Авторская программа исследовательского кружка "Любители цветов"
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»
Авторская программа
исследовательского кружка
«Любители цветов»
7 класс
Учитель биологии
Макаренко Виктория Владимировна
Программа исследовательского кружка по биологии
«Любители цветов»
(68 часов)
Пояснительная записка
Программа кружка «Любители цветов» предназначена для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Она позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о многообразии растительного мира, о строении и жизнедеятельности растений. Занятия проводятся параллельно с изучением курса биологии «Растения» и направлены на практическое закрепление полученных на уроках знаний. Программа предусматривает привлечение учащихся к практической работе по выращиванию растений, а также к исследовательской деятельности через наблюдения за жизнью цветочно-декоративных растений.
Цели курса:
-
ознакомление учащихся с особенностями цветочно-декоративных растений;
-
приобретение учащимися практических навыков выращивания цветочно-декоративных растений.
Задачи курса.
Педагогические задачи:
-
создать условия для развития самостоятельного творческого мышления учащихся;
-
способствовать формированию у учащихся потребности сохранять и защищать окружающий мир.
Обучающие задачи:
-
углубить знания, получаемые учащимися при изучении курса биологии «Растения»;
-
дать учащимся практические умения по выращиванию цветочно-декоративных растений;
-
учить наблюдать за растениями и фиксировать отклонения в развитии растений;
-
формировать умения украшать жилище человека комнатными растениями;
-
формировать умения работать с литературными и интернет-источниками.
Развивающие задачи:
-
развивать наблюдательность учащихся;
-
развивать творческие способности учащихся;
-
развивать у учащихся аккуратность в работе.
Коррекционные задачи:
-
развивать у учащихся творческое мышление;
-
повышать уровень представлений учащихся об окружающем мире;
-
обогащать речь учащихся, расширять активный словарь;
-
формировать навыки самоорганизации учащихся.
Воспитательные задачи:
-
воспитывать бережное отношение к растениям;
-
воспитывать интерес к изучению растительного мира.
Формы и методы обучения.
-
теоретические занятия;
-
практические работы;
-
самостоятельная работа;
-
творческие работы;
-
проектная деятельность.
Программа учитывает сезонность работ по выращиванию растений. Порядок выполнения практических работ может изменяться в зависимости от климатических и погодных условий. В ходе выполнения занятий учащиеся приобретают теоретические знания об особенностях выращивания, размножения цветочно-декоративных растений, уходе за растениями. Затем закрепляют полученные знания при выполнении практических работ. У учащихся развиваются навыки самостоятельной трудовой деятельности, формируются навыки самоорганизации и самоконтроля.
В ходе обучения предусмотрено выполнение ученических проектов «Создание мини-садика» и «Легенды о цветах». Раздел «Занимательное цветоводство» призван привлечь внимание учащихся к изучению растений. Он также способствует развитию любознательности, умения самостоятельно находить информацию в литературе, работать с интернетом.
Реализация программы предусматривает наличие учебного кабинета, учебного участка.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
-
наиболее распространенные однолетние, двулетние, многолетние цветочно-декоративные растения;
-
способы размножения цветочно-декоративных растений;
-
простейшие приемы агротехники при выращивании растений открытого и защищенного грунта.
Учащиеся должны уметь:
-
произвести посев семян в открытый грунт и на рассаду;
-
правильно ухаживать за всходами растений;
-
черенковать растения;
-
делить и пересаживать многолетние растения;
-
применять простейшие приемы агротехники при выращивании цветочно-декоративных растений;
-
определять признаки неблагополучия в развитии растений;
-
составлять букеты согласно правилам.
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Ознакомление с планом работы кружка.
Растения дикорастущие и культурные. Ассортимент культурных растений, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве.
Практическая работа. Изучение видового состава растений, выращиваемых на школьном участке.
2. Выращивание цветочно-декоративных растений открытого грунта (20 часов)
Однолетние цветочно-декоративные растения. Особенности использования. Семена однолетних культур. Правила хранения семян.
Практическая работа. Подготовка бумажных пакетов для хранения семян.
Практическая работа. Сбор в пакеты семян однолетних культур ( петуния, цинния, ипомея и др.).
Многолетние цветочно-декоративные растения. Особенности использования. Преимущества перед однолетниками. Многолетние кустарники. Особенности зимовки различных видов многолетников.
Практическая работа. Пересадка многолетних растений, не зимующих в открытом грунте, для выращивания в комнатных условиях.
Практическая работа. Осенняя посадка луковичных растений.
Практическая работа. Выкапывание и закладка на хранение клубней георгинов.
Практическая работа. Обрезка кустов многолетних растений (многолетняя астра, хризантема).
Практическая работа. Подготовка кустов роз к зиме.
3. Выращивание комнатных растений (16 часов)
Биологические особенности комнатных цветочно-декоративных растений. Их значение для человека. Происхождение комнатных растений. Декоративно-лиственные растения. Декоративно-цветущие растения. Уход за комнатными растениями. Вредители и болезни комнатных растений. Размножение комнатных растений. Мини-садики: садик в аквариуме, садик из растений-суккулентов, садик из кактусов.
Практическая работа. Изучение видового состава комнатных растений.
Практическая работа. Паспортизация комнатных растений.
Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями.
Практическая работа. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями.
Практическая работа. Ученический проект. Изготовление мини-садика.
4. Занимательное цветоводство (8 часов)
Цветы в сказках, легендах. Декоративные растения в творчестве художников. Изготовление цветов из бумаги, ткани. Аранжировка растений. Правила составления букетов.
Практическая работа. Составление кроссворда о цветах.
Практическая работа. Изготовление цветов из бумаги.
Самостоятельная внеклассная работа. Ученический проект. Легенды о цветах.
5. Посев цветочно-декоративных растений (8 часов)
Размножение растений семенами. Выращивание растений через рассаду. Подготовка семян к посеву. Особенности посева семян разного размера. Грунт и емкости для посева семян. Использование торфяных горшочков и таблеток.
Практическая работа. Подготовка емкостей и грунта для посева семян.
Практическая работа. Посев семян однолетников открытого грунта (петунии, вербены, пеларгонии).
Практическая работа. Уход за посевами.
6. Вегетативное размножение растений (4 часа)
Способы вегетативного размножения растений.
Практическая работа. Вегетативное размножение многолетних растений.
7. Весенние работы на школьном участке (8 часов)
Посев семян однолетников в открытый грунт. Высадка рассады однолетников. Высадка черенков многолетних растений. Уход за посадками.
Практическая работа. Посев семян бархатцев, астры однолетней.
Практическая работа. Высадка рассады петунии.
Практическая работа. Высадка рассады вербены, пеларгонии.
8. Подведение итогов работы кружка (2 часа)
Итоговая конференция учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание занятия |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие |
2 |
1.1 |
Ознакомление с планом работы кружка. Растения дикорастущие и культурные. Ассортимент культурных растений, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве |
1 |
1.2 |
Практическая работа. Изучение видового состава растений, выращиваемых на школьном участке |
1 |
2. |
Выращивание цветочно-декоративных растений открытого грунта |
20 |
2.1 |
Однолетние цветочно-декоративные растения. Особенности использования. Семена однолетних культур. Правила хранения семян |
1 |
2.2 |
Практическая работа. Подготовка бумажных пакетов для хранения семян |
1 |
2.3 |
Практическая работа. Сбор в пакеты семян однолетних культур ( петуния, цинния, ипомея и др.) |
2 |
2.4 |
Многолетние цветочно-декоративные растения. Особенности использования. Преимущества перед однолетниками |
1 |
2.5 |
Многолетние кустарники. Особенности зимовки различных видов многолетников. |
1 |
2.6 |
Практическая работа. Пересадка многолетних растений, не зимующих в открытом грунте, для выращивания в комнатных условиях |
4 |
2.7 |
Практическая работа. Осенняя посадка луковичных растений |
4 |
2.8 |
Практическая работа. Выкапывание и закладка на хранение клубней георгинов |
2 |
2.9 |
Практическая работа. Обрезка кустов многолетних растений (многолетняя астра, хризантема) |
2 |
2.10 |
Практическая работа. Подготовка кустов роз к зиме |
2 |
3. |
Выращивание комнатных растений |
16 |
3.1 |
Биологические особенности комнатных цветочно-декоративных растений. Их значение для человека |
1 |
3.2 |
Происхождение комнатных растений |
1 |
3.3 |
Декоративно-лиственные растения |
1 |
3.4 |
Декоративно-цветущие растения |
1 |
3.5 |
Уход за комнатными растениями |
1 |
3.6 |
Вредители и болезни комнатных растений |
1 |
3.7 |
Размножение комнатных растений |
1 |
3.8 |
Мини-садики: садик в аквариуме, садик из суккулентов, садик из кактусов |
1 |
3.9 |
Практическая работа. Изучение видового состава комнатных растений |
1 |
3.10 |
Практическая работа. Паспортизация комнатных растений |
1 |
3.11 |
Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями |
2 |
3.12 |
Практическая работа. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями |
2 |
3.13 |
Практическая работа. Изготовление мини-садика |
2 |
4. |
Занимательное цветоводство |
8 |
4.1 |
Цветы в сказках, легендах |
2 |
4.2 |
Декоративные растения в творчестве художников. Изготовление цветов из бумаги, ткани |
1 |
4.3 |
Аранжировка растений. Правила составления букетов |
1 |
4.4 |
Практическая работа. Составление кроссворда о цветах |
2 |
4.5 |
Практическая работа. Изготовление цветов из бумаги |
2 |
5. |
Посев цветочно-декоративных растений |
8 |
5.1 |
Размножение растений семенами. Выращивание растений через рассаду |
1 |
5.2 |
Подготовка семян к посеву. Особенности посева семян разного размера |
1 |
5.3 |
Грунт и емкости для посева семян. Использование торфяных горшочков и таблеток |
1 |
5.4 |
Практическая работа. Подготовка емкостей и грунта для посева семян |
1 |
5.5 |
Практическая работа. Посев семян однолетников открытого грунта (петунии, вербены, пеларгонии) |
2 |
5.6 |
Практическая работа. Уход за посевами |
2 |
6. |
Вегетативное размножение растений |
4 |
6.1 |
Способы вегетативного размножения растений |
1 |
6.2 |
Практическая работа. Вегетативное размножение многолетних растений |
3 |
7. |
Весенние работы на школьном участке |
8 |
7.1 |
Посев семян однолетников в открытый грунт. Высадка рассады однолетников |
2 |
7.2 |
Высадка черенков многолетних растений. Уход за посадками |
2 |
7.3 |
Практическая работа. Посев семян бархатцев, астры однолетней |
1 |
7.4 |
Практическая работа. Высадка рассады петунии |
1 |
7.5 |
Практическая работа. Высадка рассады вербены, пеларгонии |
2 |
8. |
Подведение итогов работы кружка |
2 |
8.1 |
Итоговая конференция учащихся |
2 |
Литература
1. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Москва, 2008
2. Ганичкина О. Любимые цветы. Москва, 2008
3. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. Москва, 1992
4. Литвинская С.А., Тильба А.П., Филимонова Р.Г. Редкие и исчезающие растения Кубани. Краснодар, 1983
5. Лысиков А. Б. Мир цветов. Москва, 2008
6. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений. Москва, 2001
7. Справочник цветовода. Под ред. А.Т. Федорука. Минск, 1985
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»