Разработка урока по математике в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"
Солдатова
Ирина Валерьевна
I квалификационная категория
Самарская область Исаклинский район с. Исаклы
ГБОУ СОШ с. Исаклы
Математика
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович и – 10-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013. – 264 с.: ил.
Разработка урока «открытия» нового знания по математике в 5 классе на тему
«Правильные и неправильные дроби»
Продолжительность урока 40 минут
Тема: Правильные и неправильные дроби.
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Дидактические цели урока:
- сформировать представление о правильных и неправильных дробях.
- учить сравнивать любую дробь с единицей.
Планируемые результаты:
Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание понятий правильной и неправильной дробей.
Личностные:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– самостоятельно создавать источники информации разного типа;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Необходимое оборудование: документ камера, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint ( 12 слайдов)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович и – 10-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013. – 264 с.: ил.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ.
Раздаточный материал: по 2 равных круга на парту, цветные карандаши, по 2 клумбы на группу, картинки цветов
Этапы урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
1. Мотивация к учебной деятельности Самоопределение к учебной деятельности |
Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку
|
Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку. Создание положительного настроя на продуктивную работу. |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности |
-Ребята, какую тему мы изучаем, с какими числами знакомимся? Что вы уже знаете и умеете делать, используя обыкновенные дроби? - Как называется число над дробной чертой? – под дробной чертой? - что показывает знаменатель дроби? – числитель дроби? - как найти 2/3 от 12? Сформулируйте соответствующее правило; - как найти число, если 2/3 его равны 12? сформулируйте соответствующее правило; Давайте составим краткую запись к этим задачам.
Перед вами дробь 15/25; Можете ли вы заменить ее равной данной? ¾? - Какое свойство применяли? -Сегодня мы познакомимся с новым свойством обыкновенных дробей. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. |
Обыкновенные дроби Применять основное свойство дроби, сравнивать, находить часть от целого и целого по его части Числитель Знаменатель На сколько частей разделили целое Сколько частей выбрали 2 человека к доске Сокращают дробь на 5, умножают на любое число Основное свойство дроби Записывают число |
Слайд 1 |
4. Выявление места и причины затруднения |
Перед вами задание №1. Прочитайте ее. 1 .Длина дорожки от ворот школы до крыльца равна 80 метрам. Рабочим нужно уложить ее плиткой. Рабочие выполнили 3/4 всей работы. Сколько метров дорожки им осталось уложить плиткой? 2. Сделаем иллюстрацию к этой задаче. Какой длины прямоугольник удобнее нарисовать для иллюстрации? Закрасьте одним цветом ту часть дорожки, которую уже уложили плиткой. С помощью документ камеры демонстрирую работу одного из учащихся. С помощью документ камеры демонстрирую наиболее удачные рисунки учащихся. 3. А если рабочие уложили не 3/4, а 1/4 дорожки? 2/4 ? 4/4 ? 5/4 ? Это возможно? Вернемся к началу нашей задачи. Что означает обыкновенная дробь 1/4? 2/4 ? 3/4 ? 4/4 ? 5/4 ? Разделили на 4, а взяли 5, это правильно? Итак, дробь 5/4 получила название НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ. |
У каждой пары задача Решение задачи 1) 80:4=20 (м)- 1/4 2) 20*3=60 (м)- залож 3) 80-60=20 (м)- остал Рисуют прямоугольник, делят его на 4 части и закрашивают 3 части Уложили 20, ост. 60 Уложили 40, ост. 40 Уложили 80, ост. 0 Получился лишний кусок. (или 100м) Разделили на 4 части- взяли 1 часть : на 4, взяли 2 : на 4, взяли 3 : на 4, взяли 4 : на 4, взяли 5 Нет, НЕПРАВИЛЬНО |
Слайд 2 |
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Учащимся предлагается задание №2: ; ; ; ; ; ; ; ; . -Распределите дроби на группы и запишите их. -Сколько групп получилось? -По какому принципу выполнено распределение? Обучающиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на четвертом этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения. Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные. Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему? (проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!) На самом деле, ребята, в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп. Затем обучающиеся формулируют тему урока и его цель. |
мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный. «Правильные и неправильные дроби» Цель: узнавать правильные и неправильные дроби |
Слайд 3 Слайд 4 Группа А Группа Б Группа С Слайд 5 |
6. Реализация проекта. |
1. Сравните в каждой группе числитель и знаменатель. Вы уже знаете, что дробь можно получить, если разделить целое на равные части и взять несколько таких частей. Какими из этих дробей можно обозначить часть целого(единицы)? 2. Можно ли про дроби из группы А сказать что каждая из них часть единицы? 3. Поработайте в парах, попробуйте определить какую группу можно назвать правильными дробями, а какую – неправильными? |
|
Слайд 6 |
7. Первичное закрепление во внешней речи |
1.А теперь, работая в парах, попробуйте сформулировать определения правильной и неправильной дробей. 2.Откройте учебник на странице 106, прочитайте приведенные там определения. Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что вывели вы? Расскажите определения друг другу. Мысленно воспроизведите эти определения. 3. Ребята перед вами 2 целых круга разделенные на 4 равные части. Поработайте в группах и выделите на них дробь 7\4. Дробь 7\4 какая? значит у неправильной дроби… Продолжите... Если дети не могут продолжить то вопрос. Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель? Сравните неправильную дробь 7\4 с 1 . Она больше или меньше 1? Почему? Докажите. Какой вывод вы можете сделать? Какая дробь называется неправильной? А теперь отделите дробь ¼ и сравните ее с 1 . Она больше или меньше 1? Почему? Докажите Значит ……. Давайте все наши выводы оформим в схему или кластер. Какие числа мы изучаем? Из чего состоит дробь? На какие виды подразделяются дроби? Если ……,то …… Раздаю готовые схемы |
Формулируют определения Работают с учебником Неправильная Числитель больше знаменателя (т к. это 1 целое и ещё часть) Вывод: Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1 (т.к. это только часть) Вывод: у правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1. |
Слайд 7 |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу |
Дроби со знаменателем 7 и дроби со знаменателем 9. По какому признаку разделили?
А можно ли разделить по другому признаку? Кто из вас верно выполнил задание? |
Выполняют самостоятельную работу ( правильные и неправильные дроби.) |
Слайд 8,9 Разделите дроби на две группы. 2/7, 5\9, 3\7, 4\7, 9\9, 7/9,7\7, 9\7, 11/7,12\9 Проверьте себя. Правильные дроби 2\7, 5\9, 3\7, 4\7, 7\9 неправильные дроби 9\9, 7\7, 9\7, 11\7, 12\9 или 2\7, 3\7, 4\7,7\7, 9\7,11\7 5\9,9\9, 7\9, 12\9. |
9. Включение в систему знаний и повторение |
Сейчас мы посмотрим, как вы новые знания можете применять при выполнении других математических заданий. Клумбы с цветами С помощью документ камеры демонстрирую результаты каждой группы. |
Работают в группах. |
Слайд 10 Пред вами 2 клумбы. Ваша задача: 10/9 частей клумб засадить розами, 3/9 – ромашками и 5/9 – лилиями. А затем рассчитать необходимое количество денег для покупки цветов, исходя из того, что 1 роза стоит 120 руб. 1 лилия – 90 руб. 1 ромашка – 55 руб. Стоимость покупки: 10*120 + 3*55 + 5*90 = 1200 + 165 + 450 = 1815 руб. |
10. Рефлексия деятельности на уроке |
Рефлексивный итог урока. Перед вами цепочка из слогов и букв. Выполнив задания теста, вы должны поставить соответствующий знак вместо ? : +, если согласны с утверждением или –, если не согласны. |
Выполняют задание |
Слайд 11 1. Правильная дробь не может быть больше 1.( +) 2. 7\7 - это правильная дробь.(-) 3. Неправильная дробь больше или равна 1. ( +) 4. 5\8 – это неправильная дробь( -) 5.Неправильная дробь всегда больше правильной.( +) МО + ЛОК – К + ДЕР – Р + Ц |
11. Информация о домашнем задании |
На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся. Составить карточку для своего напарника, состоящую из двух заданий: 1. На отыскание правильных и неправильных дробей; 2.На сравнение дробей . Самому прорешать составленные задания в тетради. |
Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания. Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания. |
Слайд 12 |
Клумбы для каждой группы
|
|
Схема
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Международный вебинар «Психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с нарушениями речи разного возраста в соответствии с ФАОП разного уровня образования»
- Вебинар «Рисование на стекле как нетрадиционная изобразительная техника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
Интересный замысел должен быть реализован на высоком уровне, иначе, его значимость понижается.
Приятно читать технологическую карту к уроку, еще не все преподаватели оформляют документы согласно ФГОС. Но данный документ вызывает некоторые вопросы:
- Почему в деятельности учащихся записаны вопросы, которые задает учитель? (В последнем столбике "Задания ..." и нужно описать вопросы к фронтальной работе, устные вопросы и т.д. Но только следует его поместить на второе место после названия этапов.)
Универсальные учебные действия расписываются для каждого этапа работы на уроке, то есть в технологическую карту следует добавить еще один столбик для УУД.
- Почему в таблице есть пустые ячейки? Если на уроке участники учебного процесса (учитель, школьники) ничего не делают, значит, урок не продуман и требует внимательного добавления.
- Почему некоторые дроби напечатаны через ""? Имеются опечатки, неправильные переносы.
Материал можно использовать в образовательном процессе, но немного подредактировать нужно.