Урок истории в 7 классе по теме "Смутное время"
Урок истории в 7 классе
по теме «Смутное время»
-
Автор: учитель истории
МБОУ «Богородская ООШ Новооскольского района Белгородской области» Пожарова Нина Васильевна
Тема урока: Россия в Смутное время.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепить материал по истории Смутного времени в России; научить отслеживать причинно-следственные связи, обобщать полученные знания, делать выводы; развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: карта «Россия в начале XVII века», портреты Ивана Грозного, Федора Иоановича, Бориса Годунова,
Предварительная подготовка: учащиеся получают задание повторить материал по темам «Начало Смуты», «Борьба русского народа против иноземных захватчиков», «Второе ополчение», «Освобождение России».
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы завершаем изучение целой эпохи, получившей название Смуты или Смутного времени. Это было время политической и социальной нестабильности, крестьянских восстаний, войн и иностранной интервенции. Пресеклась правящая династия Рюриковичей. Это привело к политическому кризису, когда национальная независимость и само существование Русского государства оказалось под угрозой. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по данной теме, подведем итоги и сделаем выводы.
II. Задания для закрепления пройденного материала:
1. Давайте вспомним политические, социальные и экономические причины Смутного времени и охарактеризуем каждую из них.
1) Пресечение правящей династии Рюриковичей, династический кризис.
В январе 1598г. Умер бездетный царь Федор Иоанович, а еще раньше , в мае 1591г. , в Угличе при странных обстоятельствах погибает сын Ивана Грозного и Марии Нагой восьмилетний царевич Федор, который при бездетном Федоре считался наследником престола.
2)Разруха и голод вследствие неурожаев и недальновидной политики Ивана Грозного.
К концу правления Ивана Грозного экономика страны пришла в упадок, неудачи в Ливонской войне привели к потере Нарвской гавани, что значительно сократило внешнюю торговлю. 1601-1603годы были неурожайными. В стране начался голод. Цены на хлеб резко подскочили, и он стал недоступен для большинства населения. Лишь в 1604 году собрали урожай, который позволил стабилизировать ситуацию с продовольствием.
3)Усиление политики закрепощения крестьян, увеличение налогового гнета.
Указ о «заповедных летах», запрещавший крестьянам переход от одного хозяина к другому, а также, принятый в 1597г. указ об «урочных летах», который устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян, ухудшили и без того тяжелое положение народа.
4)Рост противоречий между боярами и дворянами.
Бояре претендовали на власть, пытаясь оказывать влияние на царя и не допустить проявления террора и самовластия, который был при Иване Грозном. Они стремились установить боярское правление при «боярском» царе.
2. Викторина «Знаете ли вы?»
-Чье имя принял первый из самозванцев начала XVII в., бывший посадский человек из Мурома, потом холоп Илья Горчаков?
-Какое восстание стало кульминацией «голодных бунтов» 1601-1605гг.?
-Почему польские феодалы поддерживали Г.Отрепьева?
-Почему Лжедмитрий не стал выполнять своего обещания ввести в России католическую веру?
-Как расправились бояре-заговорщики с Лжедмитрием?
-Под именем какого царя выступал Иван Исаевич Болотников?
-Почему у казаков было популярно имя «царевича Дмитрия»?
3. Ответьте на вопросы теста « От Бориса Годунова до освобождения Москвы».
1) Кто избрал Бориса Годунова царем?
а) он был назначен Федором Иоановичем перед смертью;
б) земский собор;
в) Боярская дума.
2) Что такое Юрьев день?
а) день, в который крестьяне могли уйти от своего хозяина после окончания сельскохозяйственных работ и уплаты» пожилого»;
б) день, когда крестьянам прощались все долги и недоимки;
в) день, в который землевладелец отпускал крестьян на заработки.
3) Что такое «Заповедные лета»?
а) ограничение срока сыска беглых крестьян;
б) время голода, свирепствовавшего на Руси в результате неурожаев 1601-1603гг.?
в) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.
4) Кто был первым самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия?
а) Григорий Отрепьев;
б) Иван Болотников;
в) Михаил Молчанов.
5) Что такое «урочные лета»?
а) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.
б) установление срока сыска беглых крестьян;
в) промежуток времени, в течение которого крестьяне и посадские люди, по распоряжению Бориса Годунова освобождались от уплаты податей.
6) В каком году был убит Лжедмитрий I?
а) в июне 1605г.;
б) в мае 1606г.;
в) в мае 1607г.;
7) О ком историк С.М.Соловьев сказал, что он «был не скажем избран, но выкрикнут царем»?
а) о Борисе Годунове;
б) о Лжедмитрии I;
в) о Василии Шуйском.
8) В июле 1610г. о Василий Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть перешла в руки Боярской думы. Кому боярское правительство предложило русский престол?
а) польскому королевичу Владиславу;
б) шведскому принцу Карлу-Филиппу;
в) сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия I I.
9) Кто возглавил первое ополчение?
а) Прокопий Ляпунов;
б) Дмитрий Пожарский;
в) Иван Заруцкий.
10) Кто был инициатором создания второго ополчения?
а) Дмитрий Пожарский;
б) Дмитрий Трубецкой;
в) Кузьма Минин.
4. Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.
Имя |
Характеристика |
1.Царь Иван Федорович |
A) Знатность рода помогла ему овладеть престолом главным образом оттого, что другие надеялись править его именем. Но когда он стал царем, природная неспособность сделала его самым жалким лицом, когда -либо сидевшим на московском престоле. |
2. Борис Годунов |
Б) Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и крайне суеверен. |
3.Василий Иванович Шуйский |
В) Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми общался просто, обходительно, не по-царски. |
4. Лжедмитрий I |
Г) В искусстве политических комбинаций он не знал себе равных. Найдя опору в дворянской массе и среди столичного населения, он без кровопролития сломал сопротивление знати и стал первым «выборным царем». |
5.Лжедмитрий II |
Д) Человек ничтожный и необразованный, без чести и совести, страшный хулитель, пьяница, развратник…не бывает ни на каком богослужении. |
Занесите в таблицу буквы, соответствующие определенному номеру.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
5. Вопросы для устного ответа.
-В октябре 1606г. у Василия Шуйского появился новый противник, называвший себя «воеводой царевича Дмитрия». Кем был этот человек и кто его поддерживал? (Иван Исаевич Болотников, опорой служили беднота и часть дворянства.)
-Почему Лжедмитрия II называли «тушинским вором»? (Резиденцией Лжедмитрия II было село Тушино, слово «вор» обозначало в XVII в. «обманщик».)
-Как звали талантливого полководца, победившего войска Лжедмитрия II и снявшего осаду с Москвы? Какова была его дальнейшая судьба? ( Михаил Скопин-Шуйский внезапно умер в возрасте 23 лет, предположительно был отравлен противниками.)
-Почему Василий Шуйский не поднял народ на борьбу с поляками, а обратился за помощью к Швеции?
-На каком условии русский престол был предложен польскому королевичу Владиславу? Как на это предложение отреагировали поляки?
-Чем грозило России утверждение на русском престоле польской династии?
-Что вам известно о подвиге Ивана Сусанина?
-В январе 1613г. был созван Земский собор, который должен был решить вопрос об избрании нового царя. Перечислите всех кандидатов на русский престол. Кто был избран и почему?
-Перечислите итоги и последствия Смуты. (Итогом Смуты стало экономическое разорение, которое особенно коснулось юго-западных земель Руси. Благодаря героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков была сохранена национальная независимость и государственность, на престоле утверждена русская династия
III. Подведение итогов урока.
Источники:
Учебник для общеобразовательных учреждений «История России. Конец XVI-XVIII век», 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Москва, «Просвещение», 2010 год.
М.Н.Назаренко “История России», 7 класс .Волгоград, «Учитель –АСТ», 2010. г.
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Международный вебинар «Прием и рассмотрение информации и сведений, поступающих из внутренних и внешних источников, о коррупционных правонарушениях в организации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Современные технологии развития физических и когнитивных способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование нитками как нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками»