Учебная экскурсия " С чего начинается Родина?"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Поздняковская средняя общеобразовательная школа
Учебная экскурсия
«С чего начинается Родина?»
Автор : Бандина Татьяна Константиновна
учитель истории и обществознания
с. Поздняково
2015 г.
Введение
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания учебной деятельности, с деятельностью внешкольной, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностной сферы ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения является одной из важнейших задач современного учителя.
Усвоение базовых понятий курса истории проходит успешнее, если для этого используются учебные экскурсии, в ходе которых формируется научное мировоззрение, создаются условия для расширения познавательной самостоятельности и инициативы учащихся. В ходе экскурсии учащиеся не только получают новые знания, но и закрепляют полученные знания визуально, учатся наблюдать и воссоздавать картину прошлого, анализировать и сопоставлять исторические явления и события.
Экскурсия, как вид учебной деятельности, развивает самостоятельность, активность, любознательность, позволяет повысить мотивацию к освоению теоретических аспектов истории.
Тема экскурсии: С чего начинается Родина?
Вид экскурсии: историко-культурологический
Тип экскурсии: практико- ориентированный
Класс: 7
Предметно- содержательная область: краеведение
Длительность: 60 минут
Форма обучения: коллективная
Этап обучения: этап получения новой информации
Краткая аннотация: учебная экскурсия «С чего начинается Родина?» проводится в рамках изучения краеведческого компонента. учебного предмета «Историческое краеведение». Урок- экскурсия позволяет развивать творческое мышление школьников, воображение и фантазию, умение анализировать факты, делать обобщения.
Цель урока- экскурсии: сообщение новых знаний по истории родного края, с помощью активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с историей родного города обликом и достопримечательностями города, с основными историческими вехами в его развитии.
Развивающие: способствовать развитию у школьников умений, связанных с восприятием и анализом исторических источников, формировать умение локализовать события в пространстве.
Воспитательные: формировать гражданские и нравственные позиции, приобщить к богатейшему духовному наследию старших поколений.
Планируемый результат:
знание учащимися истории своего родного города.
бережное отношение к ценностям духовной культуры.
Закрепление знаний по истории города в форме викторины.
Мотивация
Проведение анкетирования среди обучающихся.
Вопросы анкеты:
-
Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы археологическое прошлое нашего района?
-
Когда образовался наш город? Какие достопримечательности города вы знаете?
-
Какие известные люди жили и живут в нашем городе?
-
Назовите книги, написанные о нашем городе.
-
Знаете ли Вы предприятия нашего города?
-
Какие и кому установлены памятники в нашем районе?
-
Хотели бы вы провести экскурсию для своих друзей, приехавших в наш город впервые? Знаете ли вы как это сделать?
Результаты анкетирования показали, что 61% обучающихся не знают истории своего района и города, 81% школьников хотели бы провести экскурсию по городу для своих друзей и гостей, но недостаточно знают, как это сделать, 51% знакомы не со всеми достопримечательностями города.
Вывод: организация и поход в краеведческий музей жизненно необходим!!!
Проведение экскурсии:
План:
-
Знакомство с экспонатами разного периода истории нашего района и города. Рассказ экскурсовода.
-
Самостоятельный обзор экспозиций музея.
-
Обсуждение и ответы на поставленные вопросы учащимися.
Рефлексия:
Викторина. Содержание викторины:
-
Где на территории нашего района археологами обнаружена стоянка древних людей?
-
С какими событиями связаны названия населенных пунктов нашего района?
-
Какие легенды об истории нашего района Вы знаете?
-
Когда впервые в нашем районе появилась судостроительная верфь
-
Когда образовался наш город?
-
Кто из земляков удостоен высокого звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
-
Какой вклад внесли жители нашего района в победу в войне 1941-1945 гг.
-
Какие основные предприятия находятся в нашем городе?
-
Какие достопримечательности имеет наш город? Назовите их.
-
Кого из известных людей нашего района, города вы знаете?
Итоги экскурсии.
Ваше мнение о походе в краеведческий музей.
Мнение ученика 7 класса по экскурсии в краеведческий музей:
«…У нас в районе есть краеведческий музей. Его мы всем классом посетили.
В музее- несколько залов, посвященных разным периодам в жизни нашего края. Экскурсия началась с первого зала – историко-археологического. Здесь мы знакомились с историей развития всего человечества на примере нашего края. Мы осмотрели найденные на территории края древние орудия труда наших далеких предков. Здесь же находятся остатки их оружия, глиняные осколки их посуды. Понравился зал, где собрана мужская и женская одежда, орудия труда далекого прошлого нашего района. Мы узнали о людях, которые стали гордостью нашего края.
Есть залы, которые отведены под современные экспозиции и выставки. Здесь и персональные выставки наших художников, и художественные поделки местных мастеров. Отдельный стенд рассказывает о борьбе жителей района с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, о людях, погибших в борьбе за свободу своей Родины. Мне все понравилось в музее. Я еще бы раз туда сходил…».
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»