Познавательное развитие в подготовительной группе Нод Изготовление книги "По следам В.Бианки"
привлечение внимания к произведениям Виталия Бианки.
МАДОУ детский сад №14 «Ласточка»
Познавательное развитие в подготовительной логопедической группе
Изготовление книги
«По следам сказок Виталия Бианки».
Воспитатель:С.Ш.Тухбатова
2014 год
Цели:
-
формирование личности с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды;
-
привлечение внимания к произведениям Виталия Бианки.
-
развитие творческих способностей детей в интегрированной форме .
Образовательные задачи:
1.Дать представление детям о понятии «графика»,и таком виде как книжная графика,о процессе работы художника – иллюстратора.
2.Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях В.Бианки, воспитывать интерес к чтению.
3.Развивать интерес к природе,к художественным природным объектам.
4. Развивать диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, творческие способности детей.
5.Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным (чувство ответственности за своих питомцев).
Предварительная работа:
Чтение произведений В.Бианки; беседа о жизни и творчестве писателя; подготовка инсценировки; оформление стендов произведениями писателя; изодеятельность на темы прочитанных сказок.
Интеграция областей:
Познавательное развитие ,социально-коммуникативное развитие,речевое развитие,художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие.Я предлагаю вам посмотреть на экран.Посмотрите,что вы видите?(Много книг)(на слайдах-книги В.Бианки.)А где можно увидеть в жизни много книг?(В библиотеке,в книжном магазине,в домашней библиотеке).А по обложке можно узнать,о чем книга?А вы можете определить ,кто автор этих книг?(В.Бианки).Про произведения этого автора мы и будем говорить.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Вот перед нами замечательный писатель Виталий Бианки.(Слайд)
Но вначале обратите внимание на то, какая большая и красивая книга была передана мне из местной библиотеки,где она лежала долгое время.Давайте откроем ее и посмотрим,что в ней.
-Не открывается.Надо прознести волшебные слова(речевая разминка). Дети проговаривают хором:
Сяду прямо,
Не согнусь,
На отлично потружусь…
Если нужно отвечать,
Надо руку мне поднять.
Чики-чики-чики-чок,
Не стесняйся язычок.
Книгу открыли-но она внутри пустая.Здесь не хватает страниц.У книги только обложка:первая и последняя страницы..Я предлагаю всем вместе сделать книгу.Чтобы книга была интересной ,что для этого нужно?(иллюстрации) Кто создает иллюстрации?(художники –иллюстраторы)
Для чего нужны иллюстрации в книге?(Для того ,чтобы понять содержание).А можно по иллюстрации в книге узнать ее содержание?Как иллюстраторы создают картинки? (рисуют красками ,карандашами,)Художники рисуют цветными карандашами,красками,углем,фломастерами,пастелью,тушью.Изображения получают при помощи линий,штрихов,точек,цветовых пятен.Так получается книжная графика.Мы сегодня тоже будем книжными иллюстраторами и создадим картины к своей книге.
Прежде чем начать работу предлагаю отправиться в путешествие.(Презентация осенние мотивы)
Куда мы попали?Зачем люди ходят в лес?Бианки очень любил природу,он любил выходить в лес.
Вот и мы с вами отправимся в лес,но не за грибами и ягодами,а понаблюдать за жизнью его обитателей.
(Слайд )
-Кто это? Из какой сказки?(Как муравьишка домой спешил)Давайте вспомним,что случилось с муравьем.Поиграем в игру «Помоги муравью».
(Раздаю карточки с насекомыми).Вы должны как можно быстрее построиться в том порядке ,как они помогали муравьишке добраться до дома.
(Правильность построения проверяется ребенком-муравьем)
-Муравьишка довольный добрался до муравейника-Это будет первая страница нашей книги.
-А сейчас мы встретимся с героями следующей сказки..
(Слайд зимнего пейзажа)
Пока наши артисты будут готовиться,предлагаю послушать стихотворение:
-Я уважаю муравья
За то .что он трудолюбивый.
Я уважаю соловья
За песен звонких переливы.
Я уважаю снегирей
И дятлов тоже уважаю
За то,что родины своей
Они в мороз не покидают.
Еще я уважаю снег
За то,что он весной растает.
Я очень уважаю тех,
Кто никого не обижает.
Сказка:
Ведущий:
Жили - были бабка с дедом,
Дружно
жили бок об бок.
Как-то раз на день
рожденья
Просит дед испечь пирог.
БАБКА:
Нету денег
на пирог.
Испеку я колобок,
Чтоб
поменьше мне расходу
Замешу муку да
воду.
ДЕД:
Ладно,
бабка, я согласен
Будет колобок
прекрасен,
Ты готовь его с душой,
И
при этом песни пой.
БАБКА:
Мы рассказ свой начинаем
Собирайтесь поскорей.
Всех мы в сказку приглашаем.
Всех и взрослых, и детей.
ДЕД: По мотивам русской сказки
Здесь по ходу речь пойдет.
БАБКА:
Колобок и у Бианки
В сказке тоже оживет.
ДЕД И БАБКА ВМЕСТЕ:
Колобок и у Бианки
В сказке тоже оживет.
КОЛОБКИ: (хором)
Вау! Ребята, всем привет!
Я деда
старого обед.
Ко дню рожденья как
пирог,
А зовусь я – Колобок.
Колобок №1:
Постой, ты почто меня обижаешь
Все слова за мной повторяешь?
Колобок №2:
Не понял я, кто ты такой.
Самозванец? ой-ой-ой!
Колобок №1:
Я – настоящий Колобок!
У меня горячий бок.
По сусеку я метён,
На сметане я мешен.
Колобок №2:
Настоящий Колобок – это я.
Бианки придумал меня.
Но! По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
БАБКА:
Хватит тут вам спор вести.
ДЕДКА:
Ну-ка дети помогите
Спор вы наш разрешите.
Воспитатель:
Вот такой спор произошел между колобками.А вы знаете ,о каких Колобках шла речь?(Колобок из русской народной сказки и Колобок из сказки В.Бианки.)Колобок этот-Ежик.
Предлагаю вам сделать ежиков и добавить на нашу страницу.(На готовом шаблоне дети делают иголки из бумаги,складывая веером.)
Но перед этим разомнем наши пальчики.
Пальчиковая разминка с массажным мячиком.
«Этот мячик не простой,
Весь колючий,
Вот такой.
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Им ладошки растираем.
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз. Два, три, четыре, пять,
Нам пора и отдыхать»
Дети создают следующую иллюстрацию в книге.
(Слай с весенним пейзажем.)
Игра черный ящик
То, что лежит в этой коробочке:
-имеет овальную форму;
-есть дома, в магазине, можно найти в поле, лесу.
-бывает белого, желтого, коричневого цвета
-очень полезно для всех;
-хрупкое, может разбиться;
-сказка есть про это, вы ее знаете все;
-один злой волшебник хранил в нем свою смерть;
- с этого начинается жизнь птиц (в нем иногда зарождается жизнь птиц).
-Здесь-яйцо.Чье это яйцо?(птицы)
В.Бианки очень много произведений посвятил птицам.Назовите их.
Игра «Собери правильно»
(на слайде-клюв пеликана)-«Чей это клюв?»
(на слайде-гнезда ласточек)-«Чьи домишки?»
(на слайде-хвост павлина)-«Чей это хвост?»
(на слайде- птица Люля)-«Что за птица на дне океана?»
Создаем следующую картинку в книге-птицы.
Упражнение на дыхание «Чье перо долго продержится?»
Игровое упражнение-загадка «Угадай из какого произведения отрывок»(в презентации отрывок и иллюстрация)
1. "Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди ножки и сзади - ножки. Муравьишка говорит Землемеру: - Землемер, Землемер, снеси меня домой! У меня ножки болят".
В. Бианки "Как Муравьишка домой спешил"
2. «Стали звери и птицы рыб просить:
-Принесите,нам,рыбы,щепотку земли со дна.
-А вам зачем?-спрашивают рыбы.
-Острова делать…»
В.Бианки «Люля»
4."Котёнок не знал, что это рак, думал - большой черный таракан, и толкнул его носом. Рак попятился. Котёнок тронул его лапкой. Рак поднял клешню. Котёнок решил, что с ним дела иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом. А рак - хвать! - и зажал ему клешнёй кончик хвоста".
В. Бианки "Где раки зимуют"
5."Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку".
В. Бианки "Где раки зимуют"
6."… Козуля в кустах со своими козлятами. И у Козули хвостик - маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит: - Отдай мне твой хвостик, Козуля!"
В. Бианки "Хвосты"
7"Вдруг забурлила вода, всколыхнулось море, - выкинуло Кита высоко в воздух".
В. Бианки "Люля"
8."Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное - всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад - вперёд, улитки ползали по траве: один день наверх ползут, другой - вниз спускаются".
В. Бианки "Где раки зимуют"
9."…крошечный Жук-Бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнёт в него летучей едкой струйкой - прямо в нос попал".
В. Бианки "Первая охота"
10."Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, - прыг! - и ухватил за хвост".
В. Бианки "Первая охота".
Воспитатель:-Чтобы вернуться нам из нашего интересного путешествия необходимо ответить на вопросы(Блиц опрос).Ответы будут служить иллюстрациями к нашей книги:
1 Ты натер ногу в походе.Как облегчить боль?(Приложить лист подорожника)
2 Какая ягода заменяет лимон?(Клюква)
3 Какую траву любят кошки?(Валериану)
Вот мы и вернулись из путешествия.Посмотрите,какую книгу нам удалось создать.Как мы ее создавали?Легко ли быть иллюстратором?Но это еще не готовая книга .Здесь не хватает текста .При следующей нашей встрече мы станем авторами и придумаем рассказы к нашим картинкам.А вам –задание на дом: придумайте свои короткие рассказы для того,чтобы у нас получилась настоящая книга. На последней странице нашей книги отметим оценим как мы создали книгу:если вам все было понятно,приклеим цветочек на нашу полянку,а если были затруднения приклеим тучку
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»