Конспект урока по факультативному курсу "Уроки здоровья"
по факультативному курсу: "Уроки здоровья"
Тема: «Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса.»
учебник — тетрадь для 2 класса под редакцией С.М. Чечельницкой
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель: Сформировать понятие о строении зубов. Рассказать о развитии кариеса, сформировать представление о заболевании. Повторить навыки чистки зубов щеткой.
Муниципальное образование городского округа "Инта"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №9"
КОНСПЕКТ УРОКА
по факультативному курсу:
"Уроки здоровья"
Тема: «Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса.»
учебник — тетрадь для 2 класса под редакцией С.М. Чечельницкой
Продолжительность урока: 45 минут.
учителя начальных классов МБОУ "СОШ №9"
Мотренко
Людмилы Николаевны
Республика Коми
город Инта
Тема: "Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса " 2 класс
Цель: Сформировать понятие о строении зубов. Рассказать о развитии кариеса, сформировать представление о заболевании. Повторить навыки чистки зубов щеткой.
Оборудование учителя: схема зрительно- двигательной траектории, сенсорно- дидактические подвески, сенсорно- дидактический держатель (ручной), Таблицы, картинки, модель зуба(папье- маше).
Ход урока:
1 Организационный момент.
Оздоровительная минутка "Гора" (упражнения для осанки)
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движения.
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте, Медленно поднимите руки вверх и сцепите в замок над головой, Представьте, что ваше тело - это гора.
Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" и тянет вверх.
Другая говорит: "Нет, сила во мне! "и тоже тянет вверх.
"Нет!- решили они.- Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих."
Потянулись обе вместе, сильно- сильно, Медленно опустите руки и улыбнитесь.
Молодцы !
2 Основная часть.
Тема нашего занятия спряталась в загадке:
Белые силачи рубят калачи.
Красный говорун подкладывает. (Зубы и язык)
(Стук в дверь ) - Сценка.
-Кто это? (Входит девочка с перевязанной щекой)
-А это что за диво, что это у тебя за повязка?
Девочка:
-Ой-ой-ой!
Ох, так зуб болит!
Плохо жить мне стало вдруг;
Разболелся сильно зуб.
Нету мочи никакой.
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу как тень.
Надо к доктору идти
Кто поможет мне дойти?
Учитель:
-Плохи твои дела, но мы попробуем тебе помочь. Доктор Кролик приглашает нас с ребятами на очередное занятие в школе "Ослепительной улыбки. "Пойдем с нами.
Учитель:
3 Поговорим о зубах.
Зуб - обнаженная часть нашего скелета, это живой орган. Вспомним основные части зуба. (Ответы детей) - модель зуба- папье-маше.
1 Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.
2 Корень - часть зуба, которая расположена в челюсти.
3 Шейка - часть зуба, которая расположена между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Зубы - самые твердые кости нашего тела.
Заглянем в зуб и поговорим о тканях зуба (работа с сенсорно - дидактическим ручным держателем)
ЭМАЛЬ - сверху каждый зуб покрыт тонким защитным слоем, богатым неорганическими солями. Эмаль похожа на фарфор - от быстрого нагревания и охлаждения на ней появляются трещины. Так может случиться, когда ты ешь мороженное и запиваешь его очень горячим чаем. В трещины эмали могут проникнуть микробы, и она начнет разрушаться.
ДЕНТИН - под слоем эмали лежит не менее твердый, но тоже очень прочный слой. Дентин- живая ткань. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба. Вот его-то и высверливает острым бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо твердого цемента.
ПУЛЬПА- в самой середине зуба находиться мягкая ткань. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и кислород.
Наши зубы работают на совесть. Каждый день они трут, перемалывают и грызут, Но еда бывает жидкой и твердой, поэтому и зубы у нас во рту тоже разные.
Работа с таблицей "Виды зубов"
Передние зубы- их 8 (4 на верхней челюсти, 4 на нижней)- откусывают, отрезают пищу, так как они имеют острый режущий край и поэтому называются -РЕЗЦАМИ.
-У кого из животных хорошо развиты резцы? (Ответы детей)- кролики, белки, грызуны.
Угловые зубы- всего их у тебя 4. О острыми кончиками- заострены и немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать ее для того, чтобы отрывать кусочки пищи- КЛЫКИ,
-У кого из животных хорошо развиты клыки? (Ответы детей)- хищники: тигры, волки, медведи.
Все остальные твои зубы называются КОРЕННЫМИ. Их 20- 8 малых коренных и 12 больших.
Боковые зубы имеют бугристую поверхность.
ПРЕМОЛЯРЫ - размельчают пищу, у них два корня.
МОЛЯРЫ- перемалывают пищу, у них три корня.
У кого из животных хорошо развиты премоляры и моляры ? (Ответы детей)- травоядные животные: корова, лошадь.
Но есть еще один моляр. Обычно к 18 - 20 годам, а иногда и позднее прорезаются зубы, которым великий древний врач Гиппократ дал название "Зуб Мудрости"
"Благодаря учению приобретает мудрость человек."
Поговорим о значении зубов.
Но только ли в процессе пищеварения участвуют наши зубы?
4 Значение зубов.
Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Она выполняет различные функции:
-жевание, глотание, пищеварение, речеобразование;
-откусывание, размельчение, пережевывание пищи.
А какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития? (Ответы детей)
БЕЛКИ - способствуют росту организма, построению тканей, в том числе и ротовой полости, помогают бороться с инфекцией (мясо, рыба, сыр, творог, орехи)
ЖИРЫ- регулируют температуру тела и рост организма, улучшают состояние кожи, защищают внутренние органы от сотрясений (рыба, мясо, сыр, творог)
УГЛЕВОДЫ- обеспечивают организм энергией (хлеб, крупа, сахар, яблоки, морковь, груши, конфеты)
ВИТАМИНЫ- участвуют в формировании клеток крови, костной, зубной и других тканей, способствуют поддержанию устойчивости организма к инфекционным заболеваниям (яблоки, морковь, груши)
-А к каким продуктам питания мы должны относиться очень внимательно, так как они могут повлиять на состояние наших зубов (сахар, конфеты)
-Почему?
Еще в 17 веке голландец А.Левенгук обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорим, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту.
-Что же это за зверьки такие опасные?
В полости рта человека существует большое количество микроорганизмов. При поступлении в полость рта сахара выбрасываются клейкие вещества. С помощью липких веществ бактерии фиксируются на поверхности зубов и образуют зубной налет. Бактерии налета питаются прежде всего сахарами, выделяя при этом кислоту. При употреблении сладкой пищи налет становится более толстым и плотным, превращается в зрелый зубной налет. Процесс длится в среднем 18- 28 часов. Кислота начинает растворять эмаль, появляется КАРИЕС.
Чтобы избежать этого, послушайте совет, который даст вам доктор Кролик.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раз на прием.
И тогда улыбки свет
Сохраним на много лет!
С юных лет надо приучать себя к тщательному пережевыванию твердой пищи. Жевать надо не спеша. В народе говорят: "Кто хорошо жует, тот долго живет." Человек с больными зубами - носитель заразы. Острые края зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к долго не заживающим язвам и далее к тяжелым заболеваниям.
-Так что такое зубы для человека? (Ответы детей)
-Внешний вид;
-Украшение ослепительной улыбкой;
-Формирование звуков речи;
-Общее состояние организма человека.
5 Оздоровительная минутка.
Поиграем с нашим зубиком- меткой в "Догонялки"(гимнастика для глаз)
Работа со зрительным тренажером и меткой.
6 Как сохранить ослепительную улыбку.
- Почему же заболели зубы у девочки Яны? Какие правила ухода за зубами не выполняла девочка?
Работа с правилами (правила на простенках)
-Я чищу зубы 2 раза в день.
-Два раза в год посещаю зубного врача.
-Не грызи ручки и карандаши.
-Можешь есть одновременно горячую и холодную пищу.
- Ешь чаще сладкое.
-Полощи рот теплой водой после каждого приема пищи.
-Первое условие сохранения здоровых зубов- полноценная пища, содержащая в себе белки, жиры, углеводы, витамины.
Работа с сенсорно- дидактическими подвесками.
За зубами необходим постоянный врачебный контроль. Кто знает, что нужно иметь каждому человеку для ухода за зубами? (Ответы детей)- зубная щетка, зубная паста.
А как правильно чистить зубы нам расскажет детский врач- стоматолог.(беседа врача)
Практикум "Чистка зубов"
1 Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движение зубной щетки - сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2 Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки - снизу вверх.
3 Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки- вперед- назад.
4 Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5 Не забудь почистить язык.
7 Оздоровительная минутка "Солнышко" (Итог урока)
-Закройте глаза, вытяните руки ладошками вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились , отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе - опускается. Дыхание успокаивается. Становится ровным. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Скажите: "Спасибо за урок"
Список используемой литературы:
1 Педагогика здоровья (программа и методические руководства для учителя начальной школы) под ред. В.Н.Касаткина, Москва «Лингва- пресс», 2000г.
2 Обухова Л. А, Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья», Москва, Творческий центр «Сфера»,2002г.
3 Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый урок: уроки здоровья», Ярославль, Академия развития, 2002г.
4 Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно- развивающей среды (Башканова Г.Л, Улавова С.А, Шульга А.А) Сыктывкар, 2001г.
5 Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Вако», 2004г.
6 Баль Л.В, Ветрова В.В. «Букварь здоровья» , Москва, Творческий центр «Сфера» 2001г.
7 Семенова И. «Учусь быть здоровым, или как стать неболейкой» , Москва «Педагогика», 1991г.
8 Обухова А.А, Лемяскина Н.А. «Школа доктора природы или 135 уроков здоровья» Москва, «Вако» 2005г.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»