Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы
Основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Проектная
деятельность как средство реализации
ФГОС на уроках русского языка и
литературы
Автор Захарова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОАУ «Гимназия №1 имени Романенко Ю.В.» города Бузулука Оренбургской области. Учебник русского языка 5 класс под ред. Шмелева А.Д.
Современная школа должна отвечать требованиям, предъявляемым обществом с его высокой планкой и ориентиром на международные стандарты качества образования. Запрос социума – люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, толерантные, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, способные к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
В формировании и становлении личности участвуют не только образовательные институты, но и институт семьи. Искать истоки воспитания и развития необходимо в семье. Н. В. Карлов, являющийся членом-корреспондентом РАН, в беседе с Савельевой Ф.Н. подчеркивает роль родителей в образовательном процессе, говоря об инстинкте подражания: «С молоком матери впитывает только что вступившее в жизнь существо начальные сведения о том, «что такое хорошо, что такое плохо». На этом этапе развития питание совпадает с воспитанием. Одновременно ребенку присущи трудолюбие, любознательность и потребность следовать некоему нравственному закону». Поэтому родители не должны отстраняться и занимать дистанцию в процессе подготовки молодого сочлена семьи к самостоятельной жизни.
Родители и педагоги являются наставниками детей, помогающими правильно организовать их деятельность, в нужное время корректируя, направляя и вдохновляя. Ребенок должен чувствовать себя не только как обучающийся, а для этого все условия создает образовательное учреждение, но и как самостоятельно действующая личность, принимая решения и решая задачи в школе и семье. Он постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он должен высказать, выдвинуть предложение, делать выбор.
Учитывая то, что особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – это их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, педагог должен создать такие условия, чтобы школьник полюбил учиться. Только в этом случае будет высокий показатель качества образования. Верно сказал персидский писатель Саади: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».
Исходя из того, что основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
В настоящее время объемы учебного материала, требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.
Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация, творческий отчет, инсценирование и т.д.
В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением жизненных, самими обучающимися поставленных практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
-
интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);
-
коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать своё мнение, находить компромисс с собеседником);
-
творческими (умение генерировать идеи и прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).
Занимаясь исследовательской, творческой и поисковой деятельностью, учащийся способен к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, нельзя забывать о такой мощной мотивации как извечная тяга человека к новому и неизведанному.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности школьников, так как истинное обучение идет через деятельность, и это не противоречит федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Кроме того, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
Литература и русский язык как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа или работа в группе даст ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.
Приведем некоторые примеры проектной деятельности, являющиеся средством реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Проект «Книга вчера, сегодня, завтра».
Разговор о том, что печатная книга в 21 веке утрачивает свою актуальность оставляет много вопросов. По мнению одних, обладая всеми благами цивилизации, когда практически все компьютеризировано и не нужно себя утруждать перелистыванием страниц фолианта, человеку достаточно поставить аудиозапись, видеофильм любимого произведения. Другие же считают, что в таком случае такие «любители» книги лишены возможности держать в руках печатный образец, пахнущий типографскими чернилами. Книга материальна, а люди, по своей природе, привыкли к ощутимому миру.
Проект долгосрочный, предполагающий исследование на нескольких уровнях. Во-первых, изучаются теоретические аспекты существования книги в ее печатном и компьютерном варианте. Во-вторых, проводится интервьюирование и выявление читательских предпочтений детского коллектива. В-третьих, проводится анализ детских передач телевидения, с целью определения их роли в плане информативности для молодого поколения. Данный проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Он позволяет школьникам осознать то, что книга и чтение является средством общекультурного развития и средством, гарантирующим учебные успехи по всем предметам.
Проект «Экслибрисы – веяние времени».
Данная тема актуальна и интересна для исследовательской деятельности учащихся, так как они изучают не только историю появления книжного знака, его развитие и преображение, совершенствование, но и знакомятся и проводят сравнительный анализ экслибрисов, создаваемых сейчас на просторах сети Интернет. В XXI веке искусство экслибриса еще живет и, будем надеяться, не исчезнет. Ребята могут предлагать и разрабатывать неизменные атрибуты самовыражения каждого человека. Этот проект интересен и тем, что межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся (связь русского языка с рисованием, литературой, ИКТ).
Творческий проект. Инсценирование фрагмента сказки.
Цель литературного образования – «воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве», как отмечает авторская программа по литературе под редакцией Б.А. Ланина, Л. Ю. Устиновой. Одним из средств реализации этой цели на уроках литературы являются ролевые проекты в форме инсценирования сказок. Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру, формирует коммуникативные умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействия. Ребята сами выбирают понравившийся им фрагмент сказки, составляют сценарий, организовывают репетицию и представляют проект зрителям. Это ставит школьников перед необходимостью распределить новые роли: продюсеры, режиссёры, костюмеры, имиджмейкеры, актеры главных и второстепенных ролей. Инсценирование фрагментов сказок воспитывает культуру речевого общения и помогает раскрыть талант обучающихся на уроке литературы.
Сочинение рассказов разных жанров.
Задача учителя состоит в повышении учебной мотивации учащихся. С этой целью можно предложить учащимся общую схему сочинения определённого жанра. Опорная схема с символами или знаками поможет школьникам представить общий сюжет рассказа, а замысел определяется идеями ученика.
Уроки литературы должны являться уроками добра, нравственности. Необходимо поощрять каждую попытку творчества, создавать творческую атмосферу в классе, искренне восхищаться творениями всех учеников, не выделяя сильных и слабых. Рассказы и сказки создаём с оптимистическим финалом, так как это помогает школьникам верить в возможность преодоления проблем, а значит, поможет и в дальнейшей самореализации жизни школьников.
Например, опорная схема-конспект для сочинения рассказа о путешествии двух друзей.
События |
кто? |
разговор |
будущее |
Описание действий |
- в доме |
действия |
Машина врмени |
|
|
- на улице |
Два приятеля, друга |
фантазия |
прошлое |
Возвращение домой |
- в городе |
|
изобретение |
Каждый ученик вправе выбрать форму проекта. Сегодня он участвует в групповом проекте, а в следующий раз выполняет индивидуальный проект. Так предоставляется каждому свобода творчества.
В результате творческой, поисковой и исследовательской деятельности школьников и включения в образовательный процесс системы проектов на уроках литературы и русского языка у учащихся в 5 классе повышается уровень самостоятельности, воображения и творческого мышления. И каждому педагогу нужно, следуя мысли, сказанной замечательным деятелем педагогических идей В.А. Сухомлинским: «верить в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
Список литературы
-
Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л.В.Жарова. – М.: Просвещение, 1993.
-
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей. URL:
-
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
-
Савельева Ф.Н. Читай, молись да трудись! Разговор об образовании с Н.В. Карловым.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»