План урока.
1. Понятие о сказуемом.
2. Виды сказуемого.
3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.
4. Согласование сказуемого с подлежащим.
Отрывок из очерка Н.Заболоцкого «Ранние годы»
...У моего отца была библиотека — книжный шкаф, наполне...ый книгами. С 1900 года отец выписывал «Ниву», и (по)немногу из приложений к этому журналу (у) него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал... Этот отцовский шкаф с ра...его детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стекля...ой его дверцей, наклее...ое на картонку, виднелось наставление, выреза...ое отцом из календаря. Я сотни раз читал его, и теперь, сорок пять лет спустя, дословно помню его (не)мудреное содержание. Наставление гласило: «Милый, друг! Люби и уважай книги. Книги — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу (не)легко. Для многих книги — всё равно, что хлеб»...
Детская душа восприняла календарную премудрость со всей пылкостью и непосредственностью детства. К тому же каждая книга, прочита...ая мной, убеждала меня в правильности этого наставления. Здесь, около книжного шкафа с его календарной панацеей, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам ещё не вполне понимая смысл этого большого для меня события.
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Библиотека моего отца состояла из приложений к журналу «Нива».
Б) Из календаря отец вырезал и наклеил на картонку мудрое наставление, которое я выучил наизусть.
В) Смысл этого наставления в детстве я понять не смог.
Г) Желание стать писателем появилось у меня уже в детстве.
2. В тексте найдите предложения с простым глагольным сказуемым, подчеркните его, определите его грамматическое значение.
3. К словосочетанию стеклянная дверца подберите синонимичное словосочетание.
_____________________________________
4. Сколько грамматических основ во 2 предложении?
5. Какое сочетание слов из 2 предложения не является грамматической основой предложения?
А) которое переплетал
Б) наставление гласило
В)душа восприняла
Г) я стал писателем
6. Укажите средства языковой выразительности, используемые в тексте?
А) эпитеты
Б) сравнение
В) метафоры
Г) олицетворение
Д) гипербола
Е) цитирование
7. Вставьте в тексте пропущенные буквы.
8. Найдите в тексте предложение с причастным оборотом, выделите его графически.
Критерии |
Оценка (+, ?, -) |
1. Понятие о сказуемом. |
|
- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи |
|
- я могу назвать чем выражены сказуемые |
|
2. Виды сказуемого. |
|
- знаю, что такое простое глагольное сказуемое |
|
3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого. |
|
- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым |
|
- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого |
|
4. Согласование сказуемого с подлежащим. |
|
- я смог (ла) записать 1 предложение |
|
- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении. |
|
Критерии |
Оценка (+, ?, -) |
1. Понятие о сказуемом. |
|
- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи |
|
- я могу назвать чем выражены сказуемые |
|
2. Виды сказуемого. |
|
- знаю, что такое простое глагольное сказуемое |
|
3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого. |
|
- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым |
|
- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого |
|
4. Согласование сказуемого с подлежащим. |
|
- я смог (ла) записать 1 предложение |
|
- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении. |
|
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3. помогал другим |
3. не понял |
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3. помогал другим |
3. не понял |
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3. помогал другим |
3. не понял |
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3. помогал другим |
3. не понял |
«Для меня сегодняшний урок…»
|
Урок |
Я на уроке |
Итог |
|
||
|
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
|
||
|
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
|
||
|
3.безразлично |
3. помогал другим |
3. не понял |
|
||
Подлежащее |
Сказуемое |
Примеры |
||||
Мало, много, большинство, множество + существительное в Р.п. |
Сказуемое чаще употребляется в единственном числе, если подлежащее — название неодушевленных предметов или отвлеченных понятий. Сказуемое во множественном числе допускается при подлежащем — названии живых существ. |
Множество звуков вливается в ночной птичий хор. Большинство ребят согласилось со мной. Большинство ребят хорошо отвечали на экзамене. |
||||
Два, три, четыре, пять и т.д + существительное в Р.п. |
Обычно во множественном числе. Глагол БЫЛО употребляется в единственном числе. Глаголы, обозначающие наличие, присутствие, могут употребляться в единственном числе. |
Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали. У него было три сына. Сто делегатов уже зарегистрировалось. |
||||
Слова около, всего, только, лищь перед подлежащим, выраженным числительным +существительное в Р.п. |
Сказуемое в единственном числе. |
Около пятнадцати учеников получило пятерки. |
||||
Двое, трое, четверо, пятеро |
Сказуемое во множественном числе |
Трое мужчин поднимались по лестнице. |
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Вебинар «Гаджет-зависимость: эффективные приёмы коррекции поведения у дошкольников»
- Вебинар «Библиотечный бренд»