В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Буквы "О" "А" в корнях - кос- -кас-

Буквы "О" "А" в корнях - кос- -кас-

Галина Цыганенко
Тип материала: Урок
просмотров: 5085
Краткое описание
Тема: Буквы О и А в корне –КОС- и –КАС-
Тип урока: урок усвоения новых знаний
       Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Цель:  познакомиться с правилом правописания корней-кас- - -кос.
Задачи:
Познавательная:
1. Совершенствование умения видеть орфограммы "а" и "о" в корнях кос -    кас.
2. Отработка основных тем языкознания, выводящих к грамотному письму.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
титульный_лист.docx Скачать

колдлн.jpg

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Михайловская СОШ имени Костенко В.Г»














Урок русского языка в 6 классе по теме : « Буквы «О» «А» в корнях -кос- -касс-»







Разработала: учитель русского языка

и литературы Цыганенко Г.И.




2014 г.

урок_1.doc Скачать

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Буквы О и А в корне –КОС- и –КАС-

Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Цель: познакомиться с правилом правописания корней-кас- - -кос.

Задачи:
Познавательная:
1. Совершенствование умения видеть орфограммы "а" и "о" в корнях кос -    кас.
2. Отработка основных тем языкознания, выводящих к грамотному письму.

Развивающая:: вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову;

Воспитательная: воспитание культуры умственного труда
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентацияинтерактивная доска, индивидуальные карточки, учебник Русский язык 6 кл. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова . М.: Просвещение, 2008.

Структура урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IY. Первичное закрепление изученного материала.
V. Физминутка для глаз.
VI. Закрепление знаний.
VII. Проверка знаний.

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

IX. Д/з





ХОД УРОКА

I.Орг.момент. Приветстие. Подготовка учащихся к уроку.

- Добрый день, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку.
Для того чтобы наш урок прошел удачно, давайте создадим себе настроение. Поддержите друг друга доброй улыбкой: я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу.

-По какому предмету всегда можно узнать школьника? (по портфелю) Для чего он служит?
(Слайд 2 ) А сегодня у вас не просто портфель, а «Портфель знаний», который поможет нам раскрыть еще одну тайну страны Правописания.

II. Актуализация знаний.
1)Фронтальная проверка.
- Итак, посмотрим, какие же знания у нас уже имеются в портфеле?
- Что я из него достаю? ( корни -раст –ращ –рос) Как называется эта орфограмма?
(корни с чередующей гласной)
- Каким правилом будем руководствоваться при написании корней?
- Подтвердите ответы примерами из домашней работы. ( Дети читают слова с корнями –раст –ращ –рос-).
(Аналогичная работа с корнями –лаг – лож-)
- В чем заключается загадочность этих корней?
2) Объяснительный диктант.
Проверим ваши знания на практике. Напишем объяснительный диктант: (1ченик у доски) Излагать, предложить, предлагать, предложение, коснуться.
- Какую орфограмму повторили? От чего и как зависит выбор гласной в корнях –лаг –лож-?

III.Введение в новую тему.

Создание проблемной ситуации.
- Какое слово является «лишним»? (коснуться) Какая проблема возникла при написании слова? Выделите в слове корень.
- Можно ли проверить гласную в корне?
- Какова тема нашего урока? ( Дети формулируют тему урока: «Буквы –о –а- в корне –кас –кос-.» (Слайд 3)
- Запишите число, классная работа и тему урока: «Буквы О –А в корнях –КОС-КАС-.»
- Какую гласную выберем для написания слова к(о/а)снуться?
-
Какова цель нашего урока? (дети: узнать, каким правилом будем руководствоваться при написании гласных О-А в корнях–кос –кас-).(Слайд 3)
- Сформулировать задачи урока вам помогут опорные слова: (Слайд 3 )

Познакомиться с……
Учиться правильно писать

(Слайд 4) Анализ примеров.
кОснуться кАсаться
кОснется кАсается
- Рассмотрите примеры, какое значение имеют эти слова? (дотрагиваться до чего-нибудь или кого- нибудь.).
- Почему в одном случае пишется корень –кос, а в другом –кас?
- От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте правило написания корней –кас-кос- (дети делают вывод).
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике.
(Слайд 5 ) - Составьте алгоритм

IV. Первичное закрепление.
а) - А теперь попробуем применить это правило на практике.
(Слайд 7 Работа на интерактивной доске. )

– Какую орфографическую задачу надо решить в этом задании? (Правильно выбрать гласную для написания корней).

Задание: Соединить стрелкой слово с соответствующей буквой (2ученика работают у доски). Остальные выполняют то же самое, только на карточках.
ПРОВЕРКА:
- Докажите правильность своего выбора.

V. Физминутка для глаз.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!

Теперь все вы отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.


б) (Слайд 4 ) – Прочитайте слова и выделите корень (нижняя строка слайда): кОснусь, кОса, (девичья), кОсить (косой)
- Являются ли они однокоренными? Почему? ( имеют разное лексическое значение)
Вывод: при выборе гласной следует учитывать лексическое значение слова.
(Слайд 6 ) Основные значения корня с чередованием –кос – кас-:

  1. Дотрагтваться до чего-нибудь или кого – нибудь;

  2. Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме;

  3. Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

в) (Слайд 8) Игра «Четвертый лишний»
К..саюсь стены рукой,
тебя не к…сается,
бросить к…сой взгляд,
к..снуться вопроса о дисциплине.

- Как выбрать гласную в этих словах? ( В корнях с чередованием необходимо выделить корень и суффикс; а в слове КОСОЙ – выделить корень и подобрать проверочные слова).

г) Выборочный диктант.

- Вы любите сказки?
Я буду читать предложения из известных сказок, а вы-выписывать слова с корнями -кос-кас-в 2 столбика. (1 ученик у доски)
1. Она прикоснулась к платью своей волшебной палочкой, и старое платье её превратилось в пышный наряд. ( «Золушка»)
2. Принцесса быстро схватила веретено и не успела прикоснуться к нему, как предсказание злой волшебницы исполнилось: она уколола палец и упала замертво. («Спящая царевна»)

3. Неподалеку он увидел крестьян, косивших на лугу траву. («Кот в сапогах»)
( Слайд 9) САМОПРОВЕРКА.
Музыкальная физминутка

- Кто автор этих сказок? (Ш.Перро)
- В чем сходство слов? ( Все имеют корень –КОС-)

- В чем различие? ( к слову косившие можно подобрать проверочное слово) –Как называется такая орфограмма?
д) (Слайд 10) Обратите внимание на слайд.

Задание: Соберите в корзину слова с корнем –КАС-, запишите в тетрадь
ПРОВЕРКА. (1 ученик работает на интерактивной доске).


VI. Закрепление знаний.
Чтобы проверить свои знания давайте выполним ТЕСТ (Слайд 11)
- Когда в корнях с чередованием пишется корень –кас-, а когда—кос?



VII. Проверка знаний. (Дифференцированная работа)

(Слайд 12) - Сейчас я предлагаю вам задание для самостоятельной работы.

( разноуровневые задания).
- Выберите то задание, с которым вы хорошо сможете справиться. За первое задание оценка «3», за второе – «4», за третье – «5»

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете удалось ли нам их выполнить?

- Дополните предложения:

(Слайд 13) Я узнал…
Я научился….


IX. Д/з Дифференцированное
1У.
Записать 6 словосочетаний на данное правило.
2У. Записать 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.

3У. Составить текст, содержащий слова на данную орфограмму.

cher.gl.trenazh.ppt Скачать
urok_na_k_s.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос