В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок русского языка для 5 класса на тему: «Имя прилагательное как часть речи»

Урок русского языка для 5 класса на тему: «Имя прилагательное как часть речи»

Евгения Глазинская
Тип материала: Урок
просмотров: 15785
Краткое описание
разработка урока русского языка для 5 класса на тему: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель:  Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», повторить ранее изученные морфологические признаки данной части речи.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
moy-otkrytyy-urok-konkurs.doc Скачать



Глазинская Евгения Анатольевна

II квалификационная категория

Республика Казахстан, ВКО, г. Курчатов

КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»

Русский язык

М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулёва и др. Русский язык. 5 класс. Атамура. 2013 год.

«Урок»

5 класс

45 минут





















Открытый урок по русскому языку, 5 класс.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», повторить ранее изученные морфологические признаки данной части речи.

Задачи:

Обучающая: формировать практические навыки учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.

Развивающая: развивать у учащихся умение самостоятельно использовать прилагательные в речи; развивать логическое мышление через умение выделять главное и существенное из общего.

Воспитательная: формировать сознательное отношение к процессу обучения (воспитание дисциплинированности и организованности); воспитывать чувство товарищества и умение взаимодействовать в группе при выполнении заданий; воспитывать внимание и уважение к языку.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Форма урока: урок – открытие.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речевого творчества.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, видеоролик, листы с заданиями, фигуры из цветной бумаги, плакаты с пословицами, стикеры, учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, наш сегодняшний урок предполагает работу в группах, поэтому я предлагаю вам разделиться на группы.

На учительском столе лежат фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Вы должны их разобрать. Те, кто выбрал одинаковые цвет и форму, составят одну группу. Всего у нас получилось четыре группы. Задания необходимо выполнять в рабочих тетрадях. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок.

«5» - 5 и более флажков,

«4» - 4 флажка,

«3» - 3 флажка.

  1. Вступительное слово учителя.

Итак, наш сегодняшний урок я хочу начать со следующего стихотворения, которое поможет нам сделать первое открытие.

Котёнок – маленький, пушистый,

Ручей - прохладный, серебристый,

Зима – красивая и снежная,

А мама – добрая и нежная,

Слова в рифмовке очень дружные

Они приятные и нужные.

И среди них мы обязательно  

Узнаем быстро прилагательные!

  1. Постановка целей и задач урока.

Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

Открытия делают ученые, исследователи, путешественники.

Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?

Да.

Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

4. Запись темы «Имя прилагательное»

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

Чередование гласных в корне слова (-лаг-, -лож-)

Как вы понимаете смысл названия части речи?

Приложенное, добавленное к чему-либо.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. В переводе с латинского языка этот термин звучит похоже, и означает «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

5. Изучение темы урока.

Итак, мы – открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.

Признак

предмета

Значение

1.

Какой? Чей?

Каков?

Вопросы

2.

Морфоло-

гические признаки

Род (в ед. числе), падеж, число

3.


Синтакси-ческая роль

Сказуемое

4.

А знаете ли вы, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов? По частоте употребления – 5 место?

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…

Ф. И. Тютчев

  1. Какую картину природы вы себе представили?

  2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать

яркую, образную картину?

  1. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с

существительными, от которых они зависят

Весенний, первый гром; в небе голубом; раскаты молодые; перлы дождевые.

Как вы понимаете эти выражения?

4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные

Обозначают признак предмета, отвечают на соответствующие вопросы (какой?, какая?, какое?, какие?).

Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.

6. Работа в группах.

Задание 1:

Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

1, 3 группы. 2, 4 группы.

Ночью темень, ночью тишь. Белкин след ведет к дуплу,

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин – к дырочке в полу.

Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде,

След собачий - к конуре. Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Сделаем вывод:

Прилагательные ещё могут отвечать на вопросы чей?, чья?, чьё?

Открываем схему – таблицу (значение и вопросы имени прилагательного).

Задание 2:

Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания по падежам:

1, 2 группы – весенний гром

3, 4 группы – небо голубое

Изменилось ли прилагательное?

Да, точно так же, как существительное.

Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?

Существительное.

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

Род, число.

Определите род и число существительных.

Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?

Нет, они согласуются.

Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

Нет.

Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

Открываем схему – таблицу (морфологические признаки).

Физминутка для глаз (видеоролик).

Задание 3:

Внимательно посмотрите на предложения. Найдите прилагательные.

Определите: каким членом предложения они могут являться?

1 группа: На лесной полянке начал таять снег.

2 группа: Ожил под тёплым солнцем дом-муравейник.

3 группа: Воздух чист и прозрачен.

4 группа: С пригорка побежал весёлый ручеёк.

Вывод:

Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.

Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают?

Это краткие прилагательные (чист, прозрачен).

Открываем последнюю часть схемы-таблицы (синтаксическая роль).

Итак, мы открыли с вами таблицу. Посмотрите на нее внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?

А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 199) с нашим выводом.

Все ли признаки прилагательного мы назвали?

В учебнике не говорится о кратких прилагательных.

А теперь применим наши знания на практике.

Задание 4: «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

  1. группа – вода 2 группа – озеро

  1. группа – погода 4 группа – лес

Задание 5: Отгадайте загадки.

1 группа 2 группа

Красный, синий, голубой, Белых пчёл из синей тучи

Невесомый, надувной, Вылетает рой летучий.

Не живой, не птица, Не гудят и не кусают,

Улететь стремится. На ладошке тёплой тают.

(мяч) (снежинки)

3 группа 4 группа

Отгадать легко и быстро: К нам она пришла с цветами

Мягкий, пышный и душистый… В ярком, пёстром сарафане.

Он и чёрный, он и белый, И румяна, и ясна,

И бывает подгорелый. А зовут её ….

(хлеб) (весна)

Задание 6: Подберите к данным существительным прилагательные,

обозначающие признаки предметов.

1 группа. По величине (яблоко, ягода, цветок, дома).

2 группа. По цвету (ландыш, роза, небо, платье).

3 группа. По форме (глобус, окно, кружки, пирамида).

4 группа. По материалу (бокал, кольцо, ручка, мячи).

Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?

Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.

Задание 7: Запишите четыре прилагательных. Добавим их в предложенный

текст.

Сегодня день рождения Тани!

Мама с дочкой испекли … пирог.

На стол они поставили … цветы.

Скоро придут … гости.

Вывод:

Почему получилось смешно?

Прилагательные и существительные должны подходить друг другу по смыслу.

Рефлексия.

Что нового и интересного вы узнали?

Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему

«Имя прилагательное»?

На доске на цветных листах 2 пословицы.

На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях).

На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть небольшие пробелы, надо

ещё поработать).

Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и приклейте на

соответствующий лист стикер со своим именем.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: с. 199 (выучить правило), упр.545.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос