Образовательная программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» 5 – 7 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81
им. Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева
Образовательная программа внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
5 – 7 класс
Всего: 408 часов
1 год обучения - 136 часов (10 – 12 лет)
2 год обучения - 136 часов (11 – 13 лет)
3 год обучения - 136 часов (12 – 14 лет)
Программу разработала:
Колбасова Людмила Борисовна,
педагог дополнительного
образования МБОУ СОШ №81
высшей квалификационной
категории
Ульяновск, 2014 г.
Содержание
Пояснительная записка стр. 3
Ожидаемые результаты изучения программы стр. 11
Диагностика освоения программы стр. 14
Учебно-тематический план стр. 16
Содержание программы стр. 20
Литература стр. 52
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников, стремящихся попробовать свои силы в театральном искусстве, «познать театр изнутри». Программа рассчитана на три учебных года и предназначена для реализации в группе 12-15 учащихся.
Всего: 408 часов.
1 год обучения: 136 ч. (2 раза в неделю по 2 часа), возраст обучающихся 10 – 12 лет
2 год обучения: 136 ч. (2 раза в неделю по 2 часа), возраст обучающихся 11 – 13 лет 3 год обучения: 136 ч. (2 раза в неделю по 2 часа), возраст обучающихся 12 – 14 лет
Программа «Я познаю мир» разработана с учётом ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Она является модифицированной, базируется на основе следующих источников: программы для общеобразовательных учреждений «Театральные занятия для школьников», составленной Т.Г.Пеня, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; программы «Мир глазами театра», составленной И.В. Юстус, рекомендованной Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Направленность модифицированной программы «Я познаю мир» по содержанию является художественно-эстетической, краеведческой, общекультурной; по форме организации – кружковой.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности ребёнка. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности.
Новизна программы «Я познаю мир » заключается в деятельностном подходе к образованию, развитию и воспитанию ребёнка средствами театра. Ребёнок становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли) и с другой (на более высоких ступенях) – художника, режиссёра, автора спектакля в целом.
Педагогическая целесообразность программы «Я познаю мир» для средних школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребёнка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства. В этом возрасте закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Ведение театрального кружка в общеобразовательной школе по программе «Я познаю мир» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, так как происходит сплочение детского коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. В настоящее время, как никогда, очень важно каждому человеку знать народные обычаи, фольклорные произведения народов Поволжья, историю театрального искусства и литературные традиции Симбирского края.
Знакомство с позицией актёра-творца накапливает эмоциональный, нравственный, трудовой опыт учащихся. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат школьников общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного весёлого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистой интонацией, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.
Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этой задаче раскрытия «Я» личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребёнок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
Программа не ставит своей задачей подготовку школьников к актёрской профессии, но она способствует реализации творческих потребностей учащихся, формированию представления о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области, обеспечивает условия для воспитания и развития художественного вкуса посредством освоения различных компонентов человеческого характера.
Программа предусматривает следующие принципы организации педагогического процесса:
-
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип увлекательности – предполагает выявление и учет в работе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
-
принцип междисциплинарной интеграции – предполагает использование знаний, умений и навыков учащихся по смежным дисциплинам (музыке, хореографии, изобразительному искусству, технологии, литературе);
-
принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип коллективизма - способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;
-
принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цель программы — создание условий для развития творческих способностей учащихся; интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи программы
Обучающие:
Формирование у учащихся теоретических знаний:
-
по истории возникновения театра, становление театра в Симбирске-Ульяновске;
-
о народных обычаях, фольклорных произведениях народов Поволжья;
-
о литературных традициях Симбирского края;
-
о способах, приёмах формирования актерского мастерства;
-
по первоначальным основам культуры исполнения и культуры восприятия;
-
терминов, употребляющихся в театральной деятельности (амфитеатр, сцена, авансцена, партер и др.);
Развивающие:
-
развитие умений и навыков актерского мастерства (сценической речи, пластики, артикуляции, дыхания, дикции);
-
развитие творческих способностей учащихся в исполнительской деятельности;
-
развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы;
-
развитие выразительной речи учащихся;
-
развитие навыков самостоятельной работы учащихся (работа с литературными источниками, подбор реквизита, составление сценариев и т.д.);
-
укрепление здоровья детей.
Воспитательные:
-
содействие выработке у учащихся объективной самооценки своей деятельности;
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу, умение работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни;
-
формирование у воспитанников положительного отношения к себе, веры в свои возможности;
-
воспитание чувства ответственности перед коллективом.
Практическая часть программы посвящена развитию навыков актерского мастерства (сценической речи, пластики, артикуляции, дыхания, дикции); творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной работы учащихся (работа с литературными источниками, подбор реквизита, составление сценариев и т.д.). Программа включает в себя игры и упражнения на развитие элементов внутренней техники актёра, память физических действий (ПФД), сочинение и проигрывание этюдов; импровизационные показы, когда при помощи руководителя рождаются и закрепляются сюжетные сцены, записывается текст и порядок действий; инсценировки литературных произведений, когда каждому ученику поручается та или иная роль; работа с произведениями профессиональных драматургов, когда анализируются события, особенности эпохи, конфликтные ситуации, характеры и поступки героев.
Цель 1 года обучения - формирование знаний у учащихся по истории театра и становлению театрального искусства на Руси. Развитие первоначальных навыков работы над сценической речью, движением.
Задачи программы (1 года обучения)
обучающие:
-
познакомить учащихся с историей возникновения театра;
-
овладение учащимися первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
-
познакомить учащихся с принципами работы над сценической речью;
-
познакомить учащихся с интонацией и её компонентами;
-
познакомить учащихся с творчеством Д. Садовникова;
-
познакомить учащихся с театром – экспрессом;
-
познакомить учащихся с традициями, обрядами и праздниками русского народа;
-
познакомить учащихся с творческой лабораторией актёра;
развивающие:
-
развивать навык продолжительного поведения в заданном образе;
-
развивать умение обыгрывать элементы костюма;
-
развивать творческое воображение;
-
развивать навык построения мизансцены;
воспитательные:
-
воспитывать у учащихся уважение друг к другу;
-
воспитывать чувство ответственности за начатое дело;
-
воспитывать культуру поведения в театре;
-
приобщение учащихся к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры.
Цель 2 года обучения - формирование знаний учащихся о театральных профессиях. Совершенствование техники сценической речи и пластики.
Задачи программы (2 года обучения)
обучающие:
-
познакомить учащихся с театральными профессиями;
-
научить использовать средства речевой выразительности;
-
познакомить учащихся с понятием «Предлагаемые обстоятельства»;
-
научить учащихся при помощи воображения и фантазии ставить себя в «Предлагаемые обстоятельства»;
-
познакомить детей с видами театрального костюма;
-
научить производить внешнюю и внутреннюю характеристику роли;
-
познакомить учащихся с театральным диалогом;
-
познакомить учащихся с устройством зрительного зала и сцены;
развивающие:
-
развивать художественный вкус;
-
продолжать развивать творческую фантазию;
-
развивать навык самостоятельной работы над ролью;
-
развивать речевое дыхание, дикцию и артикуляцию на материале скороговорок и стихотворений;
-
развивать навык импровизации;
воспитательные:
-
воспитывать культуру речи;
-
воспитывать культуру восприятия замечаний педагога и товарищей;
-
воспитывать чувство коллективизма.
Цель 3 года обучения - способствовать формированию творческой личности учащихся средствами театральной педагогики. Обогащение речи учащихся театральными терминами, совершенствование навыков сценического движения.
Задачи программы (3 года обучения)
обучающие:
-
познакомить учащихся с театральным наследием Симбирска-Ульяновска;
-
познакомить учащихся с историей Ульяновского драматического театра;
-
познакомить учащихся с этюдом;
-
познакомить учащихся с театральным монологом;
-
познакомить учащихся с принципами работы актёра в драматическом театре;
-
познакомить учащихся с пьесой, её структурными элементами;
-
научить учащихся ставить актёрскую задачу;
-
познакомить учащихся с понятием «темпо - ритм»;
развивающие:
-
расширение познавательного интереса к истокам театра;
-
развивать навык импровизации;
-
развивать навык работы актера на сцене;
-
расширить знания учащихся о драматическом театре;
-
развивать у учащихся навык создания схемы этюда;
-
развивать у учащихся умение составлять монолог;
-
развивать творческие способности учащихся, интеллектуальную и эмоциональную сферу;
воспитательные:
-
воспитывать доброжелательное отношение к прошлому;
-
воспитывать умение чувствовать партнёра;
-
воспитывать ответственность исполнителя перед партнёрами и зрителями - товарищами;
-
воспитывать у учащихся ответственность за начатое дело;
-
воспитывать любовь к театральному искусству.
Ожидаемые результаты изучения программы.
В результате 1 года обучения
Учащиеся должны знать:
-
историю возникновения театрального искусства;
-
основные театральные термины;
-
основы актерского мастерства (упражнения на развитие дикции, артикуляции, дыхания; упражнения на развитие пластики; технику наложения грима);
-
русские народные танцы, песни, обряды, массовые игры;
-
творчество Д. Садовникова;
Учащиеся должны уметь:
-
уметь на практике применять знания по основам актерского мастерства при подготовке и проведении театрализованных представлений, концертов, праздников;
-
накладывать театральный грим в соответствии с образом;
-
уметь работать над мизансценами;
-
уметь создавать пластический образ по музыкальному произведению.
Воспитательный аспект результативности программы:
-
воспитывать чувство коллективизма;
-
воспитывать любовь к сценическому искусству;
-
воспитывать культуру поведения в театре.
В результате 2 года обучения
Учащиеся должны знать:
-
устройство зрительного зала и сцены;
-
понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
-
виды театральных костюмов;
-
назначение театрального диалога;
-
роль грима в создании сценического образа;
Учащиеся должны уметь:
-
активизировать фантазию при создании сценического образа;
-
создавать эскиз костюма к роли;
-
естественно выполнять разнообразные движения при решении творческой задачи;
-
действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
Воспитательный аспект результативности программы:
-
воспитывать чувство коллективизма;
-
воспитывать любовь к сценическому искусству;
-
воспитывать культуру поведения на сцене.
-
воспитывать культуру восприятия замечаний и советов педагога и товарищей;
-
воспитывать навык творческой требовательности к себе.
В результате 3 года обучения
Учащиеся должны знать:
-
историю возникновения драматического театра;
-
назначение театрального монолога и его задачи;
-
понятие «Этюд»;
-
принципы работы актёра в драматическом театре;
-
понятие ритма, его изменения с течением времени и обстоятельств;
-
театральные профессии;
Учащиеся должны уметь:
-
верить в вымысел при создании этюда на сцене;
-
активизировать фантазию при создании этюда;
-
«превращать» литературную сказку в пьесу;
-
пользоваться словесными воздействиями на партнёров;
-
строить схему этюда;
-
обыгрывать этюды, используя или не используя слова;
-
пользоваться актёрскими инструментами;
-
сочинять и исполнять монологи в различных жанрах.
Воспитательный аспект результативности программы:
-
воспитывать навык творческого театрального коллективизма;
-
воспитывать навык ответственности перед зрителями и искусством;
-
воспитывать чувство ответственности за общее дело; нравственное воспитание детей на примерах героев, избранных для постановки произведений.
-
воспитывать культуру восприятия замечаний и советов педагога и товарищей.
Диагностика освоения программы.
При изучении программы проводится три вида диагностических исследований: входящая, текущая, итоговая диагностики.
Входящая диагностика осуществляется на первых занятиях. Может проводиться в виде тестовых заданий, анкетирования, творческих заданий.
Текущая диагностика осуществляется на каждом занятии и после освоения разделов программы. По результатам контроля определяется уровень освоения программы.
Итоговая диагностика проводится в виде творческих заданий в конце каждого года обучения (выступления, спектакля).
Критерии диагностики.
Входящая диагностика:
низкий уровень: Учащиеся не имеют представления о том, что такое театральное искусство, не владеют специальной терминологией;
средний уровень: Учащиеся имеют элементарные знания и навыки в области театрального искусства, не владеют специальной терминологией;
высокий уровень: Учащиеся плохо владеют специальной терминологией, имеют элементарные навыки театральной деятельности.
Текущая диагностика:
низкий уровень: Учащиеся слабо ориентируются в содержании изученного материала. Качество выполняемых работ не соответствует требованиям;
средний уровень: Учащиеся разбираются в содержании изученного материала. Качество выполнения практических работ соответствует требованиям;
высокий уровень: Учащиеся свободно ориентируются в содержании изученного материала. Владеют специальной терминологией, качество выполняемых работ соответствует требованиям.
Итоговая диагностика:
низкий уровень: Учащиеся слабо освоили содержание некоторых разделов программы, владеют специальной терминологией;
средний уровень: Учащиеся освоили содержание всех разделов, владеют специальной терминологией, имеют специальные навыки работы в области театрального искусства;
высокий уровень: Учащиеся свободно ориентируются в содержании всех разделов программы, владеют специальной терминологией, способны самостоятельно осуществить диагностику проблемы, предлагают варианты для ее решения.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№ п\п |
Темы занятий |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. |
2 |
2 - 3 |
Что такое театр? |
4 |
4 - 5 |
Истоки театрального искусства. |
4 |
6 – 8 |
Правда переживаний и условность игры в театре. Выразительность бессловесного поведения человека. |
6 |
9 - 11 |
Виды театров. |
6 |
12 - 31 |
Адаптация готовой пьесы |
40 |
12 |
Ознакомление с пьесой |
2 |
13 – 15 |
Подбор мимики, жеста, движения. |
6 |
16 – 17 |
Внешняя характеристика. |
4 |
18 – 19 |
Внутреннее содержание. |
4 |
20 – 21 |
Подбор грима. |
4 |
22 – 23 |
Подбор костюма. |
4 |
24 – 26 |
Изготовление декораций, реквизита, афиши. |
6 |
27 – 28 |
Работа над мизансценами. |
4 |
29 |
Первый прогон. |
2 |
30 |
Исправление рисунка роли по итогам первого прогона. |
2 |
31 |
Премьера. |
2 |
32 – 34 |
Театр-экспромт. |
6 |
35 – 36 |
Основы пластики. |
4 |
37 – 38 |
Движение и музыка. |
4 |
39 - 40 |
Рождение пластического образа. |
4 |
41 – 48 |
Творческая лаборатория актёра. |
16 |
41 – 42 |
Актёрские инструменты. |
4 |
43 – 44 |
Взаимодействие актёров. |
4 |
45 – 46 |
Актёр познаётся в паузе. |
4 |
47 – 48 |
Роль грима в создании сценического образа. |
4 |
49 – 59 |
Речь в творчестве актера. |
22 |
49 – 50 |
Средства речевой выразительности. |
4 |
51 |
Интонация и её компоненты. |
2 |
52 – 53 |
Ударение логическое, эмфатическое. |
4 |
54 - 55 |
Пауза. Виды пауз. |
4 |
56 |
Темп и ритм речи. |
2 |
57 – 58 |
Мелодика речи. |
4 |
59 |
Тембр – характер звучания. |
2 |
60 – 65 |
Дмитрий Николаевич Садовников – собиратель фольклора |
12 |
60 |
Творчество Д.Н. Садовникова. |
2 |
61 – 62 |
Чтение и заучивание пословиц и поговорок Д.Н. Садовникова. |
4 |
63 – 65 |
Инсценировка пословиц, поговорок Д.Н. Садовникова. |
6 |
66 - 68 |
Повторение. |
6 |
|
Итого |
136 |
2 год обучения.
№ п\п |
Темы занятий |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. |
2 |
2 – 7 |
Театр и зритель |
12 |
2 – 3 |
Я иду в театр. |
4 |
4 – 5 |
Устройство зрительного зала. |
4 |
6 – 7 |
Три этажа сцены. |
4 |
8 – 19 |
Создатели спектакля. |
24 |
8 |
Театральные профессии |
2 |
9 – 10 |
Режиссёр – автор спектакля. |
4 |
11 – 12 |
Роль художника в спектакле. |
4 |
13 – 15 |
Актёр – «главное чудо в театре». |
6 |
16 – 17 |
Музыкальное оформление к спектаклю. |
4 |
18 – 19 |
Костюмер. Гримёр. |
4 |
20 – 31 |
«Предлагаемые обстоятельства». |
24 |
20 – 21 |
«Предлагаемые обстоятельства» - основа сценического действия. |
4 |
22 – 24 |
Разные действия в одних и тех же «Предлагаемых обстоятельствах». |
6 |
25 – 27 |
Одни и те же действия в разных «Предлагаемых обстоятельствах». |
6 |
28 - 31 |
Сочинение и обыгрывание «Предлагаемых обстоятельств». |
8 |
32 – 37 |
Театральный костюм – второе «Я» актёра. |
12 |
32 – 33 |
Театральный костюм. Виды театральных костюмов. Экскурсия в школьный музей. |
4 |
34 – 35 |
Создание эскиза костюма. |
4 |
36 – 37 |
Обыгрывание костюмов. |
4 |
38 – 43 |
Театральный диалог. |
12 |
38 – 39 |
Виды театральных диалогов. |
4 |
40 – 41 |
Составление театрального диалога. |
4 |
42 – 43 |
Исполнение театрального диалога. |
4 |
44 – 65 |
Инсценировка произведения писателей Симбирского - Ульяновского края. |
44 |
44 |
Ознакомление с литературным материалом. |
2 |
45 – 46 |
Распределение ролей. Чтение по ролям. |
4 |
47 – 48 |
Подбор мимики, жеста, движения. |
4 |
49 – 50 |
Внешняя характеристика. |
4 |
51 – 52 |
Внутреннее содержание. |
4 |
53 |
Подбор грима. |
2 |
54 |
Подбор костюма. |
2 |
55 – 57 |
Изготовление декораций, реквизита. |
6 |
58 – 61 |
Работа по мизансценам. |
8 |
62 |
Музыкальное оформление. |
2 |
63 |
Первый прогон. |
2 |
64 |
Исправление рисунка роли по итогам первого прогона. |
2 |
65 |
Премьера. |
2 |
66 – 68 |
Повторение. |
6 |
|
Итого |
136 |
3 год обучения.
№ п\п |
Темы занятий |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. |
2 |
2 – 9 |
Драматический театр. |
16 |
2 - 3 |
Ф.Г. Волков – отец русского театра. |
4 |
4 - 5 |
Драматический театр Ульяновска |
4 |
6 - 7 |
Просмотр профессионального театрального спектакля. Обсуждение. |
4 |
8 - 9 |
Актёры театра Ульяновска. |
4 |
10 – 26 |
Этюд. |
34 |
10 – 12 |
Этюд. Схема этюда. |
6 |
13 – 14 |
Этюды. Одноэтажные и многоэтажные. |
4 |
15 – 16 |
Этюды на тему: «Из школьной жизни». |
4 |
17 – 18 |
Этюды на неожиданность. |
4 |
19 – 20 |
Этюды со словами |
4 |
21 – 23 |
Этюды на наблюдательность, память. |
6 |
24 – 26 |
Этюды на смену «предлагаемых обстоятельств» |
6 |
27 – 41 |
Творческая лаборатория актера. |
30 |
27 – 29 |
Речь в творчестве актёра. Средства речевой выразительности. |
6 |
30 – 31 |
Распределение звука и слова в сценическом пространстве. |
4 |
32 – 33 |
Театральный монолог. Задачи монолога. |
4 |
34 – 37 |
Сочинение монолога. |
8 |
38 – 39 |
Чтение монолога в различных жанрах. |
4 |
40 – 41 |
Исполнение монолога. |
4 |
42 – 65 |
Адаптация готовой пьесы. |
48 |
42 |
Ознакомление с пьесой. |
2 |
43 |
Распределение ролей. |
2 |
44 – 45 |
Чтение по ролям. |
4 |
46 – 47 |
Подбор мимики, жеста, движения. |
4 |
48 – 49 |
Внешняя характеристика. |
4 |
50 – 51 |
Внутреннее содержание. |
4 |
52 – 53 |
Подбор грима. |
4 |
54 – 55 |
Подбор костюма. |
4 |
56 – 58 |
Изготовление реквизита. |
6 |
59 – 62 |
Работа над мизансценами. |
8 |
63 |
Первый прогон. |
2 |
64 |
Исправление рисунка роли по итогам первого прогона. |
2 |
65 |
Премьера. |
2 |
66 – 68 |
Повторение. |
6 |
|
Итого |
136 |
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа).
Цель: Познакомить учащихся с задачами и содержанием образовательной программы «Я познаю мир»; вызвать у учащихся интерес к театральному искусству.
Задачи:
обучающие:
-
знакомство с образовательной программой «Я познаю мир», её целями и задачами;
-
изучить правила пожарной безопасности;
-
ознакомить с правилами дорожного движения;
развивающие:
-
развивать умения соблюдения правил техники безопасности на занятиях кружка;
-
развитие эмоциональной сферы учащихся;
воспитательные:
-
воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, желания работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни.
Теория. Цели и задачи образовательной программы «Я познаю мир». Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Правила дорожного движения.
Практика. Знакомство с инструктажем по технике безопасности, правилами дорожного движения. Тренинги на знакомство: «Знакомство-дразнилка», «Мы идем в поход», «Снежный ком».
Учащиеся должны знать:
-
правила по технике безопасности на занятиях в кружке;
-
правила дорожного движения;
-
правила пожарной безопасности;
Учащиеся должны уметь:
-
применять на практике знания по ПДД, ППБ.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, тренинги, игра, экскурсия, показ видеофильма.
Методическое обеспечение. Инструктивные плакаты по охране труда, по правилам пожарной безопасности.
Оборудование. Мультимедийная установка.
2 - 3. Что такое театр? (4 часа).
Цель: Выявить интеллектуальный уровень детей.
Задачи:
обучающие:
-
обучение детей театральным играм;
-
умению грамотно отвечать на вопросы викторины;
развивающие:
-
развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы учащихся;
воспитательные:
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу, умение работать сообща.
Практика. Театральные игры: «Поводырь», «Хлопок», «Невидимая нить»,
«Чугунный шар», «Замороженные», «Переход».
Контроль. Викторина «Этот удивительный мир театра».
Методы и формы подачи материала. Беседа, игры.
Оборудование. Иллюстрации муз, разработка викторины.
4 - 5. Истоки театрального искусства (4 часа).
Цель: Формирование у учащихся теоретических знаний по театральному
искусству.
Задачи:
обучающие:
-
знакомство с историей возникновения театра;
-
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
-
познакомить с творчеством скоморохов;
-
познакомить с особенностями кукольного театра;
развивающие:
-
развитие грамотной речи;
-
развитие интеллектуальной сферы учащихся;
-
развивать чёткое произношение согласных в скороговорках;
-
развивать навык перевоплощения;
воспитательные:
-
формирование у воспитанников положительного отношения к себе, веры в свои возможности.
Теория. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, празднества). Скоморохи - первые профессиональные актёры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви. Кукольный скомороший театр о Петрушке.
Практика. Упражнения на дикцию, артикуляцию, дыхание. «Игры в скоморохов» - игры - импровизации на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, просмотр видеоматериала, упражнения.
Формы контроля. Викторина «История театра».
Учащиеся должны знать:
-
историю возникновения театра;
-
истоки театрального искусства;
-
творчество скоморохов. Учащиеся должны уметь:
-
называть первых актёров на Руси;
-
анализировать творчество скоморохов;
-
импровизировать придуманные сюжеты.
Методическое обеспечение. Иллюстрации с изображением скоморохов.
Оборудование. Мультимедийная установка.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа.
6 – 8. Правда переживаний и условность игры в театре. Выразительность бессловесного поведения человека (6 часов).
Цель: Познакомить детей со спецификой работы актёра.
Задачи:
обучающие:
-
научить учащихся различать правду и условность в игре актёров;
-
научить взаимодействию с партнёром;
-
познакомить с актёрскими инструментами;
-
учить актёрской выразительности;
-
показать роль грима в создании сценического образа; развивающие:
-
развивать умение активизировать свою фантазию;
-
развивать навык продолжительного действия в образе;
воспитательные:
-
воспитывать умение чувствовать партнёра.
Теория. Актёрские инструменты (голос, жест, пластика тела, мимика, душа). Актёрская выразительность (характер, характерность, перевоплощение). Правда и условность в игре актёров. Взаимодействие актёров. Актёр познаётся в паузе. Роль грима в создании сценического образа.
Практика. Беседы с детьми о любимых актёрах, обыгрывание вежливого поведения (вежливо позвать, ответить, попросить). Игры и упражнения «Превращение комнаты», «Так и не так», «Пауза на троих». Практическое занятие «Мы наносим грим».
Методы и формы подачи материала. Беседа, рассказ, игры, упражнения.
Формы контроля. Наложение грима.
Учащиеся должны знать:
-
актёрские инструменты;
-
о взаимодействии актёров на сцене;
-
методику применения знаний по теме «Правда и условность в игре актёра».
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться актёрскими инструментами;
-
взаимодействовать на сцене;
-
обыгрывать вежливое поведение;
-
накладывать грим.
Методическое обеспечение. Сюжетные картинки, иллюстрации с разновидностями грима.
Оборудование. Грим, реквизит.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, практическая работа.
9 – 11. Виды театров (6 часов).
Цель: Обогащение духовного опыта учащихся через знакомство с
театрально-творческой деятельностью, создание условий для развития общей
культуры обучающихся.
Задачи:
обучающие:
-
способствовать формированию у учащихся теоретических знаний по театральному искусству;
-
знакомство с историей возникновения кукольного театра, его традициями, с жизнью и деятельностью С.В. Образцова;
-
формирование у учащихся теоретических знаний о театре оперы и балета;
-
формирование у учащихся теоретических знаний о драматическом театре;
-
пополнение понятийного аппарата терминами, употребляющимися в театральной деятельности;
развивающие:
-
развитие навыков самостоятельной работы учащихся с литературой;
-
развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы;
воспитательные:
-
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
-
постижение искусства общения, поведения, культуры речи;
-
содействие выработке у учащихся объективной самооценки своей деятельности;
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу, умение работать сообща.
Теория. История возникновения театра кукол. Виды театральных кукол. Правила работы актёра с перчаточной куклой. Особенности работы актёра в кукольном театре. «Пора нам в оперу скорей». Оперная «книжечка». «Великие театры». Балет. Танец - сама жизнь. «Народная кладовая». Язык жестов. Академия танца. «Три кита классического танца». Танец с характером. Звезды балета.
Практика. Упражнения с куклами. Этюды с куклами и «ожившими» предметами. Пластические этюды «руки актёра». Оформление стенда «Звезды оперы и балета». Рассматривание иллюстраций. Прослушивание отрывков оперы.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа.
Формы контроля: викторина «Виды театров».
Учащиеся должны знать:
-
историю возникновения театра кукол;
-
специфику работы актёра в кукольном театре;
-
особенности театра оперы и балета;
-
принципы работы актёра в театре оперы и балета;
-
особенности работы актёра в драматическом театре.
Учащиеся должны уметь:
-
называть разновидности кукол;
-
работать с перчаточной куклой;
-
различать театр оперы и балета от других видов театра;
-
называть характерные особенности театров.
Методическое обеспечение. Иллюстрации фрагментов из спектаклей драматического театра, театра оперы и балета и кукольного театра.
Оборудование. Видеозаписи спектаклей. Куклы. Декорации.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа.
12 – 31. Адаптация готовой пьесы (работа над спектаклем) (40 часов).
Цель: Создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» - концепции.
Задачи:
обучающие:
-
закрепление у учащихся теоретических знаний по театральному искусству;
-
закрепление умений и навыков актерского мастерства;
развивающие:
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы;
воспитательные:
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу;
-
умение работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни;
-
социальная адаптация в результате совместной социально-значимой деятельности.
Теория. Отрицательные и положительные герои. Воздействие спектакля на зрителя.
Практика. Прослушивание и обсуждение сценария. Распределение ролей (ведущие, исполнители ролей, исполнители музыкальных и хореографических номеров). Репетиции на сцене. Отработка действий. Постановка мизансцен. Подбор музыкального сопровождения. Подбор, изготовление костюмов, реквизита и бутафории. Подбор и наложение грима. Создание афиши.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, обсуждение.
Формы контроля. Репетиции (по блокам, сводные, индивидуальные, генеральная).
Учащиеся должны знать:
-
этапы постановки спектакля;
-
историю возникновения праздника.
Учащиеся должны уметь:
-
распределять роли;
-
подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю;
-
подбирать костюм, грим к роли;
-
создавать мизансцены.
Методическое обеспечение. Сценарий пьесы.
Оборудование. Костюмы героев, реквизит, театральный грим, фонограмма.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, практическая работа, выступления.
32 – 34. Театр-экспромт (6 часов).
Цель: Раскрытие творческих способностей учащихся, содействие формированию положительной «Я» - концепции.
Задачи:
обучающие:
-
закрепление навыков актерского мастерства;
-
овладение детьми первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развивающие:
-
развитие навыков самостоятельной работы учащихся;
-
развитие умений и навыков актерского мастерства;
воспитательные:
-
содействие выработке у учащихся объективной самооценки своей деятельности;
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу, умение работать сообща;
-
формирование опыта самостоятельного взаимодействия, веры в свои возможности.
Теория. Понятие, составные части театра-экспромта, специфика.
Практика. Подбор костюмов, реквизита, бутафории. Постановка отрывка из сказки «Королевство кривых зеркал» с помощью невербальных средств общения.
Методы и формы подачи материала. Беседа, репетиция.
Формы контроля. Показ инсценированного отрывка из сказки «Королевство кривых зеркал».
Учащиеся должны знать:
-
составные части театра-экспромта;
-
способы создания театра-экспромта.
Учащиеся должны уметь:
-
распределять роли и обязанности в постановке отрывка;
-
взаимодействовать на сцене;
-
подбирать костюм к роли;
-
накладывать грим.
Методическое обеспечение. Иллюстрации разновидностей грима.
Оборудование. Реквизит, бутафория, театральный грим, костюмы, музыкальный центр, фонограмма.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, выступления.
35 – 36. Основы пластики (4 часа).
Цель: формирование творческой личности учащихся средствами театральной педагогики, развитие универсальных способностей человека.
Задачи:
обучающие:
-
формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений по театральному искусству;
-
овладение детьми первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развивающие:
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы;
-
развитие пластики;
-
укрепление здоровья детей;
воспитательные:
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу;
-
умение работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни;
-
социальная адаптация в результате совместной социально-значимой деятельности в условиях разновозрастного коллектива;
-
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
-
формирование опыта самостоятельного взаимодействия, веры в свои возможности.
Теория. Пластика как элемент оздоровления учащихся. Пластика как подспорье в постижении актерского мастерства и как самоценное театральное искусство.
Практика. Использование игр в пластике. Этапы занятий пластикой: работа с целой группой, работа по парам. Элементы занятий пластикой: разминка, настройка, разогрев, релаксация, внимание. Тренинги: «Разминка», «Настройка», «Разогрев».
Методы и формы подачи материала. Беседа, показ, тренинги, упражнения.
Формы контроля: игра «Воображаемое путешествие».
Учащиеся должны знать:
-
о роли пластики в творчестве актера;
-
принципы работы над пластикой тела. Учащиеся должны уметь:
-
проводить пластическую разминку;
-
создавать пластический рисунок роли.
Методическое обеспечение. Сюжетные картинки, литература.
Оборудование. Ковёр.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, практическая работа детей, выступления.
37 – 38. Движение и музыка (4 часа).
Цель: развитие пластичности и выразительности тела, развитие
универсальных способностей человека.
Задачи:
обучающие:
-
формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений по театральному искусству;
-
обучение способам формирования актерского мастерства;
-
овладение детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развивающие:
-
развитие умения самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки;
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы;
-
развитие пластики, укрепление здоровья детей;
воспитательные:
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу;
-
умение работать сообща;
-
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
-
формирование опыта самостоятельного взаимодействия, веры в свои возможности.
Теория. Взаимосвязь движения и музыки. Музыкальная характеристика образа. Перевод звука в движение.
Практика. Упражнения: «Образы, навеянные музыкой», «Ритмический рисунок», «Стоп-кадр», «Тело-звук», «Персонаж и музыка», «Пластические импровизации».
Методы и формы подачи материала. Беседа, показ, тренинги, упражнения.
Формы контроля. Творческое задание «Музыкальный образ».
Учащиеся должны знать:
-
о взаимосвязи движения и музыки.
Учащиеся должны уметь:
-
подбирать движения в соответствии с музыкой.
Методическое обеспечение. Сюжетные картинки.
Оборудование. Ковёр, магнитофон, аудиотека.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, выступления.
39 – 40. Рождение пластического образа (4 часа).
Цель: развитие психофизического аппарата, развитие универсальных
способностей человека.
Задачи:
обучающие:
-
формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений по театральному искусству;
-
обучение способам формирования актерского мастерства;
-
овладение детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развивающие:
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы;
-
развитие пластики;
-
укрепление здоровья детей;
воспитательные:
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу;
-
умение работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни.
Теория. Моделирование образа через вес: понятие «тяжёлого» и «лёгкого» веса, вес «средний». Понятия движения, остановки, перехода с ощущением центра тяжести в разных частях тела. Понятие физического состояния героя.
Практика. Разминка под музыку в разном весе. Отработка падений от внезапных причин (оступился, поскользнулся, что-то задел). Упражнения: «Неудобная поза», «Парное или маленькое зеркало», «Тень». Этюды на физическое состояние (непомерно толстый, тонкий, неуклюжий, хромой, больной радикулитом, ребёнок, который учится ходить).
Методы и формы подачи материала. Беседа, показ, тренинги, упражнения.
Формы контроля. Игра «Жар-птица».
Учащиеся должны знать:
-
понятия «координация движений», «равновесие».
Учащиеся должны уметь
-
подбирать движения к роли;
-
продолжительное время действовать в заданном образе.
Методическое обеспечение. Сюжетные картинки. Оборудование. Ковёр.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, выступления.
41 – 48. Творческая лаборатория актёра. (16 часов).
Цель: Познакомить детей со спецификой работы актёра.
Задачи:
обучающие:
-
научить учащихся различать правду и условность в игре актёров;
-
научить взаимодействию с партнёром;
-
познакомить с актёрскими инструментами;
-
учить актёрской выразительности;
-
показать роль грима в создании сценического образа;
развивающие:
-
развивать умение активизировать свою фантазию;
-
развивать навык продолжительного действия в образе;
воспитательные:
-
воспитывать умение чувствовать партнёра.
Теория. Актёрские инструменты (голос, жест, пластика тела, мимика, душа). Актёрская выразительность (характер, характерность, перевоплощение). Правда и условность в игре актёров. Взаимодействие актёров. Актёр познаётся в паузе. Роль грима в создании сценического образа.
Практика. Беседы с детьми о любимых актёрах, обыгрывание вежливого поведения (вежливо позвать, ответить, попросить). Игры и упражнения «Превращение комнаты», «Так и не так», «Пауза на троих». Практическое занятие «Мы наносим грим».
Методы и формы подачи материала. Беседа, рассказ, игры, упражнения.
Формы контроля. Наложение грима.
Учащиеся должны знать:
-
актёрские инструменты;
-
о взаимодействии актёров на сцене;
-
методику применения знаний по теме «Правда и условность в игре актёра».
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться актёрскими инструментами;
-
взаимодействовать на сцене;
-
обыгрывать вежливое поведение;
-
накладывать грим.
Методическое обеспечение. Сюжетные картинки, иллюстрации с разновидностями грима.
Оборудование. Грим, реквизит.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, практическая работа.
49 – 59. Речь в творчестве актёра. Средства речевой выразительности. (22 часа).
Цель: Совершенствование техники сценической речи.
Задачи:
обучающие:
-
познакомить с понятием «интонация»;
-
дать представление о компонентах интонации;
-
научить работать над мелодикой речи;
-
научить использовать средства речевой выразительности;
развивающие:
-
развивать умение пользоваться интонацией и её компонентами;
воспитательные:
-
воспитывать культуру речи.
Теория. Распределение звука и слова в сценическом пространстве. Словесные воздействия. Работа над скороговоркой. Средства речевой выразительности. Интонация и её компоненты. Логическое и эмфатическое ударение. Виды пауз. Темп и ритм речи. Мелодика речи. Тембр голоса.
Практика. Упражнения по развитию речевого дыхания. Упражнения на
дикцию. Работа со скороговорками. Разбор таблицы «Интонация и её
компоненты». Заучивание небольших стихотворений, потешек. Игры с мячом
(распределение звука в сценическом пространстве).
Методы и формы подачи материала. Беседа, игры, упражнения.
Формы контроля. Игра «Пойми меня».
Учащиеся должны знать:
-
что такое интонация;
-
средства речевой выразительности;
-
как распределяется звук и слово в сценическом пространстве.
Учащиеся должны уметь:
-
распределять звук и слово в сценическом пространстве;
-
работать над темпом и ритмом речи;
-
производить словесные воздействия на партнёра;
-
самостоятельно работать над скороговоркой.
Методическое обеспечение. Таблица «Интонация и её компоненты».
Оборудование. Мяч.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа,
выступления.
60 – 65. Дмитрий Николаевич Садовников – собиратель фольклора (12 часов).
Цель: познакомить учащихся с литературным наследием Симбирска.
Задачи:
обучающие:
-
познакомить учащихся с творчеством Д. Н. Садовникова;
-
познакомить с правилами инсценировок пословиц, поговорок, потешек;
развивающие:
-
расширение кругозора школьников;
воспитательные:
-
воспитывать любовь к своей малой Родине;
Теория. Д.Н.Садовников – собиратель фольклора. Знакомство с пословицами, поговорками и потешками.
Практика. Просмотр иллюстраций, связанных с именем Д.Н. Садовникова. Чтение и заучивание пословиц и поговорок. Инсценировка пословиц и поговорок Д.Н. Садовникова.
Методы и формы подачи материала. Беседа, рассказ, игры, упражнения.
Формы контроля. Выступления.
Учащиеся должны знать:
-
литературное наследие Симбирска;
-
творчество Д.Н. Садовникова;
Учащиеся должны уметь:
-
анализировать творчество Д.Н. Садовникова;
-
отличать пословицы от поговорок;
Методическое обеспечение. Портрет Д.Н. Садовникова.
Оборудование. Иллюстрации, энциклопедия, декорации, реквизит.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа,
выступления.
66 – 68. Повторение (6 часов).
Цель: акцентировать внимание на темы, которые на его взгляд в данном классе усвоены не достаточно.
Задачи:
-
углубить, обобщить и закрепить полученные знания учащихся по изученным темам.
Теория. Виды театров. Актёрские инструменты. Интонация и её компоненты.
Практика. Игры и упражнения на актёрское мастерство, память физических действий (ПФД), снятие сценического зажима.
Методы и формы подачи материала. Беседа, рассказ, викторина «В мире театра».
Формы контроля. Тесты «Виды театров». Кроссворд «Интонация и её компоненты».
2 года обучения
1. Вводное занятие (2 часа).
Цель: Способствовать развитию у учащихся интереса к театральному искусству, закрепить желание заниматься театром.
Задачи:
обучающие:
-
знакомство с образовательной программой 2 года обучения;
-
изучить правила пожарной безопасности;
-
повторить правила дорожного движения;
развивающие:
-
развивать умения соблюдения правил техники безопасности на занятиях;
-
развитие эмоциональной сферы учащихся;
воспитательные:
-
воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, желания работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни.
Теория. Цели и задачи 2 года обучения образовательной программы «Я познаю мир». Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Правила дорожного движения.
Практика. Тренинговые упражнения и игры на сплочение коллектива: «Вот так позы», «Превращение», «Эстафета», «Алфавит». Знакомство с инструктажем по технике безопасности, правилами дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
-
правила по технике безопасности на занятиях в кружке;
-
правила дорожного движения;
-
правила пожарной безопасности;
Учащиеся должны уметь:
-
соблюдать правила работы в группе;
-
применять на практике знания по ПДД, ППБ;
-
называть разделы программы «Я познаю мир».
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, тренинги, игра.
Методическое обеспечение. Инструктивные плакаты по охране труда, по правилам пожарной безопасности.
Оборудование. Музыкальный центр.
2 – 7 . Театр и зритель (12 часов).
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в театре.
Задачи:
обучающие:
-
познакомить детей с устройством зрительного зала;
-
познакомить детей с устройством сцены;
развивающие:
-
развивать наблюдательность и творческую активность учащихся;
воспитательные:
-
воспитывать любовь к сценическому искусству.
Теория. Три этажа сцены. «Одежда» сцены. Правила поведения в театре. Три звонка в театре. О чём нам расскажет театральная программка. Какую информацию мы получим из афиши.
Практика. Рассматривание иллюстраций устройства сцен и зрительного зала театра. Посещение актового зала школы.
Учащиеся должны знать:
-
правила поведения в театре;
-
устройство сцены;
-
устройство зрительного зала;
Учащиеся должны уметь:
-
показывать и называть «одежду» сцену.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, игра «Мы в театре», экскурсия.
Методическое обеспечение. Иллюстрации театров. Афиши. Программки.
Виды оцениваемых работ. Кроссворд «Устройство сцены и зрительного зала».
8 – 19. Создатели спектакля (24 часа)
Цель: Познакомить учащихся с этапами постановки спектакля.
Задачи:
обучающие:
-
познакомить детей с театральными профессиями;
развивающие:
-
развивать навык продолжительного поведения в заданном образе;
воспитательные:
-
воспитывать любовь к театральному искусству.
Теория. Спектакль - результат коллективного творчества. «Путешествие по театральной программке» (режиссёр, художник, композитор, костюмер, гримёр, актёр).
Практика. Просмотр спектакля. Беседы о создателях спектакля. Рассматривание иллюстраций. Творческие задания: создание афиш, эскизов декораций, костюмов. Упражнения и задания по теме: «Элементы костюма». Методы и формы подачи материала. Беседа, показ, объяснение. Формы контроля. Игра «Наложи грим».
Учащиеся должны знать:
-
театральные профессии;
-
особенности постановки спектакля.
Учащиеся должны уметь:
-
называть театральные профессии;
-
самостоятельно работать над постановкой спектакля;
-
накладывать грим;
-
оформлять афиши;
-
создавать эскизы костюмов;
-
подбирать музыкальное оформление спектакля.
Методическое обеспечение. Иллюстрации разновидностей грима, пьесы, афиши.
Оборудование. Программки к спектаклю, декорации, костюмы.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа,
практическая работа, выступления.
20 – 31. «Предлагаемые обстоятельства» (24 часа)
Цель: Познакомить учащихся с понятием «предлагаемые обстоятельства».
Задачи:
обучающие:
-
научить детей действовать в «предлагаемых обстоятельствах»;
развивающие:
-
развивать творческое воображение, фантазию;
воспитательные:
-
воспитывать культуру восприятия замечаний педагога и товарищей.
Теория. «Предлагаемые обстоятельства» - основа сценического действия. Разные действия в одних и тех же «предлагаемых обстоятельствах». Одни и те же действия в разных «предлагаемых обстоятельствах». «Если бы» - волшебное слово в «предлагаемых обстоятельствах»; с него начинается творчество, оно является могучим побудителем к действию.
Практика. Обыгрывание различных ситуаций на тему: Я в «предлагаемых обстоятельствах» (холодно, жарко, устал, и т.д.). Упражнения на оправдание мизансцен. Упражнения на смену «предлагаемых обстоятельств» (жарко, вдруг налетел дождь, подул ветер, стало холодно, пошёл снег и т.д.). Упражнения типа: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый город, дом, комнату, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Самостоятельное сочинение и обыгрывание «предлагаемых обстоятельств».
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, игры, упражнения.
Формы контроля. Творческое задание «Я в «Предлагаемых обстоятельствах».
Учащиеся должны знать:
-
понятие «предлагаемые обстоятельства»;
-
составные элементы «предлагаемых обстоятельств».
Учащиеся должны уметь:
-
придумывать «предлагаемые обстоятельства»;
-
обыгрывать «предлагаемые обстоятельства»;
-
составлять по сюжетным картинкам «предлагаемые обстоятельства»;
-
анализировать выступления товарищей.
Методическое обеспечение. Сюжетные картинки.
Оборудование: кубики, реквизит, декорации.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, практическая работа,
выступления.
32 – 37. Театральный костюм – второе «Я» актёра (12 часов).
Цель: Познакомить детей с театральным костюмом.
Задачи:
обучающие:
-
познакомить с историей театрального костюма;
-
научить различать группы театральных костюмов;
-
научить создавать эскиз костюма;
развивающие:
-
развивать художественный вкус;
воспитательные:
-
воспитывать чувство прекрасного.
Теория. «В театре костюм - второе «я» актёра», - М. Тарабукин. Что включает в себя театральный костюм. Группы театральных костюмов (костюм прошлого времени, современный костюм, костюм будущего, сказочный костюм).
Практика. Рассматривание костюмов разных эпох. Классификация костюмов. Создание эскизов. Игра «Костюм - превращение».
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, игры.
Формы контроля. Игра «Обыграй элемент костюма».
Учащиеся должны знать:
-
историю театрального костюма;
-
группы театральных костюмов.
Учащиеся должны уметь:
-
классифицировать костюмы;
-
создавать эскизы костюмов;
-
обыгрывать элементы костюма.
Методическое обеспечение. Иллюстрации костюмов.
Оборудование. Элементы костюмов.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа,
выступления.
38 – 43. Театральный диалог (12 часов).
Цель: Познакомить учащихся с понятием театральный диалог.
Задачи:
обучающие:
-
научить различать театральный диалог от бытового разговора;
-
составлять диалог;
развивающие:
-
развивать навык импровизации;
-
развивать творческие способности;
-
развивать речь;
воспитательные:
-
воспитывать ответственность исполнителя перед партнёрами и зрителями-товарищами.
Теория. Театральный диалог. Виды театрального диалога. Задачи театрального диалога.
Практика. Чтение диалогов. Составление театральных диалогов. Исполнение театрального диалога.
Методы и формы подачи материала. Беседа, рассказ.
Формы контроля. Театральный диалог на сцене.
Учащиеся должны знать:
-
понятие «театральный диалог»;
-
виды театрального диалога;
-
задачи театрального диалога.
Учащиеся должны уметь:
-
различать театральный диалог от бытового разговора;
-
называть виды театрального диалога;
-
называть задачи театрального диалога;
-
составлять театральный диалог для двух действующих лиц;
-
исполнять театральный диалог.
Методическое обеспечение. Подбор пьес.
Оборудование. Костюмы, декорации, реквизит.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа,
практическая работа, выступления.
44 – 65. Инсценировка произведений писателей Симбирского - Ульяновского края (44 часа)
Цель: способствовать формированию творческой личности учащихся средствами театральной педагогики, развитию универсальных способностей человека (в т.ч. воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащению его духовного опыта через знакомство с театрально-творческой деятельностью.
Задачи:
обучающие:
-
формирование у учащихся теоретических знаний по театральному искусству;
-
пополнение понятийного аппарата терминами, употребляющимися в театральной деятельности;
-
обучение учащихся работе над инсценировкой литературного произведения;
развивающие:
-
способствовать развитию творческих способностей учащихся, интеллектуальной и эмоциональной сферы;
-
способствовать развитию навыков самостоятельной работы учащихся;
воспитательные:
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу;
-
постижение искусства общения, поведения;
-
воспитание культуры речи;
-
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры.
Теория. Принципы создания инсценировки литературного произведения: главная идея и сюжетная линия инсценировки, действующие лица, сюжетная конструкция (завязка - кульминация - развязка), диалоги и ремарки.
Практика. Подбор литературного произведения. Инсценировка литературного произведения по заданию педагога. Обсуждение готового материала. Тренинги по озвучиванию пьесы с учетом требований драматического мастерства. Выявление сюжетной линии. Написание диалогов и ремарок. Репетиции на сцене. Постановка мизансцен. Отработка действий. Подбор декораций, грима, костюмов, реквизита.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, тренинги, упражнения.
Формы контроля. Превращение литературной сказки в драматическую пьесу.
Учащиеся должны знать:
-
принципы инсценировки литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
-
составлять диалоги и ремарки;
-
определять главную идею и сюжетную линию инсценировки;
-
правильно подбирать действующих лиц.
Методическое обеспечение. Произведения писателей Симбирского – Ульяновского края.
Оборудование. Костюмы, декорации, бутафория, реквизит.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, практическая работа, выступления.
66 – 68. Повторение (6 часов).
Цель: акцентировать внимание на темы, которые на его взгляд в данном классе усвоены не достаточно.
Задачи:
-
углубить, обобщить и закрепить полученные знания учащихся по изученным темам.
Теория. Устройство зрительного зала. Виды театральных диалогов. Создатели спектакля.
Практика. Игры и упражнения на актёрское мастерство, память физических действий (ПФД), снятие сценического зажима.
Методы и формы подачи материала. Беседа, рассказ, викторина «В мире театра».
Формы контроля. Тесты «Театральный диалог», «Предлагаемые обстоятельства».
3 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа).
Цель: Способствовать формированию знаний учащихся о многообразии выразительных средств в работе актера над созданием сценического образа.
Задачи:
обучающие:
-
знакомство с образовательной программой 3 года обучения;
-
изучение правил пожарной безопасности;
-
повторение правила дорожного движения;
развивающие:
-
развитие умения соблюдения правил техники безопасности на занятиях;
-
развитие эмоциональной сферы учащихся;
-
развитие навыка активного участия в репетиционной работе;
воспитательные:
-
воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, желания работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни.
Теория. Цели и задачи 3 года обучения образовательной программы «Я познаю мир». Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Правила дорожного движения.
Практика. Тренинговые упражнения и игры на сплочение коллектива: «Мы идём в театр», «Эстафета». Знакомство с инструктажем по технике безопасности, правилами дорожного движения.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, тренинги, игра.
Учащиеся должны знать:
-
правила по технике безопасности на занятиях в кружке;
-
правила дорожного движения;
-
правила пожарной безопасности;
Учащиеся должны уметь:
-
соблюдать правила работы в группе;
-
применять на практике знания по ПДД, ППБ;
-
называть разделы программы «Я познаю мир».
Методическое обеспечение. Инструктивные плакаты по охране труда, по правилам пожарной безопасности.
Оборудование. Музыкальный центр.
2 – 9. Драматический театр (16 часов).
Цель: познакомить учащихся с историей становления русского профессионального театра.
Задачи:
обучающие:
-
знакомство с историей русского профессионального театра;
-
знакомство с жизнью и театральной деятельностью Ф.Г. Волкова;
-
научить различать драматический театр от других видов;
-
знакомство с Ульяновским драматическим театром;
развивающие:
-
развивать память, устную речь, творческую фантазию;
воспитательные:
-
воспитывать любовь к театру;
-
воспитывать бережное отношение к наследию Ульяновска.
Теория. Драматический театр, его законы и признаки. Ф.Г. Волков – отец русского театра. Драматургия – вид искусства. Драма – основа спектакля.
Практика. Просмотр спектакля. Обсуждение. Написание реферата на тему: «Творчество Ф.Г. Волкова». Встреча с актёром Ульяновского драматического театра.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, встреча.
Формы контроля. Реферат.
Учащиеся должны знать:
-
историю русского драматического театра;
-
творчество Ф.Г. Волкова;
-
отличия драмы от других жанров искусства;
Учащиеся должны уметь:
-
называть основные признаки и законы драматического театра.
Методическое обеспечение. Иллюстрации спектаклей, портрета Ф.Г. Волкова. Диски со спектаклями.
Оборудование. Медиа-установка.
10 – 26. Этюд (34 часа).
Цель: познакомить учащихся с понятием «этюд».
Задачи:
обучающие:
-
знакомство со схемой этюда;
-
обучение обыгрывать этюды;
-
обучение использования слов в этюдах;
-
обучение построению схемы этюда;
развивающие:
-
развивать творческую фантазию, воображение;
воспитательные:
-
воспитывать чувство ответственности за начатое дело;
-
воспитывать чувство зависимости друг от друга в коллективной работе;
-
воспитывать мышечную свободу.
Теория. Понятие «этюда»: событийный эпизод, жизненный факт, возникновение и развитие этюда. Структурные части: «предлагаемые обстоятельства», действие, событие, завершение. Одноэтажный и многоэтажный этюды. Этюды на наблюдательность, память, интересные факты. Этюды без слов. Этюды со словами. Этюды на смену «предлагаемых обстоятельств».
Практика. Упражнения на развитие актёрского воображения «Оправдание позы», «Оправдание места и действия». Разбор схемы этюда по таблице. Сочинение и проигрывание этюдов на тему: «Из школьной жизни». Создание схемы этюда
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, упражнения, игры.
Формы контроля. Показ этюда перед зрителями.
Учащиеся должны знать:
-
понятие «этюд»;
-
структурные части этюда;
-
одноэтажные и многоэтажные этюды;
Учащиеся должны уметь:
-
составлять схемы одноэтажных и многоэтажных этюдов;
-
обыгрывать этюды на наблюдательность, интересные факты.
Методическое обеспечение. Схемы этюдов.
Оборудование. Декорации, элементы костюмов.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы учащихся. Самостоятельная работа. Выступления.
27 – 41. Творческая лаборатория актера (30 часов)
Цель: совершенствование техники сценической речи.
Задачи:
обучающие:
-
научить использовать средства речевой выразительности;
-
познакомить с понятием «монолог»;
-
познакомить с видами и задачами монолога;
-
научить составлять монолог;
-
научить определять задачу монолога;
развивающие:
-
развивать умение пользоваться интонацией и её компонентами;
-
развивать навык импровизации;
-
развивать речь;
воспитательные:
-
воспитывать культуру речи;
-
воспитывать ответственность исполнителя перед партнерами и зрителями.
Теория. Речь в творчестве актёра. Средства речевой выразительности. Распределение звука и слова в сценическом пространстве. Театральный монолог – важное и наиболее развёрнутое обращение одного персонажа или к нескольким; к зрителям; к самому себе; к предмету. Задачи монолога: удивить, вызвать сочувствие, разжалобить, похвастаться, упросить о ч ём-то и т.д. Сказочный монолог.
Практика. Сочинение монолога. Чтение монолога в различных жанрах. Исполнение монолога. Чтение пьес, нахождение монолога, определение его задачи.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, упражнения, игры.
Формы контроля. Творческое задание «Исполни монолог».
Учащиеся должны знать:
-
средства речевой выразительности;
-
как распределяется звук и слово в сценическом пространстве;
-
понятие «театральный монолог»;
-
виды и задачи монолога;
Учащиеся должны уметь:
-
распределять звук и слово в сценическом пространстве;
-
работать над темпом и ритмом речи;
-
давать определение «театрального монолога»;
-
находить монолог в пьесе;
-
составлять монолог;
-
исполнять монолог.
Методическое обеспечение. Пьесы.
Оборудование. Реквизит.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы учащихся. Самостоятельная работа. Практическая работа. Выступления.
42 – 65. Адаптация готовой пьесы (48 часов).
Цель: Создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» - концепции.
Задачи:
обучающие:
-
закрепление у учащихся теоретических знаний по театральному искусству;
-
закрепление умений и навыков актерского мастерства;
развивающие:
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы;
воспитательные:
-
формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу;
-
умение работать сообща;
-
воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни;
-
социальная адаптация в результате совместной социально-значимой деятельности.
Теория. Отрицательные и положительные герои. Воздействие спектакля на зрителя.
Практика. Прослушивание и обсуждение сценария. Распределение ролей (ведущие, исполнители ролей, исполнители музыкальных и хореографических номеров). Репетиции на сцене. Отработка действий. Постановка мизансцен. Подбор музыкального сопровождения. Подбор, изготовление костюмов, реквизита и бутафории. Подбор и наложение грима. Создание афиши.
Методы и формы подачи материала. Рассказ, беседа, обсуждение.
Формы контроля. Репетиции (по блокам, сводные, индивидуальные, генеральная).
Учащиеся должны знать:
-
этапы постановки спектакля;
-
историю возникновения праздника.
Учащиеся должны уметь:
-
распределять роли;
-
подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю;
-
подбирать костюм, грим к роли;
-
создавать мизансцены.
Методическое обеспечение. Сценарий пьесы.
Оборудование. Костюмы героев, реквизит, театральный грим, фонограмма.
Виды оцениваемых работ. Устные ответы детей, самостоятельная работа, практическая работа, выступления.
66 – 68. Повторение (6 часов).
Цель: акцентировать внимание на темы, которые на его взгляд в данном классе усвоены не достаточно.
Задачи:
-
углубить, обобщить и закрепить полученные знания учащихся по изученным темам.
Теория. Драматический театр, его законы и признаки. Драма – основа спектакля. Понятие «этюда»: событийный эпизод, жизненный факт, возникновение и развитие этюда. Речь в творчестве актёра. Средства речевой выразительности.
Практика. Игры и упражнения на актёрское мастерство, память физических действий (ПФД), снятие сценического зажима.
Методы и формы подачи материала. Беседа, рассказ, викторина «Я иду в театр».
Формы контроля. Самостоятельное проведение упражнений: «Речь актера», на память физических действий.
Литература
-
Абалкин Н.А. Диалог с актером. - М.: ВТО, 1985. – 145 с.
-
Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 1981. – 90 с.
-
Алянский Ю.А. Азбука театра. - Л.: 1986. – 200 с.
-
Андреев М., Мартынова А. Русский драматический театр. М.: 2013. – 236 с.
-
Белюшкина И.Б. Театр, где играют дети. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
-
Брудный Д.Л. С чего начинается театр. - М.: 1986. – 200 с.
-
Голубовский Б.Т. Наблюдение, этюд, образ. - М.: Гиттис, 1990. – 300 с.
-
Дмитриева П.В. Театральное наследие. – С-п: 2005. 432 с.
-
Когтев Г.В. Грим и сценический образ. - М.: 1974. – 100 с.
-
Людвинский В. История русского театра. – М.: 2011. – 500 с.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Сборник образовательных программ «Искусство».- М.: Просвещение, 1995.- 224 с.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Сборник образовательных программ «Театр», I-XI кл.- М.: Просвещение, 1995.- 160 с.
-
Садовников Д. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. 1876 (электронный вариант).
-
Терешина М. Всеобщая история театра.- М.: 2012. – 576 с.
-
Юстус И.В. «Мир глазами театра». Программа и методические рекомендации. – Ульяновск, ИПК ПРО, 1994. – 70 с.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре