Обучение и воспитание детей различных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды.
«Обучение и воспитание детей различных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды»
Современные глобальные проблемы человечества – это вызов сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных долговременных запросов и человека, и общества. Стратегия образования будущего – это распространение научных фундаментальных знаний, укрепление престижа образования, формирование общего рынка знаний и единого поликультурного образовательного пространства. Совершенно очевидно, что образование будущего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности и индивидуальные духовные запросы личности.
Цели и ценности поликультурного образования декларированы в основных документах РФ, касающихся образования. Государственный заказ на формирование личности, способной решать проблемные ситуации через диалог, критически мыслить, признавать равные шансы на развитие для всех, сформулирован в основополагающих законодательных актах: Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования и т.д.
В этих документах фиксируются принципы, которыми педагогический коллектив намерен руководствоваться в реализации концепции поликультурного образования:
-
принцип гуманизма, в соответствии с которым декларируется принцип равенства всех людей и незыблемости их человеческого достоинства;
-
принцип культуросообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями;
-
принцип единства образовательного процесса, в соответствии с которыми образование осуществляется в основном на русском языке, ориентируется на формирование патриотизма и становление общероссийской гражданской идентичности на основе сохранения и развития многонациональности (полиэтничности) российской школы.
Цели поликультурного образования достигаются через признание общечеловеческой, гражданской и этнической культур как факторов развития образования и необходимости его осуществления в контексте их диалога. Прогностическая модель школы поликультурного образования устремлена в будущее, она отражает перспективы развития личности в поликультурном обществе путем ее интеграции в мировую и национальную культуру.
Функции образовательного пространства отражают современные мировые и региональные тенденции построения системы поликультурного образования.
Поликультурное образовательное пространство школы отражают комплекс межличностных отношений:
-
к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;
-
к педагогу как посреднику между человеком и традициями национальных культур, способному оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;
-
к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;
-
к школе, учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются национальные культурные ценности и образцы совместной жизни людей из разных стран, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры;
-
к стране, России.
В микрорайоне школы компактно проживает большое количество семей вынужденных переселенцев из республик ближнего зарубежья. Данный факт не мог не сказаться на контингенте учеников. Примерно 49 % таких учащихся составляют дети, приехавшие с родителями, плохо владеющими русским языком, отчего сами дети зачастую не разговаривают по-русски и не понимают русскую речь.
Также следует сказать о проблемах и затруднениях, как педагогов, так и учащихся. Как правило, дети, приехавшие в Россию, имеют очень низкие показатели успеваемости. Это связано с незнанием языка, грамматики, а иногда и просто речи. Кроме того дома ребенок продолжает общаться, читать и писать на своем родном языке, игнорируя русский. Для того чтобы усвоить и принять новый язык необходимо постоянное «живое» общение на этом языке, чтение, а так же письмо.
Оторвавшись от родной земли, от национальной школы, эти дети не изучают культуру, литературу своего народа, и в то же время для них недоступно понимание русской национальной культуры, в силу несформированности лексической, грамматической сторон языка.
В данном случае сталкиваются не только различные культуры, но и быт, воспитание, вероисповедание, которые должны адаптироваться в чужой стране. И эта страна для них должна стать вторым домом, где можно будет учиться и в дальнейшем трудиться.
Неприятие, отторжение иной культуры в современном обществе встречается не редко. Конфликты, спровоцированные одной из сторон, приводят к печальным последствиям. Необходимо предупредить и предотвратить все возможные столкновения по расовому, культурному, конфессионному признаку. Дети разных национальностей должны не просто взаимодействовать, но и сотрудничать, уважая друг друга.
Поэтому особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций поликультурного образования выступят:
-
сотрудничество, диалог;
-
адаптация иноязычных детей в условиях русскоязычной школы;
-
направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека;
-
разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в модели «Школа поликультурного образования» возможно реализовать:
-
ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми, культурную идентификацию каждой личности;
-
приобщение личности к межнациональной культуре посредством образования.
Инновационную работу педагогического коллектива школы по построению и реализации программы развития определяет миссия школы, которая заключается в обеспечении качественным образованием каждого ученика школы.
Определяя «миссию» нашей школы мы исходили из позиции необходимости модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов, а также той социальной среды, в которой находится наша школа.
Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего «лица». Превращение школы в поликультурную — это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Необходимо создать условия для развития потребности личности к самореализации и саморазвитии на основе учета ее индивидуально – психологических, социально – психологических и культурных особенностей, учебных возможностей.
Одна из задач поликультурной школы – создание определенной образовательной среды, помогающей ребенку любой национальности быть личностью, обеспечивающей саморазвитие каждого ребенка, учитывать индивидуальные потребности ребенка, его интеллектуальные, психофизиологические и социокультурные особенности.
Поликультурная школа – это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей, где учатся как одаренные, так и обычные дети.
Стратегическая цель программы:
Реализация модели школы с поликультурным компонентом как образовательного учреждения, обеспечивающего эффективное включение ребенка в общероссийскую культуру, тем самым способствуя гармоничному развитию его личности.
Конкретная цель программы:
Создание единого образовательного пространства для интеграции детей различных национальностей в российский социум.
Основные задачи программы:
-
создать модель поликультурной школы;
-
создать систему оценки качества деятельности субъектов образовательного процесса и критериев эффективности реализации модели школы поликультурного образования;
-
разработать адаптационно – образовательную программу по русскому языку для иноязычных детей;
-
подготовка учителей, ориентированных на работу с иноязычными детьми.
В качестве основного ожидаемого результата предполагается «модель выпускника», достигшего современного качества образования, включающего пять аспектов:
-
содержательный (качественное усвоение учебного материала, умение систематизировать полученные знания на основе выстраивания межпредметных связей, способность к целостному мировосприятию);
-
управленческий (эффективное управление собственной деятельностью и деятельностью группы на основе приобретаемых опыта и знаний);
-
коммуникативный (освоение навыков эффективного общения и коллективного взаимодействия, нацеленность на взаиморазвитие в группе, становление культуры межнационального общения);
-
психологический (развитие позитивной социальной, познавательной и творческой мотивации, настроенность на совместную деятельность и достижение значимых результатов);
-
социокультурный (освоение системы нравственных ценностей и социокультурного опыта, развитие способности использовать полученные знания во благо развития общества).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре