РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для самостоятельных работ по дисциплине Литература «Серебряный век русской поэзии»
Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 15»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для самостоятельных работ
по дисциплине «Литература»
«Серебряный век русской поэзии»
студента I курса _______________________________________________
группы________
Составила:
преподаватель русского языка и литературы
Жданова Оксана Валерьевна.
Стрежевой 2014г.
Предисловие.
В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в начальных профессиональных учебных заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы организации познавательного процесса.
Одной из них является внеаудиторная самостоятельная работа.
Немаловажный фактор в пользу самостоятельной внеаудиторной работы состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.
Кроме того, задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов. Также материалы пособия помогут обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.
Предлагаемые задания соотнесены с образовательным стандартом начального профессионального образования по литературе.
Серебряный век – один из наиболее значимых творческих периодов русской литературы. Данное пособие позволит преподавателю наиболее полно оценить теоретические и практические знания обучающихся по этому разделу.
Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.
Задание 1. Дайте определение понятия «Серебряный век».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Охарактеризуйте основные отличия поэзии «серебряного века» от литературы «века золотого».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Дайте определение понятия символизм.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В чем суть этого литературного направления? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите время возникновения и основных представителей.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Дайте определение понятия акмеизм.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В чем суть литературного направления?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Назовите время возникновения и основных представителей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Дайте определение понятия футуризм.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В чем суть литературного направления?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Назовите время возникновения и основных представителей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Дайте определение понятия имажинизм.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В чем суть литературного направления?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Назовите время возникновения и основных представителей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Работа с манифестом В. Брюсова «Ключи тайн». Прочитайте манифест.
Вопросы:
1. В чем (по теории Брюсова) состоит назначение искусства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему такое значение придается таинственности, тайне у символистов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Манифест Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Прочитайте манифест.
Вопросы:
1. Почему на смену символизму пришел акмеизм?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кого Гумилев считает предшественниками акмеистов, какие черты у них он выделяет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Чем отличается акмеизм от символизма? Докажите примерами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Как назывался первый русский футуристический сборник?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Как называлась декларация футуристов, опубликованная в 1912 году?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 12. Чем, по-вашему, вызвано желание футуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 13. Какая группа футуристов была наиболее влиятельной в этом течении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 14. Назовите основные положения программы футуристов. Выскажите свое отношение к этим положениям.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 15. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «эгофутуристов».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 16. Приведите примеры неологизмов И. Северянина и В. Хлебникова?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 17. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 18. Выскажите свое отношение к творчеству футуристов. Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 19. Кто из поэтов Серебряного века не принадлежал ни к одному литературному направлению?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 20. Сделайте анализ трех стихотворений поэтов Серебряного века на выбор по предложенному плану:
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
3. Основная тема.
4. Смысл названия.
5. Лирический сюжет и его движение.
6. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
7. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
8. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.
9. Ритм, размер.
10. Лексика. Языковые выразительные средства.
11. Поэтический синтаксис.
12. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
13. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
14. Отзывы критиков о стихотворении.
15. Звучание стихотворения в наши дни.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
но творчеству поэтов Серебряного века
1. Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой заканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая?
____________________________________
2. Первый слог фамилии — междометие. Второй — дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса?_______________________________
3. (Реквизит — колба.)
Возьмите это существительное, поставьте его в форму множественного числа родительного падежа и выверните наизнанку. Что получилось?
___________________________________
4. К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает «смиренный». Кто он?
____________________________________
5. Первая часть слова — это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова «покровский». Чья фамилия получилась?
___________________________________
6. К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит «эго». К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт?
____________________________________
7. (Реквизит — цветы.)
Возьмите это существительное, отнимите у него последнюю букву, прибавьте противительный союз и имя первой женщины, созданной Богом. Чья это фамилия?
__________________________________
8. Они едины и противоположны. Едины в том, что оба прилагательные, оба в цвете, оба псевдонима. И в то же время противоположны, как свет и тьма.
__________________________________
9. Он давал советы юным поэтам, а фамилия его рифмуется со словом «засов».
___________________________________
10. Он рос, как трава, но во всем хотел «дойти до самой сути». Его усилия были не напрасны: удостоен Нобелевской премии.
___________________________________
Список литературы.
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
Преподавание литературы в ХI классе: Методические и справочные материалы. Часть I. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. — М.: АРКТИ, 2001.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Л. М. Савина. — Волгоград: Учитель, 2009.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей