Деловая игра «Использование педагогических технологий в профессиональной деятельности в условиях ДОО. ФГОС ДО - вызов времени и реальная действительность»
Автор: Кибатьярова Айгуль Акбулатовна, учитель - логопед высшей квалификационной категории
Самарская область, г.Нефтегорск, ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» СП д/с «Солнышко»
Пояснительная записка
Деловая игра «Шесть шляп мышления» проводилась 25 ноября 2014 года в рамках творческой лаборатории для педагогов дошкольного образования Юго- Восточного территориального управления образования министерства образования и науки Самарской области в СП д/с «Солнышко» на обучающем семинаре «Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО» с целью развития профессиональных компетенций педагогов по актуальным вопросам реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях.
В процессе игры участники обозначали свое видение Стандарта ДО с позиций типов мышления, заданных 6 шляпами. Обратили внимание на ключевые моменты «Закона об образовании в РФ», концепцию и требования ФГОС, основные требования в разработке ООП ДО.
Формат мероприятия: Деловая игра
Категория участников: Педагоги ДОО
Тема: «Использование педагогических технологий в профессиональной деятельности в условиях ДОО. ФГОС ДО - вызов времени и реальная действительность»
Методическая разработка: Технологическая карта по реализации технологии «6 шляп» Эдварда Де Боно.
Цель: Формирование коммуникативных навыков, на основе конструктивного, творческого, параллельного мышления.
Возможности: Преодоление проблем практического мышления: эмоции, растерянность, путаница мыслей.
Область применения: игровая деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, проектная деятельность, коммуникативная деятельность, дискуссии, творческие лаборатории.
Преимущества: Игровой аспект – игра по правилам. Целеполагание. Алгоритмизация. Систематизация. Наглядное мышление. Креативное мышление. Параллельное мышление. Конструктивное мышление. Толерантность.
Типы мышлений:
Желтая шляпа - возможности, преимущества, плюсы
Черная шляпа - недостатки, проблемы, минусы.
Зеленая шляпа - идеи, творчество, вариативность.
Красная шляпа - интуитивные чувства( положительные, негативные)
Белая шляпа - информация, факты.
Синяя шляпа – конструирование, организация, обобщение.
Тема «ФГОС ДО-вызов времени и реальная действительность»
Ведущий игры:
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО.
Давайте порассуждаем какие преимущества и достоинства имеет Стандарт ДО. (Наденем Желтую шляпу и поразмышляем над этим вопросом)
2.Наряду с преимуществами существуют и недостатки
( выявить недостатки поможет Черная шляпа )
3. Какие чувства (как у педагога) у вас возникают в условиях реализации ФГОС ДО в ваших организациях. ( интуитивные чувства возникают в Красной шляпе)
4.Давайте отстранимся от наших эмоций и обратимся к фактам ( В помощь придет Белая шляпа, которая владеет полной информацией)
(Что мы знаем о ФГОС ДО?)
Ключевые вопросы к участнику в Белой шляпе.
1.Документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОО
2. Что такое ФГОС ДО?
3. Кто разработал ФГОС ДО?
4.Принципы ФГОС ДО?
5.Стандарт – основа для…?
6. Стандарт определяет требования к ..?
7.Образовательные области ДО
8.Виды детской деятельности?
9.Что определяет ООП ДО?
10.Разделы ООП ДОО?
5. Какие идеи у вас возникают по успешной реализации (Наденем Зеленую шляпу и подумаем, какие формы и методы можно разработать и применить для оптимизации воспитательно- образовательного процесса в ДОО?
6. Опираясь на ряд суждений, возникших у вас под шляпами на данную тему, подведем результаты нашей деловой игры(Синяя шляпа- организатор и конструктор мышления.
Выводы в Синей шляпе:
Белая шляпа. ФГОС ДО - вызов времени, обусловленный в связи с изменениями потребностей общества в образовательных услугах.
Желтая шляпа. ФГОС создает новую формацию подрастающего поколения, готовых к любым изменениям в различных сферах жизнедеятельности, инициативных, самостоятельных, владеющих способами решения различных проблемных вопросов при условии формирования этих качеств в процессе образовательного процесса с учетом личностно- ориентированного и системно- деятельностного подходов.
Красная шляпа. Мы, педагоги приветствуем происходящие изменения в системе дошкольного образования в качественную сторону!
Черная шляпа. В процессе реализации Стандарта возникают ряд проблем по вопросам организации и качественного изменения содержания образования.
Зеленая шляпа. Педагоги- дошкольники - бывалый народ, адаптируемый, легко обучаемый, толерантный, мы разработаем инновационные технологии и методики для успешной реализации ФГОС ДО.
Ведущий игры: Приступаем к разработке технологической карты
Технологическая карта по реализации технологии «6 шляп»
Эдварда Де Боно.
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1.Подготовительно-мотивационный |
Формулирует тему для размышлений. Вводит в проблемную ситуацию. Предлагает обсудить данную ситуацию. |
Выслушивают тему. Осознают проблемную ситуацию. Принимают предложение о готовности к обсуждению. |
2.Деятельностный |
Предлагает надеть шляпы. Активизирует мыслительную деятельность Поддерживает обстановку психологического комфорта. Консультирует в выборе шляп, в процессе размышлений. После высказывания предлагает снять шляпу. |
Договариваются о выборе шляп. Создают диалоги в процессе обсуждения проблемы. Надевают шляпы, высказывают мнение соответственно цвету шляпы. |
3.Аналитический |
Предлагает формулировать выводы. |
Активируют речевую деятельность. Определяются с вариантом решения проблемной ситуации. Организуют и структурируют план по решению выдвинутой проблемы. |
Ведущий игры: Спасибо всем участникам! Желаю Всем удачи в реализации ФГОС.
Литература:
Интернет- ресурс: http://zakazlr.ru/content/katalog/igra-shest-shlyap-mishleniya.html - шляпы мышления
1.Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г.
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 .10. 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013г.
3.Боно Эдвард Де. Перевод: Самсонов П.А.: Красота ума. Издательство «Попурри». 2012.- 240 с.
4.Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно- методическое пособие/ В.А. Филиппова, И.В. Руденко, О.Б. Макарова-Тольятти. 2013.-212с.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»