Урок русского языка для 5 класса на тему: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», повторить ранее изученные морфологические признаки данной части речи.
Глазинская Евгения Анатольевна
II квалификационная категория
Республика Казахстан, ВКО, г. Курчатов
КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»
Русский язык
М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулёва и др. Русский язык. 5 класс. Атамура. 2013 год.
«Урок»
5 класс
45 минут
Открытый урок по русскому языку, 5 класс.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», повторить ранее изученные морфологические признаки данной части речи.
Задачи:
Обучающая: формировать практические навыки учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.
Развивающая: развивать у учащихся умение самостоятельно использовать прилагательные в речи; развивать логическое мышление через умение выделять главное и существенное из общего.
Воспитательная: формировать сознательное отношение к процессу обучения (воспитание дисциплинированности и организованности); воспитывать чувство товарищества и умение взаимодействовать в группе при выполнении заданий; воспитывать внимание и уважение к языку.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма урока: урок – открытие.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речевого творчества.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, видеоролик, листы с заданиями, фигуры из цветной бумаги, плакаты с пословицами, стикеры, учебник.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Ребята, наш сегодняшний урок предполагает работу в группах, поэтому я предлагаю вам разделиться на группы.
На учительском столе лежат фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Вы должны их разобрать. Те, кто выбрал одинаковые цвет и форму, составят одну группу. Всего у нас получилось четыре группы. Задания необходимо выполнять в рабочих тетрадях. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок.
«5» - 5 и более флажков,
«4» - 4 флажка,
«3» - 3 флажка.
-
Вступительное слово учителя.
Итак, наш сегодняшний урок я хочу начать со следующего стихотворения, которое поможет нам сделать первое открытие.
Котёнок – маленький, пушистый,
Ручей - прохладный, серебристый,
Зима – красивая и снежная,
А мама – добрая и нежная,
Слова в рифмовке очень дружные
Они приятные и нужные.
И среди них мы обязательно
Узнаем быстро прилагательные!
-
Постановка целей и задач урока.
Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
Открытия делают ученые, исследователи, путешественники.
Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?
Да.
Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.
4. Запись темы «Имя прилагательное»
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?
Чередование гласных в корне слова (-лаг-, -лож-)
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Приложенное, добавленное к чему-либо.
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. В переводе с латинского языка этот термин звучит похоже, и означает «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».
5. Изучение темы урока.
Итак, мы – открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.
Признак предмета
Значение
1.
Какой?
Чей? Каков? Вопросы
Морфоло- гические
признаки Род
(в ед. числе), падеж, число
Синтакси-ческая
роль Сказуемое
А знаете ли вы, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов? По частоте употребления – 5 место?
Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту:
Люблю
грозу в начале мая,
Когда
весенний, первый гром,
как
бы резвяся и играя,
Грохочет
в небе голубом.
Гремят
раскаты молодые,
Вот
дождик брызнул, пыль летит,
Повисли
перлы дождевые,
И
солнце нити золотит…
Ф. И. Тютчев
-
Какую картину природы вы себе представили?
-
Использование каких художественных средств помогает поэту создавать
яркую, образную картину?
-
Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с
существительными, от которых они зависят
Весенний, первый гром; в небе голубом; раскаты молодые; перлы дождевые.
Как вы понимаете эти выражения?
4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные
Обозначают признак предмета, отвечают на соответствующие вопросы (какой?, какая?, какое?, какие?).
Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.
6. Работа в группах.
Задание 1:
Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?
1, 3 группы. 2, 4 группы.
Ночью темень, ночью тишь. Белкин след ведет к дуплу,
Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин – к дырочке в полу.
Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде,
След собачий - к конуре. Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Сделаем вывод:
Прилагательные ещё могут отвечать на вопросы чей?, чья?, чьё?
Открываем схему – таблицу (значение и вопросы имени прилагательного).
Задание 2:
Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания по падежам:
1, 2 группы – весенний гром
3, 4 группы – небо голубое
Изменилось ли прилагательное?
Да, точно так же, как существительное.
Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?
Существительное.
Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?
Род, число.
Определите род и число существительных.
Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?
Нет, они согласуются.
Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
Нет.
Сделаем вывод:
Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Открываем схему – таблицу (морфологические признаки).
Физминутка для глаз (видеоролик).
Задание 3:
Внимательно посмотрите на предложения. Найдите прилагательные.
Определите: каким членом предложения они могут являться?
1 группа: На лесной полянке начал таять снег.
2 группа: Ожил под тёплым солнцем дом-муравейник.
3 группа: Воздух чист и прозрачен.
4 группа: С пригорка побежал весёлый ручеёк.
Вывод:
Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.
Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают?
Это краткие прилагательные (чист, прозрачен).
Открываем последнюю часть схемы-таблицы (синтаксическая роль).
Итак, мы открыли с вами таблицу. Посмотрите на нее внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?
А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 199) с нашим выводом.
Все ли признаки прилагательного мы назвали?
В учебнике не говорится о кратких прилагательных.
А теперь применим наши знания на практике.
Задание 4: «Подари предмету признак».
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
-
группа – вода 2 группа – озеро
-
группа – погода 4 группа – лес
Задание 5: Отгадайте загадки.
1 группа 2 группа
Красный, синий, голубой, Белых пчёл из синей тучи
Невесомый, надувной, Вылетает рой летучий.
Не живой, не птица, Не гудят и не кусают,
Улететь стремится. На ладошке тёплой тают.
(мяч) (снежинки)
3 группа 4 группа
Отгадать легко и быстро: К нам она пришла с цветами
Мягкий, пышный и душистый… В ярком, пёстром сарафане.
Он и чёрный, он и белый, И румяна, и ясна,
И бывает подгорелый. А зовут её ….
(хлеб) (весна)
Задание 6: Подберите к данным существительным прилагательные,
обозначающие признаки предметов.
1 группа. По величине (яблоко, ягода, цветок, дома).
2 группа. По цвету (ландыш, роза, небо, платье).
3 группа. По форме (глобус, окно, кружки, пирамида).
4 группа. По материалу (бокал, кольцо, ручка, мячи).
Вывод:
Так для чего нужны имена прилагательные?
Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.
Задание 7: Запишите четыре прилагательных. Добавим их в предложенный
текст.
Сегодня день рождения Тани!
Мама с дочкой испекли … пирог.
На стол они поставили … цветы.
Скоро придут … гости.
Вывод:
Почему получилось смешно?
Прилагательные и существительные должны подходить друг другу по смыслу.
Рефлексия.
Что нового и интересного вы узнали?
Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему
«Имя прилагательное»?
На доске на цветных листах 2 пословицы.
На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях).
На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть небольшие пробелы, надо
ещё поработать).
Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и приклейте на
соответствующий лист стикер со своим именем.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: с. 199 (выучить правило), упр.545.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»