В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Лариса Захарова
Тип материала: Планирование
просмотров: 3518
Краткое описание
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образовательная  система «Гармония»).
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, воспитание  духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
окружающий мир.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»



Согласовано

Руководитель МО

_____________

Протокол № ______

от «___» __________

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

____________

Протокол № ______

«___» _____________

Утверждаю:

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

_______

Приказ _______

от «__» __________





Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

для обучающихся

1 класса


сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год







Разработчик:

Захарова Лариса Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории









г. Рубцовск, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644); ООП ООО МБОУ «Гимназия №3»; Федеральный перечень учебников;

авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система «Гармония»); оценочные и методические материалы из авторского УМК; Учебный план МБОУ «Гимназия №3»; Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №3»; годовой календарный график. Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса являются:

социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта:

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

1) Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. – Смоленск Ассоциация XXI век, 2011

2) Рабочая тетрадь (в 2 ч.) - Смоленск Ассоциация XXI век, 2013

Учебные пособия (УМК) для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений О. Т. Поглазова Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

2. Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. – 2012

Курс «Окружающий мир» входит в инвариантную часть учебного плана.

Курс «Окружающий мир» рассчитан на 33 учебные недели, 66 часов (2 часа в неделю)

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции.

Программой курса предусмотрено 3 резервных часа. Они распределены следующим образом:

для проведения контрольной работы в конце первого полугодия урок №31, проведение обобщающего урока №37, изучение Красной книги растений и животных урок №58.

Экскурсии – 4

Практические работы – 6

Творческие работы – 1

Контроль качества усвоения материала

В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса окружающего мира каждым учеником.

Формы контроля:

В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса окружающего мира каждым учеником.

Формы итогового контроля:

-комплексная работа

Формы обучения :

- индивидуальная;

-групповая (парная);

-фронтальная;

-коллективная;

Методы обучения :

- исследовательский;

- эвристический (частично- поисковый);

- сравнения

-метод моделирования

- рассказ, объяснение, беседа

-наблюдение, игровой;


Содержание учебной программы

Твои первые уроки (14 ч)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу.

Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего

мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.).Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки).

Уроки культурного общения(в семье, в школе, в общественных

местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми.

Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном)

Окружающий мир, его изучение (8 ч)

Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.

Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют).

Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира

(любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы).

Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы.

Разнообразие растений (13 ч)

Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса).Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них

изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними

Грибы, их разнообразие (3 ч)

Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые

грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

Разнообразие животных (17 ч)

Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмы-

кающиеся, их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (региона).

Творения людей вокруг нас (8 ч)

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Эконом-

ное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов.

Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей).Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближай-ших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры

Резерв ( 3 ч)

Тематический поурочный план (окружающий мир)

п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Дата проведения

Коррекция

Основные виды деятельности

обучающихся

Информационные ресурсы

Учебное оборудование

Твои первые уроки (14 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

Постановка учебной задачи, умение извлекать информацию из рисунка, фотографии; умение наблюдать окружающее формирование оценочной деятельности; умение пользоваться условными знаками; моделирование поведения на улице; умение ставить познавательные задачи, высказывать предположения, аргументировать свои ответы.

1

День знаний. Учебник

Анализ готовности детей к учебной деятельности.



Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки.

ЭОР

Интер. доска

2

Путешествие по школе

Какие помещения есть в школе и как они функционируют



Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради.



3

Школьные принадлежности

Что изменилось в жизни ребёнка с приходом в школу. Какими должны быть внешний вид ученика, его рабочее место.



Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.


мультимедийное оборудование

4


Правила поведения в школе

Как нужно вести себя на уроке и в школе.

Какого школьника называют примерным учеником.

Что такое расписание уроков.



Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работа­ют с разрезными карточками.


мультимедийное оборудование

5

Условные знаки

Для чего люди придумали условные знаки, что можно заменить ими.

Что указывают ус- ловные знаки учеб­ника и рабочей тетради.



Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления; анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.


Плакаты

6

Безопасный путь

Какой путь является безопасным. Какие правила нужно выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге.



Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра «Я — примерный пешеход».


мультимедийное оборудование

7

Безопасный путь

Какой путь является безопасным. Какие правила нужно выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге.



Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра «Я — примерный пешеход».


Плакаты

8

Экскурсия (прогулка на пришкольный участок)

Выявление опасных для жизни и здоровья ситуаций в ближайшем окружении школы. Составление алгоритма без­опасного пути в школу и домой.



Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице.



9

Уроки общения

Какого человека называют культурным. Что нужно делать, чтобы стать культурным ребёнком.



Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «Озвучивают» их (составляют диалоги действующих в них персонажей).

Ролевая игра «Я — культурный человек»


мультимедийное оборудование

10

Классный коллектив

Что такое классный коллектив. Каковы правила общения с одноклассниками.

Чего не нужно де­лать, чтобы было много друзей.



Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий.



11

Уроки вежливости

Кого называют воспитанным че­ловеком.

Какие слова назы­вают волшебными. Почему нужно просить прощения за свои проступки. На что могут обижаться взрослые.



Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему.


мультимедийное оборудование

12

Уроки здоровья

Что нужно делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Как стать сильным, ловким, выносливым, стройным. Что значит «здоровое питание». Как нужно оде­ваться, чтобы не болеть.



Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как нужно ухаживать за одеждой и обувью; вы­полняют задания в рабочей тетради.


мультимедийное оборудование

13

Уроки здоровья

Что нужно делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Как стать сильным, ловким, выносливым, стройным. Что значит «здоровое питание». Как нужно оде­ваться, чтобы не болеть.



Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как нужно ухаживать за одеждой и обувью; вы­полняют задания в рабочей тетради.


мультимедийное оборудование

14

Режим дня школьника

Что нужно делать, чтобы всё успевать и не успевать. Для чего нужен сон. Как нужно себя вест перед сном, чтобы он был хорошим.



Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра «Время знаю — всюду успеваю».




Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)


Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре; умение анализировать, сравнивать классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями.

15

Признаки предметов

Чем могут отличаться предметы. Какое описание предмета можно считать более полным.



Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любозна­тельным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки.

ЭОР

Интер. доска

16

Сходства и различия предметов. объединение предметов в группы.

Что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения.

По каким признакам объединяют предметы в группы.



Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или уче­ником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный при­знак.

ЭОР

Интер. доска

17

Органы чувств – верные помощники в познании мира

Какие источники информации можно использовать, познавая окружающее. С помощью чего человек собирает информацию об окружающих предметах. Что значит уметь видеть слышать, осязать.



Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками.


Мультимедийное оборудование

18

Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.


Что нас окружает. На какие две группы можно распределить предметы окружающего мира.

Какими люди ста­раются делать свои изделия.



Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с ро­дителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся раз­личать природные объекты и изделия человека.


Мультимедийное оборудование

19

Способы изучения окружающего мира

Практическая работа

Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств. Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).

Какими способами можно изучать окружающий мир. Какой метод познания является основным для первоклассника.



Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся на­блюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт.


Мультимедийное оборудование

20

Живая и неживая природа. Свойства живых существ.

Что относится к живой и неживой природе.

Чем живые существа отличаются от неживых предметов.

Какие наблюдения подсказывают нам, что растения — живые существа.



Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргу­ментируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека).


Мультимедийное оборудование

21

Обобщающий урок

Практическая работа

Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств. Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).

Обобщается изученный материал



Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать открытые ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять,


Мультимедийное оборудование

22

Экскурсия

Наблюдение из­менений, которые произошли в при­роде со времени начала учёбы. Наблюдение растений.

Сбор природного материала для уроков.



Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения при­школьного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения.




Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)


умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы; умение работать с рисунком-схемой, умение работать в паре; умение наблюдать и делать выводы; умение сравнивать; умение классифицировать; умение работать с разными источниками информации.

23

Многообразие растений. Условия их жизни.

Где можно наблю­дать растения. Что им нужно для жизни.

Чем растения раз­личаются, в чём их сходство



Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками.

ЭОР

Интер. доска

24

Строение растений

Какие части есть у большинства растений Чем могут различаться стебли, листья и плоды растений.



Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением

учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений).

ЭОР

Интер. доска

25

Какими бывают растения. Дерево, его строение.

Практическая работа

Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время экскурсии или на гербарных листах).

По каким признакам можно сравнивать растения. На какие группы можно разделить растения по их строению.

Из каких частей состоят деревья. Какой признак у этой группы растений главный.



Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказы­вают предположения о том, на какие группы их можно распределить, и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, вы­деляют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его


Мультимедийное оборудование

26

Кустарники и травы, их отличие от деревьев.

Практическая работа

Моделирование строения дерева (работа в паре).

Чем кустарники отличаются от деревьев. По какому признаку объединяют растения в группу «кустарники», имеют ли при этом значение размеры растений. Чем могут различаться травянистые растения.



Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, вы­являют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания.

ЭОР

Интер. доска

27

Лиственные деревья, разнообразие их листьев.

Чем могут различаться деревья. Какие растения относятся к лиственным деревьям.

В чём сходство их листьев, в чём раз­личие.



Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада


Мультимедийное оборудование

28

Хвойные деревья, их разнообразие

Какие деревья называются хвойными. Чем они отличаются от лиственных деревьев. Как они выглядят в разные времена года. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья.



Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы.


Мультимедийное оборудование

29

Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды.

Какое значение имеют ягодные растения для природы и человека. Как правильно сбирать ягоды.

Все ли ягоды съедобны.



Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками.


Мультимедийное оборудование

30

Обобщающий урок

Закрепить знания о растениях, полученные при изучении этого раздела: чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения. Проверить степень усвоения универсальных учебных действий.



Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.


Карточки

31

Контрольный урок

Проверить усво­ение предметных знаний, умений и ууд.



Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы.



32

Удивительные растения мира. Экскурсия

Зависит ли стро­ение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира.

Почему некоторые растения исчезли или стали редкими на Земле. Для чего была создана Красная книга растений.



Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические пробле­мы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовле­нию модели (в виде аппликации) выбранного



33

Культурные растения

Какое значение для человека имеют дикорастущие растения.

Какие растения называются куль­турными и где их выращивают. Какие растения называют сорняками.



Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выяв­ляют существенные признаки культурных растений; анализируют ри­сунки, работают с разрезными карточками.


Мультимедийное оборудование

34

Растения сада и огорода

Чем отличается сад от огорода. Какие плоды растений на­зывают фруктами, овощами. Для чего нужны теплицы.

Как выращивают рассаду.



Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду).


Мультимедийное оборудование

35

Растения поля. Зерновые культуры

Какие культуры выращивают в поле.

Чем различаются зерновые культуры.

Как нужно отно­ситься к хлебу.

Из каких растений делают продукты питания, ткани.



Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, ко­торые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений».


Мультимедийное оборудование

36

Декоративные растения. Комнатные растения

Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; вы­полняют практическую работу (сеют семена на рассаду).



Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.


Мультимедийное оборудование

37

Обобщающий урок

Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изго­тавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений».



Обобщают знания, открытые ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении.


Мультимедийное оборудование

Разнообразие грибов (3 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия


Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой; умение распределять работу в паре; умение сравнивать; классифицировать находить отличительные признаки.

38

Грибы, их многообразие

Практическая работа

Лепка шляпочных грибов (работа в парах).

Можно ли считать грибы живыми существами. Какое строение имеют шляпочные грибы. Чем они различаются.

Чем грибы отличаются от растений.



Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы — по возможности); находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике.

ЭОР

Интер. доска

39

Съедобные и ядовитые грибы

Все ли шляпочные грибы съедобны. Как различать не­съедобные и съедобные грибы по их строению.

Как правильно собирать грибы.



Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради.

ЭОР

Интер. доска

40

Удивительные грибы

Какие грибы растут на деревьях, полезны ли они для них.

Что такое плесень. Почему хлеб плес­невеет.

Что используется для приготовления



Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличитель­ные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни чело­века; лепят из пластилина


Мультимедийное оборудование

Разнообразие и красота животных (18 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями; художественным и учебным текстами; умения осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему; умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия

41

Животные, их разнообразие


Какие свойства живых существ есть у всех животных.

Чем животные отличаются от растений и грибов.

Где обитают животные, чем питаются, какие сооружают жилища.

Что необходимо животным для жизни.



Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных; работают в паре — размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним.


Мультимедийное оборудование

42

Млекопитающие, их многообразие

Практическая работа

Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы).

По каким признакам выделяют группу млекопитающих.

Какой признак является для группы млекопитающих

главным. Чем могут различаться млекопитающие. К какой группе отнести кита и дельфина.



Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам.


Мультимедийное оборудование

43

Птицы, их многообразие

Чем птицы отличаются от млекопитающих.

Какой основной признак отличает птиц от других животных. Почему перья, ноги, клювы птиц разные. От чего зависят их форма и размеры. Чем питаются птицы.



Рассказывают о своих наблюдениях за птицами, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по желанию).


Мультимедийное оборудование

44

Размножение птиц

Как размножаются птицы. Чем раз­личаются самка и самец у птиц.

Из каких материалов сооружают птицы свои гнёзда. Как они заботятся о своём потомстве.



Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы (по желанию).

ЭОР

Интер. доска

45

Удивительные птицы

Можно ли страуса и пингвина отнести к птицам. Чем они отличаются от других птиц.

Как можно узнать птицу, не видя её. Каких птиц называют певчими. Какую пользу приносят птицы природе и человеку. Почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края. Как помочь зимующим птицам пережить трудные для них времена.



Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой.

ЭОР

Интер. доска

46

Насекомые, их многообразие

Каких животных относят к насекомым, почему они так называются. Какой признак у этой группы животных основной, существенный. Какое строение тела имеют насекомые, чем они могут различаться. Как умеют защищаться эти животные.



Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию).


Мультимедийное оборудование

47

Общественные насекомые

Почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.

Чем отличается их образ жизни от других насекомых. Какие правила жизни общественных насекомых нужно выполнять людям.



Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анали­зируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными кар точками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении.


Мультимедийное оборудование

48

Жуки и бабочки

Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых. Чем полезны жуки и бабочки природе.

Почему стали ред­кими некоторые насекомые.



Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради.


Мультимедийное оборудование

49

Жуки и бабочки

Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых. Чем полезны жуки и бабочки природе.

Почему стали редкими некоторые насекомые.



Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради.


Мультимедийное оборудование

50

Рыбы, их многообразие

Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных.

Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыбы.



Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку- схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.


Мультимедийное оборудование

51

Аквариумные рыбы

Как называют устройство для со­держания рыб в помещении. Для чего человек разводит аквари­умных рыб. Какие условия создают аквариумным рыбкам, чем их кормят. Как ухаживают за аквариумом какие предметы необходимы для этого.



Узнают рыб по описа­нию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках.


Мультимедийное оборудование

52

Земноводные и пресмыкающиеся, их многообразие

Почему жаб и лягушек объединили в одну группу. Почему их называют земноводными. Чем они отличаются от других животных. Как земноводные передвигаются; чем дышат. Чем различаются разные земноводные. Можно ли змей, черепах, ящериц, крокодилов объединить в одну группу, в чём их сходство. Почему эту группу животных называют «пресмыкающиеся». Где обитают разные пресмыкающиеся, чем они отличаются от земноводных. Нужны ли природе земноводные и пресмыкающиеся. Чем они полезны



Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют их основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для при­роды и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе.


Мультимедийное оборудование

53

Древни е пресмыкающиеся

Давно ли появились пресмыкающиеся на Земле. Какими были разные динозавры Закрепляются знания о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.



Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания, открытые ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради.


Мультимедийное оборудование

54

Домашние животные, их значение в жизни человека

Как называются животные, которых специально разводит и выращивает человек. Чем различается жизнь диких и домашних животных.

Какую пользу приносят людям домашние животные.



Выделяют группы животных, которые одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких.


Мультимедийное оборудование

55

Домашние питомцы

Как ухаживают за кошками, собаками, живущими в домашних условиях.

Что может случиться с домашними животными, если они окажутся в дикой природе.



Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.


Мультимедийное оборудование

56

Обобщающий урок

Проверяется усвоение знаний о животных и универсальных учебных умений.



Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы.



57

Экскурсия

(в зоопарк, дельфинарий, палеонтологический музей)

Расширяется представление учащихся о животном мире Земли.



Наблюдают животных, знакомятся с работой служащих зоопарка; собирают информацию о животном, выбранном для сообщения.



58

Красная книга растений и животных

Почему стали ред­кими некоторые растения и животные.

Почему книгу, в которую занесены сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, назвали Красной. Есть ли в этой книге страницы другого цвета, что они озна­чают.

Какие действия могут предпринять люди, чтобы сохранить многообразие живых существ на Земле. Как могут помочь школьники в этом важном деле.



Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рас­сматривают и озвучивают картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы частей 1 и 2 учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действи­ям, намечают план помощи взрослым.


Мультимедийное оборудование

Творения людей вокруг тебя (8 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой. Умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами; развитие эстетического восприятия предметного мира. Умение различать изделия народных мастеров; формирование бережного отношения к историческим па­мятникам, уважительного отношения к святым местам; проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций. Умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе.

59

Дерево в жизни человека

Экскурсия

в краеведческий музей

Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей.

Почему тема названа «Вторая жизнь дерева».

Как сохранить деревья.



Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и способа­ми их сохранения; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее — живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимо­сти экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного двора (как к ним отно­сятся ученики школы).


Мультимедийное оборудование

60

Народное творчество

Какими были (и есть) изделия на­родных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали.



Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и специ­фикой узоров; пробуют создать своё изделие (пожеланию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей.


Мультимедийное оборудование

61

Национальные традиции в изделиях разных народов

Чем различаются изделия мастеров разных народов. Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются.



Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном краю); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных наро­дов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта.


Мультимедийное оборудование

62

Мир увлечений людей. Коллекционирование

Чем могут увлекаться люди.

Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять.



Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров - родителей (по возможности).


Мультимедийное оборудование

63

Среда обитания – наш общий дом и двор

Каким должен быть дом, двор, в котором живут люди.

Каким можно сделать школьный двор.



Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев.


Мультимедийное оборудование

64

Родной город (село, край), его памятные места

Экскурсия

по родному городу

Какие достопримечательности можно посмотреть в родном краю. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают.



Наблюдают достопримечательности родного края, приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию).


Мультимедийное оборудование

65

Памятники культуры. Бережное отношение к ним

Творческая работа

Лепка и раскрашивание фигурки из глны

Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к ста­ринным памятникам.



Учатся бережно относиться к старинным зданиям памятным местам восхищаются творениями великих зодчих России.


Мультимедийное оборудование

66

Итоговый контрольный урок

Проверяются предметные знания и метапредметные умения.



Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют ре­зультаты своей учёбы в классе.


Мультимедийное оборудование

Планируемые результаты на конец изучения курса

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

универсальные

учебные

действия



Личностные универсальные учебные действия

У ученика начнут формироваться.

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  • ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

  • бережное отношение к природе, культуре родного края.

У ученика могут быть сформированы:

  • желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

  • осознание важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

  • принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решамыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

  • действовать согласно плану, составленному учителем;

  • оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);

  • попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др): из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

  • использовать готовые модели для изучения строения природ­ных объектов;

  • пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

  • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одно­классниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Всего: 66 часов






Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения учебной программы 1 класса

Личностные универсальные учебные действия

У ученика начнут формироваться:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

бережное отношение к природе, культуре родного края.

У ученика могут быть сформированы:

желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

осознание важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

действовать согласно плану, составленному учителем;

оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);

попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и

др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

строить речевое высказывание в устной форме;

кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре,

осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты

Ученик начнёт учиться:

выполнять правила культурного поведения в школе,в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);

сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые

растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластин-

чатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному

учителем, и на примере своей местности);

сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

называть части тела человека;

характеризовать признаки времён года;

объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

выполнять режим дня;

рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях

родного города (села);

объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;

осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.







Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература и средства обучения:

для учащихся:

1. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х частях. – 2011

2. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. –, 2012

для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений О. Т. Поглазова Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

2. Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. – 2012

3. http://umk-garmoniya.ru/


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения:

- классная доска с набором магнитов

- мультимедийный проектор;

- фотокамера цифровая ( по возможности)

- компьютер;

- интерактивная доска




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос