Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника
Тип материала «Обобщение опыта»
Ковалевская Наталья Анатольевна
высшая категория
пос. Лукаши Гатчинского района Ленинградской области
МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»
учитель русского языка и литературы
Обобщение опыта работы
«Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника»
Данное обобщение опыта работы – это представление опыта интеграции общего и дополнительного образования. Оно интересно слиянием краеведческой деятельности учащихся с созданием литературных и исследовательских работ для участия в творческих конкурсах, знакомства младших школьников с работой старших школьников в туристско-краеведческом кружке, их исследованиями о родном крае и людях, которые живут рядом с нами.
Туристско-краеведческое объединение «Люби и знай свой край» существует в нашей школе много лет. Составляя его программу, я особое внимание уделяла темам, тесно связанным с моей специальностью «учитель русского языка и литературы». Это и обучение чтению наизусть поэзии и прозы, и знакомство с творчеством литераторов, живших в нашем крае, и создание письменных работ в разных литературных и журналистских жанрах, и проведение исследования, интервьюирования, сбора воспоминаний с последующей литературной обработкой, и обучение яркой выразительной монологической речи на защите исследовательских работ. Поэтому в трёхлетнюю программу заложены не только разделы «История нашего края» или «Туризм», но и «Специализация» (на профессии учителя, журналиста, экскурсовода и др.), и раздел «Публичная практическая деятельность».
Наибольшая интеграция общего и дополнительного образования происходит при участии членов кружка в разных творческих конкурсах, для чего приходится часто создавать исследовательские работы.
Учебно-исследовательская деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний, воспитанию самостоятельно мыслящей, инициативной личности.
В современной школе исследовательская деятельность обучающихся может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.
На уроках используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.
Я заинтересовалась школьными исследованиями ещё в 2002 году, когда с участниками туристско-краеведческого кружка нам пришлось участвовать во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество». Первый результат – 3 место на заключительной очной конференции в Москве у моей подопечной Тихановой Марины, работа «Здесь я родилась и училась» о заводе и школе в пос.Лукаши Гатчинского р-на – окрылил. Но при этом пришло знание: необходимо самой совершенствоваться. Неоднократно вспоминались слова Я.А.Каменского: «Обучая других, обучаешься сам».
После получения знаний предстояло сделать первые шаги вместе с учениками от формирования умения видеть и формулировать проблему к умению ставить цели, работать с различными источниками теоретических сведений, сопоставляя и анализируя полученные знания, к умению обобщать, делая выводы. Это была, конечно, индивидуальная работа с теми, кому было интересно исследование и изучение родного края, сопоставление судеб местных жителей с историей страны.
На протяжении многих лет стараюсь организовывать исследовательскую деятельность своих учеников и участников кружка. Можно выделить 2 направления этой работы:
-
Подготовка исследований для представления работ на творческих конкурсах и конференциях и создание истории родного края через воспоминания местных жителей.
-
Применение элементов исследовательской деятельности на уроках.
Наибольшие трудности возникали из-за:
-
неумения составить доклад из полученных теоретических сведений и результатов наблюдений без помощи учителя,
-
неумение, отсутствие опыта правильно оформить исследовательскую работу по результатам исследований.
-
неуверенность во время выступления перед большой аудиторией.
Обучение построению доклада и оформлению исследовательской работы проходит на специальных занятиях, а опыт публичного выступления приобретается уже при защите.
Начинаю с того, что предлагаю ученикам в начале учебного года темы краеведческих исследований. Понимаю, что интересная тема, правильно сформулированная, наводит ребёнка на мысль о том, что он действительно хочет в этом разобраться, это узнать. В любой исследовательской работе предполагаю основными методами изучение имеющейся по теме информации, а также собеседование (интервьюирование), что даёт возможность ученикам общаться с представителями старшего поколения, позволяет делать нравственные выводы. Опыт такого общения помогает увидеть себя и своих знакомых несколько иначе, а это часто вызывает желание изменить себя и даже друзей. Поэтому считаю важным воспитательный эффект как для тех, кто будет работать над исследованием, так и для слушателей на его защите.
Ребята увлечённо собирали материал по краеведческим темам
«История Лукашевского завода и посёлка Лукаши»,
«История Лукашевской школы»,
«Гатчина – родина авиации»,
«Архитекторы Гатчины»,
«Наш край в древности»,
«Наше поселение в годы Великой Отечественной войны»,
«Гатчинский район в годы Великой Отечественной войны»,
«Семён Григорьевич Рошаль – первый военком Гатчинского края»,
«К.Ф.Рылеев – патриот, поэт, оратор» и другие,
а также воспоминания местных жителей:
«Родом из российской глубинки (первый тренер Д.А.Мелёхин)»,
«Война вошла в каждую семью» (житель блокадного Ленинграда Т.И.Сидорова),
«В жизни всегда есть место подвигу (первый учитель А.А.Румянцева)»,
«Старый Учитель (бывший учитель географии, пенсионерка М.М.Качко)»,
«Сеятель разумного, доброго, вечного (библиотекарь Л.Е.Лунёва)» и другие.
На мой взгляд, личный интерес ребёнка во многом определяет его уверенность в себе во время выступления. А результаты обучения яркой, выразительной монологической речи многих участников очной формы представления своих работ были высоко оценены и слушателями, и членами жюри неоднократно.
На этапе работы, связанном со сбором материала по теме, ребята не встречают больших затруднений, если владеют навыками работы в сети Интернет. Электронные библиотеки предлагают монографии, словари и справочники, которых в сельской библиотеке получить было бы нельзя. Моя же функция заключается в том, чтобы научить работать с научной информацией, выбирая главное. Учимся формулировать тезисы. Особая ситуация складывается в ходе исследования, если до этого никем из краеведов, журналистов материал по местной краеведческой теме не исследован, следовательно, литературу подобрать не удаётся.
Литературная обработка результатов собеседования, написание работ в разных литературных и журналистских жанрах, – этот процесс ученики выполняют с особым интересом. Это и понятно: наступает время умозаключений и время освоения нового вида деятельности: создание рассказов, репортажей, интервью, статей, очерков.
Некоторыё учащиеся на этом останавливаются, но другие идут дальше – постоянно совершенствуют свои работы или переделывают их в научно-исследовательские, оформляют в печатном виде по предложенным канонам, параметрам, учатся вводить сноски. Это этап, когда учителю, я считаю, нужно работать вместе с ребёнком, не подменяя его, а корректируя и терпеливо направляя к верно выстроенной работе. Так у ребёнка формируется понимание того, что результаты его деятельности будут интересны и понятны другим только при грамотном оформлении. Для меня, учителя русского языка, сформировать этот навык очень важно. Вижу, что в старших классах мои подопечные уже совершенно самостоятельно могут работать и на этом этапе исследования. Это ещё раз доказывает эффективность методов исследовательской работы в образовании.
Благодаря приобретённому опыту организации исследований с членами кружка, я стала давать задания исследовательского характера и на уроках. Безусловно, исследовательское мышление и без этих заданий стремилась развивать у ребят ежедневно через анализ текстов, решение лингвистических задач, проблемных ситуаций. Но хотелось вовлечь всех, приучая к оформлению результатов своих наблюдений.
Начинали работу по исследованию, как правило, получая задания, теоретический материал из учебников и Интернета, наблюдая; формулировка выводов и оформление результатов, подготовка презентаций становились коллективным заданием. В некоторых случаях проводила промежуточные уроки-консультации перед уроком-защитой. Таких заданий, безусловно, немного, но в том, что они необходимы, я не сомневаюсь. Опыт, полученный учениками во время исследования и выступления, делает их не только более образованными, но и позволяет избавляться от боязни публичного выступления. И хотя исследовательские методы лишь использовались учениками в ходе создания продукта по моему заданию, они всё же были ведущими.
Пятиклассники, поделившись на группы, в течение недели собирали материал о новых видах транспорта (именно эта тема заинтересовала их после работы над одним из упражнений учебника русского языка под ред. М.М.Разумовской), создавали собственные слайды для общей презентации и знакомили с обретённой информацией учеников младших классов. Прекрасные слайды получились у нас также для представления «Малахитовой шкатулки» П.П.Бажова перед учениками младших классов
На уроках литературы, работая над легендой о Робин Гуде, учащиеся 6 класса захотели провести исследование на тему «Образ Робин Гуда в разных видах искусства», анализировали особенности раскрытия образа литературного героя в живописи, скульптуре, литературе, кино, мультфильмах, компьютерных играх и т.д..
Непросто, но результативно сложилась работа семиклассников по теме «О – Е в сложных словах – это суффиксы или?..». Большим плюсом в выполнении такой работы, считаю, является обсуждение достигнутых результатов, выполнялась ли эта работа каждым индивидуально или в группах. Я уверена, что подобная деятельность значительно приближает учеников к работе на семинарах.
Использование методов исследовательского поиска в образовании – это путь постоянного совершенствования. Это путь воспитания творческой личности, готовой к познанию мира и открытиям, умеющей сотрудничать и организовывать совместную деятельность. В воспитании такой личности учителю отведена ответственная роль, но, как мне кажется, чем больше мы работаем над развитием своих учеников, тем больше совершенствуемся сами.
Приложение № 1: образовательная программа дополнительного образования детей «Люби и знай свой край».
Приложение № 2: таблица достижений учеников Ковалевской Н.А. по русскому языку и в качестве участников туристско-краеведческого кружка «Люби и знай свой край за 2010-2015 г.г.
Приложение № 3: работы учащихся в разных жанрах:
-
исторический очерк – Осмоловский Иван «Вот моя деревня…»- 2012г.
-
сказка - Курбанова Амина «Клад предков» - 2013г.
-
исследовательская работа – Николаева Анастасия «Война вошла в каждую семью» – 2013г.
Приложение № 4: отзыв выпускницы объединения и школы Мартыновой Ирины «Туристско-краеведческий кружок в моей жизни»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»