Авторская педагогическая разработка. Программа факультативного курса для учащихся 1-4 классов начального общего образования «Как стать умником»
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных способностей, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации
Ангарского муниципального образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная)
Программа факультативного курса
для учащихся 1-4 классов начального общего образования
«Как стать умником»
Форма учебная
Автор разработки: Ломаченко Зульфия Ильясовна учитель начальных классов МБОУ «Мегетская СОШ»
Мегет, 2013г.
Пояснительная записка.
Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность и творчество…
В.И. Андреев.
Авторская педагогическая разработка факультативного курса для учащихся 1-4 классов начального общего образования «Как стать умником» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год.
Цель данной программы:
развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
-развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности, мышления );
Принципы построения программы:
-
личностно-ориентированный подход;
-
учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
-
развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;
-
вариативность: свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
-
системность, последовательность, преемственность в обучении;
-
наглядность;
-
доступность;
-
научность;
-
креативность
-
сотрудничество и ответственность;
-
сознательное усвоение материала;
-
занимательность;
-
принцип минимакса;
-
принцип деятельности;
-
преемственность;
Основные методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
репродуктивный;
-
проблемного изложения;
-
эвристический;
-
исследовательский;
-
проектный;
-
поисковый.
Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.
Формы занятий:
-
занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая игра, кроссворд, тренинг, викторина, интеллектуальная игра;
-
занятия, освоенные на нетрадиционной организации учебного материала: уроки – мудрости, урок – блок и т.п.
-
занятия, освоенные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж и т. д
-
занятия, освоенные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, цирк, ученый совет;
-
занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, аукцион, бенефис, телепередача,
Формы работы учащихся на занятиях:
-
коллективные;
-
групповые;
-
индивидуальные.
-
в парах
Актуальность :
В настоящее время ребенок является абсолютной ценностью личностно-ориентированного обучения. Успешное формирование личности школьника во многом определяется тем, насколько педагог, родитель учитывает его индивидуальность. Существенной стороной индивидуальности любого ребенка является своеобразие его мыслительной деятельности. Как утверждают многие психологи, школа способностей не развивает в том случае, если для детей не создается ситуация успеха, а следовательно самооценка становится низкой и не обеспечивает развитие.
Все способности разделяются на две группы: общие и специальные.
Общие способности есть у каждого ребенка, но развиты в разной степени. Общие способности почти полностью складываются к 13-летнему возрасту. Следовательно, максимум усилий для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении и вовремя обучения в начальной школе.
Специальные способности есть далеко не у каждого. К ним относятся художественные, музыкальные, литературные, математические способности. Очень многое в их развитии зависит от задатков. Но, создавая условия, предоставляя каждому ребенку возможности для развития специальных способностей, можно получить положительные результаты. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных способностей, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Дополнительные сведения из различных областей жизни расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности. Одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к развивающему, которое давало бы возможность ребенку стать не просто исполнителем каких- либо ролей в обществе, а полноценным участником различных форм общественной жизни. Стратегическая задача развивающего обучения - научить ребенка учиться, сформировать у него способность мыслить, оценивать собственные знания и умения, выстраивать стратегию своего развития «чем я был» и «чем я стал».
Новизной данной авторской работы является углубление содержания курса за счет введения новых тем, а также форм работы с учащимися: «Звездный час», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Своя игра» и т.д.
Особенности организации учебного процесса.
Программа курса рассчитана на четыре учебных года. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических, интеллектуальных , развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Содержание разделов учебного курса. 1 класс.
Введение. (2ч) Знакомство с курсом. Выявление уровня развития познавательных способностей.
Решение нестандартных задач. (8ч.) . Задачи-сказки. Авторская задача.
Анаграммы (2ч)
Головоломки (5ч). Головоломки со спичками. Головоломки. Собери картинку. Логические головоломки.
Ребусы (2ч.) Буквенные ребусы. Математические ребусы.
Игровые упражнения (7ч). Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам, на установление закономерности, на превращение фигуры в рисунок.
Интеллектуальные игры (3ч). Интеллектуальные игры : « Звездный час», «Своя игра», «Умники и умницы».
Занимательная геометрия (3ч.) . Уникурсальные кривые.
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.).
Учебно-тематический план. 1 класс.
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Форма контроля |
|
|
Введение. (2ч) |
|
|
|
1 |
Вводный урок. Знакомство с курсом |
1 |
|
|
2 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Стартовый контроль. |
|
|
Решение нестандартных задач (6ч.) |
|
|
|
3 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
|
4 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
|
5 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
|
6 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
|
7 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
|
8 |
Авторская задача. Придумываем свои задачи |
1 |
|
|
|
Анаграммы (2ч) |
|
|
|
9 |
Анаграммы |
1 |
|
|
10 |
Анаграммы |
1 |
|
|
|
Головоломки (5ч) |
|
|
|
11 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
|
12 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
|
13 |
Головоломки. Собери картинку. |
1 |
|
|
14 |
Головоломки. Собери картинку |
1 |
|
|
15 |
Головоломки. Собери картинку |
1 |
|
|
|
Ребусы (2ч) |
|
|
|
16 |
Буквенные ребусы. |
1 |
|
|
17 |
Математические ребусы. |
1 |
|
|
|
Игровые упражнения (7ч) |
|
|
|
18 |
Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам. |
1 |
|
|
19 |
Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам. |
1 |
|
|
20 |
Игровые упражнения на установление закономерности. |
1 |
|
|
21 |
Игровые упражнения на установление закономерности. |
1 |
|
|
22 |
Игровые упражнения на установление закономерности. |
1 |
|
|
23 |
Игровые упражнения на превращение фигуры в рисунок. |
1 |
|
|
24 |
Игровые упражнения на превращение фигуры в рисунок. |
1 |
|
|
|
Интеллектуальные игры (3ч) |
|
|
|
21 |
Интеллектуальная игра «Поле чудес» |
1 |
|
|
22 |
Интеллектуальная игра « Звездный час» |
1 |
|
|
23 |
Интеллектуальная игра с родителями «Звездный час» |
1 |
|
|
|
Занимательная геометрия (3ч.) |
|
|
|
24 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
|
25 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
|
26 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.) |
|
|
|
31 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Итоговый контроль. |
|
32 |
Обобщение и систематизация знаний. |
1 |
|
|
33-34 |
Урок-отчет. Конкурс проектов. |
1 |
|
Содержание разделов учебного курса. 2 класс.
Введение. (2ч). . Знакомство с курсом. Выявление уровня развития познавательных способностей.
Анаграммы (2ч)
Решение нестандартных задач. (6ч.) . Задачи-сказки. Логические задачи.
Головоломки (5ч). Головоломки со спичками. Головоломки. Собери картинку. Логические головоломки.
Ребусы (2ч.) Буквенные ребусы. Математические ребусы.
Игровые упражнения (6ч). Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам, на установление закономерности, на превращение фигуры в рисунок.
Интеллектуальные игры (4ч). Интеллектуальные игры : « Звездный час», «Своя игра», «Умники и умницы», « Поле чудес».
Занимательная геометрия (3ч.) . Уникурсальные кривые.
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.).
Учебно-тематический план. 2 класс.
№ |
Содержание |
Всего часов |
Форма контроля |
|
Введение. (2ч) |
|
|
1 |
Вводный урок. Знакомство с курсом |
1 |
|
2 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Стартовый контроль. |
|
Анаграммы (2ч) |
|
|
3 |
Анаграммы |
1 |
|
4 |
Анаграммы |
1 |
|
|
Решение нестандартных задач (6ч.) |
|
|
5 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
6 |
Задачи-сказки |
1 |
|
7 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
8 |
Логические задачи. |
1 |
|
9 |
Логические задачи. |
1 |
|
10 |
Авторская задача. Придумываем свои задачи. |
1 |
Проектная работа |
|
Головоломки (5ч) |
|
|
11 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
12 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
13 |
Головоломки. Собери картинку. |
1 |
|
14 |
Головоломки. Собери картинку |
1 |
|
15 |
Головоломки. Собери картинку |
1 |
|
|
Ребусы (2ч) |
|
|
16 |
Буквенные ребусы. |
1 |
|
17 |
Математические ребусы. |
1 |
|
|
Игровые упражнения (7ч) |
|
|
18 |
Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам. |
1 |
|
19 |
Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам. |
1 |
|
20 |
Игровые упражнения на установление закономерности. |
1 |
|
21 |
Игровые упражнения на установление закономерности. |
1 |
|
22 |
Игровые упражнения на установление закономерности. |
1 |
|
23 |
Игровые упражнения на превращение фигуры в рисунок. |
1 |
|
|
Интеллектуальные игры (4ч) |
|
|
21 |
Интеллектуальная игра «Поле чудес» |
1 |
|
22 |
Интеллектуальная игра « Звездный час» |
1 |
|
23 |
Интеллектуальная игра с родителями «Звездный час» |
1 |
|
24 |
Интеллектуальная игра « Умники и умницы» |
1 |
|
|
Занимательная геометрия (3ч.) |
1 |
|
24 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
25 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
26 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.) |
|
|
31 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Итоговый контроль |
32 |
Обобщение и систематизация знаний. |
1 |
Проектная деятельность. |
33-34 |
Урок-отчет. |
1 |
Конкурс проектов. |
Содержание разделов учебного курса. 3 класс.
Введение (2ч). Знакомство. Мышление, как «поиск и открытие существенно нового». Выявление уровня развития познавательных способностей.
Решение нестандартных задач. (6ч.) Логические задачи. Истинностные задачи. Задачи на пространственное воображение. Авторская задача. Придумываем свои задачи. Задачи типа «Кто есть кто?»
Анаграммы (2ч)
Головоломки (5ч). Головоломки со спичками. Головоломки. Собери картинку. Логические головоломки.
Ребусы (2ч.) Буквенные ребусы. Математические ребусы.
Игровые упражнения (3ч). Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам, на установление закономерности, на превращение фигуры в рисунок.
Интеллектуальные игры (7ч). Интеллектуальные игры : « Звездный час», «Своя игра», «Умники и умницы», флеш-игры.
Занимательная геометрия (3ч.) . Уникурсальные кривые.
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.).
Учебно-тематический план. 3 класс.
№ |
Содержание |
Всего часов |
Форма контроля |
|
Введение. (2ч.) |
|
|
1 |
Вводный урок. Мышление, как «поиск и открытие существенно нового» |
1 |
|
2 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Стартовый контроль. |
|
Решение нестандартных задач (6ч.) |
|
|
3 |
Логические задачи. |
1 |
|
4 |
Истинностные задачи. |
1 |
|
5 |
Задачи на пространственное воображение. |
1 |
|
6 |
Задачи-сказки. |
1 |
|
7 |
Авторская задача. Придумываем свои задачи. |
|
|
8 |
Задачи типа «Кто есть кто?» |
|
|
|
Анаграммы (2ч) |
|
|
9 |
Анаграммы. |
1 |
|
10 |
Анаграммы. |
1 |
|
|
Головоломки (5ч) |
|
|
11 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
12 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
13 |
Головоломки. Собери картинку. |
1 |
|
14 |
Головоломки. Собери картинку |
1 |
|
15 |
Логические головоломки. |
1 |
|
|
Ребусы (2ч) |
|
|
16 |
Буквенные ребусы. |
1 |
|
17 |
Математические ребусы. |
1 |
|
|
Игровые упражнения (3ч) |
|
|
18 |
Игровые упражнения на распределение предметов на группы по разным признакам. |
1 |
|
19 |
Игровые упражнения на установление закономерности. |
1 |
|
20 |
Игровые упражнения на превращение фигуры в рисунок. |
1 |
|
|
Интеллектуальные игры (7ч) |
|
|
21 |
Интеллектуальная игра «Поле чудес» |
1 |
|
22 |
Интеллектуальная игра « Звездный час» |
1 |
|
23 |
Интеллектуальная игра «»Своя игра» |
1 |
|
24 |
Интеллектуальная игра с родителями «Звездный час» |
1 |
|
25 |
Интеллектуальная математическая игра «Умники и умницы» |
1 |
|
26 |
Флеш-игры. |
1 |
|
27 |
Флеш-игры. |
1 |
|
|
Занимательная геометрия (3ч.) |
|
|
28 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
29 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
30 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.) |
|
|
31 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Итоговый контроль |
32 |
Обобщение и систематизация знаний. |
1 |
Проектная деятельность. |
33-34 |
Урок-отчет. |
1 |
Конкурс проектов. |
Содержание разделов учебного курса. 4 класс.
Введение (2ч.)Вводный урок. Знакомство. Мышление, как «поиск и открытие существенно нового». Выявление уровня развития познавательных способностей.
Решение нестандартных задач. (6ч.) Логические задачи. Истинностные задачи. Задачи на пространственное воображение. Авторская задача. Придумываем свои задачи. Задачи типа «Кто есть кто?»
Головоломки (5ч). Головоломки со спичками. Головоломки. Собери картинку. Логические головоломки.
Ребусы (2ч.) Буквенные ребусы. Математические ребусы..
Анаграммы (1ч)
Интеллектуальные игры (5ч). Интеллектуальные игры : « Звездный час», «Своя игра», «Умники и умницы», «Морской бой»
Занимательная геометрия (3ч.) . Уникурсальные кривые. Викторины. Блиц-турниры.
Занимательная алгебра (6ч.) . Точки на осях координат.
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.).
Учебно-тематический план. 4 класс.
№ |
Содержание |
Всего часов |
Форма контроля |
|
Введение (2ч.) |
|
|
1 |
Вводный урок. Мышление, как «поиск и открытие существенно нового» |
1 |
|
2 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Стартовый контроль. |
|
Решение нестандартных задач (6ч.) |
|
|
3 |
Логические задачи. |
1 |
|
4 |
Истинностные задачи. |
1 |
|
5 |
Задачи на пространственное воображение. |
1 |
|
6 |
Авторская задача. Придумываем свои задачи. |
1 |
Проектная работа |
7 |
Авторская задача. Придумываем свои задачи. |
1 |
Проектная работа |
8 |
Задачи типа «Кто есть кто?» |
1 |
|
|
Головоломки (5ч) |
|
|
9 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
10 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
11 |
Головоломки. Собери картинку. |
1 |
|
12 |
Головоломки. Собери картинку |
1 |
|
13 |
Логические головоломки. |
1 |
|
|
Ребусы (2ч) |
|
|
14 |
Буквенные ребусы. |
1 |
|
15 |
Математические ребусы. |
1 |
|
|
Анаграммы (1ч) |
|
|
16 |
Анаграммы |
1 |
|
|
Интеллектуальные игры. (5ч) |
|
|
17 |
Игра «Морской бой». Пара элементов. |
1 |
|
18 |
Интеллектуальная игра « Звездный час» |
1 |
|
19 |
Интеллектуальная игра «»Своя игра» |
1 |
|
20 |
Интеллектуальная игра с родителями «Звездный час» |
1 |
|
21 |
Интеллектуальная математическая игра «Умники и умницы» |
1 |
|
|
Занимательная геометрия (3ч.) |
|
|
22 |
Уникурсальные кривые. |
1 |
|
23 |
Викторина «Хочу все знать». |
1 |
|
24 |
«Блиц-турнир». |
1 |
|
|
Занимательная алгебра (6ч.) |
|
|
25 |
Точки на осях координат. Знакомство. |
1 |
|
26 |
Точки на осях координат. Викторина. |
1 |
|
27 |
Закодируй рисунок. |
1 |
|
28 |
Закодируй рисунок. |
1 |
|
29 |
Раскодируй рисунок. |
1 |
|
30 |
Раскодируй рисунок. |
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний (4 ч.) |
|
|
31 |
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
1 |
Итоговый контроль. |
32 |
Обобщение и систематизация знаний. |
1 |
Проектная деятельность. |
33-34 |
Урок-отчет. |
1 |
Конкурс проектов. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) .
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в разных источниках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
решать головоломки, анаграммы, ребусы.
Планируемый результат:
Учащийся должен знать:
-
какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;
-
что такое мышление, логические и истинностные задачи, ось координат;
-
правила кодировки рисунков;
-
элементарные методы исследовательской работы;
-
правила всех интеллектуальных игр данного курса.
Уметь:
-
работать в группе;
-
структурировать ранее полученные знания;
-
использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
-
осваивать новые виды деятельности;
-
проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
-
проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
-
способность ухватить наиболее существенную деталь;
-
работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
-
находить различные способы решения одной задачи.
Формы контроля:
для отслеживания динамики познавательных способностей обучающихся проведение тестов (в начале и в конце учебного года)
для отслеживания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса проведение текущих конкурсов эрудитов, блиц – турниров, тестов, комплексных , творческих работ с их коллективным анализом.
Необходимое оборудование и материалы для реализации программы:
-
доска, мел (маркер);
-
мультимедийный проектор, медиатека;
-
цветные карандаши, фломастеры, гуашь, счетные палочки или спички;
-
картон, цветная бумага, клей, скотч, ножницы;
-
пластилин;
-
аудио магнитофон, CD – проигрыватели;
Список литературы.
1.Винокурова Н.С. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: учебное пособие.- М.: ИМПЭТО, 195.-96с.
2.Бурлачук Л.Н. Словарь-справочник по психодиагностике.-2-е изд.- СПб, 2003. 528с.
3.Б.Б.Баландин. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц. МОО ИНТИ. 2008г.
4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования.-М.: Педагогика, 1986, -240с.65
6..Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей.- М.: Новая школа, 1996.-108с. .
7.Интернет-ресурсы: http://skorogovorki.com/anagrammyi-so-slovami/.html;
http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy#ixzz2iGOP6i8S; 8..Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) к.-1995. №6.-с.51-53. 9.Козлова Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка).Издание 2-е, испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2004. — 165 с 10.Криволапова Н.А., Цибаева И.Ю. «Умники и умницы». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210. 11. Махров В.Г., Махрова В.Н. Задачки – сказки. 2005. ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2005 12.Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс .Часть.3.-М.:Издательство «Ювента» 109 13.Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках математики// Нач.шк. 14.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Гринго, 1996.-192с. 15. Субботина Л.Ю. Учимся играя: Развивающие игры для детей.-Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 144с. 16. Теплов Б.М. Способность и одаренность./ Избранные труды. Т.1.-М., 1985. 17.Учителю об одаренных детях. / Под редакцией В.П. Лебедевой, В.И. Панова.- М., 1997. 18.Холодова О.А. Беденко М.В. Экспресс-контроль. Математика. Для Знаек и Всезнаек. –М.: Издательство РОСТ, 2013г. 19. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях. . –М.: Издательство РОСТ, 2012г.
Приложение 1
Анкета для оценки уровня мотивации младших школьников.
-
Тебе нравится данный курс?
-
не очень
-
нравится
-
не нравится
-
-
Ты всегда с радостью идешь на данный факультатив или тебе часто хочется пойти домой?
-
чаще хочется пойти домой
-
бывает по-разному
-
иду с радостью
-
-
Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить на занятие всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы на занятие или остался дома?
-
не знаю
-
остался бы дома
-
пошел бы на занятие
-
-
Тебе нравится, когда у вас отменяют факультатив?
-
не нравится
-
бывает по-разному
-
нравится
-
-
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-
хотел бы
-
не хотел бы
-
не знаю
-
-
Ты хотел бы, чтобы перемена длилась больше по времени чем занятие?
-
не знаю
-
не хотел бы
-
хотел бы
-
-
Ты часто рассказываешь о занятии родителям?
-
часто
-
редко
-
не рассказываю
-
-
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-
хотел бы
-
не хотел бы
-
-
У тебя много друзей на данном курсе?
-
мало
-
много
-
нет друзей
-
-
Тебе нравятся учащиеся вашей группы?
-
нравятся
-
не очень
-
не нравятся
-
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые курсом требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. В рисунках на тему «Как стать умником» они изображают учителя у доски, процесс занятия, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на тему «Как стать умником» они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к курсу, но факультатив не привлекает таких детей учебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на занятиях, однако чаще ходят , чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя участником факультатива. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на тему «Как стать умником» такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают факультатив неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. В рисунках на тему «как стать умником» такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны с курсом.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к курсу, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Занятия нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (7 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Приложение 2
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
1.Реши задачу.
А) Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
Б) У брата и сестры конфет было поровну. Потом брат отдал сестре з конфеты. На сколько конфет стало больше у сестры?
2. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7
Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
3. Нарисуй недостающую фигуру.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Переставь буквы так, чтобы получился порядок. Напиши получившиеся слова.
ригб-
вззеад-
обасак-
5. Продолжи ряд.
1 2 2 3 3 3 4 4 4 4...
6. Ребусы: 7я, 3тон
1 класс
Итоговый тест
1. Реши задачи.
А) Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади, а два впереди. Один между двумя и три в ряд. Сколько гусей всего летят?
Б) Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте?
В) Илья, Денис, Кирилл и Игорь посещают разные кружки – борьбу, плавание, теннис и баскетбол. Илья занимается не борьбой, не теннисом и не плаванием. Денис не плаванием и не борьбой. Кирилл – не борьбой. Чем занимается каждый из мальчиков?
2. Ребусы: 40а, 100лб, по2л.
3.Переставь буквы так, чтобы получился порядок. Напиши получившиеся слова.
емчдноа –
елевтзиро -
4.Изобрази 2 уникурсальные кривые.
5. Начерти прямоугольник, раздели его двумя отрезками так, чтобы получилось 8 треугольников.
2 класс
Входной тест.
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
Деревянный, удобный, письменный … .
Летний, солнечный, праздничный … .
Узкий, длинный, кожаный … .
Черная, рыхлая, влажная … .
Большие, сине, грустные … .
2.Продолжи ряд чисел, не нарушая закономерности:
105 2005 30005
3.Выполни задание. (Ребусы: математические и буквенные)
4.У Тани было з мяча: синий, красный и зеленый. Синий- не маленький, а зеленый больше синего. Раскрась мячи.
5. Пропали гласные:
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
6. Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
7.Расшифруй слова.
К Р К Д Л - …
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест.
1.Реши задачи
А)Три одинаковых арбуза надо разделить поровну между четырьмя детьми. Как это сделать, выполнив наименьшее число разрезов?.
В)Четыре яйца сварились за 4 минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо?
Г)В семье 3 мужчины: дед, отец и сын. Вместе им 100 лет. Отцу с сыном 45 лет. Сын на 25 лет моложе отца. Сколько лет каждому?
2. Установи закономерность и продолжи ряд.
10 2 5 12 2 6 14 2 7
3.Перед вами равенство7+4-4 = 0, которое не выполняется. Переложите всего одну спичку, чтобы оно стало верным
4. Выполни задание ребус:
5.Вставь пропущенные знаки математических действий
3 4 5 6 7 8 =17
3 4 5 6 7 8 =21
3 4 5 6 7 8 =19
3 4 5 6 7 8 =23
3 класс
Входной тест
1. Логические задачи – это
2.Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
4. Исключи лишнее, назови общий признак оставшихся элементов.
Коза, корова, лось, лошадь - … .
Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
Добрый, жадный, честный, голодный - … .
5. Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
6. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
7. Головоломка со спичками:
Переложите только 2 спички так, чтобы получить такой же домик, но в зеркальном отражении:
8. Ребусы:
Итоговый тест за курс 3 класса.
1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
быстрая, бурная, горная, … .
крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
летняя, теплая, звездная, … .
меткая, поучительная, мудрая, … .
2. Установи закономерность и продолжи ряд:
81 9 9 72 9 8 63 9 7…
3. Составь определение.
Уникурсальные кривые – это … .
4 Анаграммы (расшифруй слова).
ОУПАПГЙ
КИЧАЙЗ
АКЛГА
АКИГОЛ
5. Головоломка со спичками: переложите одну спичку, чтобы равенство стало верным (это можно сделать двумя способами):
6. Ребусы
7.Реши задачи.
А) Как с помощью пятилитрового бидона и трёхлитровой банки набрать из реки ровно 4л воды?
Б) Иванов, Петров, Сидоров и Козлов за контрольную работу по математике получили четыре отметки: «2», «3», «4», «5». Известно, что Петров списал у Сидорова, но сделал это невнимательно. Иванов не справился ни с одним из заданий. Лучше всех решил Козлов. Какую отметку получил каждый ученик?
.
Входной тест
-
класс
1.Мышление – это
Уникурсальные кривые - это
2. Назови одним словом, исключив лишнее.
Злость, радость, восторг - … .
Пингвин, журавль, верблюд - … .
Желудок, позвоночник, череп - … .
3.Установи закономерность и продолжи ряд:
А) 701, 6002, 50003, … .
В) 99 12 87 88 12 76 77 12 …
4. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
5.Реши задачу.
А) Как набрать из водопровода 6 л воды, пользуясь двухлитровой банкой и чайником, в который входит 5 л воды?
В)Может ли быть в одном месяце 5 воскресений? При каких условиях?
6. Головоломка со спичками.
Как сложить две спички, чтобы получилось 5 и 10?
7.Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел:
1А + 2А + 3А = 7А
8. Ребусы
.
Итоговый тест за курс 4 класса.
1.Истинностная задача- это
Если точка принадлежит оси абцисс, то ее ордината..
Если точка принадлежит оси ординат, то ее абсцисса..
2Реши задачи.
А) За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
В) Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий?
Г)У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился, когда отцу было 24 года. Сколько лет сыну?
Д) Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
Е)Петя, Вася, Коля и Миша играли в футбол. Один из них разбил мячом стекло. На вопрос: «Кто это сделал?» Петя, Вася и Коля ответили: «Не я», а Миша – «Не знаю». Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое - неправду. Знает ли Миша, кто разбил стекло? 3.Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
Ю К И Л Т Л Ю Т А Н Ь П ОЗАР А Л И Ф К А
4. Верно ли закодировано изображение парусника: (парусник прилагается на клеточной бумаге)
1. А(1;2), В(9;2), С(8;1), D(3;1)
2. E(4;2), F(4;8), H(8;3), L(7;2)
5.Восстанови рисунок по его коду:
(2;0) (2;10) (4;12) (12;12) (18;14) (18;16) (20;14) (22;14) (24;12) (24;14) (25;12) (26;12) (26;14) (28; 10) (24;8) (22;8) (18;6) (18;0) (14;0) (14;4) (6;4) (6;0) (2;0)
6.Головоломка со спичками: так уберите 8 спичек, не трогая остальных, чтобы осталось всего лишь 2 квадрата.
Оценка результатов:
Подсчитывается количество правильных ответов в каждом задании( правильный ответ-1балл).
Оценка уровня возможна по таблице:
Класс |
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
Ниже базового |
1 класс |
5-6 баллов |
7 баллов |
4 балла |
2 класс |
5-6 баллов |
7 баллов |
4 балла |
3 класс |
6-7 баллов |
8 баллов |
5 баллов |
4 класс |
8-9 баллов |
10 баллов |
7 баллов |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
С ув. Дулатова Н.И.