Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях реализации ФГОС ДО.
Борисова Ирина Сергеевна
г. Самара
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33» г.о. Самара
педагог-психолог
Психолого-педагогическое сопровождение детей
в условиях реализации ФГОС ДО.
Основным
принципом дошкольного образования
является построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при
котором ребенок становится субъектом
образования (индивидуализация дошкольного
образования). В связи с этим одной из
основных задач Стандарта дошкольного
образования является обеспечение
равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период
дошкольного детства. Процесс
обучения и воспитания в дошкольной
организации, в основном, ориентируется
на средний уровень развития ребенка,
поэтому не каждый воспитанник может в
полной мере реализовать свои потенциальные
возможности. Это ставит перед воспитателями,
логопедами, психологами дошкольного
образовательного учреждения задачу по
созданию благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и
склонностями. Одним из решений в данной
ситуации является составление и
реализация индивидуального образовательного
маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация
обучения, воспитания и коррекции
направлена, прежде всего, на преодоление
несоответствия между уровнем, который
задают образовательные программы, и
реальными возможностями каждого
воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут
– это движение в образовательном
пространстве, создаваемом для ребенка
и его семьи при осуществлении
образовательного и психолого-педагогического
сопровождения в конкретной образовательной
организации специалистами различного
профиля с целью реализации индивидуальных
особенностей развития.
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном бюджетном образовательном учреждении №33 городского округа Самара осуществляют воспитатели, узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), старшая медицинская сестра в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):
-
принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
-
принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
-
принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
-
принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
-
принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
-
принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ.
Этапы психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка |
Содержание работы |
Подготовительный |
Сбор первичной информации: анкета «Особенности развития ребенка дошкольного возраста» (автор М.М. Семаго, Н.Я. Семаго): анализ ситуации социального окружения ребенка; поведение ребенка в группе; познавательное развитие, социально-бытовые навыки; темповые характеристика ребенка; речевое развитие; физическое и моторное развитие; отношение к образовательной деятельности и их успешность. |
Комплексная диагностика |
Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута |
По данным заключений в результате углубленной диагностики специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. |
Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. |
Промежуточная диагностика. |
Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу. |
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. |
Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков. |
Итоговая диагностика. |
Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. |
Индивидуальный образовательный маршрут.
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________
Дата заполнения________________________________________________________________
Анамнез________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ПМПк:___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направления работы специалистов:
Специалист |
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Задачи коррекционно-развивающей работы |
Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы |
Используемые программы и технологии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно – по решению ПМПк ДОУ)
Взаимодействие с семьей:
Форма взаимодействия |
Содержание работы |
Ответственный педагог/специалист |
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие с социальными партнерами:
Организация |
Форма совместной деятельности |
|
|
|
|
(заполняется только – по решению ПМПк ДОУ)
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Литература:
-
Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование : право, принципы, практика. – М.: РООИ «Перспектива», 2009.
-
Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Методические рекомендации. Ответственный редактор Т.Н. Гусева. – Москва.: Центр «Школьная книга», 2010.
-
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005
-
Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
-
Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учеб. методич. пос. – М., 2006.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»