В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок изобразительного искусства во 2 классе "Золотая Хохлома"

Урок изобразительного искусства во 2 классе "Золотая Хохлома"

Салимоненко Светлана
Тип материала: Урок
просмотров: 6678
Краткое описание
Технологическая карта урока изобразительного искусства во 2 классе по программе Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Раздел. Мы изображаем, украшаем, строим.
Тема урока. Народные промыслы. Золотая Хохлома. Работа гуашью.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Золотая Хохлома.docx Скачать

Учебно-Методический портал

МБОУ «Кысыл-Сырская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Салимоненко Светлана Геннадьевна, МБОУ «КССОШ»

Открытый урок изобразительного искусства во 2-м классе.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Раздел. Мы изображаем, украшаем, строим.

Тема урока. Народные промыслы. Золотая Хохлома. Работа гуашью.

Цели.

  • Познакомить учащихся с особенностями хохломской росписи, с отделкой изделия в виде растительного орнамента. Помочь учащимся освоить основные термины и понятия (хохломская роспись, орнамент, грунтовка, народное творчество, папье- маше).

  • Повторить правила работы с такими инструментами, как кисть, карандаш.

  • Развивать творческое мышление.

  • Воспитывать эстетический вкус, интерес к народному творчеству и народным промыслам.

Планируемые результаты:

предметные: называть основные этапы выполнения хохломской росписи и ее элементы, освоить способы нанесения орнамента на объемное изделие; соблюдать технику аккуратной работы с гуашью;

метапредметные:

- регулятивные: выделять основные этапы создания хохломской росписи и соблюдать их при выполнении изделия;

- познавательные: определять отличительные особенности хохломской росписи; на основе наблюдений выделять особенности хохломской росписи; находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;

- коммуникативные: формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче, проявлять инициативу в ситуации общения; воспринимать аргументы, приводимые собеседником;

- личностные: осмыслять значение народных промыслов для культурно-исторического наследия России, осмыслять значение сохранения народных традиций; формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру, результату деятельности человека и культурно-историческому наследию страны и родного края.





Ресурсы и оборудование.

Компьютер, проектор, презентация «Золотая Хохлома», образцы деревянных изделий хохломских мастеров, карточки с дидактическим материалом для работы учащимися в группах; для учителя: Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014.

У учащихся: миски для росписи, лист для упражнений по изображению элементов хохломской росписи, гуашь, вода, тонкие кисти, ватные палочки, подкладной лист, салфетка.



Технологическая карта урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1

Орг. момент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.




Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2

Пальчиковая гимнастика


Показывает гимнастику «Пальчики здороваются»

Выполняют по образцу учителя.

3

Мотивация к деятельности.


Составьте, пожалуйста, пословицы из рассыпанных карточек. Ученье и труд/ рядом живут.

Где желанье и труд, /там поля цветут.

Счастье не в богатстве, /а в труде.

Эти пословицы будут нашими путеводителями на уроке.



Ребята работают в группах, составляют и читают пословицы. Помещаем их на доске.

4

Актуализация знаний и умений


Сегодня мы познакомимся с одним из народных промыслов. Рассмотрите эти изделия. Что вы о них можете сказать?

Какое настроение дарит эта посуда?

Дети описывают свои наблюдения и впечатления: перед ними яркая праздничная посуда. Возможно, кто-то вспомнит ее название (хохломская посуда)


Перед нами хохломская посуда. Родилась она очень давно в старинных заволжских деревнях Семино, Кулигино, Новопокровское, а продавали ее в деревне Хохлома на берегу реки Волги. С тех пор и зовется эта посуда Хохломской.


Рассматривают изделия.


С незапамятных времен хохломская посуда излучает свет. Недаром ее называют «Золотая Хохлома». Будто это не обыкновенные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол ставить не зазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники и свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома. Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой речки, человек. Кто он и откуда пришел, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и захотел, чтобы этот мастер только для него делал волшебную посуду. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать чудо-посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. И продавать стали такую посуду на ярмарке в селе Хохлома. Ах, как вкусно есть из такой посуды, да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни холода, Все также будут сиять ее краски, не потускнеет золото. Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Слушают легенду, рассматривают презентацию.

5

Физминутка.


В коробке с карандашами (Электронная физминутка для глаз)

Выполняют гимнастику для глаз. Двигаются под музыку.

6

Учимся новому.


Ребята, проведите, пожалуйста, исследование: определите, 1. из какого материала она сделана; 2. какие цвета используется в этой росписи; 3. какие элементы в ее узорах

Дополнения:

Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

Узоры: Травяной, растительный. (Видны листья, ветви и т.д.).

Цвета: Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – свет, солнце.

На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.


Дежурные раздают группам хохломские изделия.

Практическая работа в группах. 3 группы ребят получают хохломские изделия. 1 группа определяет материал (сравнивает металлическую, стеклянную и деревянную посуду), 2 группа определяет, какие цвета присутствуют в росписи, 3 группа выделяет элементы росписи.



Рассказывают о результатах исследования.


Украшена хохломская посуда нарисованным орнаментом.

- Что такое орнамент?

Ищут определение в словарике юного технолога. (Работа в парах). Орнамент – узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.


Проведите еще одно исследование. Определите, какие из представленных вам орнаментов являются растительным, геометрическим, зооморфным.

Дежурные раздают группам по 3 орнамента и по 3 названия орнаментов.

1 группа из трех орнаментов выбирает геометрический, 2 группа – растительный, 3- зооморфный. Поясняют свой выбор.

7

Делаем сами


Сейчас мы попробуем себя в роли хохломских мастеров. Вы заметили, что орнамент в этой росписи растительный. Каждый элемент имеет свое название: осочки, завиток, кустики, капелька, криуль, ягодки. Возьмите желтые листы бумаги, подготовьте красную, черную и зеленую гуашь к работе: смочите ее кистью. Выполните элементы на листе бумаги. Затем придумайте и нарисуйте узор из этих элементов на изделиях, выполненных в технике папье-маше (Это бумажная масса, смешанная с клеем, из которой изготавливают различные предметы).

Ребята рассматривают элементы, представленные в презентации. Смотрят, как их выполнять, выполняют самостоятельно на листе.



Дежурные раздают изделия, выполненные в технике папье-маше.



Ребята расписывают полученные изделия под хохлому в соответствии с тем орнаментом, который был придуман.





Наводят порядок на столе.

8

Подводим итоги


- Почему хохломскую посуду называют золотой?

- Подходят ли пословицы, которые мы составили в начале урока, к нашей работе?

- Давайте накроем праздничный стол с помощью нашей посуды.

- Какой же праздник без музыки? Предлагаю вам попробовать себя в роли музыкантов!


Отвечают.



Аргументируют.





Выставка работ в виде накрытого стола.



Ведение ритмического рисунка с помощью деревянных ложек, трещоток…

9

Рефлексия.


Вам понравился урок?

Чему научились?

Что узнали?

Что понравилось?

Отвечают. Читают коллективно стихотворение

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!


10

Домашнее задание


Расскажите дома, о чем вы узнали. Постарайтесь расписать в технике хохломской росписи разные предметы. (Показ образцов современной росписи).






Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения







































Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос