Угол между касательной и хордой
Урок геометрии в 10 классе УМК Л.С.Атанасян
МБОУ Верхличская СОШ Красногорского района Брянскойобласти
Учитель: Струговец Елена Васильевна
Тема урока: Угол между касательной и хордой.
Цель урока: Доказать теорему об угле между касательной и хордой.Способствовать выработке у учащихся умения применять изученную теорему при решении задач.
Задачи:
-
Систематизировать знания учащихся по разделу планиметрии «Углы, связанные с окружностьюСоздать содержательные и организационные условия для применения школьниками комплекса знаний для решения задач.
-
Развивать личностно-смысловые отношения учащихся к изучаемому предмету. Способствовать формированию коллективной и самостоятельной работы, формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
-
Прививать учащимся интерес к предмету через совместную творческую работу; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять геометрические построения и математические записи.
Оборудование:
-
Тематические таблицы, презентация.
-
Тесты и карточки для ответов.
Ход урока.
-
Организационный момент. (1 мин)
Проверить готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих.
-
Постановка цели. (2мин)
В тетради запишите дату, тему урока. На уроке мы повторим теоретические знания по теме «Углы, связанные с окружностью». Докажем теорему об угле между касательной и хордой, научимся применять её к решению задач различных типов.
-
Актуализация знаний. (7 мин)
-
Диктант (с последующей проверкой). Закончить прочитанное предложение.
-
Угол, вершина которой лежит на окружности называется … (вписанным).
-
Угол с вершиной в центре окружности - … (центральный).
-
Отрезок, соединяющий две точки окружности называется … (хордой).
-
Наибольшея из хорд окружностей - … (диаметр).
-
Мера дуги равна мере … (центрального угла).
-
Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку, называется…(касательной)
-
Касательная к окружности и радиус, проведенный в точку касания взаимно…(перпендикулярны)
-
Прямая, имеющая с окружностью две общие точки, называется… (секущей).
-
Все вписанные углы, опирающиеся на диаметр …(прямые)
-
Угол, образованный двумя касательными, проведенными из одной общей точки называется …(описанным).
2) Решение задач по чертежу.
3) Решение задач
-
Центральный угол АОВ на 300 больше вписанного угла, опирающегося на дугу АВ. Найдите каждый из этих углов.
Ответ.300; 600.
-
Точки А и В разделяют окружность на две дуги, меньшая из которых равна 1400. Большая дуга точкой М делится в отношении 6 : 5, считая от точки А. Найдите ВАМ.
Ответ.500.
IV.Доказательство теоремы.(5мин)
Мы знаем, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается. Докажем теорему об угле между касательной и хордой.
Теорема.
Угол между
касательной и хордой, проходящей через
точку касания, измеряется половиной
заключенной в нем дуги.
Доказательство.
Рис.1
Пусть АВ- данная хорда, СС1-
касательная, проходящая через точку
А. Если АВ- диаметр (рис.1), то
заключенная внутри угла ВАС (и также
угла ВАС1) дуга
является полуокружностью. С другой
стороны, углы ВАС и ВАС1
в этом случае прямые, поэтому утверждение
теоремы верно.
Рис.2
Пусть теперь хорда
АВ не является
диаметром. Для определенности будем
считать, что точки С и
С1
на касательной выбраны
так, что угол САВ-
острый, и обозначим буквой а величину
заключенной в нем дуги (рис.2). Проведем
диаметр АD
и заметим, что треугольник
АВD
прямоугольный, поэтому
АDВ
= 90° -
DАВ
=
ВАС,
Поскольку угол АВВ
вписанный, то
АDВ
=
,
а значит, и
ВАС
=
. Итак, угол ВАС между
касательной АС и
хордой АВ измеряется
половиной заключенной в нем дуги.
Аналогичное утверждение верно в
отношении угла ВАС1.
действительно, углы ВАС
и ВАС1
-смежные, поэтому
ВАС1
= 180-=.
С другой стороны, (360° —
)
это величина дуги АDВ,
заключенной внутри угла
ВАС1.
Теорема доказана.
-
Решение задач по чертежу. (5мин)
1. Если
2. Если
VI. Решение задач с оформлением. (7мин)
1. Через точку D, лежащую на радиусе ОА окружности с центром О, проведена хорда ВС, перпендикулярная к ОА, а через точку В проведена касательная к окружности, пересекающая прямую ОА в точке Е. Докажите, что луч ВА- биссектриса .
Доказательство.
АВЕ=АВ – по теореме об угле между касательной и хордой.
АВС=АС – вписанный угол.
АВ=АС – равные хорды стягивают равные дуги, а хорды АВ и АС равны, так как АВС – равнобедренный. Следовательно, АВЕ=АВС, луч ВА- биссектриса .
VII. Домашнее задание. (3мин)
1. В треугольнике АВС А=320, а С=240. Окружность с центром в точке В проходит через точку А, пересекает АС в точке М, ВС – в точке N. Чему равен АNМ?
2. Уметь доказывать теорему.
VIII. Подведение итогов. Самоанализ урока. (3мин)
Анализ работы учащихся на уроке. Выставление отметок.
Самоанализ по полученным знаниям
Имя ученика: _______________________________________
|
Какие умения сформированы на уроке |
“5” |
“4” |
“3” |
“2” |
1 |
Знаю определения видов углов |
|
|
|
|
2 |
Могу находить величины углов при решении задач |
|
|
|
|
3 |
Теорема об угле между касательной и хордой. |
|
|
|
|
4 |
Понятно доказательство теоремы |
|
|
|
|
5 |
Применяю теорему при решении задач |
|
|
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей