В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Лариса Захарова
Тип материала: Планирование
просмотров: 3676
Краткое описание
Рабочая программа составлена на основе авторской   программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образовательная  система «Гармония»).
Целью обучения литературному чтению  является формирование: всех видов речевой деятельности  (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
литературное чтение.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»



Согласовано

Руководитель МО

_____________

Протокол № ______

от «___»__________

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

__________

Протокол № ______

«___» ____________

Утверждаю:

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

_______ ________

Приказ _______

от «__» _____________





Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

для обучающихся 1 класса



Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год







Разработчик:

Захарова Лариса Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории










г. Рубцовск, 2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Нормативные документы, лежащие в основе составления рабочей программы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);ООП ООО МБОУ «Гимназия №3»; Федеральный перечень учебников; авторская программа О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система «Гармония»); оценочные и методические материалы из авторского УМК; Учебный план МБОУ «Гимназия №3»; Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №3»; годовой календарный график.

Целью обучения литературному чтению является формирование:

всех видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской компетентности, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Задачи (личностные)

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению. 2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве. 9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. 3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. 6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. 11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями. 13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. 15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью ,театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта:

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

  1. Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для учащихся 1 класса. – 2011 и послед.

  2. Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 1 класса – 2011 и послед.

  3. Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения 1 класс. – 2007 и послед.

  4. Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 1 класса. 2009 и послед.

  5. Кубасова О. В. Итоговые проверочные работы по литературному чтению. 1 – 4 классы. – 2013 и послед.

Учебные пособия (УМК) для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений О. В. Кубасова Литературное чтение Программа 1 – 4 классы. Поурочно – тематическое планирование. 1 – 4 классы. Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2013.

  2. Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2011 и послед.

  3. Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1 – 4 классов . – Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2011 и послед.

  4. Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония» - 2013 и послед.

Курс «Литературное чтение» входит в инвариантную часть учебного плана.

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 10 учебных недель, 40 часов (4 часа в неделю)

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Литературное чтение» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-конференции.

Контроль качества усвоения материала.

В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); сформированность навыков ознакомительного, поискового и выборочного чтения; индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости); индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться; ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Формы проверки результатов:

Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:

замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме); ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания; выполнение заданий по ориентировке в книгах; наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.); наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; наблюдения за читательской деятельностью учащихся; анализ отзывов учащихся о прочитанном, презентаций; анализ творческих работ учащихся .

Формы итогового контроля:

-комплексная работа

Формы обучения:

- индивидуальная; групповая (парная); фронтальная; коллективная;

Методы обучения:

- исследовательский;

- эвристический (частично - поисковый);

- сравнения

-метод моделирования; рассказ, объяснение, беседа; наблюдение, игровой;

Содержание изучаемого материала.

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Чтение

Чтение вслух

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание читаемого с помощью вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение про себя

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным чело веком) и таким образом преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.

Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Ориентировка в содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана.

Ключевые (опорные) слова.

Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.

Умение ориентироваться в характере книги по её обложке.

Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.

Круг чтения

Круг чтения в 1 классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, скороговорки, побасёнки, небылицы. При этом, как правило, параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности,

трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и лите ратурного разнообразия..

Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».

«Час потехи» (9 ч.)

В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); потешки,колыбельные песни;побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки;небылицы; С. Маршак «Я видел»; А.Босев«С нами смех!»(перевод С.Михалкова);А.Усачев «Если вы собрались в гости»; С. Маршак «Пудель».

«Что такое хорошо и что такое плохо» (12 ч.)

Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

«Там чудеса...» (12 ч.)

А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

Тематический поурочный план ( Литературное чтение)

п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Дата проведения

Коррекция

Основные виды деятельности

обучающихся

Информационные ресурсы

Учебное оборудование

Учебная тема: Звенит звонок — начинается урок (7 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

Формировать положительную мотивацию к обучению. (Л.)1– Развивать рефлексию. (Л.) – Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.) – Контролировать себя при чтении. (Р.) – Ориентироваться в книжном пространстве. (П-1.) – Анализировать книгу по её обложке. (П-2.) – Конструировать слова. (П-2.) – Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) – Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)

Л. Дьяконов «Первоклассни-кам»; А. Барто «Стали грамот-ными»

Знакомство с учебной литературой.



Знакомятся с элементами книги. Учатся ориентироваться в учебнике. Воспринимают на слух художественное произведение. Читают вслух плавно по слогамили целыми словами. Постепенно увеличивают ско-рость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Отвечают на вопросы по со-держанию литературного текста. Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений из школь-ной жизни. Урок № 2.Г. Новицкая«Книжки»;Р. Сеф «Учись читать!..» Совершенствовать все стороны навыка чтения молча и вслух, особенно правильность и выразительность. Определять идею произведения.

Озаглавливать текст с точки зрения выражаемой им идеи. Озаглавливать ил-люстрацию.– Формировать положительную мотивацию к чтению. (Л.)– Развивать рефлексию. (Л.)– Принимать и выполнять учеб-ную задачу. (Р.)– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)– Ориентироваться в книжном пространстве. (П-1.)– Анализировать жизненный опыт, рассуждая на заданную тему.(П-2.)– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)Воспринимают

ЭОР

Интер. доска

2

Г.Новицкая «Книжки»; Р. Сеф «Учись читать!..»

Определение идеи произведения.



Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читают литературные произведения, соблюдая знаки препинания и пере-

давая позицию автора. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Озаглавливают текст.

ЭОР

проектор

3

Л. Пантелеев «Ау»,

С. Погорелов- ский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

Обучение чтению по ролям.



Воспринимают на слух прозаическое и стихотворное произведения в исполнении учителя.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Выразительно читают литера­турное произведение, соблюдая знаки препинания и используя интонационные средства выразительности.

Читают литературное произведение по ролям.

Декламируют стихотворения. Составляют высказывание по плану.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализируют заголовок художественного произведения.

ЭОР

проектор

4

Л. Пантелеев «Ау»,

С. Погорелов- ский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

Обучение чтению по ролям.



Воспринимают на слух прозаическое и стихотворное произведения в исполнении учителя.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Выразительно читают литера­турное произведение, соблюдая знаки препинания и используя интонационные средства выразительности.

Читают литературное произведение по ролям.

Декламируют стихотворения. Составляют высказывание по плану.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализируют заголовок художественного произведения.



5

В. Голявкин «Болтуны»

Обучение использованию сносок.



Воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивают ско­рость чтения в соответствии с индивидуальным возможностями.

Выразительно читают литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Определяют тематику текста. Озаглавливают прочитанное произведение. Участвуют в беседе, соблюдая правила общения. Аргументируют свои высказывания.


мультимедийное оборудование

6

С. Маршак «Угомон»

Выявлять подтекст читаемого произведения.



Воспринимают на слух сти­хотворный текст в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста.

Читают текст выразительно,

соблюдая знаки препинания. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.


мультимедийное оборудование

7

Э. Мошковская

«Можно всему нгаучиться…»; пословицы, обобщающий урок

Обучать соотносить иллюстрации с прочитанным.



Выразительно читают литературное произведение, обращая внимание на передачу логического ударения (без термина). Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу произведений и школьной жизни. Истолковывают смысл пословиц. Соотносят пословицы с произведениями. рассуждают на темы, связанные с обучением. Заучивают наизусть стихотворения. Осуществляют выбор книги по заданному параметру.


мультимедийное оборудование

Учебная тема: Час потехи (9 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

  • Принимать и выполнять учеб­ную задачу. (Р.)

  • Контролировать себя при чте­нии. (Р.)

  • Анализировать и оценивать вы­разительность чтения однокласс­ников. (Р.)

  • Ориентироваться в тексте. (П-1.)

  • Ориентироваться в книгах. (П-1.)

  • Конструировать слова. (П-2.)

Анализировать свои впечатле­ния, рассуждая на заданную тему. (П-2.)

  • Обосновывать своё высказыва­ние. (К.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать дру­гого, соблюдать правила.

  • Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

  • Усваивать нравственно-этиче- ские ориентиры (Л.)

  • Выполнять инструкцию. (Р.)

  • Ориентироваться в группе про­изведений. (П-1.)

  • Систематизировать прочитанное по заданным параметрам. (П-2.)

  • Сравнивать произведения малых фольклорных жанров (побасёнки и потешки). (П-2.)

  • Сотрудничать в ролевой игре. (К.)

Создавать текст по подобию. (К.)

8

В. Смит «Час потехи»

Учить определять эмоциональный характер произведения.



Читают выразительно. Составляют картинный план. Выбирают книги по заданной учителем теме.

Озаглавливают выставку книг.


мультимедийное оборудование

9

4-я четверть

Потешки, колыбельные песни.

Знакомство с новыми терминами «потешка», «колыбельная»



Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобразие.

Занимаются музыкальным ил­люстрированием прочитанных произведений.

Выявляют художественные особенности языка.

Отвечают на вопросы по содержанию и языковому оформлению литературного текста.

ЭОР


Проектор

10

Побасёнки

Учить определять эмоциональный характер произведения.



Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста.

Читают текст выразительно

по ролям, соблюдая знаки препинания.

Инсценируют прочитанное. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Соотносят рисунки и тексты. Создают самодельную книжечку.


мультимедийное оборудование

11

Русские народные загадки;

С. Маршак

«Загадки»

(отрывки)

Учить обучающихся ориентироваться в книгах по обложкам.



Воспринимают на слух произведения в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.


мультимедийное оборудование

12

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»,

В. Берестов «Искалочка»

Озаглавливание текста.



Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Читают текст выразительно, обращая внимание на передачу вопросительной и восклицательной интонации, а также эмоционального характера про­изведения. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Составляют рассказ по иллюстрации. Обсуждают свои любимые занятия.

Озаглавливают рисунок и текст.


мультимедийное оборудование

13

Русские народ­ные считалки;

В. Берестов «За игрой»

Учить понимать особенности малых жанров.



Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учащихся (считалок).

Читают молча и вслух плавно по слогам или целыми словами. Читают текст выразительно,

соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональный характер произведения. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Создают текст по подобию. Учат стихотворный текст наизусть.


мультимедийное оборудование

14

Словесные игры: скороговорки, небылицы;

С. Маршак «Я видел»

Расширять читательский кругозор.



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют жанр произведения (скороговорка, небылица). Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Соревнуются в произнесении скороговорок. Соотносят иллюстрации с фрагментами текста. Создают иллюстрацию к фрагменту текста. Создают литературный текст по подобию (небылицу). Делают книжечки со скорого­ворками и небылицами.


мультимедийное оборудование

15

А. Босев «С нами Смех!» А. Усачёв «Если вы собрались в гости»

Обучать пользоваться средством выразительности, как логическое ударение.



Воспринимают на слух произведения в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Прогнозируют характер текста. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания, логическое ударение и передавая эмоциональный характер произведения.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Иллюстрируют прочитанное.

ЭОР

проектор

16

С. Маршак «Пудель»;

Обобщение прочитанного



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональный характер текста. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Делают характеристику персонажа в опоре на набор слов. Отвечают на вопросы по со­держанию текста. Соотносят иллюстрации с текстом.

ЭОР

проектор

Учебная тема «Что такое хорошо и что такое плохо» (12 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия

  • Формировать нравственную позицию, а также личностное качество — честность. (Л.)

  • Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. (Л.)

  • Развивать рефлексию. (Л.)

  • Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

  • Конструировать слова. (П-2.)

  • Анализировать поступки персонажей. (П-2.)

  • Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. (П-2.)

  • Сравнивать произведения одной тематики. (П-2.)

17

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

Учить сравнивать произведения общей тематики.



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Знакомятся с разными литературными произведениями общей нравственной тематики. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей раз­ных произведений, объединённых общей темой.

Рассуждают на нравственную тему.

Читают выразительно по ролям.

Устанавливают сходство и различия произведений одной тематики.

ЭОР

Интер. доска

18

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

Учить сравнивать произведения общей тематики.



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Знакомятся с разными литературными произведениями общей нравственной тематики. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей раз­ных произведений, объединённых общей темой.

Рассуждают на нравственную тему.

Читают выразительно по ролям. Устанавливают сходство и различия произведений одной тематики.

ЭОР

Интер. доска

19

В. Орлов «Кто первый»;

Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!»,

Л. Н. Толстой «Кто прав?»

Работа с дополнительной литературой.



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выразительно, передавая вопросительную и восклицательную интонации. Читают по ролям. Рассуждают на заданную нравственную тему.

Определяют тему произведения. Выявляют идею произведения. Анализируют заголовок произведения.

Озаглавливают текст. Отвечают на вопросы к литературным произведениям


мультимедийное оборудование

20

В. Осеева «Всё вместе»

Учить соотносить главную мысль произведения с пословицей.



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Осваивают орфоэпические нормы. Знакомятся с литературным произведением нравственной тематики. Рассуждают на нравственную тему. Соотносят пословицы с текстом. Определяют идею произведения.

Читают по ролям. Инсценируют прочитанное.


мультимедийное оборудование

21

Е. Пермяк «Для чего руки нуж­ны»; Эзоп «Со­брался старик помирать...»

Учить обучающихся находить книгу по заданной теме.



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Прогнозируют читаемое. Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям. Определяют главную мысль текста. Читают по ролям. Знакомятся с пословицами о труде. Создают книжечку с пословицами.



22

Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»,

«Два товарища»

Выборочное чтение.



Знакомятся с творчеством Л. Н. Толстого.

Воспринимают на слух басню в исполнении учителя. Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выборочно. Читают выразительно. Характеризуют персонажей. Определяют главную мысль произведения. Рассуждают на нравственную тематику. Соотносят рисунок с фрагментом произведения. Ищут и читают книги Л. Н. Толстого.


мультимедийное оборудование

23

В. Росин «Друзья познаются в беде»

Озаглавливание текста и рисунка.



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выразительно. Знакомятся с фактами биографии Л. Н. Толстого. Рассуждают на нравственную тематику. Определяют своё отношение к персонажам. Озаглавливают текст и рисунок. Ориентируются в книге по обложке. Классифицируют книги по жанрам. Создают комикс по материалам тетради.



24

С.Михалков «Ошибка»

Работа над выразительным чтением



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выразительно по ролям. Определяют главную мысль текста. Озаглавливают рисунок.

ЭОР

Интер. доска

25

С. Михалков «Прививка»

Выявление подтекста



Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Выявляют эмоциональный подтекст. Читают вслух выразительно, передавая подтекст и эмоциональное состояние персонажа. Наблюдают над использованием слова в переносном смысле в роли эпитета. Ориентируются в книгах по обложкам. Заучивают стихотворный текст наизусть и декламируют его.


мультимедийное оборудование

26

Л. Яхнин «Силачи»

Анализ заголовка



Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Выражают и аргументируют своё отношение к персонажам. Определяют характер заголовка. Озаглавливают текст. Соотносят пословицы с рассказом. Читают выразительно, передавая черты характера персонажей и отношение к ним автора. Рассуждают на нравственную тематику.



27

М. Пляцковский «Добрая лошадь»

Составление картинного плана



Воспринимают на слух чтение сказки учителем. Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают выборочно. Читают сказку выразительно. Рассуждают на нравственную тему.

Ориентируются в книге по обложке.

Выбирают книги по предложенной теме.



28

Обобщающий урок

Характеристика персонажей.



Знакомятся с книгами и произведениями по изученной теме. Читают выразительно. Характеризуют персонажей Выражают своё отношение к персонажам. Приводят из прочитанного раздела примеры сказки, стихотворения, рассказа, басни. Соотносят иллюстрации с соответствующими фрагментами текста. Выполняют упражнения с книгами, систематизируют их.



Учебная тема «Там чудеса...» (12 ч)

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)

Универсальные

учебные

действия


  • Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

  • Развивать способность к контролю. (Р.)

  • Ориентироваться в учебнике. (П-1.)

  • Ориентироваться в книгах. (П-1.)

  • Выдвигать гипотезы. (П-1.)

  • Воспринимать информацию, представленную в форме модели Приобщаться к национальной культуре, переводить её в вербальную форму. (П-1.)

  • Делать обобщение по ряду признаков. (П-2.)

  • Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать дру­гого, соблюдать правила общения. (К.)

  • Пересказывать прочитанное. (К.)

Сотрудничать при проведении игры «Театр». (К.)

29

А. Шибаев «Сказки просят…»

Составлять рассказ по иллюстрации.



Читают молча, а также выразительно вслух. Определяют тему произведения.

Озаглавливают текст с точки зрения его темы. Выявляют подтекст произведения.

Определяют и аргументируют жанровую принадлежность произведения. Пересказывают эпизоды из русских народных сказок. Классифицируют книги, находящиеся на выставке книг.

ЭОР

Интер. доска

30

Русская народная сказка «Лиса и рак»

Определять жанр литературного произведения.



Читают выразительно вслух. Отвечают на вопросы к тексту. Составляют картинный план. Делают художественный пересказ в опоре на картинный план.


мультимедийное оборудование

31

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Пересказ близко к тексту.



Читают выразительно вслух. Отвечают на вопросы к тексту. Составляют картинный план. Делают художественный пересказ в опоре на картинный план.


мультимедийное оборудование

32

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

Определение идеи произведения.



Читают молча, а также выразительно вслух.

Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют главную мысль произведения.

Подбирают пословицы к прочитанному произведению согласно его главной мысли. Пересказывают текст, используя выразительные языковые средства из произведения.


мультимедийное оборудование

33

Американская сказка «Вот он вор»

Пересказ по опорным словам



Читают выразительно вслух. Выявляют подтекст. Знакомятся с опорными сло­вами. Пересказывают текст по опорным словам.



34

Армянская сказка «Заказчик и мастер»

Выбирать книги по заданным параметрам



Выявляют подтекст произведения.

Подбирают пословицу в соответствии с главной мыслью текста. Выбирают книги по заданным параметрам.



35

Сказки А. С. Пушкина

Различать народные и авторские сказки.



Читают выразительно. Участвуют в литературной викторине. Знакомятся с творчеством А. С. Пушкина. Заучивают наизусть стихотворный текст. Выбирают книги по заданным параметрам.


мультимедийное оборудование

36

Викторина «Сказки Х. К. Андерсе­на»; Х. К. Ан­дерсен «Прин­цесса на горо­шине»

Выявлять опорные слова в тексте.



Читают выразительно. Работают с опорными словами. Выявляют подтекст произведения. Соотносят иллюстрации с текстом. Озаглавливают иллюстрации. Знакомятся с творчеством и с фактами биографии Х. К. Андерсена. Участвуют в литературной викторине.

Ориентируются в книгах по обложкам.


мультимедийное оборудование

37

В. Орлов «Абрикос в лесу»

Определять своё отношение к персонажам.



Воспринимают чтение произведения учителем и учащимися. Читают выразительно вслух. Отвечают на вопросы учебника. Определяют своё отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа.



38

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»

Учить выборочно читать по заданному параметру.



Читают выразительно. Читают выборочно.

Читают по ролям. Определяют эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении.

Выявляют отношение рассказчика к персонажу. Перечисляют персонажей произведения. Отвечают на вопросы к тексту. Характеризуют героя произведения и своё отношение к нему. Составляют картинный план. Подбирают фрагмент текста к иллюстрации. Прогнозируют характер произ­ведения по обложке книги.


мультимедийное оборудование

39

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»




Читают выразительно. Читают выборочно.

Читают по ролям. Определяют эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявляют отношение рассказчика к персонажу. Перечисляют персонажей произведения. Отвечают на вопросы к тексту. Характеризуют героя произведения и своё отношение к нему. Составляют картинный план. Подбирают фрагмент текста к иллюстрации. Прогнозируют характер произ­ведения по обложке книги



40

Обобщающий урок.

Разграничивать народные и литературные произведения



Читают вслух и молча. Создают высказывание, являющееся продолжением прочи­танного. Дифференцируют народные и литературные произведения. Обсуждают возможное содержание летнего чтения.

ЭОР

Интер. доска

Планируемые результаты на конец изучения курса

Формируемые умения/

личностные качества

(планируемые результаты

обучения)



универсальные

учебные

действия



  • Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

  • Развивать способность к контролю. (Р.)

  • Ориентироваться в учебнике. (П-1.)

  • Ориентироваться в книгах. (П-1.)

  • Выдвигать гипотезы. (П-1.)

  • Воспринимать информацию, представленную в форме модели Приобщаться к национальной культуре, переводить её в вербальную форму. (П-1.)

  • Делать обобщение по ряду признаков. (П-2.)

  • Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать дру­гого, соблюдать правила общения. (К.)

  • Пересказывать прочитанное. (К.)

Сотрудничать при проведении игры «Театр». (К.)

Всего; 40 часов



Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение» на конец 1-го класса

Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг; элементарная нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой картинный план; ориентироваться в книге по обложке и по содержанию (оглавлению) ; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения

Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации.

Предметные:

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Формировать воссоздающее воображение. Расширять словарный запас. Расширять литера­турный кругозор. Пересказывать произведения устного народного творчества. Составлять рассказ по иллюстрации. Выбирать книги по заданным параметрам.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература и средства обучения:

для уч-ся:

1.Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 1 класса. Издательство: «Ассоциация ХХI век», Смоленск– 2011

2.Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 1 класса Издательство: «Ассоциация ХХI век», Смоленск– 2011

для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений О. В. Кубасова Литературное чтение Программа 1 – 4 классы. Поурочно – тематическое планирование. 1 – 4 классы. Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2013.

2.Кубасова О.В. Методические рекомендации по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011

3). Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1 – 4 классов . – Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2011 и послед.

4) Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония» - 2013 и послед.

5) http://umk-garmoniya.ru/


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения:

- классная доска с набором магнитов; мультимедийный проектор; фотокамера цифровая; компьютер; интерактивная доска




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос