В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок развития речи «Художественный стиль. Искусство образной речи»

Урок развития речи «Художественный стиль. Искусство образной речи»

Юлия Рытова
Тип материала: Урок
просмотров: 6868
Краткое описание
Урок развития речи «Художественный стиль. Искусство образной речи»
Урок дан 18 февраля 2014 года в память о Е.И. Никитиной, заслуженному учителю РФ, профессору кафедры русского языка УлГПУ.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
открытый урок.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА»



КАФЕДРА СЛОВЕСНОСТИ





РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА





ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

Урок развития речи «Художественный стиль.

Искусство образной речи»













Выполнила:

учитель высшей категории

заместитель директора по воспитательной работе

Рытова Юлия Николаевна



























УЛЬЯНОВСК



2014г.

Открытый урок по развитию речи (11 класс).



По программе 68 часов в год учебника «Русский язык» базовый уровень 10-11 класс, 2012 год под редакцией А.И. Власенкова и Л.М. Рыпченковой.

Урок развития речи «Художественный стиль. Искусство образной речи» входит в раздел учебника «Функциональные разновидности русского литературного языка. Язык художественной литературы (стр.190-207)»

Урок дан 18 февраля 2014 года в память о Е.И. Никитиной, заслуженному учителю РФ, профессору кафедры русского языка УлГПУ.



Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал (приложение 1);

  2. Проектор (презентация);

  3. Словари:

  • Толковый словарь С.И. Ожегова,

  • Орфографический словарь русского языка Степановой М.И.,

  • Фразеологический словарь русского языка Степановой М.И.,

  • Словарь синонимов и антонимов Степановой М.И.,

  • Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов Т.В. Шкляровой,

  • Учебно - методический комплекс «Русский язык подготовка к ЕГЭ» Н.А. Сениной,

  • «Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталь.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать сведения о стилях речи, обращая особое внимание на художественный стиль речи и его особенности в сфере употребления художественных выразительных средств.

  2. Совершенствование речи учащихся, развитие аналитических и лингвистических навыков. Формирование коммуникативных навыков к свободному творческому высказыванию.

  3. Воспитание любви и уважения к родному русскому языку, а также требовательного отношения учащихся к собственной речи.



Оформление доски: Восемнадцатое февраля

Классная работа

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Художественный стиль. Искусство образной речи

Ход урока



I этап. Оргмомент (Диалог с детьми):

Учитель: - Доброе утро. Ребята, сегодня у нас урок развития речи, который посвящен памяти профессора кафедры русского языка Е.И. Никитиной, заслуженному учителю РФ. Долгое время проработав в средней школе №1, а потом преподавая в ВУЗе для будущих педагогов, она всегда на своих занятиях развития речи готовила практические занятия для обучающихся, предполагающие работу с текстом как образцом стилей и типов русской письменной речи. Это произведения известных русских писателей, поэтов публицистов , которые используются не только как источник информации, но и как средство приобщения к национальной культуре. Благодаря ее методическим разработкам, учитель получил в педагогической практике научно разработанный механизм совершенствования речевой деятельности учащихся.(На проекторе -биографические данные и фотографии профессора Никитиной Е.И.)

Грамотных и образованных людей всегда отличает красивая и правильная литературная речь. Согласитесь, что приятно находиться в обществе таких людей. Интересно слушать их рассказы, вести с ними беседу. они спокойно, уверенно и понятно излагают свои мысли. Этому можно НАУЧИТЬСЯ, если захотеть.

Учитель: - Ты умеешь так говорить?

- Ты хочешь научиться так говорить?

- Ты доволен своей речью? Подумайте.

Ученики: - Нет

- Не всегда

- Хочется выражать свои мысли так, чтобы было понятно собеседнику.

Учитель:

- Тебе достаточно того уровня, на котором ты сейчас находишься?

- Чего тебе не хватает для этого?

- В чем возникает потребность?

- Что тебе необходимо для этого? Подумайте.

Ученики: - Не совсем

- Хочется совершенствовать свою речь как письменную, так и устную.

- Возникает потребность в умении правильно использовать выражения и слова.

- Не хватает лексического запаса.

Учитель: - Значит проблема на сегодняшний день существует в нашей жизни?

Сформулируйте ее. ( Ребята формулируют проблему)

Ученики:

- Проблема работы над созданием собственной образной речи.

- Проблема необходимости формулировать важные мысли красиво и грамотно.

Учитель: Но какие бы умные слова и аргументы я ни приводила, чтобы я ни говорила, нельзя научить, можно только научиться!

- И я вам помогу в этом. Тема нашего урока: «Художественный стиль. Искусство образной речи». Запишем тему на доске. Наша задача сегодня: поработать над образностью нашей речи в разных формах (письменной и устной).



II этап. Работа с текстом художественного стиля.

Распечатанные тексты у каждого на столе (проза и поэзия). Текст читаем каждый про себя.

Учитель: - Выделите все изобразительно -выразительные средства текста и охарактеризуйте их.

Текст №1. Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.

(М. Горький)

Текст №2.

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!



Учитель: Определите:

- К какому стилю можно отнести данный текст? (художественный)

- Чем отличается художественный стиль от других?(большое использование изобразительно-выразительных средств, предназначен для создания эмоционально-эстетического воздействия, особые синтаксические конструкции с рядом однородных членов предложения)

- На основании этого текста докажите, что это художественный стиль (работа в парах).

- Итак, пожалуйста, отвечает и доказывает первая пара.

1 пара, 2 пара…(«кудрявые вершины молоденьких березок» - эпитет, «лежала синеватая мгла»- олицетворение, «проносился ветер» - олицетворение, «трепетным боязливым шепотом»- эпитет, «они чуть чуть перешептываются» – олицетворение, «Как правая и левая рука, твоя душа моей душе близка» - сравнение, «Но вихрь встает и бездна пролегла» - олицетворение и др.)

Вывод делают сами учащиеся. Текст художественного стиля, а не научного и публицистического.



III этап. Обобщение и систематизация знаний о тропах и стилистических фигурах.

Учитель: - На доске сделаем запись

Тропы - Средства художественной выразительности



Учитель: - Есть тропы, а есть стилистические, нельзя их путать! Составим схему, включающую все известные вам тропов.

Процесс составления учащимися схемы, в которой каждый записывает троп, дает его понятие и приводит пример.



Тропы - Средства художественной выразительности



Метафора Олицетворение Литота Синекдоха/вид Метонимия



Гипербола Эпитет Ирония Сравнение

Эпифора Аллегория Анафора Перифраза





Ученики:

Метафора - употребление слов в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.

Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету приписываются качества, присущие человеку.

Гипербола – Образное выражение, содержащее преувеличение.

Литота – троп, противоположный гиперболе. Оборот, в котором содержатся художественные преуменьшения предмета или явления.

Синекдоха – троп, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количества.

Аллегория – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.

Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения, что осмеивает; одна из форм отрицания.

Эпитет – Образное определение, вид тропа.

Перифраза – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их признаков или указанием на их характерные черты.

Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.

Из словаря-справочника лингвистических терминов Д.Э. Розенталь.

Учитель: - Ребята, а как вы считаете эпифора и анафора, являются тропами.

Ученики: - Да. Нет.

Учитель: - Это стилистические фигуры.

Учитель: - Итак, к какому выводу мы с вами пришли?

Ученики: - Есть тропы, а сеть стилистические фигуры или стилистические приемы, и нужно уметь отличать их.

Учитель: - Обратите внимание на нашу схему на доске. Как еще вы ее можете назвать?

Ученики: - Таблица, инструкция, опорный конспект.

Учитель: - Правильно, я хочу познакомить вас с еще одним понятием в контексте современной лингвистической науки. Несплошной и сплошной текст. Схемы, алгоритмы, диаграммы, графики, карты, инструкции и др. являют собой несплошной текст. Слово текст подразумевает чтение. А вашим домашним заданием будет: составить несплошной текст «Стилистические фигуры» и раскрыть каждое понятие с примером.

Учитель: - В заданиях ЕГЭ (В8) вы должны определить средства художественной выразительности и стилистические фигуры.

IV этап. Индивидуальная работа с текстом (тест «Подготовка к ЕГЭ» Н.А. Сенина часть В8 ЕГЭ 2 варианта: 21 и 27 вариант)

Задание: в течение нескольких минут вы должны выполнить В8.

Ответы В21: 6,5,3,9.

Ответы В27: 8,4,6,2.



V этап. Рефлексия.

Учитель: - Где вы ошиблись? Проверьте ваши знания. Внимание на экран. Ответы 1и 2 вариантов.

Учитель: - Проанализируйте, где вы допустили ошибки

Ученики: - Ошибки в определении и нахождении градации, парцеляции.

Результаты. 3 ученика – 2 ошибки, 4 ученика – 1 ошибка, 20 учеников – без ошибок.



VI этап. Подведение итогов урока.

Учитель: - Вернемся к нашей проблеме, которая была заявлена вами в начале урока:

  • Проблема работы над созданием собственной образной речи.

  • Проблема необходимости формулировать важные мысли красиво и грамотно.

Учитель: - Мы решили ее?

Ученики: - Не совсем, частично.

- Я все понял и знаю, как решить данную проблему: больше читать!

Учитель: - А можно ее решить за один урок?

Ученики: - Нет, нужна систематическая работа, чтобы научиться и приобрести навыки образной письменной и устной речи.

Учитель: - Что я говорила в начале урока: нельзя научить, можно только научиться. Только тот человек интересен и важен современному обществу, который всегда в процессе познания и учебы.

















Список литературы

  1. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов Т.В. Шклярова

  2. Учебно - методический комплекс «Русский язык подготовка к ЕГЭ» Н.А. Сенина/ Ростов –на – Дону: Легион, 2012.

  3. «Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталь/ Ростов –на – Дону: Легион, 2012.

  4. «Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаем без проблем» Е.В. Любичева/Москва: Эксмо, 2007.

  5. «Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя» Гольцева Н.Г., Мищерина М.А. /Москва: ООО «Русское слово», 2013.

  6. «Коммуникативно - деятельностный подход в обучении русскому языку: теория и практика»/ Москва: Экон.-информ, 2013.

  7. «Уроки развития речи. К учебнику `Русская речь. Развитие речи`. 9 класс» Е.И. Никитина / Москва: Эксмо, 2013





























Выделите все художественно -выразительные средства текста и охарактеризуйте их.

Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.

(М. Горький)



Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!



Выделите все художественно -выразительные средства текста и охарактеризуйте их.

Подошли к краю оврага и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.

(М. Горький)



Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!





6,5,3,9

8,4,6,2





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос