А.С.Пушкин "Зимний вечер", "Вот север, тучи нагоняя..." конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе («Начальная школа 21 века»)
А.С. Пушкин "Зимний вечер", «Вот север, тучи нагоняя…»
Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина
Регулятивные ууд: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учить высказывать своё предположение, учиться работать по плану;
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, выразительное чтение стихотворения, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные: развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, портрет няни Арины Родионовны, рисунки детей на зимнюю тему
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
III. Изучение нового материала
- Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…» Когда вы с ними познакомитесь, скажите, какие чувства выразил поэт в этих стихотворениях?
-
Беседа
«Зимний вечер» А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
2.Учитель выразительно читает стихотворение
Откройте учебник на стр.117
Задание: послушайте и подчеркните непонятные вам слова.
3. Выявление первоначального восприятия стихотворения
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас?
-Какую картину вы представили?
-Какие слова вам непонятны?
4. Словарно- лексическая работа:
Какие слова были непонятны в тексте?
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
IV. Физкультминутка
5. Беседа по содержанию стихотворения
1) Какое настроение у героя-рассказчика?
2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?
6. Обучение выразительному чтению
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения
4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо
крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО,
как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как
дитЯ.
Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
То по кровле
обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То,
как путник ЗапоЗдалый,
К
нам в окоШко поСтуЧит.
Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?
6) Какими словами он называет ее?
Выпьем, добрая
подружка
Бедной юности моей,
Выпьем
с горя, где же кружка?
Сердцу
будем веселей.
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
8) Как вам кажется, для чего он это сделал?
Спой мне песню, как
синица
Тихо за морем жила,
Спой
мне песню, как девица
За водой поутру
шла.
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню,
в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря.
8. Выразительное чтение стихотворения учащимися
Работа в печатной тетради стр.61
№1 – найти сравнения и подчеркнуть их
№2 – найти слова, как поэт называет няню
9. Чтение учителем стихотворения «Вот север, тучи нагоняя…» (из романа «Евгений Онегин»)
10. Беседа по содержанию стихотворения
Прочитайте, как рассказчик называет зиму. Почему?
Какую картину представляете, читая этот отрывок?
-Какие слова говорят о том, что поэт относится к зиме как к живому существу?
11. Выразительное чтение стихотворения учащимися
V. Итог урока.
В стихотворениях « Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворениях поэт употребляет простонародные слова и выражения.
VI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Зимний вечер» наизусть
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО