«Организация закаливающих мероприятий с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс педагогического мастерства "Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы")
просмотров: 950
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИ САД № 206 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕДОРОГИ»
Международный Конкурс педагогического мастерства
«Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы»
Номинация:
«Исследовательская и проектная деятельность педагога»
Тема работы:
«Организация закаливающих мероприятий
с детьми дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Автор: Валисевич Татьяна Ивановна
должность: воспитатель
телефон: 8-908-667-775-64
адрес электронной почты:
tatyana.valisevich@mail.ru
Тайшет
2020 г.
Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Только ли дело в том, что у одного организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринять, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям? Необходимо, конечно же, закаливание! Дети по разному реагируют на изменения погоды: одни легко переносят резкую смену холода и тепла – их называют закаленными. Другие, напротив, при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание, у них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. И в качестве основных средств закаливания, конечно же, используются естественные природные факторы: воздух, солнце и вода.
Мне бы хотелось рассказать, как проходило закаливание в моей группе.
Первое, что я сделала, это составила план закаливающих мероприятий на учебный год.
Второе, на первом же родительском собрании, осенью, дети на тот момент были во второй младшей группе, ознакомила с ним родителей своих воспитанников.
Все были согласны, подписи свои поставили. И когда, в зимнее время я стала спрашивать у некоторых родителей, почему ребенок в майке, были ответы, что типа нам кажется, что без майки холодно или, ну, а как же без майки? Я убеждала родителей в том, что в группе очень тепло, даже жарко, дети во время сон.часа укрываются только пододеяльниками, тем более, что это тоже был один из пунктов наших мероприятий. Вообщем, у меня на такие ответы родителей был свой аргумент: я открывала папочку с нашими мероприятиями, показывала их подпись и разговор на этом заканчивался со словами, что раз согласились, давайте не будем нарушать режим и следовать согласно нашему плану, а иначе положительного результата у нас не будет.
С детьми так же велись беседы по закаливающим процедурам, просматривали мультфильмы, читали художественную литературу, устраивали фотовыставки по данной тематике.
Вообщем, наши мероприятия на учебный год состояли из следующих пунктов:
1. Нахождение детей в группе без маек под основной одеждой. Во-первых, в группе жарко, во-вторых, не стесняет движения детей, в-третьих, просто появилась в семье экономия на майках. Да и пока, оденешь детей на прогулку, и так предостаточно все вспотеют.
2. Ежедневные прогулки в любую погоду, кроме ветряной. Реально, гуляли всегда, особенно, когда стали постарше, мы в мороз до 25 градусов выходили, минут на 20 правда, но оно того стоило. Ну, а уж если ветер, я детей берегла, находили себе занятие в группе.
3. Умывание прохладной водой в течение дня. Имеется ввиду, что когда дети идут к воде перед приемом пищи или после посещения туалета, старалась проследить, чтоб помыли лицо и обязательно руки именно до локтя.
4. Дневной сон без маек под пододеяльниками. Скажу честно, что не всем это вначале понравилось, некоторые детки ежились, как от холода, а другие совсем раскрывались, но в итоге, все привыкли. Если даже кто то из родителей и просил, по выходу с больничного, что пусть ребенок походит пока в майке, то на сон они сами их снимали.
5. После сна, пробуждающая гимнастика в кроватях под музыку, которая заканчивалась самомассажом возле кроватей.
6. Ходьба по дорожке «Здоровья» по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по коврику из фасоли. Всегда был словесный контроль, чтоб дети не пробегали по этой дорожке, а проходили как можно медленней и делая при этом, как можно короче шаг.
7. После дорожке «Здоровья» дети проходили в туалетную комнату и занимались водными процедурами с элементами дыхательной гимнастики. Дети подставляли под струю воды одну ладонь и проводили ею по другой руке от кончиков пальцев до плеча, при этом как можно громче произносили «Раз!», то же проделывали с другой рукой, затем обе мокрые ладони прикладывали на шею за головой и проводили ими до груди, так же громко сказав «Раз!». Когда дети привыкли к такой процедуре, я ее немного продлила тем, что дети уже по два раза проговаривали слово «Раз», то есть все, то же самое делали по два раза.
Когда стало пригревать весеннее солнышко, один из детей не стал протирать себя полотенцем после водных процедур, а просто лег на ковер, как будто загорает, а сам обсыхал естественным образом, мешать ему не стала, наоборот похвалила. Другие этот пример подхватили, но пришлось тогда детей поднимать чуть раньше, чтоб они успели обсохнуть и одеться для дальнейших мероприятий согласно распорядку дня.
Так прошел наш первый учебный год с мероприятиями закаливающих процедур. На собрании это с родителями обсудили, некоторые похвастались, что дети стали меньше болеть или же быстро выходили из этого синдрома. Понравилась им идея ходить всегда без маек, нет заморочек, что надо купить комплект ребенку, экономия в некотором роде.
Ну, а к началу летнего периода, мы увеличили процедуры на несколько пунктов. Так же было согласие родителей в письменном виде. Очень удивилась, когда мама одного ребенка написала отказ на босохождение по песку, но так как была рядом графа – причина отказа, я уже немного имела представление, но все же подошла, поговорила, родители рассказали в чем причина и он один у нас гулял всегда в обуви. А себе на заметку взяла то, что как хорошо, что у меня письменно все зафиксировано.
Так вот на летний период я добавила следующие пункты:
1. Босохождение по песку во время прогулки. Прежде, чем позволить детям разуться, я вначале проверяла температуру земли на себе. То есть разувалась, ходила босиком минут 15, если ни каких признаков холода с земли не поступало, то позволяла детям сделать то же самое. Причем снимали они не только носочки, но и остальную одежду, гуляли в одних трусиках. Проводилась такая процедура мин за 20, максимум за 30 до окончания прогулки. После чего дети одевали те же носочки на грязные ноги, чтоб не марать обувь изнутри, одевали остальную одежду и возвращались в группу. В приемной снимали обувь и проходили в туалетную комнату. Трусики и носочки родителями были приготовлены в кабинках своих детей на целую неделю, так что каждый ребенок мог переодеться перед сном.
2. В туалетной комнате после мытья лица и рук дети брали свои полотенца для ног и проходили к поддону. Так как в летний период не всегда была вода с крана нужной нам температуры, а процедуры закаливания из-за этого пропускать мы не хотели, то наш младший воспитатель заранее приготавливала воду. И уже ноги мылись не водой из под крана, а из леечки.
3. После сна пробуждающая гимнастика с открытым окном в группе (это пока мы были во второй младшей группе), а со среднего возраста уже выходили на улицу вместе с остальными группами. В начале летнего периода, когда солнышко еще не слишком хорошо пригревало, мы перед выходом на гимнастику одевались. Чуть позже, стали выходить не одеваясь, а учитывая, что это было сразу после водных процедур, дети не хотели вытирать себя полотенцем, а быстрей торопились выйти на улицу, чтоб обсохнуть под солнцем. Им нравилось наблюдать за процессом, как вода исчезает с их тела. А мне нравилось наблюдать, что в основном, только мои дети и выходили на гимнастику раздетыми.
Такие процедуры у нас продолжались все 4 года (со второй младшей группы до подготовительной к школе). Родители были в восторге, на родительских собраниях мы это обговаривали. Очень были рады, что ведутся в группе систематические закаливающие процедуры. Дети даже дома стали спать без маек, а родители перестали их слишком тепло укутывать, давая, таким образом, своим деткам свободу в движениях. А то, что они действительно, стали из года в год на много меньше болеть, это было видно из показателей нашей старшей медсестры.
Какой хочу сделать вывод:
Во-первых: гуляйте с детьми в любую погоду (даже, когда вам кажется, что на улице сильный мороз).
Во-вторых: дайте детям свободу подходить к крану с водой (а то ведь как бывает: только под присмотром взрослого).
Ну и в-третьих: фиксируйте все свои действия с разрешения родителей своих воспитанников (проверено на себе).
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»