В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Конспект урока по факультативному курсу "Уроки здоровья"

Конспект урока по факультативному курсу "Уроки здоровья"

Людмила Мотренко
Тип материала: Урок
просмотров: 2350
Краткое описание
КОНСПЕКТ УРОКА
по факультативному курсу: "Уроки здоровья"
Тема: «Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса.»
учебник — тетрадь для 2 класса под редакцией С.М. Чечельницкой
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель: Сформировать понятие о строении зубов. Рассказать о развитии кариеса, сформировать представление о заболевании. Повторить навыки чистки зубов щеткой.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Уроки здоровья-зубы. Уход за зубами.doc Скачать




Муниципальное образование городского округа "Инта"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №9"









КОНСПЕКТ УРОКА

по факультативному курсу:

"Уроки здоровья"

Тема: «Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса.»

учебник — тетрадь для 2 класса под редакцией С.М. Чечельницкой

Продолжительность урока: 45 минут.



учителя начальных классов МБОУ "СОШ №9"



Мотренко

Людмилы Николаевны





Республика Коми

город Инта

Тема: "Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса " 2 класс

Цель: Сформировать понятие о строении зубов. Рассказать о развитии кариеса, сформировать представление о заболевании. Повторить навыки чистки зубов щеткой.

Оборудование учителя: схема зрительно- двигательной траектории, сенсорно- дидактические подвески, сенсорно- дидактический держатель (ручной), Таблицы, картинки, модель зуба(папье- маше).

Ход урока:

1 Организационный момент.

Оздоровительная минутка "Гора" (упражнения для осанки)

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте, Медленно поднимите руки вверх и сцепите в замок над головой, Представьте, что ваше тело - это гора.

Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" и тянет вверх.

Другая говорит: "Нет, сила во мне! "и тоже тянет вверх.

"Нет!- решили они.- Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих."

Потянулись обе вместе, сильно- сильно, Медленно опустите руки и улыбнитесь.

Молодцы !

2 Основная часть.

Тема нашего занятия спряталась в загадке:

Белые силачи рубят калачи.

Красный говорун подкладывает. (Зубы и язык)

(Стук в дверь ) - Сценка.

-Кто это? (Входит девочка с перевязанной щекой)

-А это что за диво, что это у тебя за повязка?

Девочка:

-Ой-ой-ой!

Ох, так зуб болит!

Плохо жить мне стало вдруг;

Разболелся сильно зуб.

Нету мочи никакой.

Надо зуб лечить больной.

Вот уже который день

С болью я брожу как тень.

Надо к доктору идти

Кто поможет мне дойти?



Учитель:

-Плохи твои дела, но мы попробуем тебе помочь. Доктор Кролик приглашает нас с ребятами на очередное занятие в школе "Ослепительной улыбки. "Пойдем с нами.

Учитель:

3 Поговорим о зубах.

Зуб - обнаженная часть нашего скелета, это живой орган. Вспомним основные части зуба. (Ответы детей) - модель зуба- папье-маше.

1 Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

2 Корень - часть зуба, которая расположена в челюсти.

3 Шейка - часть зуба, которая расположена между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Зубы - самые твердые кости нашего тела.

Заглянем в зуб и поговорим о тканях зуба (работа с сенсорно - дидактическим ручным держателем)

ЭМАЛЬ - сверху каждый зуб покрыт тонким защитным слоем, богатым неорганическими солями. Эмаль похожа на фарфор - от быстрого нагревания и охлаждения на ней появляются трещины. Так может случиться, когда ты ешь мороженное и запиваешь его очень горячим чаем. В трещины эмали могут проникнуть микробы, и она начнет разрушаться.

ДЕНТИН - под слоем эмали лежит не менее твердый, но тоже очень прочный слой. Дентин- живая ткань. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба. Вот его-то и высверливает острым бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо твердого цемента.

ПУЛЬПА- в самой середине зуба находиться мягкая ткань. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и кислород.

Наши зубы работают на совесть. Каждый день они трут, перемалывают и грызут, Но еда бывает жидкой и твердой, поэтому и зубы у нас во рту тоже разные.

Работа с таблицей "Виды зубов"

Передние зубы- их 8 (4 на верхней челюсти, 4 на нижней)- откусывают, отрезают пищу, так как они имеют острый режущий край и поэтому называются -РЕЗЦАМИ.

-У кого из животных хорошо развиты резцы? (Ответы детей)- кролики, белки, грызуны.

Угловые зубы- всего их у тебя 4. О острыми кончиками- заострены и немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать ее для того, чтобы отрывать кусочки пищи- КЛЫКИ,

-У кого из животных хорошо развиты клыки? (Ответы детей)- хищники: тигры, волки, медведи.

Все остальные твои зубы называются КОРЕННЫМИ. Их 20- 8 малых коренных и 12 больших.

Боковые зубы имеют бугристую поверхность.

ПРЕМОЛЯРЫ - размельчают пищу, у них два корня.

МОЛЯРЫ- перемалывают пищу, у них три корня.

У кого из животных хорошо развиты премоляры и моляры ? (Ответы детей)- травоядные животные: корова, лошадь.

Но есть еще один моляр. Обычно к 18 - 20 годам, а иногда и позднее прорезаются зубы, которым великий древний врач Гиппократ дал название "Зуб Мудрости"

"Благодаря учению приобретает мудрость человек."

Поговорим о значении зубов.

Но только ли в процессе пищеварения участвуют наши зубы?

4 Значение зубов.

Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Она выполняет различные функции:

-жевание, глотание, пищеварение, речеобразование;

-откусывание, размельчение, пережевывание пищи.

А какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития? (Ответы детей)

БЕЛКИ - способствуют росту организма, построению тканей, в том числе и ротовой полости, помогают бороться с инфекцией (мясо, рыба, сыр, творог, орехи)

ЖИРЫ- регулируют температуру тела и рост организма, улучшают состояние кожи, защищают внутренние органы от сотрясений (рыба, мясо, сыр, творог)

УГЛЕВОДЫ- обеспечивают организм энергией (хлеб, крупа, сахар, яблоки, морковь, груши, конфеты)

ВИТАМИНЫ- участвуют в формировании клеток крови, костной, зубной и других тканей, способствуют поддержанию устойчивости организма к инфекционным заболеваниям (яблоки, морковь, груши)

-А к каким продуктам питания мы должны относиться очень внимательно, так как они могут повлиять на состояние наших зубов (сахар, конфеты)

-Почему?

Еще в 17 веке голландец А.Левенгук обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорим, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту.

-Что же это за зверьки такие опасные?

В полости рта человека существует большое количество микроорганизмов. При поступлении в полость рта сахара выбрасываются клейкие вещества. С помощью липких веществ бактерии фиксируются на поверхности зубов и образуют зубной налет. Бактерии налета питаются прежде всего сахарами, выделяя при этом кислоту. При употреблении сладкой пищи налет становится более толстым и плотным, превращается в зрелый зубной налет. Процесс длится в среднем 18- 28 часов. Кислота начинает растворять эмаль, появляется КАРИЕС.

Чтобы избежать этого, послушайте совет, который даст вам доктор Кролик.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раз на прием.

И тогда улыбки свет

Сохраним на много лет!

С юных лет надо приучать себя к тщательному пережевыванию твердой пищи. Жевать надо не спеша. В народе говорят: "Кто хорошо жует, тот долго живет." Человек с больными зубами - носитель заразы. Острые края зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к долго не заживающим язвам и далее к тяжелым заболеваниям.

-Так что такое зубы для человека? (Ответы детей)

-Внешний вид;

-Украшение ослепительной улыбкой;

-Формирование звуков речи;

-Общее состояние организма человека.



5 Оздоровительная минутка.

Поиграем с нашим зубиком- меткой в "Догонялки"(гимнастика для глаз)

Работа со зрительным тренажером и меткой.

6 Как сохранить ослепительную улыбку.

- Почему же заболели зубы у девочки Яны? Какие правила ухода за зубами не выполняла девочка?

Работа с правилами (правила на простенках)

-Я чищу зубы 2 раза в день.

-Два раза в год посещаю зубного врача.

-Не грызи ручки и карандаши.

-Можешь есть одновременно горячую и холодную пищу.

- Ешь чаще сладкое.

-Полощи рот теплой водой после каждого приема пищи.

-Первое условие сохранения здоровых зубов- полноценная пища, содержащая в себе белки, жиры, углеводы, витамины.

Работа с сенсорно- дидактическими подвесками.

За зубами необходим постоянный врачебный контроль. Кто знает, что нужно иметь каждому человеку для ухода за зубами? (Ответы детей)- зубная щетка, зубная паста.

А как правильно чистить зубы нам расскажет детский врач- стоматолог.(беседа врача)



Практикум "Чистка зубов"

1 Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движение зубной щетки - сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2 Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки - снизу вверх.

3 Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки- вперед- назад.

4 Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5 Не забудь почистить язык.



7 Оздоровительная минутка "Солнышко" (Итог урока)

-Закройте глаза, вытяните руки ладошками вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились , отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе - опускается. Дыхание успокаивается. Становится ровным. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Скажите: "Спасибо за урок"



















Список используемой литературы:

1 Педагогика здоровья (программа и методические руководства для учителя начальной школы) под ред. В.Н.Касаткина, Москва «Лингва- пресс», 2000г.

2 Обухова Л. А, Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья», Москва, Творческий центр «Сфера»,2002г.

3 Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый урок: уроки здоровья», Ярославль, Академия развития, 2002г.

4 Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно- развивающей среды (Башканова Г.Л, Улавова С.А, Шульга А.А) Сыктывкар, 2001г.

5 Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Вако», 2004г.

6 Баль Л.В, Ветрова В.В. «Букварь здоровья» , Москва, Творческий центр «Сфера» 2001г.

7 Семенова И. «Учусь быть здоровым, или как стать неболейкой» , Москва «Педагогика», 1991г.

8 Обухова А.А, Лемяскина Н.А. «Школа доктора природы или 135 уроков здоровья» Москва, «Вако» 2005г.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос