Откуда ты, имя? Как вас зовут, или Тайна имени
Тип документа: конспект
Целевой возраст: 11 -13 лет, 5-7 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
Урок русского языка в 5 классе
УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Подготовила Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Откуда ты, имя? Как вас зовут, или Тайна имени
Цель:
-
Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;
Задачи:
-
образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
-
развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;
-
воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени.
Оборудование:
-
выставка книг по истории происхождения имен и фамилий;
-
раздаточный материал (тексты стихотворений З.Александровой «Восемь Тань», С.Я. Маршака «В защиту детей»; отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»);
-
макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Опорные слова, выражения:
ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ОТЧЕСТВО, ТАЙНА ИМЕНИ, СОЗДАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ, КЛЯНУСЬ ИМЕНЕМ, ИСПЫТЫВАТЬ ГОРДОСТЬ ЗА СВОЕ ИМЯ.
С именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя:
Давайте вспомним знаменитые сказки английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях. Прочитаем отрывок из сказки:
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
-Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.
-
Догадались ли вы, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об имени человека, о его фамилии, как человек должен догадаться, что обращаются именно к нему).
-
Запишем тему урока в тетрадях.
-
Лексическая работа. Значение слова «имя».
А) пояснение значения (устно): Имя, фамилия человека служат для различения в каком-либо коллективе знакомых людей или родственников: в семье, в классе, т.е. в узком кругу.
Б) запись в тетрадь:
Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении.
Имя – рекло, нарок, название, назвище, прозвище, прозвание, проименование, кличка.
-
Сообщение учеников о возникновении имен:
А) по тексту А. Угрюмова «О наших именах».
Б) В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качества людей; особенности их характера; поведения, речи; физические достоинства и недостатки. В Древней Руси встречались такие имена, как Неждан (т.е. человек, которого не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень и т.п.
Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Жданов, Большаков, Первухин, Буянов (Буякин), Рябов (Рябиков), Кривошеев, Волков, Котов (Котовский), Орлов, Окунев, Жуков, Ежов, Дубов
и т. п.
-
Самопрезентация. Представление себя.
-
Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей родословной.
-
Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества. Запишите их в тетрадь.
-
Продиктуйте свои данные соседу по парте.
-
Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена мальчиков.
-
-
Беседа.
-
Для чего необходимо имя?
Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».
В разных концах Земли принято клясться своим именем, т. е. убеждать другого в правоте того, о чем говоришь.
Именами (фамилиями) уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое.
-
Приведите подобные примеры из истории родного края (улицы, города, поселка, учреждения). (В нашем поселке одна из улиц носит имя первого космонавта земли Ю.А. Гагарина. В городе Светогорск, что находится в двух километрах от нашего поселка, некоторые улицы названы в честь солдат, которые совершили подвиг, защищая наш край. Это улицы Гарькавого, Коробицына).
-
Запишите 4 – 5 собственных наименований в тетрадь.
-
Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
-
А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
-
А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.
-
Подготовленные сообщения учащихся из книги «Краткий толковый словарь русских имен и фамилий».
-
Занимательная минутка. Игры-загадки:
-
Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
-
Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
-
В каком имени пол Я? (Поля)
-
Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
-
Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
-
Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)
-
Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)
-
Слово учителя:
Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света – Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.
-
Задание: запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая имеется) форме.
-
Работа в парах. Игра «Знаешь ли ты имена своих подруг?» Приложение 2.
-
Лексическая работа.
-
Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).
-
Чтение стихотворения З.Александровой «Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Тань!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
-
Объясните, каким образом это можно сделать? (Надо назвать фамилию девочки).
-
Есть ли в вашем классе среди учащихся тезки? (Два Даниила, два Дмитрия).
-
Зрительный диктант. Спишите текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
-
Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные связи)
-
Лексическая работа. Значение слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя, указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по полному имени.
-
Выбор имени.
А) Слово учителя:
Не всегда, давая ребенку имя, некоторые родители вдумываются в его смысл, знакомы с его значением. Многие молодые мамы и папы стремятся дать своему малышу красивое имя, не имея об этом имени никакого представления.
-
Какие же неудобства могут ожидать детей тех родителей, которые необдуманно подходят к выбору имени?
Б) чтение стихотворения С.Я. Маршака
В защиту детей
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Им похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
-
Обсуждение содержания стихотворения.
Вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.
-
Подведение итога урока.
А) Эмоциональный. Учитель читает стихотворение ингушского поэта Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…»
Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.
Б) Познавательный.
-
Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении).
-
Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия, имя, отчество).
-
Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера, поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались отделять себя от других).
-
Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?
В) Рефлексия. Анкета. Приложение 1.
18. Домашнее задание: (дифференцированное)
А) для сильной группы учащихся: исследовательская деятельность: расспросите родителей, почему вас назвали именно так, а не иначе; выясните, знакомы ли ваши мама и папа с тайной своих и вашего имен; приготовьте презентацию по итогам своего исследования;
Б) для учащихся с небольшой зоной ближайшего развития: то же задание, но с алгоритмом выполнения, без презентации;
В) для учащихся с гипоопекой: карточка с заданиями по типу:
1. Напиши фамилию, имя, отчество твоих родителей; бабушек, дедушек.
2. Допиши отчество девочек по данным мужским именам: Иван, Олег, Максим, Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Василий, Павел.
3. Напиши 10 имен девочек (мальчиков).
Приложение 1. Анкета для учащихся:
-
Что означает твое имя?
-
Есть ли такие же имена в твоем роду, в твоей семье?
-
Какие бы имена ты дал своим детям?
-
Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
(индивидуальные, работа в парах, по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, исследовательская работа).
Приложение 2. Макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Напиши данное имя в полной форме (каждая клеточка соответствует одной букве в имени)
СОНЯ |
|
|
|
|
|
|
||||
ТОНЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИЗА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЯ |
|
|
|
|
|
|
||||
ШУРА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗИНА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РИТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЛЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ПАША |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
НЮРА |
|
|
|
|
|
|||||
ДУНЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
УЛЯ |
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
-
Борисова Ю.С. Все тайны имени.- М.: ООД ТД «Издательство Мир книги», 2010
-
Зубова Е.Н., Титкова Е.В., Щеглова О.А., Кузина Е.В., Ларина О.В., Пивоварова И.А. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. ООО «Дом Славянской книги», 2009
-
Откупшиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008
-
Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний/ Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов.-2-е изд.-М.: Дрофа; Русский язык, 1997
-
Краткий толковый словарь русского языка/Сост. И.Л.Городецкая, Т.Н.Поповцева, М.Н.Судоплатова, Т.А.Фоменко; Под ред. В.В.Розановой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: Рус.яз., 1982
-
Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО,1997
Интернет-ресурсы
-
ru.wikipedia.org
-
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
-
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
-
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
-
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
-
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
-
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
-
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
-
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
-
festival.1september.ru›articles/410246/
-
http://www.groznycity.ru/
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»