В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы

людмила захарова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 7707
Краткое описание

Основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
учмет.docx Скачать

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы

C:\Users\йцукен\Desktop\uchmet_120_60.gif

Автор Захарова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОАУ «Гимназия №1 имени Романенко Ю.В.» города Бузулука Оренбургской области. Учебник русского языка 5 класс под ред. Шмелева А.Д.

Современная школа должна отвечать требованиям, предъявляемым обществом с его высокой планкой и ориентиром на международные стандарты качества образования. Запрос социума – люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, толерантные, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, способные к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

В формировании и становлении личности участвуют не только образовательные институты, но и институт семьи. Искать истоки воспитания и развития необходимо в семье. Н. В. Карлов, являющийся членом-корреспондентом РАН, в беседе с Савельевой Ф.Н. подчеркивает роль родителей в образовательном процессе, говоря об инстинкте подражания: «С молоком матери впитывает только что вступившее в жизнь существо начальные сведения о том, «что такое хорошо, что такое плохо». На этом этапе развития питание совпадает с воспитанием.  Одновременно ребенку присущи трудолюбие, любознательность и потребность следовать некоему нравственному закону». Поэтому родители не должны отстраняться и занимать дистанцию в процессе подготовки молодого сочлена семьи к самостоятельной жизни.

Родители и педагоги являются наставниками детей, помогающими правильно организовать их деятельность, в нужное время корректируя, направляя и вдохновляя. Ребенок должен чувствовать себя не только как обучающийся, а для этого все условия создает образовательное учреждение, но и как самостоятельно действующая личность, принимая решения и решая задачи в школе и семье. Он постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он должен высказать, выдвинуть предложение, делать выбор.

Учитывая то, что особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – это их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, педагог должен создать такие условия, чтобы школьник полюбил учиться. Только в этом случае будет высокий показатель качества образования. Верно сказал персидский писатель Саади: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».

Исходя из того, что основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

В настоящее время объемы учебного материала, требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.

Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.

Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация, творческий отчет, инсценирование и т.д.

В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением жизненных, самими обучающимися поставленных практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

  • интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);

  • коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать своё мнение, находить компромисс с собеседником);

  • творческими (умение генерировать идеи и прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).

Занимаясь исследовательской, творческой и поисковой деятельностью, учащийся способен к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, нельзя забывать о такой мощной мотивации как извечная тяга человека к новому и неизведанному. 

Проектное обучение базируется на самостоятельной активности школьников, так как истинное обучение идет через деятельность, и это не противоречит федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Кроме того, использование проектной  деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

Литература и русский язык как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа или работа в группе даст ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.

Приведем некоторые примеры проектной деятельности, являющиеся средством реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе.


Проект «Книга вчера, сегодня, завтра».

Разговор о том, что печатная книга в 21 веке утрачивает свою актуальность оставляет много вопросов. По мнению одних, обладая всеми благами цивилизации, когда практически все компьютеризировано и не нужно себя утруждать перелистыванием страниц фолианта, человеку достаточно поставить аудиозапись, видеофильм любимого произведения. Другие же считают, что в таком случае такие «любители» книги лишены возможности держать в руках печатный образец, пахнущий типографскими чернилами. Книга материальна, а люди, по своей природе, привыкли к ощутимому миру. 

Проект долгосрочный, предполагающий исследование на нескольких уровнях. Во-первых, изучаются теоретические аспекты существования книги в ее печатном и компьютерном варианте. Во-вторых, проводится интервьюирование и выявление читательских предпочтений детского коллектива. В-третьих, проводится анализ детских передач телевидения, с целью определения их роли в плане информативности для молодого поколения. Данный проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Он позволяет школьникам осознать то, что книга и чтение является средством общекультурного развития и средством, гарантирующим учебные успехи по всем предметам.


Проект «Экслибрисы – веяние времени».

Данная тема актуальна и интересна для исследовательской деятельности учащихся, так как они изучают не только историю появления книжного знака, его развитие и преображение, совершенствование, но и знакомятся и проводят сравнительный анализ экслибрисов, создаваемых сейчас на просторах сети Интернет. В XXI веке искусство экслибриса еще живет и, будем надеяться, не исчезнет. Ребята могут предлагать и разрабатывать неизменные атрибуты самовыражения каждого человека. Этот проект интересен и тем, что межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся (связь русского языка с рисованием, литературой, ИКТ).


Творческий проект. Инсценирование фрагмента сказки.

Цель литературного образования – «воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве», как отмечает авторская программа по литературе под редакцией Б.А. Ланина, Л. Ю. Устиновой. Одним из средств реализации этой цели на уроках литературы являются ролевые проекты в форме инсценирования сказок. Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру, формирует коммуникативные умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействия. Ребята сами выбирают понравившийся им фрагмент сказки, составляют сценарий, организовывают репетицию и представляют проект зрителям. Это ставит школьников перед необходимостью распределить новые роли: продюсеры, режиссёры, костюмеры, имиджмейкеры, актеры главных и второстепенных ролей. Инсценирование фрагментов сказок воспитывает культуру речевого общения и помогает раскрыть талант обучающихся на уроке литературы.


Сочинение рассказов разных жанров.

Задача учителя состоит в повышении учебной мотивации учащихся. С этой целью можно предложить учащимся общую схему сочинения определённого жанра. Опорная схема с символами или знаками поможет школьникам представить общий сюжет рассказа, а замысел определяется идеями ученика.

Уроки литературы должны являться уроками добра, нравственности. Необходимо поощрять каждую попытку творчества, создавать творческую атмосферу в классе, искренне восхищаться творениями всех учеников, не выделяя сильных и слабых. Рассказы и сказки создаём с оптимистическим финалом, так как это помогает школьникам верить в возможность преодоления проблем, а значит, поможет и в дальнейшей самореализации жизни школьников.

Например, опорная схема-конспект для сочинения рассказа о путешествии двух друзей.


События


кто?

разговор

будущее

Описание действий

- в доме

MC900391002[1]MC900391002[1]

действия

Машина врмени


- на улице

Два приятеля, друга

фантазия


прошлое

Возвращение домой

- в городе



изобретение


Каждый ученик вправе выбрать форму проекта. Сегодня он участвует в групповом проекте, а в следующий раз выполняет индивидуальный проект. Так предоставляется каждому свобода творчества.

В результате творческой, поисковой и исследовательской деятельности школьников и включения в образовательный процесс системы проектов на уроках литературы и русского языка у учащихся в 5 классе повышается уровень самостоятельности, воображения и творческого мышления. И каждому педагогу нужно, следуя мысли, сказанной замечательным деятелем педагогических идей В.А. Сухомлинским: «верить в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

Список литературы

  1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л.В.Жарова. – М.: Просвещение, 1993. 

  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей. URL:

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Савельева Ф.Н. Читай, молись да трудись! Разговор об образовании с Н.В. Карловым.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос