Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса
Цель уроков изобразительного искусства – развитие культуры творческой личности школьника .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Согласовано Руководитель МО ____________ Протокол № ______ от «___»___________. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ Протокол № ______ «___»_____________. |
Утверждаю: Директор МБОУ «Гимназия №3» _______ Приказ № ___ от «_» ___________ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1 класса
Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Разработчик:
Захарова Лариса Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Рубцовск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Нормативные документы, лежащие в основе составления рабочей программы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644); ООП ООО МБОУ «Гимназия №3»; Федеральный перечень учебников; авторская программа Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система «Гармония»); оценочные и методические материалы из авторского УМК; Учебный план МБОУ «Гимназия №3»; Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №3»; годовой календарный график.
Цель уроков изобразительного искусства – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
Задачи:
1. Передача и накопление опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности.
3. Обучение способам деятельности.
4. Сообщение (с учётом возрастных особенностей детей) знаний в своей области.
2. Творческая папка для учащихся к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 и послед.
Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта:
Учебные пособия (УМК) для учащихся:
1. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2011 и послед.
Учебные пособия (УМК) для учителя:
-
Программы общеобразовательных учреждений Т. А. Копцева Изобразительное искусство Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
-
Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.
Курс «Изобразительное искусство» входит в инвариантную часть учебного плана.
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 33 учебные недели, 33 часа (1 раз в неделю)
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Изобразительное искусство» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города и др.; уроки исследования; уроки-путешествия.
Формы проверки результатов обучения :
-выставки результатов изобразительного творчества;
(групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);
- викторины;
-кроссворды;
Контроль качества усвоения материала.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Формы обучения :
- индивидуальная;
-групповая (парная);
-фронтальная;
-коллективная;
Методы обучения :
- исследовательский;
- эвристический(частично- поисковый);
- сравнения
-метод моделирования
- рассказ, объяснение, беседа
-наблюдение, игровой;
Содержание учебного предмета
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:
-
выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
-
различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
-
различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
-
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
-
понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
-
различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
-
«Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
-
живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
-
графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
-
скульптурными материалами: пластилин или глина;
-
конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
-
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:
-
Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
-
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
-
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
-
Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
-
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
-
Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
-
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе «Художник и мир природы» (7 ч.) определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел «Художник и мир животных» (8 ч.) расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел «Художник и мир человека» (11 ч.) расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе «Художник и мир искусства» (7 ч.) осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.
Тематический поурочный план (Изобразительное искусство)
№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания урока |
Дата проведения |
Коррекция |
Основные виды деятельности обучающихся |
Информационные ресурсы |
Учебное оборудование |
|||||||||||||
Учебная тема: Художник и мир природы 7 ч |
||||||||||||||||||||
Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения) |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
||||||||||||||||||
|
Введение |
Творческая папка художника. Творческое задание Создают рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом, отражающим сферу интересов ученика. (Обложка творческой папки или альбома для рисования — визитная карточка художника.) |
|
|
Знакомятся с художественными материалами (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника. |
ЭОР |
Интер. доска |
|||||||||||||
2 |
Художественные материалы. Многообразие цветов в природе |
Творческое задание Создают образ цветика-многоцветика, используя цветной пластилин или другой материал. |
|
|
Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера. Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов (фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина) при создании образа цветика- многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов. |
ЭОР |
проектор |
|||||||||||||
3 |
Художественные материалы. Многообразие цветов в природе |
Творческое задание Создают образ цветика-многоцветика, используя цветной пластилин или другой материал. |
|
|
Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера. Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов (фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина) при создании образа цветика- многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов. |
ЭОР |
проектор |
|||||||||||||
4 |
Мир природы дарит нам материалы для творчества |
Творческое задание Создают (индивидуально или коллективно) композицию «Осеннее дерево», используя метод отпечатывания своей ладони или др. |
|
|
Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изображения. Делают вывод о том, что природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветную глину, ветки, камни. Анализируют выразительность наскальных изображений человеческой ладони (тёмное — на светлом, светлое — на тёмном). Составляют цветовой круг из осенних листьев. Знакомятся с выразительными свойствами цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные просторы. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
5 |
Небесные
переливы цвета |
Творческое задание Создают рисунки, используя технику «по сырому» или пейзаж. придумают к нему образное название. |
|
|
Узнают, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют краски восхода, заката, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба. Знакомятся с выразительными возможностями акварельной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу. Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
6 |
«Есть у солнца друг...» |
Творческое задание Создают аппликативную композицию «Солнце и подсолнух – друзья» или др. |
|
|
Узнают, что дары осени — это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами с человеком. Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсолнуха (солнца и других цветов). Знакомятся с выразительными возможностями техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Узнают о приёмах выделения композиционного центра на рисунке (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие - по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.) |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
7 |
Капризы природы |
Творческое задание Создают иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Скучная картина...» или др.
|
|
|
Знакомятся с литературными зарисовками природы, с умением человека одухотворять природные явления: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т. п. Анализируют выразительные картины природы: ветер, дождь, снег; выразительные свойства графических материалов: линия, точка, штрих, пятно. Знакомятся с искусством графики как с искусством чёрнобелого изображения, с выразительностью контраста светлого и тёмного. Анализируют книжные иллюстрации, вычленяют выразительность графического изображения, выполненного тушью (пером, палочкой), гелиевой ручкой или др. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
Учебная тема: Художник и мир животных 8 ч |
||||||||||||||||||||
Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения) |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
||||||||||||||||||
8 |
Художник рисует зверей. |
Творческое задание Создают образ дикого животного в движении, используя графические материалы. |
|
|
Узнают, что наскальные рисунки со сценами охоты — древнейшие следы художественной деятельности человека, что белый мел, цветная глина и уголь — первые художественные материалы человека. Анализируют выразительность наскальных рисунков. Знакомятся с графическими материалами (уголь, мел, сангина, соусы), с приёмами нанесения изображения (плашмя, торцом, растиркой), с методами изображения дикого животного одной линией и от пятна. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
9 |
Художник рисует домашних животных |
Творческое задание Создают образ домашнего животного, придумывают рисунку оригинальное название. |
|
|
Анализируют рисунки животных, выполненных разными художественными материалами. Узнают, что название рисунка отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Используют выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.). |
ЭОР |
Проектор |
|||||||||||||
10 |
«В аквариуме есть кусочек моря…» |
Творческое задание Создают образ подводного царства с использованием смешанной техники — акварель и восковой мелок или др. |
|
|
Знакомятся с богатством природных форм подводного мира, с образами необычных рыб: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-попугай и др. Анализируют разнообразие форм и окраски аквариумных рыб. Изучают приёмы работы в смешанной технике: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому». |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
11 |
Художник рисует птиц |
Творческое задание Создают иллюстрацию к загадке про птиц, изображают птицу в характерной позе или др. |
|
|
Узнают, что в природе существует большое многообразие птиц. Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл — царь, сова — мудрость, лебедь — преданность и др. Разгадывают и придумывают загадки про птиц. Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Анализируют рисунки птиц художников В. Ватагина, Е. Чарушина. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
12 |
Букашки - таракашки |
Творческое задание Создают рельефное изображение насекомого, придумывают ему оригинальное название. |
|
|
Анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» или мультфильмы с участием насекомых. Делают вывод о том, что оригинальность замысла — основа выразительной композиции, что каждому художнику присущ индивидуальный изобразительный стиль. Знакомятся с приёмами получения рельефного изображения из цветного пластилина. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
13 |
У зверей тоже бывают мамы и папы. |
Творческое задание Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстрацию к стихотворению про животных. |
|
|
Анализируют образы зверей в творчестве художника- графика Е. Чарушина и ху- дожника-скульптора В. Ватагина. Узнают, что объём — выразительное средство скульптуры. Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
14 |
«Если б только мы умели понимать язык зверей…» |
Творческое задание Создают кормушку для птиц, используя пакет из-под молока, или создают маску любого животного из бумаги. |
|
|
Знакомятся с содержанием Красной книги, с животными родного края, занесёнными в Красную книгу. Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения. Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам. Узнают о животных — символах Нового года. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
15 |
Животные – наши соседи. |
Творческое задание Создают рисунок на экологическую тему или выполняют иллюстрацию к стихотворению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» или др. |
|
|
Анализируют детские рисунки на экологическую тему, помещённые в учебнике. Узнают о задачах экологии — науки о сохранении всего живого на Земле. Знакомятся с цветом как средством художественного выражения, с возможностью тёплой и холодной гаммы цветов. |
ЭОР |
проектор |
|||||||||||||
Учебная тема Художник и мир человека 11 ч |
||||||||||||||||||||
Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения) |
Универсальные учебные действия |
|
||||||||||||||||||
16 |
Ты художник |
Творческое задание Создают рисунок на тему «Я люблю рисовать (лепить, конструировать)» подписывают свою работу. |
|
|
Анализируют содержание детских рисунков и их названия, делают вывод о том, что название рисунка отражает основную идею автора, его замысел. Знакомятся с оформлением этикетки к рисунку, необходимостью указать важные сведения об авторе рисунка: имя автора, возраст, класс, название рисунка. Анализируют содержание рисунков на тему «Я — художник», помещённые в учебнике атрибуты изобразительного искусства. Знакомятся с выразительными свойствами линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная. |
ЭОР |
Интер. доска |
|||||||||||||
17 |
Художник рисует родной край |
Творческое задание: Создают рисунок на тему «Масленица», «Школьный праздник» или др. |
|
|
Узнают, что каждый народ — художник, который стремится выразить природное и национальное своеобразие в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Узнают о приёмах выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе — больше, дальше — меньше; первый, второй план. Анализируют композиции произведений художников и детских рисунков в учебнике: «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне» или др. |
ЭОР |
Интер. доска |
|||||||||||||
18 |
«Какие бывают девочки…» |
Творческое задание Создают портрет девочки или автопортрет. |
|
|
Знакомятся с жанром портрета (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении: «Глаза — зеркало души». Анализируют произведения художников, изображающих портреты девочек. Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному. Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый — холодный, нюансный — контрастный, светлый — тёмный. Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
19 |
«Какие бывают мальчишки…» |
Творческое задание Создают изобразительный образ мальчика или автопортрет. |
|
|
Вспоминают, что портрет — это жанр изобразительного искусства, а автопортрет — это картина, на которой художник рисует себя, глаза — это зеркало души. Отмечают, что отношение к портретируемому является важным условием изображения портрета (автопортрета). Знакомятся с выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном, штрихом), с приёмами изображения портрета мальчика, с основными пропорциями частей человеческого лица. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
20 |
Мужской портрет. |
Творческое задание Создают изобразительный образ папы (дедушки) или портрет мужчины мужественной |
|
|
Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Размышляют над высказыванием «Все профессии важны…». Выражают отношение к портретируемому через композицию: добрый, суровый, серьёзный или уставший взгляд и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих), учитывают основные пропорции в изображении частей человеческого лица для достижения замысла |
|
|
|||||||||||||
21 |
Былинные богатыри |
Творческое задание Создают портрет былинного героя или современного защитника Отечества. |
|
|
Знакомятся с произведениями изобразительного искусства в учебнике: героическим и парадным портретами, с былинными героями. Высказывают своё мнение о ветеранах — участниках Великой Отечественной войны, о современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах — защитниках Отечества. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Знакомятся с этапами выполнения рисунка. В рисунке выражают своё отношение к портретируемым через добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих) и приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
22 |
Рисуем маму |
Творческое задание Создают изобразительный образ мамы, у которой «руки трудовые». |
|
|
Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Мамины руки». Стремятся выразить отношение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Используют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции человеческой фигуры. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
23 |
Моя семья |
Творческое задание Изображают портрет своей семьи. |
|
|
Анализируют произведения художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике. Стремятся к выражению своего отношения к портретируемым через изображение совместных дел семьи, улыбку, добрый взгляд или др. Анализируют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Используют приёмы изображения человека в движении во весь рост. Учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. |
ЭОР |
Интер. доска |
|||||||||||||
24 |
Знаменитые скульпторы |
Творческое задание Создают объёмный образ человека в движении. |
|
|
Знакомятся со скульптурной группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки человека во весь рост, с основными пропорциями фигуры человека. Знакомятся с этапами выполнения индивидуальной или коллективной объёмной скульптурной группы. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
25 |
Транспорт на улицах |
Творческое задание Создают тематический рисунок с изображением городского транспорта. |
|
|
Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобусом, легковыми машинами разных марок, трамваем, троллейбусом, маршрутным такси и др., с городским спецтранспортом: машиной скорой помощи, пожарной машиной, полицейской машиной и др. Вспоминают правила дорожного движения. Знакомятся с особенностями построения композиции, с выделением в рисунке главного: ближе — больше, дальше — меньше; приёмами изображения первого и второго плана при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора» или др. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
|
4Фантастический транспорт |
Творческое задание Создают образ оригинальной чудо-машины, используя фломастеры или другие материалы, придумывают фантастическому |
|
|
Знакомятся с видами пассажирского транспорта: наземным, воздушным,водным и т. п. Знакомятся с профессией художника-дизайнера. Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспортными средствами передвижения. Вспоминают литературные произведения и фильмы с участием чудо-машин, нарисованных в фантастическом жанре. Знакомятся с особенностями изображения чудо-машины, которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
Учебная тема Художник и мир искусства 7ч |
||||||||||||||||||||
Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения) |
Универсальные учебные действия |
|
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|||||||||||||||||
27 |
В мире книг |
Творческое задание Создают оригинальный изобразительный образ буквы. |
|
|
Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости. Узнают, что буквица — первая буква на странице, красная буква, красивая буква. Анализируют образное решение буквиц, помещённых в учебнике, раскрывающих замысел автора. Учатся использовать тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы. |
ЭОР |
Интер. доска |
|||||||||||||
28 |
Музыка цвета |
Творческое задание Создают оригинальный изобразительный образ «музыкальных пятен» в технике монотипии. |
|
|
Вычленяют весёлые и грустные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музыкой. Знакомятся с некоторыми особенностями искусства мультипликации, техникой монотипии, с приёмами получения цветных «музыкальных» пятен. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
29 |
Цирковое представление |
Творческое задание Создают оригинальную композицию на тему «Цирк». |
|
|
Вспоминают, что цирковое представление — это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, — это виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п. Анализируют выразительность детских рисунков в учебнике, умение детьми использовать цвет как средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Знакомятся с приёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения замысла. Знакомятся с элементарными приёмами изображения животных в движении (поднятая лапа, повёрнутая голова и др.).Повторяют основы композиционного построения изображений: ближе — больше, дальше — меньше; первый и второй изобразительный план. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
30 |
Планетарий |
Творческое задание Изображают собак-космонавтов или здание планетария |
|
|
Знакомятся с первым планетарием в России - в Москве.Узнают о том, что в планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Вспоминают планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) Знакомятся с героями космоса) с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой. Вспоминают первого космонавта планеты — Ю. А. Гагарина. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
31 |
В мире музея |
Творческое задание Создают оригинальный образ пасхального яйца |
|
|
Знакомятся с музеем декоративно-прикладного искусства и с некоторыми его экспонатами. Узнают о строении мира в древние времена через образ трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное. Вспоминают о празднике Пасхи и о его символе — пасхальном яйце. Анализируют элементы декоративного узора, знакомятся с символическим значением некоторых элементов (линия, круг, спираль, звезда и др.). |
|
|
|||||||||||||
32 |
Народные промыслы |
. Творческое задание Украшают декоративную тарелку или любой другой шаблон (валенки, варежки, поднос, вазу или др.), придумывают своей работе название. |
|
|
Знакомятся с народными промыслами региона. Выявляют влияние климатических и геологических факторов на развитие народных промыслов. Узнают особенности симметричного изображения предметов. Повторяют элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др |
|
|
|||||||||||||
33 |
Москва – город-музей. Государственная Третьяковская галерея. |
Творческое задание Создают тематическую композицию «Что я хочу посмотреть в Москве?» или «Что интересного я видел в Москве?» |
|
|
Вспоминают название столицы Российской Федерации, размышляют над тем, почему Москву называют городом-музеем. Анализируют памятники архитектуры Красной площади, репродукции которых помещены в учебнике. Знакомятся с основными вехами истории Московского Кремля (деревянный, белокаменный, кирпичный). Повторяют особенности выделения главного в композиции: ближе — больше, дальше — меньше. |
|
мультимедийное оборудование |
|||||||||||||
Планируемые результаты на конец изучения курса |
||||||||||||||||||||
Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения) |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
||||||||||||||||||
Всего: 33 часа |
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты освоения учебной программы 1 класса
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
-
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-
активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
-
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
-
умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.
-
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература и средства обучения:
-для учащихся:
1) Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.
-для учителя
1) Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.
2) Программы общеобразовательных учреждений Т. А. Копцева Изобразительное искусство Программа 1 – 4 классы. поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- классная доска с набором магнитов
- мультимедийный проектор;
- фотокамера цифровая ( по возможности)
- компьютер;
- интерактивная доска
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»