |
1 |
1 |
2 |
17-18 |
Моделирование из гофрированной бумаги «Роза – королева цветов». |
1 |
1 |
2 |
Работа с пластическими материалами на бумаге - 8 часов |
||||
19-20 |
Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей). |
1 |
1 |
2 |
21-22 |
Выпуклая аппликация из пластилина «Аквариум». |
|
2 |
2 |
23-24 |
Выпуклая аппликация из пластилина «Одуванчики». |
|
2 |
2 |
25-26 |
Аппликация из пластилина «Грибы в нашем лесу». |
|
2 |
2 |
Игрушки из картона с подвижными деталями - 8 часов. |
||||
27-28 |
Подвижная игрушка «Клюющие цыплята». |
1 |
1 |
2 |
29-30 |
Подвижная игрушка «Белочки с орешками». |
|
2 |
2 |
31-32 |
Подвижная игрушка «Голодный Топтыжка». |
|
2 |
2 |
Аппликация из текстильных материалов – 2 часа. |
||||
33-34 |
Аппликация из нарезанных ниток «Собачка». |
0,5 |
1,5 |
2 |
Оформление выставочных работ – 1 час. |
||||
35 |
«Чему мы научились за год». Выставка поделок. |
|
1 |
1 |
Содержание программы
Вводная беседа – 1 час.
Тема. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги.- 1 час.
Содержание. Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности. Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств бумаги и картона.
Аппликация и моделирование – 17 часов.
Тема. Обрывная аппликация. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Котенок».- 2 часа.
Содержание. Знакомство с техникой обрывной аппликации. Беседа о домашних животных. Изготовление аппликации из обрывных кусочков бумаги «Котенок».
Тема. Аппликация из природных материалов на картоне «Птица». – 1 час.
Содержание. Работа с природными материалами (Сухие листья, цветы)
Тема. Аппликация из ткани на картоне «Колобок».- 2 часа.
Содержание. Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью.
Тема. Прорезная аппликация «Овощи с нашей грядки». – 2 часа.
Содержание. Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов.
Тема. Аппликация из птичьих перьев на картоне «Сова» - 2 часа.
Содержание. Знакомство с приёмами работы с перьями на бархатной бумаге. Беседа о птицах нашей страны.
Тема. Аппликация из природного материала (яичная скорлупа) «Лебедь». – 1 час.
Содержание. Знакомство с приёмами работы с яичной скорлупой на цветном картоне.
Тема. Мозаика из ватных комочков на цветном картоне «Первый снег». – 1 час.
Содержание. Работа с ватными комочками на цветном картоне.
Тема. Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц и лисица. – 2 часа.
Содержание. Использование геометрических фигур в аппликации. Беседа о диких животных нашего края.
Тема. Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей.- 2 часа.
Содержание. Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи родного края».
Тема. Моделирование из гофрированной бумаги «Роза – королева цветов».- 2 часа.
Содержание. Знакомство с приёмами вырезания, растягивания, скручивания гофрированной бумаги. Беседа «Роза-королева цветов» о разнообразии видов роз.
Работа с пластическими материалами на бумаге - 8 часов.
Тема. Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей). – 2 часа.
Содержание. Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация фотографий «Фрукты нашего края». Составление композиции из фруктов.
Тема. Выпуклая аппликация из пластилина «Аквариум».- 2 часа.
Содержание. Формирование приёмов скатывания и прищипывания пластилина. Беседа, наблюдение и демонстрация слайдов «Аквариумные рыбки».
Тема. Выпуклая аппликация из пластилина «Одуванчики».
Содержание. Формирование приёмов скручивания пластилина в различных направлениях. Беседа и демонстрация слайдов «Одуванчики».
Тема. Аппликация из пластилина «Грибы в нашем лесу». – 2 часа.
Содержание. Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса».
Игрушки из картона с подвижными деталями - 6 часов.
Тема. Подвижная игрушка «Клюющие цыплята».- 2 часа.
Содержание. Знакомство с новым видом работы с картоном и проволокой – игрушки с подвижными частями.
Тема. Подвижная игрушка «Белочки с орешками».- 2 часа.
Содержание. Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки.
Тема. Подвижная игрушка «Голодный Топтыжка». – 2 часа.
Содержание. Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки.
Тема. Аппликация из нарезанных ниток «Собачка».- 2 часа.
Содержание. Знакомство с новым видом работы - аппликация из цветных шерстяных ниток.
Оформление выставочных работ – 1 час.
Тема. «Чему мы научились за год». Выставка поделок – 1 час.
Содержание. Диагностика по итогам года. Выставка.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса имеются следующие принадлежности:
-
оборудование (компьютер, принтер, сканер, проектор);
-
видео-, аудиоматериалы (звуковые файлы «звуки природ», детские песни);
-
печатные пособия (фотографии животных, птиц, растений, грибов, пейзажи).
Занятия проводятся учителем начальных классов или педагогом дополнительного образования, обладающий достаточным опытом работы с детьми.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды контроля |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вводная беседа – 1 час. |
|||||||
1 |
Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. |
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопаснос-ти. Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств бумаги и картона. |
1 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой |
|
|
Аппликация и моделирование – 17 часов |
|||||||
2-3 |
Обрывная аппликация. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Котенок». |
Знакомство с техникой обрывной аппликации. Беседа о домашних животных. Изготовление аппликации из обрывных кусочков бумаги «Котенок». |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с бумагой (журнальной, цветной, тетрадной, картоном), клеем. |
Выставка |
|
4 |
Аппликация из природных материалов на картоне «Птица». |
Работа с природными материалами (сухие листья, цветы) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа м природным материалом (сухие листья, цветы), клеем |
Выставка |
|
5-6 |
Аппликация из ткани на картоне «Колобок». |
Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с накрахмаленной тканью, картоном, клеем. |
Выставка |
|
7-8 |
Прорезная аппликация «Овощи с нашей грядки». |
Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с картоном, клеем, различными материалами (ткань, цветная бумага, бархатная бумага). |
Выставка |
|
9-10 |
Аппликация из птичьих перьев на картоне «Сова». |
Знакомство с приёмами работы с перьями на бархатной бумаге. Беседа о птицах нашей страны. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный, исследовательский методы. |
Работа с бархатной бумагой, перьями птиц, клеем. |
Выставка |
|
11 |
Аппликация из природного материала (яичная скорлупа) «Лебедь». |
Знакомство с приёмами работы с яичной скорлупой на цветном картоне. |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с цветным картоном, клеем, яичной скорлупой. |
Выставка |
|
12 |
Мозаика из ватных комочков на цветном картоне «Первый снег». |
Работа с ватными комочками на цветном картоне. |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с цветным картоном, клеем, ватой |
Выставка |
|
13-14 |
Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц и лисица. |
Использование геометрических фигур в аппликации. Беседа о диких животных нашего края. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный, исследовательский методы. |
Работа с цветной бумагой, клеем и картоном. |
Выставка |
|
15-16 |
Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей. |
Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи родного края» |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с цветной бумагой, клеем и картоном |
Выставка |
|
17-18 |
Моделирование из гофрированной бумаги «Роза – королева цветов». |
Знакомство с приёмами вырезания, растягивания, скручивания гофрированной бумаги. Беседа «Роза-королева цветов» о разнообразии видов роз. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с гофрированной бумагой |
Выставка |
|
Работа с пластическими материалами на бумаге - 8 часов. |
|||||||
19-20 |
Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей). |
Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация фотографий «Фрукты нашего края». Составление композиции из фруктов. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с картоном и пластилином. |
Выставка |
|
21-22 |
Выпуклая аппликация из пластилина «Аквариум». |
Формирование приёмов скатывания и прищипывания пластилина. Беседа, наблюдение и демонстрация слайдов «Аквариумные рыбки» |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный, исследовательский методы. |
Работа с картоном и пластилином |
Выставка. |
Выполняется общая композиция |
23-24 |
Выпуклая аппликация из пластилина «Одуванчики». |
Формирование приёмов скручивания пластилина в различных направлениях. Беседа и демонстрация слайдов «Одуванчики». |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с картоном и пластилином |
Выставка |
|
25-26 |
Аппликация из пластилина «Грибы в нашем лесу». |
Отработка приёмов рисования пластилином. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса». |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с картоном и пластилином |
Выставка |
|
27-28 |
Подвижная игрушка «Клюющие цыплята». |
Знакомство с новым видом работы с картоном и проволокой –игрушки с подвижными частями. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с картоном, цветной бумагой, шилом, проволокой. |
Выставка |
|
29-30 |
Подвижная игрушка «Белочки с орешками». |
Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с картоном, цветной бумагой, шилом, проволокой. |
Выставка |
|
31-32 |
Подвижная игрушка «Голодный Топтыжка». |
Отработка приемов работы с картоном и проволокой при изготовлении подвижной игрушки. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с картоном, цветной бумагой, шилом, проволокой. |
Выставка |
|
33-34 |
Аппликация из нарезанных ниток «Собачка». |
Знакомство с новым видом работы - аппликация из цветных шерстяных ниток. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
Работа с нарезанными нитками, картоном, клеем. |
Выставка |
|
35 |
Оформление выставочных работ – 1 час. |
Диагностика по итогам года. Выставка. |
2 |
Практическое занятие. Практический и репродуктив ный методы. |
|
|
|
Список литературы
Для учителя:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
Для обучающихся:
«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.
Интернет – ресурсы для реализации программы
1. http://detkamnazabavu.ru/
3. http://kartonkino.ru/
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»