Методическая разработка. Тема:"Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Подготовил: воспитатель первой квалицикационной категории
Елена Александровна Глибошина
Содержание:
1.Актуальность темы……………………………………………………………………3-4
2. Цель и задачи …………………………………………………………………………..5
3. Ожидаемый результат ………………………………………………………………...6
4.Содержательно-практический этап………………………………………………...7-16
4.1.Используемые методы, приёмы, средства, технологии……………………...7
4.2.Созданий условий для формирования основ безопасности
у дошкольников……………………………………………………………….8
4.3.Формы организации детей……………………………………………………9
4.5.Применый перспективный план работы с дошкольниками 4-5 лет……10-15
4.6.Примерный перспективный план сотрудничества с родителями
воспитанников…………………………………………………………….15-16
5.Выводы…………………………………………………………………………………17
6.Литература……………………………………………………………………………...18
1.Актуальность темы.
Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.
Ребёнок должен научиться думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом. Значит, у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать - «сотвори себя».
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и к опасным ситуациям в жизни ребёнка.
Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму. Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.
Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей.
Они — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего дошкольного возраста.
Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.
Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.
На мой взгляд, необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью формирования опыта безопасного поведения.
2.Цель и задачи.
Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
-
Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
-
Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
-
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;
-
Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
-
Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
-
Знакомить с правилами личной гигиены;
-
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
3.Ожидаемый результат.
У детей будут сформированы навыки:
-
экологической культуры;
-
разумного поведения.
У детей будут сформированы умения:
адекватно вести себя
-
в опасных ситуациях дома и на улице;
-
в общественном транспорте;
-
при общении с незнакомыми людьми;
-
при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами;
-
с животными и ядовитыми растениями.
4.Содержательно-практический этап.
4.1.Используемые технологии, принципы работы.
В основу своей работы я беру программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Формирование основ безопасного поведения идет по 6 направлениям:
-
Ребенок и природа
-
Ребенок на улице
-
Ребенок и другие люди
-
Ребенок дома
-
Здоровье ребенка
-
Эмоциональное благополучие ребенка.
В своей работе я использую инновационные технологии педагогов-новаторов:
-
С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста».
-
Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».
Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется ь с учетом следующих основных принципов:
— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал, мультимедийные презентации);
— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
4.2.Созданий условий
для формирования основ безопасности у дошкольников.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной мною в группе, которая включает:
-
уголок безопасности
-
познавательно–агитационные материалы
-
иллюстративные стенды для детей и взрослых
-
подборка литературы
-
подборка иллюстрационного материала
-
информационный уголок для родителей
4.3.Формы организации детей по формированию основ безопасности.
-
Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные
-
Игровые тренинги
-
Беседы
-
Чтение художественной литературы
-
Экскурсии, прогулки
-
Рассматривание иллюстраций
-
Использование ИКТ (презентации)
4.5.Применый перспективный план работы
с дошкольниками 4-5 лет.
Раздел |
Формы проведения. Тематика. |
Задачи |
Сроки проведения |
Ребенок и другие люди |
Беседа «Кто нас окружает». |
Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. |
Сентябрь |
Организованная образовательная деятельность «Как себя вести с незнакомыми людьми. |
Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (на примере сказок «Красная шапочка», «Колобок») |
||
Беседа «Если тебя обидели». |
Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких. |
||
Ребёнок и природа |
Организованная образовательная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» с использованием мультимедийного оборудования. |
Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду. Расширить словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Октябрь В течение года |
Игра - беседа «Собака бывает кусачей». |
Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними |
||
Беседа «Рядом вода» |
Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой) |
||
Рассматривание альбома «Ядовитые растения». |
Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями. |
||
Д/и «Каждый грибок в свой кузовок», «Сбор грибов и ягод» |
Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. |
||
Ребёнок дома |
Организованная образовательная деятельность «Пожар» с использованием мультимедийного оборудования . |
Дать детям представление о том, что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит на помощь, что помогает потушить пожар. Познакомить детей с назначением телефонного номера 01 Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы. |
Ноябрь |
Игра-драматизация. «Кошкин дом». |
Развивать творческие способности детей. Показать, что совместными действиями можно потушить пожар. |
||
Чтение. К.И.Чуковский «Путаница» |
Развивать у детей чувство юмора, любовь к художественному слову. Закреплять знания об осторожном обращении со спичками. |
||
Беседа «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, электрическими гирляндами, ватой, свечками). |
Закрепление знаний об осторожном использовании бенгальских огней и петард, иллюминации. |
Декабрь |
|
С/р игра«Семья» |
Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме». Продолжать учить ролевому диалогу. |
||
Организованная образовательная деятельность «Наши друзья и враги».
|
Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами. |
||
Беседа « Другие опасности дома» |
Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными. |
||
Дидактическая игра «Электроприборы» |
Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими. |
В течение года |
|
Подвижная игра «Огонь» |
Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню |
||
Здоровье ребенка |
Игра-беседа «Изучаем свой организм» |
Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.) |
Январь |
Организованная образовательная деятельность «Личная гигиена» - с использованием мультимедийного оборудования |
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Расширять представления о предметах личной гигиены Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
||
Беседа «Если ты заболел» - |
Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью. |
||
Рассматривание иллюстраций о работе врача |
Расширять представления детей о профессии врача, объяснить , что это наши помощники, учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять |
Февраль |
|
Организованная образовательная деятельность «Витамины и полезные продукты». с использованием мультимедийного оборудования |
Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются. Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма. Обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты». Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье. |
||
Д/и «Наши помощники» |
Закрепить знание детей о предметах личной гигиены. |
В течение года |
|
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача». |
Закреплять представления детей о профессии врача, учить в случае необходимости обращаться к врачу за помощью. |
||
Эмоциональное благополучие ребенка |
Беседа «Ребята, давайте жить дружно» |
Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. |
Март |
Чтение сказки «Пых». Беседа. |
С помощью сказки обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными. |
||
Организованная образовательная деятельность «Конфликты между детьми». |
Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их. |
||
Ребёнок на улице
|
Беседа»Вот эта улица, вот этот дом». |
Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания |
Апрель |
Организованная образовательная деятельность «Мчатся по улице автомобили». с использованием мультимедийного оборудования |
Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, пассажирский), их назначением. Научить правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать культуру поведения. |
||
Беседа «Если ты – пассажир». |
Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе. |
||
Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе». |
Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте — автобусе. |
||
Организованная образовательная деятельность «Помнить обязан любой пешеход» с использованием мультимедийного оборудования |
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; Закреплять знания детей о функциях светофора Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. |
Май |
|
Целевая прогулка ««Пешеходный переход» |
Понаблюдать за пешеходами на пешеходном переходе; закрепить правила перехода через улицу. |
||
Беседа «Где должны играть дети». |
В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части. |
||
Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч" |
Закреплять правила игры на улице. |
||
Д/и «Разрезные картинки» |
Закрепить знания детей о видах транспорта, учить составлять изображение их изображения из нескольких частей. |
В течение года |
|
Д/и «Светофор». |
Закреплять знания о значении сигналов светофора. |
||
П/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль». |
Закреплять правила дорожного движения, умение быстро реагировать на сигнал. |
4.6.Примерный перспективный план сотрудничества
с родителями воспитанников.
Раздел |
Формы проведения. Тематика. |
Сроки проведения |
Ребенок и другие люди |
1.Папка передвижка «Чтобы не было беды». 2.Консультация для родителей «Воспитание у детей навыков безопасного поведения в общении с другими людьми через сказку». 3.Памятка «Осторожно – незнакомец». |
Сентябрь |
Ребёнок и природа |
1.Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые грибы!» 2.Памятка «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой». 3.Памятка «Ребёнок и домашние животные». |
Октябрь |
Ребёнок дома |
1.Папка – передвижка «Безопасность ребёнка дома». 2.Памятка «Правила поведения при пожаре». 3.Консультация для родителей «Ёлочка, зажгись!». |
Ноябрь-декабрь |
Здоровье ребенка |
1.Папка-передвижка «Золотые правила Мойдодыра». 2.Консультация для родителей «Одежда дошкольников должна быть безопасной». 3.Памятка «Формируем здоровый образ жизни». 4.Рекомендации для родителей «Какой должна быть обувь дошкольника». |
Январь-февраль |
Эмоциональное благополучие ребёнка |
1.Папка передвижка «Детские страхи». 2.Консультация для родителей «Конфликты между детьми». |
Март |
Ребёнокнаулице |
1.Памятка «Безопасность на дорогах» 2.Консультация для родителей ««Правила дорожного движения – правила жизни» Родительское собрание по ПДД «Безопасность детей на улицах!» |
Апрель-май |
5.Выводы.
Несомненно, работа по формированию основ безопасности ребёнка важна и необходима. Воспитанники моей группы усвоили предложенные правила поведения в опасных ситуациях.
У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной круг опасностей, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
Достижению результатов способствовало сотрудничество с родителями по данной проблеме. Моей задачей было направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Результатом обучения и воспитания детей явились новые знания, которые они могут использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Однако, усвоить знания и уметь их применить на практике не одно и тоже, нужна постоянная ежедневная работа. И в старшей группе предстоит дальнейшая работа по выполнению перспективного плана по основам безопасной жизнедеятельности.
6.Литература.
1.Л.А. Парамонова «Истоки» - примерная общеобразовательная программа
Москва, 2011г.
2.Н.Н. Авдеева, Р.Н.Стеркина «Безопасность» - учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей- Санкт-Петербург, 2002г.
3.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для детей
дошкольного возраста»- Санкт-Петербург, 2010г.
4.Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» - Санкт-Петербург, 2010г.
5.Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей
3-7 лет» - Волгоград, 2009г.
6.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - Москва, 1989 г.
7.Э.Я. Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного
движения» - Москва, 1975г.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»