Помоги Незнайке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №186 городского округа Самара
«Помоги Незнайке»
Конспект НОД для детей среднего возраста
Автор: Солдацкова Валентина Валериевна,
воспитатель высшей категории
МБДОУ детского сада №186 г.о. Самара
Задачи:
-
закреплять представлений о свойствах воздуха, его необходимости для жизни и возможностей использования.
-
овладеть действием замещения;
-
освоить приёмы экспериментирования.
-
развивать познавательную активность.
Материал:
Кораблик с парусом, рисунки парусных кораблей в море, ветряной мельницы и электростанции, флюгер, вертушка, спасательный круг или подушка, рисунки или фотографии бурь или сильных ветров, летящего самолёта, миска с водой.
НОД:
Дети в белых халатах заходят в «научную лабораторию» и рассаживаются
на стулья. Воспитатели в ролях Знайки и Незнайки обращаются к ним.
Знайка: Дорогие коллеги, наш друг Незнайка попал в трудную ситуацию, и наш
священный долг помочь ему.
Незнайка: Друзья, простите меня, пожалуйста. Я понимаю, что это нехорошо. Я не должен был так делать. Ну, короче, я взял без спроса наш общий корабль. Ведь я путешественник, я должен проплыть по всему земному шару. Но что-то случилось, и корабль остановился, перестал плыть. Я мог бы погибнуть от голода на корабле, стоящем на самой середине огромного озера, в которое впадает Огуречная река. Мне пришлось оставить корабль и на надувном круге добраться до берега. И вот я здесь.
Знайка: Вот, Незнайка, что происходит без знаний и ученья. Коллеги, скажите что
случилось с кораблём, почему он не двигается?
Предполагаемый ответы детей.
Знайка: Не было ветра или Незнайка не поднял парус на корабле, чтобы поймать его (ветер).
Незнайка: Причём здесь ветер?
Знайка: Ветер – это движение воздуха.
Незнайка: Движение чего?
Знайка: Дети, подскажите Незнайке, что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Незнайка: А что это такое воздух?
Знайка: А вот послушай, что наши юные учёные знают о воздухе.
Дети: - Воздух это то чем мы дышим.
- Без воздуха мы могли бы погибнуть. Например люди не умеющие
плавать могут утонуть, потому что под водой нечем дышать, там мало
воздуха. Только рыбы научились дышать под водой, им не нужен для
вот послушай, что наши юные
учёные знают о
воздухе.
- Воздух невидим.----- nnn
Незнайка: Неправда, я ничем не дышу. (Водит руками перед ртом). Здесь нет ничего, и я ничем не дышу.
Знайка: Так ли, мои молодые коллеги?
Дети: Воздух невидим. Воздух внутри нас помещается в лёгких – специальных мешочках.
Знайка: Коллеги, давайте Незнайке докажем, что воздух существует. Кристаллик и Льдинка покажут тебе, Незнайка, опыт.
Проведение опыта: «Воздух существует».
К столу выходят Кристаллик и Льдинка, показывают опыт «Воздух существует»
Кристаллик переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку или прозрачный таз с водой. Обращает внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Смотри Незнайка, вода в стакан не попадает, потому что там есть воздух. Поднимет стакан.
Незнайка: Не верю…
Знайка: Смотри, Незнайка, дети выпускают воздух.
Проведение опыта: «Воздух можно увидеть».
Льдинка снова опускает стакан в банку с водой, но теперь уже держит его не прямо, а наклонив. В воде появляются пузырьки.
Дети комментируют Смотри, Незнайка, воздух в виде пузырьков выходит, а его
происходящее: место занимает вода.
Незнайка: Ого, вижу его, этот воздух. Интересно, а воздух можно услышать?
Знайка: На этот вопрос тебе тоже ответят мои коллеги. Сейчас Снежинка и Дождинка покажут тебе опыт.
Проведение опыта: «Воздух можно услышать».
К столу подходят: Снежинка и Дождинка берут в руки свистульки и начинают свистеть, затем надувают шарик и отпускают его. Шарик тоже издаёт свист. Смотри, Незнайка, мы сдули воздух, и он издал свист. Так играют свистульки и некоторые музыкальные инструменты.
Незнайка: А где еще может находиться воздух, кроме стакана и шарика?
Знайка: Воздух может находиться внутри нас. Облачко и Туманчик покажут тебе это опыт.
Проведение опыта: «Где существует воздух».
К столу подходят Облачко и Туманчик. Облачко надувает шарик, а Туманчик сдувает теннисный мячик со стола.
Знайка: Видишь, Незнайка, воздушный шарик наполнился воздухом их лёгких Облачка, а потоком воздуха, выдохнутого Туманчиком столкнул теннисный мячик со стола.
Незнайка: Ух ты, ну и воздух. Увидеть я его увидел, услышать – услышал, а так хочется его ещё и потрогать. Можно?..
Знайка: Дети, что вы можете ответить Незнайке?
Примерные ответы детей: Если поймать воздух и плотно закрыть его, то можно и
потрогать.
Знайка: Незнайка, Капелька и Лучик покажут тебе опыт.
Проведение опыта: «Как поймать воздух».
К столу подходят Капелька и Лучик. Капелька ловит воздух в полиэтиленовый пакет и даёт потрогать его Незнайке, показывая, какой он упругий.
Лучик берёт в руки мяч, который плохо накачен бросает его об пол, мяч не отскакивает, берёт другой мяч, который хорошо накачен – бросает его об пол и ловит руками. (действия комментирует)
Капелька и Лучик говорят Незнайке что воздухом еще накачивают шины у велосипеда, плавательные матрасы и круг на котором приплыл Незнайка.
Незнайка трогает мяч: Ну и ну, какой упругий. А как же корабль, почему он не
поплыл? Может его нужно было накачать, как матрас или спасательный круг и тогда б он сдвинулся с места?
Знайка: Незнайка, для парусного корабля нужен ветер, который будет наполнять
воздухом паруса и двигать корабль. Росинка и Родничок покажут тебе, как это происходит.
Проведение опыта: «Движение кораблика».
К столу выходят Росинка и Родничок. На столе стоит миска с водой. Росинка берёт кораблик и опускает в миску, затем дует на парус, кораблик плывёт. Берёт другой кораблик без паруса – дует – кораблик не плывёт. Родничок объясняет, что движение воздуха называется ветром. Ветер помогает передвигаться самолётам, дельтапланам, парашютам. Приводит в движение ветреные мельницы. Вот посмотри на примере вертушки и флюгера. (Демонстрация картинок)
Незнайка: А, я понял, надо вернуться на корабль, поднять парус и поймать ветер.
Знайка: Подожди Незнайка, посмотри на улице, какой сильный ветер поднялся. (Аудио запись ветра). Дети, чем опасен сильный штормовой ветер?
Примерные ответы детей: Сильный ураганный ветер, для путешественника
настоящая беда. (Показывают картинки) Он может
привести к шторму, и твой корабль перевернётся и утонет.
Незнайка: Ух ты, спасибо друзья, что предупредили. Я дождусь хорошей погоды и верну наш корабль, чтобы отправиться в путешествие вместе.
Знайка: Уважаемые коллеги, давайте подведём итоги наших экспериментов.
Примерные ответы детей: - воздух невидим;
- воздух нужен для дыхания;
- при помощи воздуха свистулька издаёт звук;
- движение воздуха – это ветер;
-
(Незнайка прощается и уходит).
Знайка: Коллеги, впереди у нас новые опыты и много интересной работы. А сейчас предлагают отдохнуть и поиграть.
Используемая литература:
1.Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Детство – пресс, 2010 г.
2. «Детское экспериментирование» Куликовской И.Э., Совгир Н.Н
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»