Дом проблем, дом полная чаша
Е.С. Соловьёва
Педагог-психолог, 1 категории
МБОУ Чижовская средняя школа, д. Чижовка
Игрового - упражнения «Дом проблем, дом полная чаша».
Уважаемые родители (опекуны) законные представители, хочу предложить вашему вниманию игровое - упражнение «Дом проблем, дом полная чаша». Цель данного упражнения: гармонизация детско-родительских отношений.
Все мы с вами взрослые, состоявшиеся, сформировавшиеся личности и конечно же прекрасно понимаем, что жизнь-это далеко не сказка, и что не возможно жить так сказать «идеально» без каких-то разногласий, непониманий, развмолок. Но и точно так, же мы прекрасно с Вами понимаем, что каждое непонимание или разногласие, в конце концов, заводит нас в тупик, делает нас черствее, в дальнейшем приводит к конфликтной ситуации, в которой всегда виноваты обе стороны и страдают тоже обе.
Поэтому, чтобы не доводить до этого давайте, немного поиграем и вместе с Вами разберемся с какими же проблемами вы как родители, как опекуны сталкиваетесь в жизни, воспитывая н/л. И как решать данные проблемы.
Материал к игре: два ватмана с заранее заготовленными на ватманах рисунками домов, клей-карандаш по кол-ву родителей, ручки, карандаши, заранее заготовленные кирпичики с написанными на них проблемами и решением данных проблем.
Инструкция:
Игра проходит в два этапа.
Первый этап игры:
Итак, перед вами ватман на ватмане вы видите дом, давайте мы с вами заполним этот дом кирпичиками, на которых написаны основные проблемы, с которыми вы как опекуны, как родители сталкиваетесь. Изучите надписи на кирпичиках выберите тот для себя кирпичик, который наиболее ближе (речь идет о проблеме) и приклейте на скелет (трафарет) дома.
(Время ограничено на работу 10 мин. Работа по заполнению дома сопровождается мелодичной музыкой). После завершения работы первой части подведение итогов того что получилось.
Итак, давайте посмотрим, с какими же проблемами мы сталкиваемся при воспитании ребенка. Идет перечисление приклеенных кирпичиков.
Второй этап игры.
Ватман переворачивают на перевернутом ватмане изображение такого же дома.
Уважаемые родители, мы с Вами построили «дом – проблем», а теперь давайте с вами постараемся построить «дом-полную чашу».
На каждый приклеенный кирпич - «проблему», приклеивается кирпич- «решение проблемы». Только теперь делать это будем уже совместно, обсуждая проблему и ее пути решения. Кирпичики с обозначенными проблемами, с которыми наиболее часто сталкиваются приемные родители (опекуны) описаны в Приложение №1. Кирпичики с путями решения обозначенных проблем описаны в Приложение№2.
Пустой кирпичик оставлен специально для написания своей личной проблемы и написания пути решения данной проблемы.
Рефлексия. Родители совместно с педагогом-психологом подводят итог после участия в игровом - упражнении.
Вопросы:
1.Чему научило данное упражнение?
2. На что открыло глаза?
3.Стоит ли о чем-то задуматься? Пересмотреть свое отношение в воспитание своего ребенка?
Приложение №1
Проблемы, с которыми сталкиваются опекуны:
Проблемы
связанные
с
жилищными
условиями -2-
Нехватка денег
-1-
Проблемы,
связанные с личным здоровьем -3- Нехватка
времени
на
н/л -4-
Нет
уверенности
в будущем
ребенка -6- Недостаточное
кол-во мероприятий
для полной
занятости н/л -5-
Нежелание ребенка хорошо учиться -8- Трудно
добиться
чего-либо,
везде бюрократия -7-
Нет
понимания в отношениях родитель-ребенок -9- Отсутствие
детских спортивных площадок в микрорайоне
города, района -10-
Отсутствие
дисциплины (хулиганит,
грубит, огрызается) -12-
Непослушание,
неуправляемость ребенка -11-
Частые
ссоры по мелочам -14- Недостаточно
материального обеспечения на содержание
н/л (которое
выделяется государством) -13-
Н/л проявил
себя с другой стороны: был покладистым,
вежливым, не имел проблем в школе, но
за короткий промежуток времени все
изменилось в худшую сторону -16- Вначале все
было очень неплохо, но в процессе жизни
общие точки соприкосновения исчезли. Н/л перестал
воспринимать меня, как главу семьи, как
лидера, опору и пример к подражанию -15-
Влиянии
собственного негативного опыта приемных
родителей на их отношение к "трудному"
поведению детей -17-
Разочарование в
н/л -18-
Прежний
негативный опыт н/л в семье и «жестокое»
обращение к нему, не дают наладить
полноценных, гармоничных отношений
родитель-ребенок в новой семье -19- Не
справляюсь со своим подопечным -20-
Резкие
перепады настроения н/л, которые раньше
не наблюдались -22-
Страх
вырастить асоциальную личность, которая
будет похожа на биологических родителей
(поведением, повадками, выходками и
поступками) -21-
Проблемы
личного характера (пояснение
по ходу обсуждения проблем) -23- Резкая смена
увлечений н/л, стал скрытным, тревожным,
появились новые друзья и знакомые,
которые не внушают особого доверия -24-
Проблемы
на эмоционально-личностном уровне. Перестали
чувствовать друг друга, отстранились
друг от друга (у н/л свои дела и проблемы
у родителя свои «каждый сам за себя») -25-
Утерян
авторитет из-за различных послаблений,
чрезмерной опеки и родительской любви
в воспитании н/л -26-
Проблемы,
связанные с особенностями:
эмоционально-волевой сферы, познавательной
сферы и интеллектуальных возможностей
н/л, а также возрастных особенностей
на сложных жизненных периодах н/л -27-
Проблема
зеркальности (нет
отдачи от н/л) -28-
Склонность
н/л к минутным, мимолетным вспышкам
гнева, проявлениям агрессии, по отношению
к домочадцам или школьному кол-ву -30-
Не
оправдал ожиданий -29-
Проблемы,
вызванные
из-за
недостатка тепла и ласки со стороны
приемного родителя
-31-
Приложение №2
Пути решения обозначенных проблем:
Правильное
распределение денежных средств; Рациональная
экономия; Найти
подработку; Обсудить
бюджет на неделю на месяц с семьей; Завести
дневник «Трат» -1.1-
Заняться
своим здоровьем; Обратиться
к специалисту; Пройти курс
лечения; По возможности
посетить профилакторий или санаторий -3.3- Обратиться
за помощью в вышестоящие органы; В силу своих
возможностей постараться улучшить
жилищные условия (косметический ремонт) -2.2-
Пересмотреть
свой график, режим дня, личные планы на
день; Отложить
часть дел, которые не требуют сиюминутного
выполнения; 1-2 часа в
день проводить с н/л (общее дело или
занятие по интересам; оказание помощи
в подготовке д/з и т.д.) -4.4- Обсудить
занятость н/л с кл.руководителем и самим
н/л; выяснить желания и предпочтения
занятий; записать в
кружки -5.5-
Неунывать; Четко знать
свои права и обязанности; Знать законы; Быть уверенным
в себе; Четко идти
к поставленной цели -7.7-
Сделать
себе и н/л установку можно «негласно»:
«Мой ребенок, самый лучший, у меня и у
него все будет хорошо и все обязательно
получится»; Развивать
н/л интеллектуально, физически и
творчески; Прививать
только доброе; Приучать
к труду; Быть
во всем примером для подражания -6.6-
Обратиться
за помощью к кл.руководителю; психологу; Больше
уделять н/л времени; Оказывать
помощь в подготовке д/з; Систематический
контроль за учебой н/л; посещением н/л
уроков; выполнение д/з; Беседы
с приведением красочных, жизненных
примеров; Выработать
индивидуальную систему
поощрение-наказание
(щадящее) -8.8- Остановиться,
подумать и вспомнить, где допустили
промах; Найти причину
непонимания друг-друга; Относиться
более лояльно, терпимо и доброжелательнее
к н\л;
Стараться
обсуждать какие-то спорные моменты
совместно, спокойно с «холодной головой
и в здравом рассудком» -9.9-
Обратится
в городскую управу; Определить
ребенка в спортивную секцию; По возможности
больше занимать ребенка какими-нибудь
интересными совместными делами или
поручениями. -10.10- Выяснить
(причину) т.е. на какой почве появляются
конфликты; Постараться
по возможности уступать н/л; Вывести н/л
на беседу все обсудить и договориться,
чтобы в дальнейшем непониманий не
возникало. -9.9-
Выработать
свой личный индивидуальный подход к
н/л; Стать
более требовательным по отношению к
н/л; Систематически
напоминать о правилах поведения и
рамках дозволенности; Говорить о
своих чувствах и о том, что неприятно
слышать в свой адрес грубость; -12.12- Выявить
причину неуправляемости н/л; Постараться
не доводить до конфликта; Обратиться
к психологу, который скорректирует
поведение н/л путем индивидуальных
занятий и рекомендаций. -11.11-
Правильное
распределение денежных средств; Рациональная
экономия; Найти
подработку; Обсудить
бюджет на неделю на месяц с семьей; Завести
дневник «Трат» -13.13-
Чаще общаться
с н/л; Говорить
ему о своих чувствах и о том, что он вам
не безразличен; Быть терпимее
и мягче; Постараться
обойти те моменты, которые часто приводят
к ссорам и разногласиям; Научиться
признавать свои ошибки и научить этому
н/л. -14.14-
Вывести н/л
на беседу; Узнать
причину резких изменений; Постараться
оказать помощь; Чаще
напоминать о правилах поведения и
рамках дозволенности; Задействовать
ребенка в различных мелких поручениях; Показать,
как важна вам его помощь, чтобы н/л
чувствовать свою нужность и соучастность
в семейной жизни, а также имел представление
об ответственности за свои поступки и
дела; Применять
метод похвалы и поощрений. -16.16- Выяснить
причину разногласий; Чаще проводить
время вместе (выходные дни); Вернуть
свой авторитет путем тех жизненных
моментов и ситуаций, где именно вы лидер
и опора для н/л; Предлагать
свою помощь, не отворачиваться от н/л
, не грубить, не брать и не доказывать
все методом напора и жестких рамок,
ограничений и условий. -15.15-
Искоренить
свои прошлые воспитания о том, как
воспитывали вас типа: «Вот меня, били,
и я буду тоже поколачивать за провинности
и пакости, зато вырастит человек», это
мнение ошибочное. Таким методом вы
только разожжете ненависть и страх у
н/л к себе. Постараться
действовать не жестокостью, а методом
доверия, и открытой беседы друг с другом. -17.17-
Окружить
н/л заботой, лаской, теплом и любовью; Говорить
н/л, что он у вас самый лучший, всегда
поддерживать и помогать во всем; Интересоваться
делами н/л в школе, его отношения с
друзьями, что он чувствует и по каким
поводам переживает; Показать
н/л, что вы не желаете ему зла и не
собираетесь платить н/л «жестокостью»
на его порой несобранность, нерасторопность
или забывчивость. -19.19-
Не стоит
бояться, что ребенок будет похож на
своих биологических родителей, ведь
воспитываете его вы и если вы будите
внимательным, доброжелательным, любищим,
требовательным,всеучастным родителем,
будете вкладывать все лучшее и доброе
в ребенка и подкреплять все выше
перечисленное своим личным примером,
то не бойтесь ребенок вырастет добрым,
отзывчивым и успешным. -21.21-
Если
метод убеждения, открытой беседы,
переговоров, личные примеры не помогают,
тогда следует обратиться к специалистам
(психологу) обозначить четко проблему
и попытаться справиться совместно -20.20-
Разочарование
это такая штука, которая приходит и
уходит, поэтому не торопитесь со своими
действиями возможно спустя какое-то
время вы будите жалеть о своем поступке. На первых
порах постарайтесь найти положительные
стороны у н/л не может такого быть, чтобы
маленькая личность была плоха со всех
сторон; Любите не
за поступки и отличные оценки в школе,
а просто потому что он есть у вас просто
вопреки; Помните это
ваша гордость и опора в старости; -18.18- Вывести н/л
на беседу; Узнать
причину резких изменений; Постараться
оказать помощь; Чаще
напоминать о правилах поведения и
рамках дозволенности; Окружить
н/л заботой, лаской, теплом и любовью; Говорить
н/л, что он у вас самый лучший, всегда
поддерживать и помогать во всем; Интересоваться
делами н/л в школе, его отношения с
друзьями, что он чувствует и по каким
поводам переживает; -22.22-
Выяснить
путем доброжелательной беседы в чем
причина резкой смены увлечений; Возможно,
что все просто напросто надумано и не
все так страшно, как кажется; Выяснить
путем разговоров и наблюдений в чем
причина тревожности и скрытности; Постараться
убедить, что старые друзья они проверенные
и не подведут ребенка и что не стоит
разбрасываться дружбой, ведь не зря
говорится в поговорке: «Старый друг
лучше новых двух»; Постараться
переключить н/л от «плохой компании»
путем общих дел и увлечений; Предложить
записаться на дополнительный кружок
или секцию. -24.24-
Найти, общи точки
соприкосновения; Чаще и больше
времени проводить вместе; Не упрекать,
не обвинять, не торопить (если н\л сам
по себе медлителен); Чаще
беседовать с н/л, интересоваться его
жизнью; Пересмотреть
свое «черствое» и порой «предвзятое»
отношение к н/л; Подбадривать,
говорить, как вы относитесь к ребенку,
и какой он у вас молодец -25.25- Не стоит требовать
от н/л невозможного;
Стоит
обратить на его другие достоинства
часто так бывает, что ребенк слаб в
школьной программе, но талантлив в
рисовании, пении, танцах, замечательно
лепит или вертуозно играет на музыкальных
инструментах или же тянется к спорту; Найдите
выход и признание его способностям и
особенностям; На сложных
жизненных этапах взросления следует
запостись терпением, проявить твердость
и оказать поддержку в нужный момент. В любом
возрасте ребенку важно помнить, что
какая бы не была большая или же наоборот
маленькая семья он не один и именно
здесь его ценят, любят и ждут. -27.27-
Ребенка
необходимо научить. Тому что бы ты ни
сделал, все вернется, на этом фоне
ребенок научится делать добро, меньше
делать гадостей и пакостей; -28.28-
Быть более
бдительным и требовательным; Вернуть
свой авторитет путем тех жизненных
моментов и ситуаций, где именно вы лидер
и опора для н/л; Предлагать
свою помощь, не отворачиваться от н/л,
не грубить, не брать и не доказывать
все методом напора, жестких рамок,
ограничений и условий; Создать
такую ситуацию в которой н/л поначалу
будет чувствовать лидером и хозяином
положения, но в определенный момент он
не сможет без вас, вашего совета, вашей
опоры и поддержки тем самым сам придет
к осознанию, что вы и есть его опора,
вернется уважение к вам и в его глазах
вы снова будите несомненным и бесспорным
авторитетом. -26.26-
Помните
ребенок это не вещь которая должна
только радовать глаз; Он не обязан
любить то что любите вы, у него есть
свои желания и потребности: Найдите положительные
стороны у н/л; Любите не
за поступки и отличные оценки в школе,
а просто потому, что он есть у вас просто
вопреки; Помните это
ваша гордость и опора в старости; -29.29- -29.29-
Парой так бывает,
что вроде и в семье, а все равно одинок,
так зачастую бывает, когда родители
заняты собой и работой; Поэтому
следует чаще проводить время вместе
(выходные дни); Заниматься
совместно каким-то общим делом или
увлечением (просмотр кинофильмов); Обсуждать,
как прошел день и что новенького, и
интересного произошло за день; Интересоваться
жизнью ребенка его отношением с ребятами
в классе и с кл.руководителем; Чаще говорить
о своих чувствах к ребенку, обнимать,
подбадривать, хвалить. -31.31-
Выяснить,
что именно провоцирует н/л, что его
побуждает к всплеску агрессивности; Обсудить
поведение н/л с кл.руководителем и
психологом; Постараться
не доводить до точки «кипения»; Объяснить
доступным языком, что такими действиями
ничего нельзя добиться, а наоборот
растерять друзей и привлечь к себе
чрезмерное внимание; Научить к
справляться с вспышками гнева и ярости. -30.30-
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей