Буквы "О" "А" в корнях - кос- -кас-
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Цель: познакомиться с правилом правописания корней-кас- - -кос.
Задачи:
Познавательная:
1. Совершенствование умения видеть орфограммы "а" и "о" в корнях кос - кас.
2. Отработка основных тем языкознания, выводящих к грамотному письму.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Михайловская СОШ имени Костенко В.Г»
Урок русского языка в 6 классе по теме : « Буквы «О» «А» в корнях -кос- -касс-»
Разработала: учитель русского языка
и литературы Цыганенко Г.И.
2014 г.
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Буквы О и А в корне –КОС- и –КАС-
Тип
урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная,
индивидуальная
Цель: познакомиться с правилом правописания корней-кас- - -кос.
Задачи:
Познавательная:
1.
Совершенствование умения видеть
орфограммы "а" и "о" в корнях
кос - кас.
2.
Отработка основных тем языкознания,
выводящих к грамотному письму.
Развивающая:: вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову;
Воспитательная:
воспитание культуры умственного
труда
Оборудование:
интерактивная доска, слайдовая
презентация, интерактивная
доска, индивидуальные карточки,
учебник Русский язык 6 кл. Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова . М.:
Просвещение, 2008.
Структура урока:
I.
Орг. момент.
II.
Актуализация знаний.
III. Изучение
нового материала.
IY.
Первичное закрепление изученного
материала.
V.
Физминутка для глаз.
VI.
Закрепление знаний.
VII.
Проверка знаний.
VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.
IX. Д/з
ХОД УРОКА
I.Орг.момент. Приветстие. Подготовка учащихся к уроку.
- Добрый день, ребята. Проверьте все ли
у вас готово к уроку.
Для того чтобы
наш урок прошел удачно, давайте создадим
себе настроение. Поддержите друг друга
доброй улыбкой: я улыбнусь вам, вы
улыбнитесь друг другу.
-По какому предмету всегда можно узнать
школьника? (по портфелю) Для чего он
служит?
(Слайд 2 ) А сегодня у вас
не просто портфель, а «Портфель знаний»,
который поможет нам раскрыть еще одну
тайну страны Правописания.
II.
Актуализация знаний.
1)Фронтальная
проверка.
- Итак, посмотрим, какие
же знания у нас уже имеются в портфеле?
-
Что я из него достаю? ( корни -раст –ращ
–рос) Как называется эта орфограмма?
(корни с чередующей гласной)
- Каким
правилом будем руководствоваться при
написании корней?
- Подтвердите ответы
примерами из домашней работы. ( Дети
читают слова с корнями –раст –ращ
–рос-).
(Аналогичная работа с корнями
–лаг – лож-)
- В чем заключается
загадочность этих корней?
2)
Объяснительный диктант.
Проверим
ваши знания на практике. Напишем
объяснительный диктант: (1ченик у доски)
Излагать, предложить, предлагать,
предложение, коснуться.
- Какую
орфограмму повторили? От чего и как
зависит выбор гласной в корнях –лаг
–лож-?
III.Введение в новую тему.
Создание проблемной
ситуации.
- Какое слово является
«лишним»? (коснуться) Какая проблема
возникла при написании слова? Выделите
в слове корень.
- Можно ли проверить
гласную в корне?
- Какова тема нашего
урока? ( Дети формулируют тему урока:
«Буквы –о –а- в корне –кас –кос-.»
(Слайд 3)
- Запишите число, классная
работа и тему урока: «Буквы О –А в корнях
–КОС-КАС-.»
- Какую гласную выберем
для написания слова к(о/а)снуться?
-
Какова цель нашего урока? (дети:
узнать, каким правилом будем
руководствоваться при написании гласных
О-А в корнях–кос –кас-).(Слайд 3)
-
Сформулировать задачи урока вам помогут
опорные слова: (Слайд 3 )
Познакомиться с……
Учиться правильно
писать…
(Слайд 4) Анализ примеров.
кОснуться кАсаться
кОснется кАсается
-
Рассмотрите примеры, какое значение
имеют эти слова? (дотрагиваться до
чего-нибудь или кого- нибудь.).
- Почему
в одном случае пишется корень –кос, а
в другом –кас?
- От чего зависит выбор
гласной? Сформулируйте правило написания
корней –кас-кос- (дети делают вывод).
-
Сравните свой вывод с правилом в учебнике.
(Слайд 5 ) - Составьте алгоритм
IV. Первичное
закрепление.
а) - А теперь попробуем
применить это правило на практике.
(Слайд
7 Работа на интерактивной доске. )
– Какую орфографическую задачу надо решить в этом задании? (Правильно выбрать гласную для написания корней).
Задание: Соединить стрелкой слово
с соответствующей буквой (2ученика
работают у доски). Остальные выполняют
то же самое, только на карточках.
ПРОВЕРКА:
-
Докажите правильность своего выбора.
V.
Физминутка для глаз.
Чтоб глаза
твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не
ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю
повторить.
Вдаль
посмотри и под ноги,
Вправо, влево
побыстрей.
Удивимся, что такое?
И
закроем их скорей.
А
теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка
часов,
Проведём глазами дружно,
Ну,
а дальше будь здоров!
Теперь
все вы отдохнули,
Новая забота:
Нужно
сделать на «отлично»
Классную работу.
б) (Слайд 4 ) – Прочитайте слова и
выделите корень (нижняя строка слайда):
кОснусь, кОса, (девичья), кОсить (косой)
-
Являются ли они однокоренными? Почему?
( имеют разное лексическое значение)
Вывод:
при выборе гласной следует учитывать
лексическое значение слова.
(Слайд
6 ) Основные значения корня с чередованием
–кос – кас-:
-
Дотрагтваться до чего-нибудь или кого – нибудь;
-
Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме;
-
Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.
в) (Слайд 8) Игра «Четвертый лишний»
К..саюсь стены рукой,
тебя не
к…сается,
бросить к…сой взгляд,
к..снуться
вопроса о дисциплине.
- Как выбрать гласную в этих словах? ( В корнях с чередованием необходимо выделить корень и суффикс; а в слове КОСОЙ – выделить корень и подобрать проверочные слова).
г) Выборочный диктант.
- Вы любите сказки?
Я буду читать
предложения из известных сказок, а
вы-выписывать слова с корнями -кос-кас-в
2 столбика. (1 ученик у доски)
1. Она
прикоснулась к платью своей
волшебной палочкой, и старое платье её
превратилось в пышный наряд. ( «Золушка»)
2.
Принцесса быстро схватила веретено и
не успела прикоснуться к нему,
как предсказание злой волшебницы
исполнилось: она уколола палец и упала
замертво. («Спящая царевна»)
3. Неподалеку он увидел крестьян,
косивших на лугу траву. («Кот в
сапогах»)
( Слайд 9) САМОПРОВЕРКА.
Музыкальная
физминутка
- Кто автор этих сказок? (Ш.Перро)
- В
чем сходство слов? ( Все имеют корень
–КОС-)
- В чем различие? ( к слову косившие можно
подобрать проверочное слово) –Как
называется такая орфограмма?
д)
(Слайд 10) Обратите внимание на слайд.
Задание: Соберите в корзину слова
с корнем –КАС-, запишите в тетрадь
ПРОВЕРКА.
(1 ученик работает на интерактивной
доске).
VI.
Закрепление знаний.
Чтобы проверить
свои знания давайте выполним ТЕСТ
(Слайд 11)
- Когда в корнях с чередованием
пишется корень –кас-, а когда—кос?
VII. Проверка знаний. (Дифференцированная работа)
(Слайд 12) - Сейчас я предлагаю вам задание для самостоятельной работы.
( разноуровневые задания).
- Выберите
то задание, с которым вы хорошо сможете
справиться. За первое задание оценка
«3», за второе – «4», за третье – «5»
VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.
-Какие задачи мы ставили перед собой в
начале урока?
- Как вы думаете удалось
ли нам их выполнить?
- Дополните предложения:
(Слайд
13) Я узнал…
Я научился….
IX. Д/з
Дифференцированное
1У. Записать 6
словосочетаний на данное правило.
2У.
Записать 6 предложений, которые бы
содержали словосочетания на данное
правило.
3У.
Составить текст, содержащий слова на
данную орфограмму.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей