Урок открытия нового знания Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение
Автор:
Галемка Ольга Павловна
Высшая
квалификационная категория
Пензенская
область, город Кузнецк – 8
МБОУ СОШ
города Кузнецк-8
Дисциплина: русский
язык
Учебник: М. С. Соловейчик, Н. С.
Кузьменко Русский язык «К тайном нашего
языка»
Тема урока «Знакомство с
правилом написания ь
на конце имён существительных после
шипящих и его освоение»
3 класс УМК
«Гармония»
Продолжительность урока:
45 минут
Методическими рекомендациями по использованию презентации
Количество слайдов – 26.
Среда, в которой выполнена презентация - PowerPoint ;
Цель использования презентации:
1. Создать условия для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после букв шипящих звуков. Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце существительных”. Выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода, по средствам исследовательской работы обучающихся.Составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных
2. Совершенствовать аналитико-синтетические качества мышление обучающихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь.
3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и осуществлять самопроверку. Формировать положительную мотивацию изучения русского языка.
Навигация по щелчку.
Примечание. К презентации прилагается конспект урока. Там где рекомендуется обращаться к презентации в конспекте стоит значок
Автор:
Галемка Ольга Павловна
Высшая
квалификационная категория
Пензенская
область, город Кузнецк – 8
МБОУ СОШ
города Кузнецк-8
Дисциплина: русский
язык
Учебник: М. С. Соловейчик, Н. С.
Кузьменко Русский язык «К тайном нашего
языка»
Тема урока «Знакомство с
правилом написания ь
на конце имён существительных после
шипящих и его освоение»
3 класс УМК
«Гармония»
Продолжительность урока:
45 минут
К конспекту урока прилагается презентация
Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»)
Тема урока: «Снова о ь»
Цели урока:
1. Создать условия для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после букв шипящих звуков. Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце существительных”. Выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода, по средствам исследовательской работы обучающихся.Составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных
2. Совершенствовать аналитико-синтетические качества мышление обучающихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь.
3. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, умение работать самостоятельно, в паре и коллективно. Формировать положительную мотивацию изучения русского языка
Формируемые умения/личностные качества
Предметные умения
(планируемые результаты обучения)
Определять наличие орфограммы и пользоваться новым орфографическим правилом: правописание ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже.
Универсальные учебные действия1
- Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. (Л.)
- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.)
- Читать учебный текст, извлекатьать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач.
(П-1.)
Анализировать, сравнивать факты языка, конструировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы.
Классифицировать слова по заданным признакам, группировать их; действовать по алгоритму, подводить под понятия. (П-2.)
- Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. Высказывать свои предположения по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других.
Анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов.
Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её.
Письменно пересказывать и создавать тексты освоенных жанров, выражать свои мысли и чувства, пользоваться средствами языка с учётом задач речи. (К.)
Деятельность обучающихся
Сравнивают слова, определяют их грамматические признаки, делают умозаключение о написании ь в именах существительных женского рода с шипящими на конце; проверяют заключение по учебнику и выводят орфографическое правило. Убеждаются в наличии орфограммы на конце существительных после шипящих, фиксируют вывод схематически, формулируют и аргументируют его. Определяют способ действия для решения орфографической задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их при записи слов; пользуются словарём «Какого рода и числа слово?». Анализируют «работу» ь, классифицируют и группируют слова; подбирают синонимы для объяснения значения слов, проверяют записи. Выбирают задания для выполнения, осуществляют взаимоконтроль.
Оборудование.
Электронное сопровождение урока.
Карточки : с записью букв (одна на парту); основа для памятки (по числу
учащихся ); для групповой работы ( по числу групп); с формулировкой домашнего задания.
План урока.
-
Постановка проблемы.
-
Актуализация знаний.
-
Упражнение в чистописании.
-
Исследовательская работа.
-
Постановка познавательных задач.
-
Решение познавательных задач:
-
Анализ и классификация слов;
-
Выдвижение и проверка гипотезы.
-
Работа по формированию навыка написания имён существительных в начальной форме с буквами шипящих на конце:
-
Определение алгоритма действия для решения орфографической задачи;
-
Формирование навыка написания имён существительных в начальной форме с буквами шипящих на конце;
-
Совершенствование навыка написания имён существительных в начальной форме с буквами шипящих на конце.
-
Домашнее задание
-
Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока.
-
Постановка проблемы
Сегодня у нас снова в гостях буква ь.
Какую работу выполняет мягкий знак?
Ь
обозначает разделительный указывает
мягкость согласных звуков форму слова
пальто шьют беречь
Сегодня мы узнаем ещё один секрет Ь, станем более грамотными, поднимемся на новую ступеньку по лестнице знаний. Но прежде нам необходимо хорошо подготовиться.
-
Актуализация знаний
Перед вами карточки, на которых записаны буквы:
а р ж м н о ш у л э ч м н
Поработайте в паре.
Зачеркните буквы гласных звуков.
Зачеркните буквы согласных звонких непарных звуков.
Какие буквы у вас остались? (ж ш ч – буквы шипящих звуков)
Охарактеризуйте эти звуки по мягкости-твёрдости.
[ж] [ш] [ч´]
-
Упражнение в чистописании
Аккуратно запишите эти буквы в тетрадь, повторяя до конца строки.
-
Исследовательская работа
Теперь нам предстоит исследовательская работа. Рассмотрите внимательно слова :
дочь шалаш рожь
меч мышь сторож
Чем похожи эти слова? (Имена существительные в И. п., с буквами шипящих на конце)
А чем различаются эти слова? (На конце одних пишется ь, на конце других - нет )
Для чего служит ь на конце слова дочь, звук [ч´] всегда мягкий?
С какой целью пишется ь на конце слова мышь, звук [ш] всегда твёрдый?
(Дети затрудняются ответить на этот вопрос)
-
Постановка познавательных задач
Какие познавательные задачи вам хотелось бы решить на уроке?
- Для чего после букв шипящих на конце имён существительных пишется ь?
- В каких случаях на конце имён существительных после букв шипящих пишется ь?
6. Решение познавательных задач
1) Анализ и классификация слов
В каком падеже употреблены эти имена существительные? (В И. п.)
В каком числе употреблены эти имена существительные? (В ед. ч.)
Какой ещё признак есть у имени существительного? ( Род)
1 вариант - выпишите, пожалуйста, в тетрадь имена существительные женского рода.
2 вариант - выпишите, пожалуйста, в тетрадь имена существительные мужского рода.
Осуществите взаимопроверку и проанализируйте их.
Имена существительные с буквами шипящих на конце – в И. п, ед. ч.
Ж. р.
дочь
мышь
рожь
М. р.
меч
шалаш
сторож
Что интересного заметили?
(У слов ж. р. на конце есть ь, а у слов м. р. - нет)
2) Выдвижение и проверка гипотезы
Сформулируйте гипотезу .
На конце имён существительных ж. р. после букв шипящих ь пишется , а на конце имён существительных м. р. после букв шипящих ь не пишется.
Проверьте свою гипотезу, прочитав по учебнику правила на с. 73
Какую же работу выполняет ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных звуков.
(Он сообщает: это существительное женского рода)
Будет ли орфограмма на конце имён существительных после шипящих? Почему?
Обратите внимание, как будем её подчёркивать.
-
Работа по формированию навыка написания имён существительных в начальной форме с буквами шипящих на конце
-
Определение алгоритма действия для решения орфографической задачи
Составление памятки
-
Услышав шипящие на коне слова, узнай ……
(часть речи)
-
Если имя существительное в начальной форме, определи ……
(род)
ж. р. - …..
-
Если слово
м. р. - …..
Как быть, если ты не знаешь род?
(Обращаться к словарю)
-
Формирование навыка написания имён существительных в начальной форме с буквами шипящих на конце
Упражнение на основе задания 506 учебника. Работа с интерактивной доской. Дети рассуждают по алгоритму и вписывают, если нужно, ь.
Первый навык мы приобрели, давайте самостоятельно попробуем свои силы.
Обучающимися самостоятельно в тетради выполняется первая часть задания 507. Самопроверка осуществляется при помощи интерактивной доски.
Вторая часть задания выполняется при помощи системы голосования.
-
Совершенствование навыка написания имён существительных в начальной форме с буквами шипящих на конце
Упражнение на основе задания 508 учебника. Групповая работа.
Не попадись в ловушку. Вставь, где нужно, буквы в слова.
Проверка осуществляется при помощи интерактивной доски.
Задание 509 резервное
-
Домашнее задание.
Выбери наиболее интересное для тебя задание и выполни его:
-
Задание 510 учебника.
-
Сочини сказку о том, как ь подружился с именами существительными женского рода с шипящими на конце.
-
Составь словарный диктант для одноклассников из имён существительных с буквами шипящих на конце.
-
Итоги урока. Рефлексия
Какое новое открытие вы сделали для себя на уроке?
Поднимите руки, кто после сегодняшнего урока стал грамотнее. Я поздравляю вас с вашими достижениями!
Приложение.
Раздаточный материал
Карточка 1
а р ж м н о ш у л э ч м н
Карточка 2
ноч? - ноч?ка печ? – печ?ка
доч? – доч?ка
Карточка 3
Домашнее задание.
Выбери наиболее интересное для тебя задание и выполни его:
-
Задание 510 учебника.
-
Сочини сказку о том, как ь подружился с именами существительными женского рода с шипящими на конце.
-
Составь словарный диктант для одноклассников из имён существительных с буквами шипящих на конце.
Список использованной литературы
-
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В 2 ч. 2013
-
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3 класс. В 3 частях. – 2013
-
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. – 2013
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО