Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:1просмотров: 3928 комментариев: 2
Презентация на тему
«Развитие
познавательного интереса
у детей
дошкольного возраста
в процессе
опытно-экспериментальной деятельности»
Воспитатель МБДОУ д/с №19 «Казачок»
Черкасова Валентина Алексеевна
Анапа 2014
Слайд 1. Название презентации.
Слайд 2. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.
Учёные, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И.Савенков, А.Е.Чистякова…), отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним…». На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Дети по своей природе исследователи. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать новое. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.Ребёнку по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объёктами и явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Слайд 3. Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является углубление представлений о живой и неживой природе, умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов. размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности.
-
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность.
-
Активизировать и развивать познавательные способности детей.
-
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения.
-
Учить соблюдать технику безопасности в ходе проведения опытов и экспериментов.
Слайд 4. Опытно - экспериментальную работу с детьми строю с учётом принципов:
-
развивающего обучения;
-
научности;
-
целостности;
-
систематичности и последовательности;
-
индивидуально-личностной ориентации воспитания;
-
доступности;
-
активного обучения;
-
результативности.
Слайды 5-6. Предметно-развивающая среда.
Для проведения экспериментальной деятельности в группе создан уголок экспериментирования, для организации которого привлекла и родителей. После совместных прогулок с родителями дети собрали природный материал. Совместно с детьми собирали для экспериментирования и различный бросовый материал, семена овощей, фруктов, растений, крупы.
Перед проведением любого опыта важна предварительная работа. Это наблюдения, рассматривание иллюстраций, картинок, познавательных энциклопедий, чтение литературы, потешек, загадывание загадок, просмотр видео, слушание аудиозаписей (с записью различных шумов, звуков природы), знакомство с различными предметами, их свойствами.
Оборудование уголка экспериментирования:
-
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты.
-
разнообразные сосуды из различных материалов (пластик, металл).
-
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
-
различный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, пробки, ветки, листья, гайки, скрепки, болты, деревянные палочки.;
-
измерительные приборы; мерная посуда, воронки.
-
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
-
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, заварка, овощи, фрукты).
Слайды 7-8. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность предметов, оборудования; доступность, соответствие возрасту и задачам.
Каждый детский эксперимент имеет строго-определённую структуру:
-
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
-
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
-
поиск возможных путей решения);
-
сбор данных, реализация в действиях);
-
анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
Выводы.
Слайд 9. Много различных интересных опытов можно проводить с детьми.
Для проведения опытов с водой, обращаю внимание детей во время мытья рук рассмотреть воду, какая она прозрачная, как через неё видны руки. Выясняем с детьми, что вода без запаха, без вкуса, принимает форму той посуды, в которой она находится. Опыты с водой формируют у детей представления о свойствах предметов (лёгкий, тяжёлый), формируют знания об окружающем мире; о свойствах воды, о температуре, о природных явлениях.
Опыт «Свойства соленой воды»
Материалы: Два стакана с водой, два яйца, соль, ложка.
Цель: Познакомить со свойствами солёной воды. Выяснить разницу между простой и соленой водой.
Итог: Яйцо плавает в солёной воде, а в обычной яйцо тонет.
Слайд 10. Опыт «Тонет - не тонет»
Цель: Выявить, какие предметы плавают, а какие тонут.
Материалы: посуда с водой, шишки, камни, кубики, деревянные пробки, пластиковые крышечки, различные мячи.
Итог: тяжелые предметы (камушки, предметы из металла) тонут, предметы полегче плавают.
Слайд 11. Опыт «Окрашивание воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (изменение цвета воды).
Материалы: Стаканы с водой, гуашь разного цвета, кисточки.
Итог: Вода без цвета. Она окрасилась в тот цвет, который был добавлен в воду, по выбору ребенка.
Слайд 12. Опыт « Замерзшая вода»
Материалы: пластиковые стаканы, разнообразные ледяные формы, формочки со льдом, красители.
Цель: Продолжать знакомить детей со свойством воды.
Выявить, что вода замерзает при низкой температуре и превращается в лёд, а при высокой температуре лед превращается в воду.
Итог: вода замерзает при низкой температуре и превращается в лёд. Вода с любыми оттенками замерзает на морозе.
Слайд 13. Опыт «Текучесть воды»
Цель: Выяснить, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который налита.
Материалы: Бутылки из пластика, пластиковые стаканы, тарелки, ложки, вода, воронки.
Итог: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который налита. Вода, налитая в тарелку, растеклась. (Наблюдения за лужами -они разливаются по- разному).
Слайд 14. Опыт «Волшебное свойство воды»
Цель: Познакомить с новым свойством воды – растворяемость в ней различных веществ.
Материалы: Стаканы с водой, соль, сахар, ложки.
Итог: Вода без вкуса. Если добавить в воду соль или сахар, они растворяются в воде, вода приобретает вкусовые качества (сладкая, соленая).
Слайд 15. Опыт «Нерастворяемые в воде»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойством воды. Выяснить, что есть вещества, которые не растворяются в воде. (Опыт с растительным маслом).
Материалы: растительное масло, тарелка, кувшин водой, мерная ложка.
Итог: не все вещества растворяются в воде. Масло не растворяется, плавает кружочками или расплывается тонкой плёнкой.
Слайд 16. Опыт «Удивительные запахи».
Материалы: Лимон, лук, цветок герани, веточка мяты. Баночки с различными предметами для определения запаха.
Цель: познакомить детей со свойствами предметов. Определить, что есть предметы, имеющие запах.
Итог: У каждого предмета свой неповторимый запах.
Слайд 17.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел». К. А. Тимирязев.
В результате опытно-экспериментальной деятельности ребенок слышит, видит и делает сам, усваивает материал. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, познавать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «как?» и «почему?».
Слайд 18. Список используемой литературы.
-
Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст – 2003
-
Г.М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет - Воронеж, 2009г
-
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Москва, 2002
-
Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N4,2004
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.
С уважением, Валентина