В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника

Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника

Наталья Анатольевна Ковалевская
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2218
Краткое описание
Интересен опыт создания учащимися творческих и  исследовательских работ в работе учителя-словесника, ведущего по совместительству туристско - краеведческий кружок

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника.docx Скачать

C:\Documents and Settings\Наталья\Рабочий стол\uchmet_120_60.gif

Тип материала «Обобщение опыта»


Ковалевская Наталья Анатольевна

высшая категория


пос. Лукаши Гатчинского района Ленинградской области


МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»

учитель русского языка и литературы



Обобщение опыта работы

«Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника»

Данное обобщение опыта работы – это представление опыта интеграции общего и дополнительного образования. Оно интересно слиянием краеведческой деятельности учащихся с созданием литературных и исследовательских работ для участия в творческих конкурсах, знакомства младших школьников с работой старших школьников в туристско-краеведческом кружке, их исследованиями о родном крае и людях, которые живут рядом с нами.

Туристско-краеведческое объединение «Люби и знай свой край» существует в нашей школе много лет. Составляя его программу, я особое внимание уделяла темам, тесно связанным с моей специальностью «учитель русского языка и литературы». Это и обучение чтению наизусть поэзии и прозы, и знакомство с творчеством литераторов, живших в нашем крае, и создание письменных работ в разных литературных и журналистских жанрах, и проведение исследования, интервьюирования, сбора воспоминаний с последующей литературной обработкой, и обучение яркой выразительной монологической речи на защите исследовательских работ. Поэтому в трёхлетнюю программу заложены не только разделы «История нашего края» или «Туризм», но и «Специализация» (на профессии учителя, журналиста, экскурсовода и др.), и раздел «Публичная практическая деятельность».

Наибольшая интеграция общего и дополнительного образования происходит при участии членов кружка в разных творческих конкурсах, для чего приходится часто создавать исследовательские работы.

Учебно-исследовательская деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний, воспитанию самостоятельно мыслящей, инициативной личности.

В современной школе исследовательская деятельность обучающихся может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.

На уроках используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.

Я заинтересовалась школьными исследованиями ещё в 2002 году, когда с участниками туристско-краеведческого кружка нам пришлось участвовать во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество». Первый результат – 3 место на заключительной очной конференции в Москве у моей подопечной Тихановой Марины, работа «Здесь я родилась и училась» о заводе и школе в пос.Лукаши Гатчинского р-на – окрылил. Но при этом пришло знание: необходимо самой совершенствоваться. Неоднократно вспоминались слова Я.А.Каменского: «Обучая других, обучаешься сам».

После получения знаний предстояло сделать первые шаги вместе с учениками от формирования умения видеть и формулировать проблему к умению ставить цели, работать с различными источниками теоретических сведений, сопоставляя и анализируя полученные знания, к умению обобщать, делая выводы. Это была, конечно, индивидуальная работа с теми, кому было интересно исследование и изучение родного края, сопоставление судеб местных жителей с историей страны.

На протяжении многих лет стараюсь организовывать исследовательскую деятельность  своих учеников и участников кружка. Можно выделить 2  направления этой работы:

  • Подготовка исследований для представления работ на творческих конкурсах и конференциях и создание истории родного края через воспоминания местных жителей.

  • Применение элементов исследовательской деятельности на уроках.

Наибольшие трудности возникали из-за:

  1. неумения составить доклад из полученных теоретических сведений и результатов наблюдений без помощи учителя,

  2. неумение, отсутствие опыта правильно оформить исследовательскую работу по результатам исследований.

  3. неуверенность во время выступления перед большой аудиторией.

Обучение построению доклада и оформлению исследовательской работы проходит на специальных занятиях, а опыт публичного выступления приобретается уже при защите.

Начинаю с того, что предлагаю ученикам в начале учебного года  темы краеведческих исследований. Понимаю, что интересная тема, правильно сформулированная, наводит ребёнка на мысль о том, что он действительно хочет в этом разобраться, это узнать. В любой исследовательской работе предполагаю основными методами изучение имеющейся по теме информации, а также собеседование (интервьюирование), что даёт возможность ученикам общаться с представителями старшего поколения, позволяет делать нравственные выводы. Опыт такого общения помогает увидеть себя и своих знакомых несколько иначе, а это часто вызывает желание изменить себя и даже друзей. Поэтому считаю важным воспитательный эффект как для тех, кто будет работать над исследованием, так и для слушателей на его защите.

Ребята увлечённо собирали материал  по краеведческим темам

«История Лукашевского завода и посёлка Лукаши»,

«История Лукашевской школы»,

«Гатчина – родина авиации»,

«Архитекторы Гатчины»,

«Наш край в древности»,

«Наше поселение в годы Великой Отечественной войны»,

«Гатчинский район в годы Великой Отечественной войны»,

«Семён Григорьевич Рошаль – первый военком Гатчинского края»,

«К.Ф.Рылеев – патриот, поэт, оратор» и другие,

а также воспоминания местных жителей:

«Родом из российской глубинки (первый тренер Д.А.Мелёхин)»,

«Война вошла в каждую семью» (житель блокадного Ленинграда Т.И.Сидорова),

«В жизни всегда есть место подвигу (первый учитель А.А.Румянцева)»,

«Старый Учитель (бывший учитель географии, пенсионерка М.М.Качко)»,

«Сеятель разумного, доброго, вечного (библиотекарь Л.Е.Лунёва)» и другие.

На мой взгляд, личный интерес ребёнка во многом определяет его уверенность в себе  во время выступления. А результаты обучения яркой, выразительной монологической речи многих участников очной формы представления своих работ были высоко оценены и слушателями, и членами жюри неоднократно.

На этапе работы, связанном со сбором материала по теме, ребята не встречают больших затруднений, если владеют навыками работы в сети Интернет. Электронные библиотеки предлагают монографии, словари и справочники, которых в сельской библиотеке получить было бы нельзя. Моя же функция заключается в том, чтобы научить работать с научной информацией, выбирая главное. Учимся формулировать тезисы. Особая ситуация складывается в ходе исследования, если до этого никем из краеведов, журналистов материал по местной краеведческой теме не исследован, следовательно, литературу подобрать не удаётся.

Литературная обработка результатов собеседования, написание работ в разных литературных и журналистских жанрах, – этот процесс ученики выполняют с особым интересом. Это и понятно: наступает время умозаключений и время освоения нового вида деятельности: создание рассказов, репортажей, интервью, статей, очерков.

Некоторыё учащиеся на этом останавливаются, но другие идут дальше – постоянно совершенствуют свои работы или переделывают их в научно-исследовательские, оформляют в печатном виде по предложенным канонам, параметрам, учатся вводить сноски. Это этап, когда учителю, я считаю, нужно работать вместе с ребёнком, не подменяя его, а корректируя и терпеливо направляя к верно выстроенной работе. Так у ребёнка формируется понимание того, что результаты его деятельности будут интересны и понятны другим только при грамотном оформлении. Для меня, учителя русского языка, сформировать этот навык очень важно. Вижу, что в старших классах мои подопечные уже совершенно самостоятельно могут работать и на этом этапе исследования. Это ещё раз доказывает эффективность методов исследовательской работы в образовании.


Благодаря приобретённому опыту организации исследований с членами кружка, я стала давать задания исследовательского характера и на уроках. Безусловно, исследовательское мышление и без этих заданий стремилась развивать у ребят ежедневно через анализ текстов, решение лингвистических задач, проблемных ситуаций. Но хотелось вовлечь всех, приучая к оформлению результатов своих наблюдений.

Начинали работу по исследованию, как правило, получая задания, теоретический материал из учебников и Интернета, наблюдая; формулировка выводов и оформление результатов, подготовка презентаций становились коллективным заданием. В некоторых случаях проводила промежуточные уроки-консультации перед уроком-защитой. Таких заданий, безусловно, немного, но в том, что они необходимы, я не сомневаюсь. Опыт, полученный учениками во время исследования и выступления, делает их не только более образованными, но и позволяет избавляться от боязни публичного выступления. И хотя исследовательские методы лишь использовались учениками в ходе создания продукта по моему заданию, они всё же были ведущими.

Пятиклассники, поделившись на группы, в течение недели собирали материал о новых видах транспорта (именно эта тема заинтересовала их после работы над одним из упражнений учебника русского языка под ред. М.М.Разумовской), создавали собственные слайды для общей презентации и знакомили с обретённой информацией учеников младших классов. Прекрасные слайды получились у нас также для представления «Малахитовой шкатулки» П.П.Бажова перед учениками младших классов

На уроках литературы, работая над легендой о Робин Гуде, учащиеся 6 класса захотели провести исследование на тему «Образ Робин Гуда в разных видах искусства», анализировали особенности раскрытия образа литературного героя в живописи, скульптуре, литературе, кино, мультфильмах, компьютерных играх и т.д..

Непросто, но результативно сложилась работа семиклассников по теме «О – Е в сложных словах – это суффиксы или?..». Большим плюсом в выполнении такой работы, считаю, является обсуждение достигнутых результатов, выполнялась ли эта работа каждым индивидуально или в группах. Я уверена, что подобная деятельность значительно приближает учеников к работе на семинарах.

Использование методов исследовательского поиска в образовании – это путь постоянного совершенствования. Это путь воспитания творческой личности, готовой к познанию мира и открытиям, умеющей сотрудничать и организовывать совместную деятельность. В воспитании такой личности учителю отведена ответственная роль, но, как мне кажется, чем больше мы работаем над развитием своих учеников, тем больше совершенствуемся сами.


Приложение № 1: образовательная программа дополнительного образования детей «Люби и знай свой край».

Приложение № 2: таблица достижений учеников Ковалевской Н.А. по русскому языку и в качестве участников туристско-краеведческого кружка «Люби и знай свой край за 2010-2015 г.г.

Приложение № 3: работы учащихся в разных жанрах:

    1. исторический очерк – Осмоловский Иван «Вот моя деревня…»- 2012г.

    2. сказка - Курбанова Амина «Клад предков» - 2013г.

    3. исследовательская работа – Николаева Анастасия «Война вошла в каждую семью» – 2013г.


    Приложение № 4: отзыв выпускницы объединения и школы Мартыновой Ирины «Туристско-краеведческий кружок в моей жизни»

    5


    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос