Урок "Составное именное сказуемое"
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 8
Базовый учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русский язык 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Тема урока: "Составное именное сказуемое".
Цель урока:
Обеспечение осознания и усвоения материала о составном именном сказуемом и способах его выражения
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения:
- познакомиться с составным именным сказуемым;
- выяснить какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
- научиться различать составное именное сказуемое и формы простого глагольного сказуемого;
- выработать и развить навык нахождения сказуемого и характеризовать сказуемое в предложении;
- развить речь обучающихся через работу с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами;
- расширить культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, выдвигать гипотезы, доказывать на примерах;
создать условия для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД средствами парной, самостоятельной, фронтальной работы.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- продолжить воспитывать уважительное отношение друг к другу через парную работу и взаимооценку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, карточка с планом урока и заданиями, листы оценивания, учебник, сигнальная тетрадь.
№ |
Этап урока. Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||
I. 1. |
Мотивационный этап. Организационный момент. Определение темы урока. Целеполагание. Урок мне хочется начать со строк стихотворения С.А. Есенина.
Но люблю тебя,
Родина кроткая! С громкой песней весной на лугу. Спишите, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы в четверостишие. (индивидуальная работа в тетради). Проверка - 1 человек по тетради, остальные — взаимопроверка. Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Итак, перед нами – паронимы. Что же это за явление в языке? Если возникнут затруднения, обращайтесь к словарю паронимов (показать). Найдите грамматические основы в предложениях. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось? Определите тему урока. «Составное именное сказуемое» Определите задачи урока:(на слайд) - познакомиться с составным именным сказуемым; - выяснить какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого; - научиться различать составное именное сказуемое и формы простого глагольного сказуемого; - выработать и развить навык нахождения сказуемого и характеризовать сказуемое в предложении. Я предлагаю вам план урока (выдан на карточках): 1. Понятие о составном именном сказуемом. 2. Выражение именной части сказуемого. 3. Нахождение сказуемых в тексте и характеристика их. 4. Отличие составного именного сказуемого от простого глагольного сказуемого. |
1.Создает доброжелательную атмосферу урока. 2. Организует работу через анализ стихотворения с целью формулирования темы урока. 3. С помощью системы вопросов организует фронтальную работу с целью определения основных целей урока. |
1. Включаются в деловой ритм урока. 2. С помощью анализа стихотворения через наблюдение обучающиеся формулируют тему и цель урока. 3. С помощью системы вопросов формулируют задачи урока. |
||||||||||||||||||||||||||
II. 1. |
Операционально – деятельностный этап. Поиск информации. Работа по 1 пункту плана. Прочитайте теоретический материал на с. 54. Составьте рассказ о составном именном сказуемом, используя опорные слова на листе заданий. По ходу работы оформите схему. Составным именным сказуемым называется... Грамматическое значение выражается... Лексическое значение выражается... Наиболее употребительны глаголы-связки... Менее употребительны … Могут выступать в роли связок... Рассказ одного человека прослушивается. Вывод по этапу: Отмечают в листах оценивания.
Работа по 2 пункту плана. На слайде предложения, найдите СИС и укажите, чем выражена именная часть. Работаем в паре. При проверке — взаимопроверка в паре. Внесите дополнения в таблицу об именной части сказуемого. Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик. Туфли мне впору. Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море. Вывод: дополните схему Оценивание по критериям.
Работа по 3 пункту плана. Упр.107 Прочитайте текст. Физ.минутка: встаньте и найдите глазами у меня в кабинете словарь, при помощи которого я узнаю лексическое значение слова. Какой это словарь? Найдите в словаре слово трактир, облучок, которое встретилось в тексте. (находят вместе). Прочитайте задание к тексту. Выпишите только сказуемые, определите их виды. Работаете в группе по 4 человека. Проверка: 1 из группы отвечает, кого выберут. Вывод по этапу урока. Оценивание по критериям. Работа по 4 пункту плана. На листах для работы предложения. Найдите в них грамматическую основу. (работа в других группах) Это была наша новая учительница. Марина была уже здесь. Юрий будет хорошим спортсменом. Он будет делать уроки. У Елизаветы был чудный кот.
Вывод по этапу урока: Чтобы не спутать виды сказуемых, нужно смотреть на лексическое значение глагола. Оценивание по критериям.
Вывод по уроку: Тест «Третий лишний». Выберите лишнее предложение, обоснуйте свою точку зрения. 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью. 2. А) Мама стала волноваться за меня. Б) Оксана любила покрасоваться. В) Анна Викторовна была хороша. 3. А) Доказательство теоремы было правильным. Б) Размышления мои были очень приятны. В) Я готов был с вами согласиться. |
1. Организует индивидуальную и фронтальную работу с целью выяснения информации о сказуемом. 2. Организует работу с целью составления схемы. 3. Организует проверку работы с использованием презентации. 4. Организует оценивание по критериям. 5. Организует работу по наблюдению над предложениями с целью выяснения, чем может быть выражена именная часть сказуемого. 6. Организует оценивание по критериям. 7. Организует работу с целью нахождения составного именного сказуемого в тексте. 8. Организует оценивание по критериям. 9. Учитель организует работу с предложениями в группе с целью сравнения СИС и ПГС. 10. Организует оценивание по критериям. |
1. Дети участвуют в индивидуальной работе и в фронтальной беседе. 2. Все дети работают в тетрадях. 3. Дети проверяют записи в тетради, результатом работы является правильно составленная схема. 4. Самооценка с использованием листа оценивания. 5. Дети находят сказуемые и пишут, чем выражена именная часть сказуемого. 6. Самооценка с использованием листа оценивания. 7. Дети анализируют текст, находят сказуемые, выписывают их, определяют их вид. 8. Самооценка с использованием листа оценивания. 9. Дети обозначают грамматические основы, определяют вид сказуемых. 10. Самооценка с использованием листа оценивания. 11. Дети делают вывод по уроку. |
||||||||||||||||||||||||||
III. |
Рефлексивно – оценочный этап. Оцените эмоциональное состояние и успешность на уроке, используя сказуемые разных типов: Простое глагольное сказуемое узнал, запомнил, заинтересовался, не понял... Составное глагольное сказуемое начал разбираться, смог усвоить, должен был понять... Составное именное сказуемое было интересным, стало понятным, показалось простым, оказалось трудным...
Оценивание Оцените себя, используя лист оценивания. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко: (текст предлагается для домашнего задания)
Я часто
брёл по бездорожью,
На свете
всё небесконечно – Меня не станет, солнце встанет, И будут люди и земля, И если кто меня вспомянет, То это – Родина моя. Домашнее задание. В прочитанном стихотворении: Графически объяснить орфограммы. Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых. Выполнить указанные виды разбора. § 21, материал справочника. |
1. С помощью системы вопросов организует рефлексию. 2. Учитель оценивает работу на уроке с учетом листов оценивания. 3. Предлагает домашнее задание с целью нахождения разных видов сказуемых, повторения орфограмм и морфологических признаков частей речи. |
1. Осуществляют анализ результатов деятельности на уроке, соотносят цели и результаты урока. 2. Дети принимают участие в обсуждении отметок. Словесно оценивают себя. 3. Производят выбор домашнего задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
Фамилия, имя, отчество автора Шибалова Евгения Александровна
Квалификационная категория (по желанию) первая
Место проживания (город, поселок), область, край, регион Вологодская область Вологодский район с.Куркино
Название учебного заведения МБОУ ВМР «Куркинская средняя школа»
дисциплина русский язык
Учебник, по которому ведется обучение Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русский язык 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Тема Составное именное сказуемое.
Класс 8
Продолжительность урока 45 минут
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
С уважением, Дулатова Н.И.