Классный час "Юные герои Первой Мировой войны"
Цель классного часа - воспитание патриотизма, гражданственности, помочь обучающимся в осознании себя частью истории.
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ивановский колледж легкой промышленности»
Классный час:
«Юные герои Первой Мировой войны»
Автор:
Корягина Оксана Юрьевна,
преподаватель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Курс: 1-2
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор:
Корягина Оксана Юрьевна
Название образовательного учреждения:
областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ивановский колледж легкой промышленности»
Должность:
преподаватель
истории и обществознания высшей
квалификационной категории
Название: классный час «Юные герои Первой Мировой войны»
Цель классного часа: воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции.
Задачи:
-
Познакомить студентов с героическими страницами истории нашей страны.
-
Воспитывать у студентов чувство патриотизма, любовь к Родине на примере подвигов юных героев войны - наших соотечественников; гордость за величие наших предков.
-
Формировать у студентов положительную нравственную оценку как будущих защитников Родины.
-
Помочь студентам в осознании себя частью истории.
Перечень дополнительных материалов:
презентация; компьютерное и мультимедийное оборудование.
Список используемых информационных ресурсов:
-
Начало Первой Мировой войны. //http://www.vmireinteresnogo.com/article/the-beginning-of-the-first-world-war
-
О. Емельянова. Непобедимая и легендарная. Первая мировая война (1914-1918) (стихи о российской армии и силе русского оружия)// http://www.olesya-emelyanova.ru/index-stihi-nepobedimaya_i_legendarnaya_pervaya_mirovaya_voyna.html
-
Юные герои Первой Мировой войны.// http://maxpark.com/community/14/content/1971948
-
Дети Первой Мировой войны. // http://topwar.ru/18005-deti-pervoy-mirovoy-voyny.html
-
Юные герои. № 45 журнала «Искры», год 1914-ый.//http://www.odin-fakt.ru/iskry/unye_geroi_45_1914/
-
В. Ермолов. Женщины и дети в сражениях Первой мировой войны.// http://his.1september.ru/article.php?ID=200300902
Формы работы учащихся: фронтальная.
Классный час
по теме: «Юные герои Первой Мировой войны»
(Слайд 1)
-
Введение
Классный руководитель: У каждого народа есть славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается из поколения в поколение. Наш народ неоднократно защищал и спасал европейскую цивилизацию от жадных и агрессивных захватчиков.
(Слайд 2)
В 1914 году началась Первая Мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918).
Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы:
- Что послужило поводом для Первой Мировой войны?
- Какая страна развязала войну?
- Сколько стран участвовала в войне?
- Почему Россия приняла участие в войне?
Студент:
(Слайд 3)
Террорист Гаврило Принцип
В
Сербии убил австрийца –
И австрийца
не простого,
А наследника престола!
В
гневе Австро-Венгрия
Бросилась на
Сербию.
Сербия была мала
Защититься
не могла,
И тогда она Россию
Заступиться
попросила.
Немцы с Австрией дружили,
И
на нас напасть решили.
Так война, как
снежный ком,
Покатилась кувырком:
Тридцать
восемь стран дрались,
Реки крови
пролились,
Рвался тоннами тротил,
Но
никто не победил –
От войны той все
устали
И сражаться перестали.
Да,
война глупа порой,
Но солдат – всегда
герой!
Классный руководитель: Таким образом, начавшись как общеевропейская, война вскоре приобрела мировой характер. Первая Мировая война явилась вторым по масштабу занятых в ней государств - участников, (после Второй Мировой войны) вооружённым конфликтом в истории человечества.
-
Информационная часть.
(Слайд 4-8)
Классный руководитель: С незапамятных времен дети принимали активное участие в войнах и сражениях, помогая взрослым. Примеров тому в истории очень много.
Сегодня мы с вами поговорим о
юных героях Первой Мировой войны.
Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил все слои общества, все учебные заведения государства. Воспитанники училищ, семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом. С первых дней войны из городов и сел они сотнями бежали на фронт в действующую армию. Что двигало ими – жажда приключений и подвигов, детский романтизм и поэзия, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну: «Мы готовы помочь Родине, - писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».
Стремясь помочь своим отцам и братьям в защите отечества, на фронт рвались ребята и помладше, в возрасте от 7 до 13 лет. Военная хроника сохранила большое количество сообщений и отчетов о юных добровольцах и их подвигах.
(Слайд 9)
«Русские мальчики! Когда Отчизна в опасности, в их детских душах пробуждается трепетное чувство патриотизма, любви к истерзанной и страдающей Родине. Убежавший на Первую Отечественную войну 1812 года 15-летний Петя Ростов из «Войны и мира» пишет отцу: «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию!»
Мотивацию поведения детей военного времени хорошо отобразил поэт Н. Агнивцев в стихотворении «Мальчик-доброволец»:
Студент:
Ведь
надо ж на подмогу —
Идти к своим? Иль
— нет?
Ведь мне-то, слава Богу,
Уже
двенадцать лет!..
На улицах Берлина
Вы
встретите меня!..
На то ведь и —
мужчина,
А не девчонка я!
И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. «Все для фронта, все для победы над врагом!» Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения – «заветные грошики» - на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки – «на табачок солдату» и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах.
Сколько их было юных героев фронта и тыла? Не сосчитать. К сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.
А сейчас давайте послушаем доклады о юных героях Первой Мировой войны, об их доблести и отваге.
Выступления студентов с сообщениями о юных героях Первой Мировой войны:
(Слайд 10)
Первыми в списке юных воинов можно назвать братиков милосердия, как называли их раненые, — учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Об этом в печати извещалось так: «Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е.В. Богатырева поручает братикам особо несчастных и одиноких. Они следят за ними, навещают и стараются удовлетворить их маленькие нужды, пишут письма, звонят по телефону, вызывая родных и близких». А ведь Женя и Коля были всего лишь учениками 2-го класса.
(Слайд 11)
Война продолжалась с переменным успехом, но все больше и больше становилось в рядах русской армии юных героев. Они понимали, что, участвуя непосредственно в боевых действиях, защищают и свою малую родину. Один из них «доброволец Станислав Викторович, — как сообщал еженедельник, — награжден Георгием 4-й степени». Станислав отличился в разведке. Даже получив ранение, он выполнил задание и сумел вернуться к своим, да еще с трофеями.
Раненый в бою доброволец Александр Сосенков остался в строю. Награжден Георгием 4-й степени. Доброволец Сосенков в Двинске был представлен императору Николаю II и императрице. Николай II задал несколько вопросов юному герою, а императрица передала ему золотой образок.
(Слайд 12)
15 - летний казачок из станицы Усть - Медведицкой Иван Казаков несколько раз отличился в боях с немцами: отбил пулемет, спас прапорщика Юницкого, ходил в разведку. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена нашим отрядом. Грудь юного героя украсили три Георгиевских креста и три Георгиевские медали, а плечи — погоны унтер-офицера.
(Слайд 13)
Воевали не только подростки и юноши, рвались в бой и девушки. Примером может быть история патриотки, ученицы 6-го класса виленского высшего Мариинского училища Киры Башкировой, за свои боевые подвиги была награждена Георгиевским крестом. 8 декабря 1915 года она под видом юноши Николая Попова вступила добровольцем в один из сибирских полков. Уже через неделю девушка отличилась в ночной разведке, за что и была удостоена солдатского Георгия. «Затем до начальства дошло, что доброволец Николай Попов оказался девицею Башкировой, — посочувствовал Кире журналист, — а потому означенное лицо подлежит отправке к месту своего жительства в г. Вильну, но пожалованная ей боевая наградка… была за нею признана».
(Слайд 14)
Классный руководитель: «Юные герои, благородные русские мальчики! Чистотой душ и жаром своих сердец, героизмом и самопожертвованием вы зовете нас к славе и подвигам во имя Отечества!»
В числе юных героев Первой Мировой войны были будущие маршалы Советского Союза Р.Я. Малиновский и наш земляк A.М. Василевский. Но, к сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.
3. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель: Не прерывается связь времен! Дети-герои Первой мировой войны приняли героическую эстафету от детей-героев Отечественной войны 1812 года, Крымской (1853-1856) и русско-японской войн (1904-1905). Их славные дела продолжили дети – герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – юные защитники, партизаны и сыны полков.
Мы с вами сегодня узнали о новых лицах войны – «детях войны», о юных героях – ваших ровесниках. Я хотела бы услышать ваши мнения о сегодняшнем мероприятии:
- Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков?
- Нужно ли проводить «раскопки», чтобы больше узнать о наших героях, об участниках войны?
- Как бы вы поступили, будучи
на месте этих детей?
- Понравился ли Вам классный час?
(Слайд 15)
Классный руководитель: Спасибо за внимание!
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО