В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Влияние обиды на самооценку младших подростков

Влияние обиды на самооценку младших подростков

Краткое описание
Тема обиды весьма актуальна в современной жизни. Особую значимость, данная проблема приобретает в подростковом возрасте: возрастает конфликтность, ранимость, обидчивость.
Нам стало интересно разобраться в этом явлении, в чём его смысл, зачем оно возникает. Мы решили провести исследование на эту тему, понять, что же такое обида, почему мы обижаемся и как научиться с этим справляться.
Цель исследования: изучить влияние обиды на уровень самооценки младших подростков .
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Исслед.работа Лапшина Д., Гараева Д., г.Чистополь РТ.docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Международный конкурс-фестиваль

проектных и исследовательских работ учащихся

«Интеллект. Наука. Исследование»



Номинация «Психология, социология»

Возрастная категория «5-6 класс»






«Влияние обиды на самооценку младших подростков»

Вид работы  научно-исследовательская работа


Автор (авторы):

Лапшина Диана, Гараева Диляра (5 класс)

Руководитель работы: Шумилова Татьянаа Михайловна

Должность - педагог-психолог

преподаваемый предмет - психология

телефон - 89172726407

Адрес электронной почты руководителя:

Shumilova190471@mail.ru













Чистополь город

2020г.



ОГЛАВЛЕНИЕ





























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Очень часто в повседневной жизни нам приходится сталкиваться с таким чувством, как обида. Она занимает особое место среди многообразных, негативных переживаний. Мы обижаем сами и обижаемся на других людей. Это очень сильное чувство, обладающее разрушительным действием. Оно портит отношения с близкими людьми, одноклассниками, друзьями, делает обидчивого человека невыносимым, приводит к ссорам, конфликтам и дома, и в школе.

В большинстве источников обида трактуется как чувство или переживание, связанное с оценкой несправедливости во взаимоотношениях, точнее, с такими категориями как оскорбление, порицание, огорчение.

На современном этапе психологических исследований выяснено, что обида может возникать практически с рождения, так что рамки формирования данного чувства ещё окончательно не изучены.

Тема обиды весьма актуальна в современной жизни. Обида - это значимое чувство в жизни каждого человека, ведь практически все детские обиды могут оставить отпечаток на взрослую жизнь. Например, из-за неудачной шутки учительницы на виду у одноклассников, в зрелом возрасте вполне может развиться страх перед большой аудиторией, чувство тревоги и замкнутости. Поэтому так важно не оставить обиду без внимания.

Особую значимость, данная проблема приобретает в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что подростковый возраст называют переходным, критическим. В связи с формирующимся чувством взрослости и развивающимся самосознанием, подросток становится чувствительным к воздействию социального окружения, особенного такому, которое препятствует складывающемуся представлению о себе. В подростковом возрасте обостряются негативные реакции личности, возрастает конфликтность, ранимость, обидчивость. Частые обиды могут способствовать уходу в себя, в свои переживания, закрепляясь, перерастать в обидчивость как свойство личности и черту характера вплоть до патологических ее проявлений.

Мне стало интересно разобраться в этом явлении, в чём его смысл, зачем оно возникает. Я решила провести исследование на эту тему, понять, что же такое обида, почему мы обижаемся и как научиться с этим справляться. В школе часто возникают ситуации, когда один ученик обижается на другого. От этого портятся дружеские отношения в классе, что отрицательно сказывается на психологическом климате в классе и на эмоциональном состоянии учеников.

Отсюда возникают следующие вопросы:

Почему одни люди, а именно подростки обижаются редко по действительно серьёзным поводам, а другие делают это своим стилем жизни?

А если, суть данного явления лежит в личностных особенностях, а именно в самооценке подростка?

Все вышеизложенное и обусловило проблему исследования:

может ли обида влиять на самооценку подростков?

Исходя из актуальности данной проблемы, мы выбрали следующий

объект исследования: обида и самооценка подростков.

Предмет исследования: влияние обиды на уровень самооценки подростков.

Цель исследования: изучить влияние обиды на уровень самооценки у подростков

Гипотеза исследования: Обида, как отрицательное эмоциональное состояние тесно связана с самооценкой в подростковом возрасте.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:

Цель работы: изучить психологические особенности обиды и возможности её преодоления.

Задачи:

  1. Рассмотреть состояние вопроса по источникам дополнительной литературы?

  2. Узнать, что такое обида и каковы причины её возникновения.

  3. Изучить особенности проявления чувства обиды и самооценки в подростковом возрасте

  4. Проверить влияние обиды на уровень самооценки младших подростков (на примере учащихся 5-х классов).

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Методы и приёмы: сбор информации, наблюдение, анализ и обработка информации.

Тест «Обидчивы ли Вы?» (модиф), опросник «Изучение общей самооценки» (авт. Казанцева Г.Н.).

Выборка испытуемых: учащиеся пятого класса в составе 28 человек.



































ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБИДЫ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

    1. Понятие обиды

Эмоции занимают одно из важных мест в психической жизни человека. Есть позитивные переживания - восхищение, радость, ликование, есть негативные – зависть, грусть, отчаяние. Среди многообразных негативных переживаний особое место занимает обида.

Каждый из нас переживал обиду. Обида – это, с одной стороны, то, что присуще каждому человеку, а с другой стороны, обида всегда травмирует, доставляет неприятные ощущения. Ее сопровождают ощущения беспомощности, желание отомстить, гнев, досада, раздражение, отчаяние. В основе обиды находятся неоправдавшиеся ожидания от другого человека, которые могут быть реальными (он обещал, обнадежил, но не сделал) или мнимыми (я считаю, он должен поступать так, потому что именно так поступил бы я). Состояние сочетает подавленную агрессию к обидчику, жалость к себе и стремление устранить несправедливость. Обида у одного человека всегда дополняется чувством вины у другого. Если вторая сторона в конфликте не способна испытывать чувство вины, обида становится бесполезной (мы не обижаемся на животных, неодушевленные предметы)[1].

Значение слова обида невозможно передать каким-то синонимом, так как это негативное, злое состояние, направленное вместо обидчика и прямого разрешения ситуации внутрь на самого себя.

Проблема обиды в современной психологии является недостаточно разработанной как на теоретическом, так и на исследовательском уровне, но в тоже время является одной из интереснейших вопросов в ней. Поэтому трактовок понятия «обида» огромное количество и чтобы понять её феномен для начала необходимо обратиться к справочной литературе[2].

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет понятие «обида» как «всякую неправду тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение» [3].

Обида - это оскорбление, огорчение, причиненное кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением. Подобное определение «обиды» дает С. И. Ожегов в словаре русского языка [4].

В бытовом языке понятие «обида» определяется указанием на то, что обидчик «позволяет себе» больше, чем должен, совершает поступок «дерзкий», «наглый», «нахальный» по отношению к другой личности [6]. Оскорбление, огорчение, ложь в адрес другого человека, несоответствующее его реальной оценке себя и своего поведения, т.е. нанесенного несправедливо, незаслуженно. «Обида» - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих, причем чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе [6].

Так, обида - это негативное эмоциональное переживание, наиболее распространенной причиной, которого является уязвленное самолюбие; это переживание, способное превратиться в своеобразную реакцию, возникающую в любых ситуациях, связанных с оценкой «я» и самоутверждением.

Во-вторых, обида - это реакция на несоответствие ожидаемого и реального поведения партнера по общению, являющаяся сигналом нарушения социального контакта и специфическим регулятором социального взаимодействия, эта реакция принуждает партнеров к изменению отношений: к восстановлению нарушенных отношений или к их полному разрыву и дистанцированию [2].

Исходя из многообразия трактовок понятия «обида» можно сделать вывод о том, что она, как и любое явление, имеет свой положительный и отрицательный смысл. Обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании, в частности, приспособлении людей друг к другу. Например, когда я обижаюсь на другого, он страдает от чувства вины, так как его поведение не соответствует моим ожиданиям, и он должен изменить свое поведение так, чтобы меня не обижать.

    1. Причины появления и последствия обид

Специалистами отмечается, что дети уже с годовалого возраста примеряют к себе обиду и пробуют ее пользоваться. Но это проявляется скорее как редкие эпизоды. Дети быстрее учатся обижаться на свое ближайшее окружение: родителей, бабушек, дедушек. В возрасте от 2 до 5 лет дети уже осмысленно и серьезно выучивают обиду, перенимают ее от других детей и взрослых. Они уже могут показывать обиду: надувать щёки, хмуриться, опускать глаза, прекращать разговор, плакать, уходить, скрещивать руки на груди, сжимать кулаки. Дети достаточно осознанно пользуются обидой: они знают, кому они обижаются, зачем, на что. Обычно просто так, впустую, маленькие дети не обижаются. В возрасте от 5 до 12 лет обиды становятся уже полностью осознанными. Взрослые же, напротив, чаще переживают обиду внутри, что может стать причиной различных заболеваний, душевного дискомфорта[7].

Причин обид множество, мы выделили основные. Это:

  • предательство и обман;

  • невыполнение обещаний;

  • разные проявления неуважения;

  • неоправданные ожидания;

  • нарушение справедливости;

  • причинение душевной боли;

  • неуважение или принижение достоинства;

  • нарушение общественных договоров.

Нам было интересно узнать, что реакция в форме обиды несёт ряд функций. Самая важная – подать сигнал о том, что наши границы нарушены. Ведь у каждого человека существуют свои границы допустимого, и если другой человек их переходит, мы реагируем комплексом чувств, которые называем обидой. Например, если кто-то жёстко пошутил в нашу сторону, мы испытываем обиду

Важно отметить и последствия, к которым приводят обиды. Это:

  • нарушение взаимопонимания,

  • появление агрессии (оскорбление, желание дать сдачи),

  • появление отрицательных черт характера,

  • отсутствие силы воли, неспособность принять решение,

  • развитие комплексов,

появление недоверия или озлобленности[10].

Как мы видим, обида отнюдь не безопасна, поэтому очень важно научиться справляться с ней, не оставаться в этом состоянии надолго, так как это приводит к большим страданиям.

    1. Особенности проявления чувства обиды и самооценки в подростковом возрасте

В школьном возрасте ребёнок, ранее защищенный семьей, попадает в ситуации, где следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, своё право на автономность – свое право быть равноправным в общении с другими людьми.

Мы заметили, что поводом для возникновения желания обидеть или обидеться могут стать внешность, особенности поведения, нелепый случай. Нам весело, когда кто-то попадает в комичную ситуацию. Ребята, которым так понравилось твое попадание мимо стула, скорее всего, смеются беззлобно. Но даже если кто-то из них на самом деле очень радуется твоему падению и не только смеется, но и говорит обидные слова, то это всего лишь говорит о том, что такой человек плохо воспитан и слаб. Ведь он может привлекать к себе внимание только за счет других, пользуясь неловкостью положения. [10]. Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как посмеяться. "Ой, у тебя спина белая, ха-ха-ха!". Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих - у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, кто носит очки, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь правильнее сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз [10].  Таких случаев в жизни великое множество.

Проблема обидчивости и ее преодоления особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в этот период повышается чувствительность к мнению, отношению и оценкам окружающих; особенно чувствительны подростки к негативным оценкам, представляющим угрозу для складывающегося «образа себя». Самооценка относится к чувству собственной значимости или ценности, которую они придают себе[9].

Самооценка — cамоценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [11]. Она является важным регулятором поведения людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на результативность деятельности и дальнейшее развитие личности человека. Выделяют три вида самооценки: адекватную (среднюю), низкую и высокую.

Адекватная (средняя) самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Она способствует формированию у подростков уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям [6,с 149].

Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком. Для подростков с завышенной самооценкой характерны: конфликтность, подозрительность. Подросток, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении, могут превратиться в привычки, от которых впоследствии очень трудно будет избавиться.

Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессиям, повышенной тревожностью, страхом перед сверстниками, взрослыми, неумением находить выход из трудных ситуаций [11].

У младших подростков, в основном, наблюдается тенденция к завышенной самооценке. В этом возрасте для них более значимо мнение о себе сверстников. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости)[9].

Основная проблема обидчивых подростков заключается в восприятии окружающих как источника отрицательного, пренебрежительного отношения к ним.

Та часть самооценки, которую специалисты называют «Я глазами других людей», оказывается у таких детей и подростков сильно искаженной: они считают, что окружающие (особенно сверстники) оценивают их незаслуженно отрицательно.

Попадая в конфликтную ситуацию, обидчивые дети и подростки не пытаются разрешить ее, а словно «застревают» в ссоре, осуждениях, обвинениях и самооправданиях. Однако чувство «недооцененности» является всего лишь результатом их собственных представлений: исследования показывают, что даже чрезмерно обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не являются в коллективе непопулярными или отвергаемыми.

Таким образом, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение подростка к себе и противоречивая самооценка вкупе с острой и ненасыщаемой потребностью в признании и уважении. Обидчивый подросток постоянно смотрит на себя недоброжелательными глазами других людей, что порождает неизбежные проблемы в межличностных отношениях.

Преодолеть собственную обидчивость (или помочь часто обижающемуся подростку) – непростая задача. Как обида влияет на самооценку. Есть ли взаимосвязь?








































ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБИДЫ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

2.1. Описание выборки, этапов, методов исследования

Изучив дополнительную литературу по проблеме и выдвинув гипотезу исследования: Обида, как отрицательное эмоциональное состояние тесно связана с самооценкой в подростковом возрасте, мы приступили к практическому этапу нашей работы.

В соответствии с гипотезой в экспериментальном исследовании решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть состояние вопроса по источникам дополнительной литературы?

  2. Узнать, что такое обида и каковы причины её возникновения.

  3. Изучить особенности проявления чувства обиды и самооценки в подростковом возрасте

  4. Проверить влияние обиды на уровень самооценки младших подростков (на примере учащихся 5-го классов).

Исследование проходило по следующим этапам:

  1. Изучение литературы по проблеме влияния обиды на самооценку младших подростков.

  2. Подбор методов исследования.

  3. Формирование выборки исследования.

  4. Подготовка и проведение исследования.

  5. Обработка данных.

  6. Анализ и обсуждение результатов, описание исследования.

С целью изучения влияния обиды на самооценку младших подростков нами были предложены: тест «Обидчивы ли Вы?» (модиф.), опросник «Изучение общей самооценки» (авт. Казанцева Г.Н.) (см. приложение1).

Таким образом, сформировав выборку, определив этапы, методы исследования приступили к исследованию.

2.2. Анализ основных результатов исследования проблемы влияния обиды на самооценку младших подростков

В данном исследовании участвовали 28 учащихся 5 класса.

С целью выявление уровня обидчивости учащихся была использован тест «Обидчивы ли Вы?».

Результаты исследования с помощью данного тестирования показали, что наибольшее количество учащихся 21% имеют высокий уровень обиды. Это те, кто не просто обидчивы, а злопамятны.

У 43% учащихся наблюдается средний уровень. Они слегка обидчивы. Они легко могут вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у них нередко случаются конфликты дома и в школе.

Но 36% респондентов имеют низкий уровень обиды. Их трудно назвать обидчивыми. Состояние устойчиво и редко зависит от ситуации.

Результаты тестирования по тесту «Обидчивы ли Вы?» наглядно представлены в рис. 1-2 (см. прил.2):

Рис.1. Показатели уровней склонности к обидчивости среди младших подростков

Рис.2. Процентное соотношение обидчивых и необидчивых подростков


Как мы видим, обидчивых ребят гораздо больше, чем не обидчивых – 64%. Эта черта характера может создавать им и близким и окружающим их людям немало проблем. Из-за обидчивости и вспыльчивости нередко случаются конфликты, портятся взаимоотношения в классе.

На следующем этапе исследования нам необходимо было изучить особенности самооценки респондентов, а также проверить ее взаимосвязь с обидой, используя опросник «Изучение общей самооценки» (авт. Казанцева Г.Н.)

Результаты данного анкетирования показали, что большинство младших подростков, имеют высокий уровень самооценки, что составило 46%. Наименьшее количество (14%) имеет низкую самооценку.

Результаты диагностики наглядно представлены в диаграмме на рис.3 (см.приложение 2):

Рис. 3. Показатели уровней самооценки младших подростков

Сопоставляя данные двух опросников, мы заметили один замечательный эффект: для ребят с повышенным уровнем обиды самооценка играет особое значение. Младшие подростки с данными показателями обидчивости имеют высокий и низкий уровень самооценки.

Рис.4. Соотношение показателей обидчивости и самооценки обидчивых и необидчивых младших подростков


Таким образом, изучив литературу, проведя исследования, проанализировав результаты тестирования, мы пришли к выводу о том, что обида влияет на особенности самооценки младшего подростка. Завышенная самооценка заставляет обижаться на все, что не нравится человеку, на всех, кто не хочет жить по его правилам, признавать его превосходство и лидерство. Подобная обидчивость приводит к пассивности, стремлению, чтобы его вопросы и проблемы решили за него.

Заниженная самооценка позволяет думать о себе, как о самом несчастном человеке, которого не ценят и не понимают. Окружающие люди – как будто специально хотят обидеть и причинить боль. И все свою жизнь он пытается доказать правильность этого утверждения, постоянно ищет повод обидеться и испытать чувство» несправедливости. Обида мешает увидеть свои возможности, свою силу и реализовать себя в полной мере.

Адекватная самооценка не позволяет погрузиться в обиду надолго, она подсказывает выход из сложившейся ситуации. А человек с «перекошенной» самооценкой не ищет решений, он ищет виноватых.

На основе сделанных выводов можно утверждать, что цель исследования достигнута. Гипотеза получила подтверждение: Обида имеет влияние на самооценку младшего подростка.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ прочитанной литературы и материалов сети интернет помогли нам разобраться в толковании и выявить причины обид. Мы узнали, что обида – это реакция на несправедливое отношение, огорчение, переживание вследствие этого негативных эмоций. Обида – это агрессия, обращённая внутрь, гнев, чувство жалости к себе. Переживание обиды к врожденным эмоциям исследователями не причисляется.

Проблема обидчивости и ее преодоления особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в этот период повышается чувствительность к мнению, отношению и оценкам окружающих; особенно чувствительны подростки к негативным оценкам, представляющим угрозу для складывающегося «образа себя». Самооценка относится к чувству собственной значимости или ценности, которую они придают себе.

Мы обижаемся только на тех, кто нам близок, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами. Наша гипотеза - «большинство из нас переживает чувство обиды к значимым людям» - подтвердилась. Обида делает человека злым, он стремится выместить свой гнев и злость на первого встречного.

У младших подростков, в основном, наблюдается тенденция к завышенной самооценке. Основная проблема обидчивых подростков заключается в восприятии окружающих как источника отрицательного, пренебрежительного отношения к ним. Та часть самооценки, которую специалисты называют «Я глазами других людей», оказывается у таких детей и подростков сильно искаженной: они считают, что окружающие (особенно сверстники) оценивают их незаслуженно отрицательно.

Сопоставляя данные двух опросников, мы заметили один замечательный эффект: у ребят с повышенным уровнем обиды самооценка играет особое значение. Младшие подростки с данными показателями обидчивости имеют высокий и низкий уровень самооценки. Таким образом, изучив литературу, проведя исследования, проанализировав результаты тестирования, мы пришли к выводу о том, что обида влияет на особенности самооценки младшего подростка.

Первый шаг на пути избавления от обид — это принятие на себя ответственности за свою жизнь, а для этого надо почувствовать свою уверенность в себе. Не обижаться — тоже навык, ему надо учиться. И проще всего это делать, когда мы сможем объективно оценить себя и уважать других. Я – личность и ты – личность. А значит, адекватная самооценка – это важно.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Обида» и влияние ее на самооценку определяют несомненную новизну нашего исследования. В результате исследования мы представили собранную и обработанную информацию в виде презентации, изготовили буклет с советами для школьников «Как справиться с обидой».

Практическая значимость работы:

- мы научились проводить анкетирование и тестирование;

- разработали буклет «Как справиться с обидой?»;

- у одноклассников теперь всегда под рукой буклет советов, который поможет управлять своей обидчивостью.

Теоретическая значимость работы:

- мы проанализировали большое количество информации;

- нами был сделан теоретический анализ обиды как отрицательного эмоционального состояния и обидчивости как черты личности и ее влияния на самооценку;

- выяснили причины и последствия обиды, способы её преодоления.






ЛИТЕРАТУРА

  1. Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/psychological-features/obida-vpsihologii.html

  2. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B8%D0%B4%D0%B0

  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка для детей – М.: Изд-во Эксмо, 2006 – 464 с.

  4. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.: 80000 слов и фразеологических выражений/Рос. академия наук. – М., 2003 г. – 944 с.

  5. Универсальный словарь русского языка – СПб.: ИГ «Весь», 2010 г.- 832 с.

  6. Интернет источник. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. - Т. 2: А http://next.feb-web.ru/text/ushakov_t1_1935/go,0;fs,1/

  7. Интернет-источник: https://vocabulary.ru/termin/obida.html

  8. https://www.rulit.me/books/obida-vina-read-260580-6.html

  9. Интернет-источник: https://psy.wikireading.ru/2885

  10. Орлов Ю. М. Обида. Вина. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.

  11. Психологический справочник школьника «Что делать, если…? Серия «Особый случай». - Казань: Издательство Казанского университета, 2015.-21с.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Методики исследования

1.Тест «Обидчивы ли Вы?»

Данный тест поможет Вам разобраться, на самом ли деле Вы обидчивы, как Вам приходится иногда слышать, или же Вы - сама терпимость. На каждый вопрос следует отвечать «да» или «нет». В случае сомнений отвечайте «не знаю» («бывает по-разному»). Старайтесь, чтобы неопределенных ответов было меньше.

Вопросы теста.

1. Легко ли вам испортить настроение?
2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?
3. Долго ли вы переживаете мелкие неприятности (чей-то недоброжелательный взгляд, едкое замечание)?
4. Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?
5. Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние разговоры и шумы?
6. Способны ли вы длительное время анализировать свои переживания, чувства, поступки?
7. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
8. Часто ли вам снятся кошмары?
9. Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже других?
10. Часты ли у вас подъемы и спады настроения?
11. Бывает ли так, что во время спора у вас заметно меняется тембр голоса и появляются обычно не свойственные вам низкие или высокие тона?
12. Легко ли вас вывести из себя?
13. Даже вкусная еда неспособна исправить ваше испорченное настроение?
14. Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас не понимают?

А теперь подсчитайте набранные вами баллы. За каждый ответ «да» начисляется 0 баллов, «не знаю, по-разному бывает» — 1 балл, за ответ «нет» — 2 балла.

Результаты теста.

От 23 до 28 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко зависит от ситуации. Кое-кто считает вас «непробиваемым», «твердолобым». Иногда Вам завидуют, иногда осуждают — на это не обращайте внимания.
От 17 до 22 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немало горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у Вас нередко случаются конфликты дома и в школе (на работе). Старайтесь лучше контролировать свои эмоции и анализировать отношения с другими людьми.
От 0 до 16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, легко меняете свое настроение, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьезные недостатки в вашем характере. Необходимо заняться самовоспитанием. И чем меньше у вас количество набранных баллов, тем скорее к этому следует приступить.



2.Изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)

Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (—), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10. Результат от –10 до –4 – свидетельствует о низкой самооценке; от –3 до +3 – об адекватной самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.








ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты тестирования по опросникам «Обидчивы ли Вы?» и «Изучение общей самооценки» (методика Г.Н. Казанцевой)


Респонденты

Уровень обидчивости

Уровень самооценки

1

1

низкий

адекватная

2

2

средний

высокая

3

3

высокий

низкая

4

4

низкий

адекватная

5

5

низкий

адекватная

6

6

средний

высокая

7

7

средний

адекватная

8

8

средний

высокая

9

9

высокий

низкая

10

10

средний

высокая

11

11

низкий

адекватная

12

12

средний

адекватная

13

13

низкий

адекватная

14

14

низкий

адекватная

15

15

высокий

низкая

16

16

средний

высокая

17

17

высокий

высокая

18

18

низкий

адекватная

19

19

средний

высокая

20

20

средний

высокая

21

21

низкий

адекватная

22

22

средний

высокая

23

23

высокий

высокая

24

24

низкий

адекватная

25

25

средний

высокая

26

26

высокий

низкая

27

27

средний

высокая

28

28

низкий

высокая








ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Памятка «Как справиться с обидой»

1. Поймите, что обида приносит вред, прежде всего, вам самим. Порой человек, который причинил вам боль, может даже не подозревать о своем неблаговидном поступке. Он будет спокойно жить дальше, пока вы изводите себя бесконечными мыслями о том, что произошло между вами. Получается, что вы сами себя наказываете, храня в сердце обиду, которая съедает вас изнутри, лишает радости жизни и приводит к стрессу.

2. Научитесь прощать окружающих. Перемените свое отношение. Осознайте, что человек имеет право на ошибку.

3. Воспринимайте даже негативную ситуацию как определенный жизненный опыт. Человек, с которым вы взаимодействуете, может научить вас чему-то. Посмотрите на ситуацию, которая вас очень расстроила, с этой стороны.

4. Может быть, вы обижаетесь на других потому, что не можете понять их мотивов. У ваших друзей, знакомых, родных есть своя система ценностей и личные причины действовать таким или иным образом. Попробуйте увидеть ситуацию с другой стороны, поставив себя на чье-то место.

5. Не будьте слишком мнительны. Ничего не додумывайте за окружающих. Не забывайте, что иногда ваше плохое настроение, неважное самочувствие или усталость делает вас раздражительным, впечатлительным и ранимым. Учитывайте свое состояние и настроение, прежде чем делать выводы о чьем-то поведении.

6. Если вас кто-то серьезно задел, не надо мстить и копить в себе обиду. Нарисуйте карикатуру на этого человека или представьте его в смешном, неприглядном свете. Поделитесь своими печалями, и вам должно стать легче.

7. Чувство юмора поможет справиться с обидой. Вам следует научиться быть самокритичными. Никто из нас не идеален, но, сильны те люди, которые способны это признать и пошутить над самим собой. Если вы сможете посмеяться над своими недостатками, у других не будет никакого смысла «тыкать» в них. Это не будет им доставлять никакого удовольствия, ведь вы в этом отношении неуязвимы.

Несколько полезных советов «Если тебя обзывают»

1. Относись к прозвищам спокойно. Твоя обида и злость не остановят, а ещё больше раззадорят обидчика. А человека, который не раздражается, и дразнить то не интересно.

2. Не обращай внимания, не поворачивайся и не отвечай на обидные слова, пока тебя не назовут настоящим именем.

3. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил, поэтому он теперь мстит тебе за это?

4. Если обидчики не оставляют в покое, то дай отпор. Используй отговорки.

5. Не создавайте вокруг себя ореола мученика. Не огрызайтесь на прозвища, а улыбайтесь. Постарайтесь превратить всё в шутку: - Толстый? Ну, так хорошего человека должно быть много!

6. Уясните себе, что обзывает только тот, кто не слишком «обременён» культурой и умом.


Нельзя:

1. Злиться, кричать и плакать.

2. Драться.

3. Пытаться перейти в другую школу, класс

Как победить свой гнев

1. Постарайся определить причину своего раздражения и попытайся избегать таких ситуаций.

2. Глубоко вдохни, сосчитай в уме до 100, и подумай о чём-нибудь хорошем.

3. Умыть лицо, руки, шею холодной водой.

4. Если знаешь, что не сможешь сдержаться, постарайся уйти от конфликта.

5. Научись контролировать свои эмоции, сначала это будет трудно, а потом это войдёт в привычку.

6. Помни, что отрицательные эмоции наносят непоправимый вред здоровью.

7. Помни, что ты хозяин своих эмоций, они зависит от тебя, а не ты от них.

8. Поделись своими проблемами с теми, кому доверяешь.

7. Сделай физические упражнения (попрыгай на скакалке, отожмись, пробегись, устрой «бой» с боксёрской грушей), дыхательную гимнастику – это хорошее средство для улучшения состояния.

8. Можно пускать мыльные пузыри, быстрыми движениями руки стереть с доски, погоняться за кошкой (собакой).


Правила прощения

  • Каждый может совершить ошибку. Совершив ошибку, умей её признать.

  • Никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшим вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.

  • Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!

  • Прости, и будешь прощён. Прощенье уничтожает обиду.

  • Прости, и твоя жизнь будет светлее.

Советы «Сделай первый шаг»

  • подойти к человеку, с которым вы хотите помириться,

  • назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова,

говорить искренне, то есть от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше








18


Презентация к конкурсной работе.ppt Скачать
Обсуждение материала
Наталья Лободина
16.05.2020 14:43
Уважаемый конкурсант, добавьте конкурсные материалы.
Татьяна Шумилова
22.05.2020 09:23
Добрый день! Материалы добавила. Извините, почему-то ранее работа не загрузилась.
Татьяна Шумилова
14.09.2020 08:03
Добрый день! Результаты данного конкурса уже подведены. Когда можно будет получить диплом?
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос