Литературно-музыкальная композиция «Дед Мороз в сказочном лесу». Статья «Создать ситуацию успеха». Сценарий. Презентация.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
имени Алексея Михайловича Черёмухина муниципального образования
Люберецкий район Московской области
Статья. Создать ситуацию успеха.
-
Автор: Судакова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов.
-
Место проживания: Г. Люберцы Московской области.
-
Название учебного заведения: МОУ СОШ № 25 муниципального образования Люберецкий район Московской области.
Малыш пришёл в школу… Уже задолго до этого чудесного дня он собирается быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. В течение первых лет школьной жизни выясняется, что не все дети успешны одинаково. Необходимо сделать так, чтобы каждый ребёнок понимал, что человеком он будет успешным. Необходимо создавать ситуации успеха.
В школе объявляется конкурс Дедов Морозов и Снегурочек. Всем обучающимся в классе хочется участвовать в постановке спектакля. Здесь в создание ситуации успеха подключаются типичные операции.
Атмосфера в классе всегда должна быть доброжелательной.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Выясняется, что причины у всех разные. Большинство ребят хотят победить в конкурсе. Многие хотят играть главную роль. Тут необходимо педагогическое внушение - способ убеждения воспитанников в большой вере в них. Этот элемент побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…».
В период работы высказывается предположение: «А что, если место займём последнее?». Здесь уместно снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому говорю: «Если даже не получится, ничего страшного. Может, ребята, тогда и участвовать не будем?», «А какая же наша настоящая цель, если мы и выигрывать не собираемся?» Здесь очень тонко нацеливаю детей получать удовольствие от совместной работы, от совместного творчества. Начинаем работу, которая сопровождается комментариями педагога - авансирование - «У тебя, такого талантливого (старательного), обязательно получится…». «У нас обязательно получится интересный спектакль». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Дети заранее предупреждены о предстоящей работе. Прошу давать советы при постановке, прислушиваюсь к каждому совету. В такие моменты дети чувствуют себя успешными, значимыми. Мы вместе придумываем сценарий, пробуем, отменяем какие-то эпизоды. Готовлю ситуацию, при которой каждый ребенок получает возможность раскрыть свои способности, а может и талант. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». Необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности. На каждой репетиции стараюсь видеть сильные стороны у любого участника процесса, отмечаю важность усилий ребёнка. Подчёркиваю персональную исключительность ребенка. Если же вижу ошибки или неверные интонации у ребёнка скромного, чувствительного, осторожно намекаю, оказываю скрытую помощь, употребляя фразы «Возможно, лучше сделать так…», « Особенно тебе удалось..., но здесь надо продумать твою линию игры».
Во время репетиций использовались и стандартные методы стимулирования учащихся.
-
Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
-
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.
-
Словесная похвала и поддержка педагога.
Постарайся приложить усилия, и
у тебя получится это задание
«
Особенно тебе удалось....»
« Сегодня ты репетировал лучше, чем вчера»
«Сегодня было хуже, не расстраивайся, подумай, как улучшить эпизод»
«Я сейчас подскажу тебе, как
правильно выполнить задание, а в
следующий раз
ты
всё сумеешь сделать сам»
-
Элементы самовнушения:
- Я буду стараться, и у меня должно все получиться.
- Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя.
- Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно.
-
Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
«Тебе особенно удалось начало этого танца».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
И, конечно, часто звучала фраза: «Так хочется поскорее увидеть…»
В процессе работы над нашим спектаклем я использовала некоторые традиционные приёмы создания ситуаций успеха.
1."Эмоциональное поглаживание".
Педагог говорит "молодец", "умница ", "Ребята, я горжусь вами!"
Такие подбадривающие слова ребёнку внушают веру в себя, особенно, если эти слова не льстивы, а справедливы, искренни. Фальш дети чувствуют всегда.
2. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел бы к необходимому результату. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В. А.).
3. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать. Такой шанс получил каждый ученик класса. У каждого была своя роль.
4. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый потенциал возможностей учащихся. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
5. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
6. «Холодный душ»
Такой приём считается полезным для уверенных в себе, способных учеников, у которых всё-то получается. Чтобы уверенность не превращалась в самоуверенность, используют прием «Холодный душ». В нашем случае этот приём оказался просто необходим на следующий день после победы в конкурсе, когда проводился подробный анализ спектакля. Ни в коем случае не испортить настроение детям, не испортить впечатление от спектакля, вкус победы. Но тактично и трезво проанализировать различные ситуации во время представления, прислушиваясь к мнению детей, чтобы в следующий раз не повторять ошибок.
В.А.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебно-воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости – радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Используемая литература:
1. А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991.
2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа, 1999.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.
Представленная Судаковой Т.В. авторская разработка очень интересна, актуальна, направлена на сохранение традиций празднования Нового года. Материал, состоящий из статьи «Создать ситуацию успеха», сценария, презентации, является полностью авторским материалом. Создание ситуации успеха является одним из важнейших условий реализации ФГОС НОО. В своей статье педагог подробно рассказал о грамотном использовании методов и приёмов организации ситуации успеха при подготовке обучающихся младших классов к школьному новогоднему конкурсу. Сценарий лаконичен, соответствует данной возрастной группе. Презентация красочна, содержит много великолепных картинок, гифов, создаёт новогоднее настроение. С уверенностью можно сказать, что и участникам, и зрителям было интересно.
С уважением С.Абдулов