Коррекционно-развивающая программа по развитию ассертивности, как одного из главных качеств личности «Уверенность сегодня, завтра и всегда».
Под ассертивностью понимается определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим понятием — самодостаточностью.
Коррекционно-развивающая программа
по развитию ассертивности, как одного из главных качеств личности «Уверенность сегодня, завтра и всегда».
(Лебедева К.А., педагог-психолог I квалификационной категории
ГБОУ гимназии №505 Санкт-Петербурга)
Пояснительная записка
Человек живет в постоянно меняющихся условиях (социальных, экономических, психологических), к которым необходимо приспосабливаться и для более легкой адаптации и существования в социуме, а также умения адекватно реагировать на различные ситуации, в том числе и стрессовые, необходимо обладать определенными личностными способностями, благодаря которым человек не будет зависеть от внешних влияний и оценок, а сможет самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себя роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». Таким образом, ни один из приведенных типов коммуникации не является продуктивным в случае возникающих споров, конфликтов (избежать их, к сожалению, невозможно). Ситуация разрешения какой-либо спорной ситуации будет наиболее успешной, если человек в своих действиях будет опираться на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнёры». В данном случае речь идет о наличии у человека такой личностной способности, как ассертивность.
Под ассертивностью понимается определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим понятием — самодостаточностью. Ассертивность, или уверенное поведение, характеризуется такими признаками, как: целенаправленность; ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания; гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку; социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими; сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции; настойчивость, не переходящая в агрессию; направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач; созидание.
Лучше всего ассертивность формируется именно в тренинговой атмосфере, т.к. в психологическом тренинге созданы оптимальные условия для успешного формирования навыков уверенности.
Задача тренера — помочь осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль. Таким образом, цель тренинга по развитию ассертивности состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом. Так как ассертивность как личностное качество проявляется во взаимодействии людей, в группе, то и формировать ее необходимо в условиях групповой работы, то есть в процессе тренинговых занятий.
Тема данной программы актуальна во все времена и может относиться ко всем возрастным группам, начиная с подросткового возраста, т.к. для человека всегда самым главным является гармония с собой, уважение к себе, т.е. комфортное состояние своего «Я». Испытывая дискомфорт от невысказанных чувств, претензий, неумения отстаивать свою точку зрения – все это влияет на самочувствие человека и на его отношение, прежде всего, к себе.
Время, указанное для проведения упражнений, рассчитано на тренинговую группу численностью 10 человек.
Ожидаемый результат: После тренинга участники приобретут уверенность в себе и смогут решать многие сложные жизненные ситуации более конструктивно.
Структура занятий
Знакомство/приветствие (1-2 упр.)
Разогрев (1 упр.)
Правила группы
Основная часть(3 упр.)
Релаксация(1 упр.)
Завершение (1 упр.)
Длительность занятий:
1 день – 5 ч 20 минут
2 день – 5 ч 25 минут
3 день – 5 ч 50 минут
4 день – 5 ч 40 минут
5 день – 5 ч 10 минут
6 день –5 ч 00 минут
7 день – 5 ч 00 минут
Общее время курса – 37 часов 25 минут.
Содержание занятий
1
ДЕНЬ. ЗНАКОМСТВО.
Упражнение
1 «Мое имя»
Цель:
Сближение
участников тренинга.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Первый
участник группы называет свое имя,
следующий за ним называет сначала его
имя, потом свое, третий – имя первого,
второго, свое… И так до тех пор, пока
последний участник не назовет имена
всех остальных».
Рефлексия
Упражнение
2 «Легкий разговор»
Описание:
Данное упражнение относится к серии
упражнений-«ледоколов», дающих участникам
шанс попрактиковаться в навыках ведения
короткой беседы. Нередко люди посещают
тренинги уверенности, чтобы преодолеть
застенчивость и повысить свою самооценку.
Зачастую им трудно дается общение с
другими, и поэтому они избегают многолюдных
собраний. Это упражнение особенно
полезно в том случае, если оно проводится
среди участников, ранее незнакомых друг
с другом.
Цель: Побудить людей к общению друг с другом («сломать лед») и развить их способность уверенно вступать в непринужденную беседу с другими.
Время: 40 минут.
Инструкция: «Участникам тренинга необходимо разбиться по парам, далее им необходимо провести короткий диалог, длящийся примерно минуту. Им сообщается тема для беседы. Когда кончается отведенное время, происходит смена партнера, участники получают новую тему для разговора, и так продолжается до тех пор, пока участвующие в упражнении не поговорят с несколькими людьми — или пока у тренера не иссякнут темы для беседы! Упражнение длится на усмотрение тренера, по его команде участникам необходимо собраться в общий круг и поделиться своими впечатлениями от упражнения».
Вопросы для обсуждения:
— Испытывает ли кто-либо из вас в повседневной жизни трудности с ведением легкого разговора? Почему?
— Как можно преодолеть эти негативные чувства?
— Какую пользу приносит внимание к потребностям и чувствам других?
— Как могут помочь несколько заранее подготовленных тем для разговора?
— Почему для вас важно уметь заводить легкий разговор?
— Когда способность начать легкий разговор может быть важной для вас?
— Чему вы научились, выполняя это упражнение?
Некоторые темы, которые можно использовать во время легкого разговора:
— Как вам больше всего нравится путешествовать?
— Что вы надеетесь получить в результате посещения тренинга?
— В каком доме вы живете?
— Вам нравится театр? Балет? Опера? и т. д.
— Вы ездили в отпуск в этом году?
— Какую работу вы выполняете?
— У вас есть дети? Внуки? Домашние животные?
— Вам нравится выполнять такие упражнения, как это?
Рефлексия
Упражнение 3 «Контракт»
Описание: Данное упражнение объединяет участников между собой. В процессе установления определенных правил работы, участники учатся соглашаться друг с другом либо конструктивно опровергать чье-то мнение.
Оборудование: Лист бумаги, фломастер.
Цель: Выработать и согласовать стандарты, которых будут придерживаться все члены группы и тренер во время программы тренинга; получить первую возможность потренировать навыки уверенного поведения — позитивного и конструктивного заявления своих желаний, мнений, сомнений.
Время: 30 минут.
Инструкция: «Совместно с участниками тренинга составляется список правил, по которым будет работать в дальнейшем вся группа».
Примерный список правил тренинга:
Конфиденциальность.
Все сказанное участниками группы во
время тренинга, остается внутри группы
и не выносится за ее пределы, не обсуждается
с другими людьми.
Уважение
к окружающим.
Если чьи-то взгляды не совпадают с
мнением остальных, к ним необходимо
относиться с уважением.
Уметь
слушать.
Каждого выступающего необходимо слушать
внимательно.
Уметь
слышать.
Необходимо постараться понять истинный
смысл выступающего, смысл сказанного
может нести определенный подтекст,
который в силу определенных причин не
может быть высказан напрямую. Поэтому
необходимо постараться вникнуть в суть
сказанного, т.е. «читать между строк».
Свободный
выбор степени откровенности. Участников
может волновать необходимость раскрываться
перед другими в ходе тренинга уверенного
поведения, и они могут не захотеть
выставлять на всеобщее обозрение
некоторые аспекты своей жизни, свои
чувства и переживания, предпочитая
сохранить их в тайне. Это правило защищает
подобные желания.
Бережное
отношение к времени.
Необходимо взаимное уважение и соблюдение
условленного временного распорядка.
Рефлексия
Упражнение
4 «Что вы сделаете, если...»
Описание: Данное упражнение относится к основной психотерапевтической части тренинга, в котором идет непосредственное проигрывание стандартных жизненных ситуаций, случающихся с человеком в любой момент жизни. Как правило, люди, неуверенные в себе, на многие из предложенных ситуаций реагировать будут пассивно, т.е. ставить в ущерб именно свои приоритеты и ценности и приносить в жертву свои интересы. Поэтому формирование ассертивности должно начинаться именно с прорабатывания стандартных, приведенных ниже, ситуаций и способов их продуктивного решения с сохранением и своих и чужих интересов.
Оборудование: Карточки с определенными обозначенными ситуациями, ручки.
Цель:
Научиться
выражать свои эмоции и чувства.
Время:
40
минут.
Инструкция:
«Каждому
участнику предлагается карточка с
определенной обозначенной ситуацией.
Задача каждого описать свои эмоции,
чувства и дальнейшие действия, попав в
нее».
Предложенные
ситуации:
1.Вы купили свитер. После одной стирки
он полинял и уменьшился до одной трети
от своего первоначального размера.
2.
Ваш коллега упорствует, задавая вам
вопросы личного характера, а вы не
желаете распространяться на эту тему.
3.
Вы собрались пообедать в ресторане.
Мужчина за соседним столиком, только
что заказавший кофе, закуривает сигару.
4.
В местном супермаркете вы встретили
«сельского чудака», который собирается
рассказать вам о своем последнем хобби
— таксидермии.
5.
Вы смотрите на список людей, которым вы
должны сделать подарки на Рождество, и
понимаете, что половину из них на самом
деле вы не любите! Покупка подарков
стала традицией, требующей больших
затрат.
6.
Вы загораете на пляже, и вдруг тишину
нарушает компания молодых людей,
пришедших с портативной стереосистемой.
7.
Кто-то втискивается в очередь прямо
перед вами.
8.
В ресторане вам принесли слишком большой
счет.
9.
Доктор говорит вам, что у вас хронический
«конеразговирус» и вам необходимо
принимать по четыре капсулы «Мерзогадолгина»
ежедневно.
10.
Вы приходите к юристу на консультацию
по составлению завещания, и после
вступительных слов (которые вы кое-как
понимаете) он переходит на профессиональный
юридический жаргон (который для вас
непонятен совершенно)?
Рефлексия
Упражнение
5 «Лестница успеха»
Описание: В этом упражнении участникам предлагается взглянуть на те области своей жизни, где они хотели бы стать более уверенными, и составить ранжированный список сфер, которые представляют для них наибольшую важность.
Оборудование: Лист бумаги, ручка.
Цель: Определить области своей жизни, в которых они хотели бы стать более уверенными; суметь оценить модели поведения, которыми они владеют сейчас; рассмотреть альтернативные паттерны поведения, которые могут способствовать достижению желаемых результатов; выбрать приоритетные сферы для отработки и демонстрации навыков уверенного поведения.
Время: 60 минут.
Инструкция: «Участникам предлагается на отдельных листочках представить (можно схематично, кому как удобно)» свою лестницу успеха, выделив при этом определенные этапы, моменты, области своей жизни, которые необходимо изменить, либо подкорректировать, чтобы стать абсолютно ассертивной личностью».
Рефлексия
Упражнение 6 «Взгляд со стороны»
Описание: При столкновении с трудностями наши чувства и переживания часто не позволяют принимать к рассмотрению чувства другого человека. Полезно уметь взглянуть на проблему с точки зрения других участников взаимодействия. Хотя данное упражнение может проводиться и отдельно, будучи эффективным в процессе развития коммуникативных навыков, оно может органично включаться в структуру тренинга.
Оборудование: Бланк, ручка.
Цель: Попытаться оценить проблему другого человека, взглянув на нее со стороны. Время: 60 минут.
Инструкция: «Работа осуществляется в парах. Каждый по очереди выступает то в одной, то в другой роли. Участникам предлагаются для заполнения бланки с частью А, В, С:
Часть А Ниже перечислите ситуации, которые вызывали (вызывают) у вас трудности либо проблемы, с которыми вы можете столкнуться и которые вас в значительной мере тревожат.
Часть В Я хочу… Я чувствую… Мне необходимо… Мои ожидания...
Часть С (заполняется вашим партнером) Сейчас вы знаете кое-что о ситуации вашего партнера и о тех барьерах, с которыми он, вероятно, сталкивается, беседуя с другим человеком. Попытайтесь поставить себя на место вашего партнера. Что бы вы чувствовали, ожидали или хотели получить от этого разговора? Пожалуйста, изложите ваши предположения ниже.
Если бы я был..............., я бы хотел……
Если бы я был..............., я бы чувствовал……
Если бы я был..............., я бы нуждался в……
Если бы я был..............., мои ожидания были бы такими……»
Упражнение
7 «Какой Я?»
Описание:
Данное
упражнение позволяет взглянуть на себя,
как личность со стороны, оценив свои
положительные черты, выявив свои плюсы.
Оборудование: Бланк, ручка
Цель:
Выделить
свои положительные качества, преимущества.
Время:
40
минут.
Инструкция:
«Заполните
следующий лист позитивными высказываниями
о ваших личных качествах, чертах характера
или достижениях:
Я...........
Я...........
Я...........
Я
могу..........
Я
могу..........
Я
могу..........
Я
думаю...........
Я
думаю...........
Я
считаю...........
Я
считаю...........
Каково
ваше самое значительное достижение?
(при ответе используйте «Я-высказывания»)».
Что
вам больше всего в себе нравится?
Рефлексия
Упражнение
8 «Магический массаж»
Описание:
Данное
упражнение относится к серии завершающих
тренинг упражнений.
Цель:
Восстановление
сил, снятие внутреннего напряжения.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Отчетливо
представьте свой мозг внутри головы.
Представьте, где он находится – позади
глаз, начинаясь от основания черепа…
Теперь
вообразите, что в природе существует
некий палец, обладающий способностью,
массируя, снимать любое напряжение…
Начните
с массажа наружного слоя вашего
мозга…
Сконцентрируйте внимание на
восприятии расслабляющего воздействия
пальца.
Пусть спадает напряжение…
Позвольте
энергии, высвободившейся под воздействием
массажа, проникнуть прямо в центр вашего
мозга…
Пусть в вас вольется ощущение
тепла и звона в ушах…
Массируйте свой
мозг слой за слоем начиная с наружного
и постепенно проникая вглубь…
Если
возникают посторонние мысли, воспринимайте
их просто как процессы, протекающие в
мозге…
Вообразите, что вы способны
массировать любую часть вашего мозга
и таким образом избавляться от ненужных
мыслей…
После выполнения массажа
сразу же наступает чувство полного
внутреннего расслабления…
А теперь
просто спокойно сидите и наслаждайтесь
своими ощущениями…».
Рефлексия
Упражнение 9 «Аплодисменты»
Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.
Цель: Развитие уверенности, значимости и нужности.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то одному из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».
Рефлексия
2
ДЕНЬ. МОИ МИНУСЫ И ПЛЮСЫ.
Упражнение
1 «Я желаю Вам…»
Цель:
Настроиться
на продуктивную работу и расположить
к себе остальных участников группы.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Каждый
участник по кругу должен пожелать
что-нибудь всем остальным
участникам».
Рефлексия
Упражнение
2 «Мое имя»
Цель:
Сближение
участников тренинга.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Первый
участник группы называет свое имя,
следующий за ним называет сначала его
имя, потом свое, третий – имя первого,
второго, свое… И так до тех пор, пока
последний участник не назовет имена
всех остальных».
Рефлексия
Упражнение
3 «Контракт»
Цель: Продуктивная дальнейшая работа.
Время: 15 минут.
Инструкция: «Давайте с Вами вместе вспомним наши правила группы, по которым осуществляется вся совместная работа».
Упражнение
4 «Без прикрас»
Описание:
При выполнении этого упражнения
участникам придется критично взглянуть
на себя и сосредоточиться на негативных
чертах собственной личности. Им предстоит
постараться объективно оценить себя,
определив те проблемные области, повлиять
на которые они не в силах, области,
которыми они удовлетворены, а также те
области, которые необходимо совершенствовать
в процессе тренинга уверенности.
Оборудование:
Бланк,
ручка
Цель:
Объективно оценить возможность коррекции
недостатков собственного характера;
научиться лучше понимать, какие из своих
недостатков и негативных черт они хотят
проработать на тренинге уверенности;
получить возможность в малых группах
обсудить стратегии повышения уверенности
в выбранных проблемных сферах.
Время:
60
минут.
Инструкция:
«Каждому
участнику раздается лист бумаги.
Необходимо его разделить пополам. В
левом столбце необходимо записать те
области своего «Я», которыми они
удовлетворены, а в левом – те, которые
требуют, по их мнению коррекции».
Рефлексия
Упражнение
5 «Я веду себя уверенно, если...»
Описание:
Как говорит название этого упражнения,
выполняя его, участникам придется
рассмотреть случаи, когда они могут
быть уверенными сравнительно легко, и
случаи, когда ситуация требует уверенной
реакции.
Цель:
Осознать, что каждый человек время от
времени может вести (и ведет) себя
уверенно; обсудить те случаи, когда
сомнения блокируют уверенное поведение;
увидеть способы преодоления барьеров,
мешающих проявлению уверенного поведения;
Время:
60
минут.
Инструкция:
«Каждому
участнику выдается бланк с написанными
вариантами ответов. Необходимо выразить
свое отношение к каждому из них».
Я
веду себя уверенно, если…
—
Я чувствую себя самым компетентным в
данном вопросе.
— Я чувствую себя
хорошо.
— Я думаю, что другой человек
может принять это.
— В дело вовлечены
принципы.
— Кто-то другой не делает
этого.
— Это происходит за счет
кого-то.
— Я уверен в своей правоте.
— Статус-кво не может больше сохраняться.
— Я прав.
— Меня притесняют в моих
правах.
— Это то, что мне следует
испытывать.
— В отношениях с людьми,
равными мне.
— В отношениях с
подчиненными.
— Меня не перестанут
за это любить.
— Время докажет, что я
прав.
— Никто не разозлится на меня
за это.
— Я не затрону ничьих чувств.
— Я уверен в своих чувствах.
— Я не
запуган другим человеком.
Упражнение
6 «Как было бы ужасно, если бы...»
Описание:
Данное
упражнение носит в себе непосредственный
психотерапевтический характер. В данном
случае участники должны взглянуть
правде в глаза и реально оценить свои
эмоциональные реакции и внутреннее
ощущение на различные негативные
ситуации.
Оборудование: Бланк, ручка.
Цель:
Проработать
свои страхи, реально выделив те области,
которые имеют опасения.
Время:
60
минут.
Инструкция:
«Каждому
участнику раздается бланк, на котором
необходимо выбрать варианты окончания
предложений, характеризующие их самих».
Как
было бы ужасно, если бы…
•
Я сделал ошибку.
• Я прервался и
замолчал.
• Изменились наши отношения.
• Я оказался неправ.
• Меня загнали
в угол.
• Мое мнение подверглось
сомнению.
• Меня выставили глупцом.
• Я потерял свою работу.
• Я потерял
друзей.
• Меня подвергли критике.
•
Я не мог найти слов, чтобы выразить свою
мысль.
• Я покраснел.
• Я потерял
контроль над собой и серьезно рассердился.
• Я заплакал.
Рефлексия
Упражнение
7 «Будь готов»
Описание:
Часто мы прокручиваем в голове разговор
с кем-либо: «Я скажу это, тогда она скажет
это, и я отвечу...» и т. д. Мы не пропагандируем
такой подход, но иногда бывает полезно
заранее составить план сложной беседы,
подготовив и отрепетировав несколько
вводных фраз. Это придает нам уверенности
перед началом разговора, так как мы
знаем, что наш первый ход будет выигрышным
хотя бы потому, что мы обладаем неким
запасом слов и предложений, которые мы
можем произнести спокойно и уверенно.
Это упражнение дает участникам возможность
«прописать» линии развития волнующей
их беседы, которую им придется когда-нибудь
вести.
Оборудование:
Лист
бумаги, ручка.
Цель:
Выбрать
удобный способ, при помощи которого
участники смогут уверенно начать сложный
для них разговор; получить возможность
выстроить фразы, открывающие беседу,
обсудить их с коллегами и усовершенствовать;
предоставить обратную связь другим
членам группы; отрепетировать созданные
ими фразы в безопасной среде.
Время:
60
минут.
Инструкция:
«Участники
подготавливают фразы, с которых они
могут начать взаимодействие в сложной
и важной для них ситуации. Таким образом,
тренируется важный аспект уверенного
поведения — готовность начать сложный
разговор. На это отводится 15 минут. Затем
участники разбиваются по парам и
зачитывают друг другу свои фразы, таким
образом, получают конструктивную
обратную связь, реальные ответы, реальную
реакцию на свои фразы.
Упражнение
8 «Целительные воспоминания» (зрительная
техника)
Цель:
Актуализация
положительных эмоций, восстановление
внутренних ресурсов, выведение из
депрессивного состояния на уровень
позитивного мышления.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Сядьте
удобно или лягте. Сделайте глубокий
вдох, задержите дыхание на 10 сек., затем
выдохните. Повторите упражнение 3 раза.
Возобновите естественный темп дыхания.
С каждым вдохом чувствуйте, как
расслабляются ваше тело и сознание…Уплывают
шум, звуки, лица, проблемы… Все дальше
и дальше…
В прошлом с вами произошло
много приятных событий. Вы давно о них
не вспоминали. Одни были значительные,
другие – не очень. Но все они радовали,
приносили счастье. Вспомните сейчас
свой радостный день, верните к жизни
ушедшие часы, минуты, когда вы были
счастливы, любимы, необходимы кому-то,
довольны, веселы…Когда были окрылены
успехом, достигнутой целью, были на
вершине удачи. Переживите заново это
счастливое прошлое, увидьте, услышьте
и почувствуйте. Не повторяйтесь; не
торопитесь, дайте каждому образу
возможность появиться вновь.
По
окончании сеанса сосчитайте до пяти и
медленно возвращайтесь к окружающей
реальности».
Рефлексия
Упражнение 9 «Аплодисменты»
Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.
Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».
3 ДЕНЬ. Я-УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Упражнение
1 «Я желаю Вам…»
Цель:
Настроиться
на продуктивную работу и расположить
к себе остальных участников группы.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Каждый
участник по кругу должен пожелать
что-нибудь всем остальным
участникам».
Рефлексия
Упражнение
2 «Визитка»
Описание:
Данное упражнение позволяет участникам
тренинга выделиться, проявить свою
уникальность и индивидуальность.
Оборудование: Визитка, фломастеры.
Цель:
Предоставить
участникам возможность к самовыражению.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Каждый
участник должен придумать себе
псевдоним/никнейм, по которому его будут
называть остальные участники весь день,
и написать его на визитке, приколов
затем к одежде».
Рефлексия
Упражнение
3 «Контракт»
Цель: Продуктивная дальнейшая работа.
Время: 15 минут.
Инструкция: «Давайте с Вами вместе вспомним наши правила группы, по которым осуществляется вся совместная работа».
Упражнение 4 «Путешествие во времени»
Описание: Упражнение рисуночного типа, благодаря которому тренеру предоставляется возможность разглядеть проблемные зоны участников. В ходе рисования человек, не задумываясь, выплескивает на бумагу все свои переживания, мысли и чувства.
Цель: Выявить проблемные зоны участников.
Время: 3 часа.
Инструкция: «Разделите лист бумаги на три части. Вам необходимо при помощи цветных карандашей и фломастеров изобразить свое прошлое, настоящее и будущее».
Рефлексия
Упражнение 5 «Качества уверенного человека»
Цель: выявить желаемые недостающие качества личности.
Время: 1 час 30 минут.
Инструкция: «Разделите лист бумаги пополам. Слева напишите, какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать уверенный в себе человек, а справа напишите, какими из этих, написанных Вами, качеств обладаете Вы».
Рефлексия
Упражнение 6 «Звездная ночь»
Цель: Расслабление участников.
Время: 15 минут.
Инструкция: «Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: поздний вечер, вы лежите на мягком, как перина, стоге сена. Ваше тело расслаблено… Вы вдыхаете аромат свежескошенной травы, запах опьяняет и помогает еще больше расслабиться… Откуда-то издалека слышится стрекотание сверчков… Наступает состояние блаженства, абсолютного умиротворения… Вечерний сумрак сменился ночью. Небо без единого облачка. Вот далеко-далеко появилась первая звезда. Вторая. Третья. И с появлением каждой новой звезды стал вырисовываться причудливый рисунок. Все рисунки разные, это может быть и красивый цветок, и корабль, медленно плывущий по волнам, и лицо улыбающегося человека или еще что-то… Какие-то звезды еле-еле видны, до других, кажется, можно достать рукой. Вам легко и приятно… Дышится свободно, и с каждым вдохом тело расслабляется больше и больше… Приятно тяжелеют руки… плечи… живот… ноги… Мышцы лица расслаблены… Так приятно ощущать спокойствие и безмятежность… Вдруг вы видите падающую звезду. Говорят, это к счастью. Она медленно движется по небосклону, увлекая ваш взгляд за собой. Загадайте желание, и пусть оно непременно сбудется… Пусть состояние покоя, безмятежности сохранится до конца дня. Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза».
Рефлексия
Упражнение 7 «Аплодисменты»
Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.
Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».
4 ДЕНЬ. Я-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
Упражнение
1 «Я желаю Вам…»
Цель:
Настроиться
на продуктивную работу и расположить
к себе остальных участников группы.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Каждый
участник по кругу должен пожелать
что-нибудь всем остальным
участникам».
Рефлексия
Упражнение 2 «Я такой, как…»
Описание: Данное упражнение носит позитивный характер и помогает участникам немного развеселиться, раскрепоститься.
Оборудование: Большой черный пакет с мягкими игрушками.
Цель: Настроить участников тренинга на позитивную волну.
Время: 20 минут.
Инструкция: «Перед Вами черный пакет, в нем находятся мягкие игрушки, вытащите, не глядя, любую игрушку и попытайтесь найти что-то общее у себя и данного персонажа в характере».
Упражнение 3 «Футболка с надписями»
Описание: Данное упражнение помогает выделить свои индивидуальные качества, выделяющие участников из общей массы.
Оборудование: Лист бумаги, ручка, фломастеры, цветные карандаши.
Цель: Предоставить возможность участникам к самовыражению.
Время: 60 минут.
Инструкция: «Представьте, что Вам необходимо придумать надпись для своей футболки. Данная надпись должна быть понятна окружающим и говорить о Ваших индивидуальных качествах. Изобразите Вашу «надпись для футболки» на листе бумаги при помощи цветных карандашей и фломастеров».
Рефлексия
Упражнение 4 «Послание для самого себя»
Описание: Данное упражнение помогает поставить для участников цели, определить маршруты их дальнейших действий.
Оборудование: Лист бумаги, ручка, фломастеры, цветные карандаши.
Цель: Предоставить возможность участникам к саморазвитию, самоанализу.
Время: 60 минут.
Инструкция: «Теперь Вам необходимо придумать послание для самого себя. Как оно будет звучать? Оно должно быть сформулировано коротко и емко».
Рефлексия: Какую надпись было сложнее делать – для себя или для других? Почему?
Упражнение 5 «Ассоциации»
Описание: Упражнение-игра. Помогает подчеркнуть при помощи группы индивидуальность каждого участника.
Цель: Предоставить возможность увидеть, какими мы представляемся себе и как нас представляют и воспринимают другие.
Время: 40 минут.
Инструкция: «Один участник тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают совместно из оставшихся того, кого будет он угадывать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать того, кого они загадали, задавая вопросы: на какой цветок похож? Какое блюдо? Какой вкус? И т.д..»
Рефлексия
Упражнение 6 «Путаница»
Описание: Коммуникативное взаимодействие участников друг с другом.
Цель: Научить участников тренинга договариваться между собой, учитывая интересы друг друга.
Время: 40 минут.
Инструкция: «Встаньте в круг, напротив друг друга, вытяните вперед правую руку и схватите за руку кого-нибудь из участников группы, но не Вашего соседа слева или справа. Затем вытяните вперед левую руку и точно так же схватите за левую руку кого-нибудь из участников, но не Ваших соседей слева или справа и не того, кого брали правой рукой. После этого распутайтесь, не размыкая рук, не травмируя друг друга… В конечном результате все участники должны стоять в кругу, держась за руки».
Рефлексия
Упражнение 7 «Лесная прогулка»
Описание: релаксационное упражнение с элементами визуализации.
Цель: Расслабление участников, прорабатывание проблемных зон.
Время: 1час 30 минут.
Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе лето, вы идете по лесной тропинке. По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разнотравье, полевые цветы. Воз- дух наполнен необыкновенным ароматом свежести. Вы дышите глубоко и наслаждаетесь прогулкой… Вокруг порхают бабочки, слышно приятное пение птиц. Вы идете размеренным шагом, вам никуда не надо спешить… Лесная тропинка вывела вас на поляну, залитую солнечным светом. Здесь так хорошо, здесь вы можете делать все, что захотите. Можете полежать в мягкой траве с закрытыми глазами, наслаждаясь звуками природы. Можете собирать цветы. А можете даже побегать. Пусть ваше воображение подскажет вам, что делать… Прогулка подошла к концу. Вам пора возвращаться. Пройдите весь путь обратно. Постарайтесь оста- вить в своей памяти приятные воспоминания. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь. А теперь нарисуйте то, что Вам удалось представить».
Рефлексия
Упражнение 8 «Аплодисменты»
Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.
Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».
5 ДЕНЬ. МОЕ НАСТРОЕНИЕ.
Упражнение
1 «Я желаю Вам…»
Цель:
Настроиться
на продуктивную работу и расположить
к себе остальных участников группы.
Время:
20
минут.
Инструкция:
«Каждый
участник по кругу должен пожелать
что-нибудь всем остальным
участникам».
Рефлексия
Упражнение 2 «Я такой…»
Описание: Данное упражнение направлено на сплочение участников группы и является разогревающим.
Цель: Развитие коммуникативных навыков, снятие внутренних зажимов, выявление своих положительных качеств.
Время: 20 минут.
Инструкция: «Каждый участник по очереди называет свое имя и на первую букву имени называет эпитет, характеризующий его какие-либо качества. Затем то же самое выполняет следующий участник, предварительно повторив имя и эпитет предыдущего и так далее. Последнему участнику необходимо назвать имена и эпитеты всех участников группы по очереди».
Рефлексия
Упражнение 3 «Ассоциации»
Описание: Данное упражнение часто используется при разминке, но в нашем случае, являясь разминочным, оно несет в себе тщательную проработку проблемных зон участников группы.
Цель: Выявить проблемные зоны участников и попытаться их разобрать.
Время: 60 минут.
Инструкция: «Участникам необходимо назвать первую ассоциацию на слово, которое называет предыдущий участник. Начинает упражнение тренер, назвав слово: уверенность. В конце упражнения необходимо сравнить само исходное слово с ассоциацией замыкающего участника. После обсуждения упражнение повторяется вновь, но исходным словом теперь является слово: неуверенность».
Рефлексия
Упражнение 4 «Моя эмблема»
Описание: Данное упражнение позволяет при помощи арт-терапии выявить проблемные зоны, определенный цветовыбор, преобладающая символика – все это также помогает обозначить проблему каждого из участников.
Цель: Выявить проблемные зоны участников и попытаться их разобрать.
Время: 2 часа.
Инструкция: «Участникам необходимо придумать свою эмблему, свою визитную карточку, в которой отображалось бы имя, интересы, увлечения».
Рефлексия
Упражнение
«Копилка обид»
Цель:
Данное
упражнение помогает участникам
сформулировать свои обиды, внутренние
переживания, проговорить их и оставить
их в прошлом.
Оборудование:
Лист
бумаги, ручка.
Время:
2
часа.
Инструкция:
«Каждый
участник в течение 10-15 минут записывает
на листе бумаги свои обиды, затем по
очереди участники проговаривают свои
записи».
Рефлексия
Упражнение
5 «Антистрессин»
Описание:
Релаксационное упражнение, направленное
на восстановление сил и снятие
напряжения.
Цель:
Расслабление участников.
Время:
20
минут.
Инструкция: «Примите
удобное положение. Глубоко вдохнув,
задержите дыхание. Выдохните. Снова
глубоко вдохните и задержите дыхание.
На этот раз выдох сопровождайте звуком
«хаааааа». Теперь дышите нормально,
сосредоточив на этом внимание. При вдохе
говорите себе: «Я», при выдохе –
«расслаблен». Повторите упражнение 5
раз. В
течение дня вы расходуете огромное
количество энергии. Дайте возможность
каждой мышце, каждой клеточке отдохнуть.
Лягте, почувствуйте, как замедляется
сознание, нет спешки, нет суеты. Вам
никуда не надо идти, ничего не надо
делать…Напряжение и огорчения постепенно
покидают вас. При каждом вдохе воображайте
, что вбираете с себя прелесть расслабления,
а каждый выдох представьте себе как
избавление от напряжения, усталости,
тревоги… Вас омывает ощущение
умиротворения и покоя… Все так тихо,
так спокойно. Тишина рождает чувство
тепла, уверенности… Вы раскованы, вы в
полном согласии с самим собой и всем
окружающим миром…».
Упражнение 6 «Аплодисменты»
Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.
Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то одному из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».
Рефлексия
6 ДЕНЬ. МОИ ДОСТИЖЕНИЯ.
Упражнение 1 «Мои качества»
Описание: Данное упражнение носит позитивный характер и помогает участникам выявить свои положительные качества.
Цель: Настроить участников тренинга на позитивную волну.
Время: 20 минут.
Инструкция: «По очереди назовите свое имя полностью и на первую букву подберите эпитет, характеризующий Вас».
Рефлексия
Упражнение 2 «Я желаю тебе…»
Описание: Упражнение рефлексирующего характера. В ходе тренинга участники достаточно узнали друг друга, увидели слабые стороны, а также ознакомились с целью пребывания на данном тренинге каждого из участников. Поэтому каждому участнику легко пожелать каждому из членов группы того, о чем они мечтают и к чему стремятся.
Оборудование: Лист бумаги, карандаш, ручка.
Время: 30 минут.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги, положите на него свою ладонь и обведите карандашом. А теперь передайте свой лист следующему участнику, который напишет Вам пожелание на будущее, затем листы передаются дальше по кругу до тех пор пока лист бумаги не попадет к своему хозяину».
Упражнение 3 «Чему я научился»
Описание: Данное упражнение носит в себе итоговый, рефлексирующий характер, участники делятся своими эмоциями, навыками, знаниями и умениями, которые они приобрели в ходе тренинга.
Время: 30 минут.
Цель: Обратная связь от участников группы.
Инструкция: «Каждый участник по очереди рассказывает о своих достижениях за период посещения тренинговых занятий».
Рефлексия
Упражнение 4 «Уверенность»
Описание: Уверенность представляется каждому человеку по-разному. Задача данного упражнения в том, чтобы человек изобразил свои представления о данном личностном качестве.
Время: 60 минут.
Цель: Подкрепление ассертивных моделей поведения.
Инструкция: «Каждый участник берет по листу бумаги и изображает при помощи цветных карандашей «уверенность». Как она выглядит? Что напоминает?».
Рефлексия
Упражнение 5 «Статуя уверенности и неуверенности»
Описание: Уверенность представляется каждому человеку по-разному. Задача данного упражнения в том, чтобы человек изобразил совместно с другими участниками группы статую «уверенности» и «неуверенности».
Время: 60 минут.
Цель: Подкрепление ассертивных моделей поведения, определение способов уверенного поведения.
Инструкция: «Участники делятся на 2 группы. Одной группе выдается задание изобразить статую уверенности, другой – статую неуверенности».
Рефлексия
Упражнение 6 «Тропический остров»
Описание: Релаксационное упражнение с элементами визуализации.
Цель: Расслабление участников, прорабатывание проблемных зон.
Время: 1час 30 минут.
Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы оказались на прекрасном волшебном острове. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. На этом острове происходит все так, как хочется именно вам. Здесь водятся животные, которых любите вы, растут цветы, которые вам нравятся. Здесь вы можете делать все, что захотите. Можете просто лежать на пляже, слушая шум прибоя. Можете гулять по острову, исследуя его красоты. Дайте волю своему воображению… Вот к берегу причалил корабль. Вам пора воз- вращаться. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь. А теперь нарисуйте то, что Вам удалось представить».
Упражнение 7 «Аплодисменты»
Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.
Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».
7 ДЕНЬ. Я ВСЕ УМЕЮ! Я ВСЕ МОГУ!
Упражнение 1 «Сегодня меня радует…»
Описание: Данное упражнение носит позитивный характер и помогает участникам настроиться на эффективную работу.
Цель: Настроить участников тренинга на позитивную волну.
Время: 20 минут.
Инструкция: «По очереди каждый участник называет какое-либо событие, которое принесло на сегодняшний день ему радость».
Рефлексия
Упражнение 2 «Импровизация»
Описание: Данное упражнение является формирующим чувство уверенности при помощи «эффекта неожиданности», при использовании импровизации.
Цель: Развитие ассертивности.
Оборудование: Лист бумаги, фломастеры, карандаши.
Время: 1 час 30 минут
Рефлексия
Упражнение 3 «Победи своего дракона!»
Описание: У каждого человека есть свой «дракон», выращенный в домашних условиях – это наши недостатки/комплексы, мешающие нам жить.
Цель: Борьба со своими недостатками/комплексами при помощи сказкотерапии.
Время: 2 часа.
Инструкция: «Участникам предлагается разбиться на группы/пары и сочинить историю о битве с драконом виде сказки, затем каждая группа проигрывает свою историю, остальные в роли зрителей. У дракона должно быть столько голов, сколько участников в группе или «головы-недостатки» должны быть актуальны для каждого участника».
Рефлексия
Упражнение 4 «Мои изменения»
Описание: Обратная связь от участников.
Цель: Предоставить возможность участникам выговориться, высказать свое мнение, свои мысли.
Время: 60 минут.
Инструкция: «Участники по очереди делятся своими эмоциями по всем прошедшим занятиям. Рассказывают о своих каких-то изменениях, мыслях.».
Рефлексия
Упражнение 5 «Аплодисменты»
Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.
Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».
Рефлексия
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»