В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Сказки пушкинской поры

Сказки пушкинской поры

Елена Гайдурова
Тип материала: Урок
просмотров: 2863
Краткое описание
Урок призван познакомить детей с богатством, глубиной поэтического мастерства А.С. Пушкина, раскрыть колорит эпохи, осветить основные вехи жизни и творчества поэта, определить основные мотивы поэзии А.С. Пушкина. Помимо вышеперечисленных целей урок способствует углублению знаний по литературе, так как изучение сказок вплетено в контекст творчества таких известных писателей пушкинской поры, как  А. Погорельский, В. Одоевский и др. Урок снабжен культурологическим комментарием.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сказки пушкинской поры.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif




Гайдурова Елена Юрьевна

Учитель высшей квалификационной категории

г. Тула

МБОУ- гимназия №3

Предмет: Литература

Учебное пособие: Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Учебник по литературе для 5 класса общеобразовательной школы (в двух частях).

Тема: «Сказки пушкинской поры»

Класс: 5

Время: 45 минут

На уроке используется презентация:

10 слайдов

PowerPoint 2007

Основная цель презентации – ознакомительная и дидактическая

Задача – облегчить учащимся восприятие материала; сделать задания в тестовой форме












Класс: 5

Время: 45 минут



Цели урока:

1.Образовательные: познакомить детей с богатством, глубиной поэтического мастерства А.С. Пушкина, раскрыть колорит эпохи, показать ее влияние на человеческие судьбы, развитие межпредметных связей (история), осветить основные вехи жизни и творчества А.С. Пушкина, определить основные мотивы поэзии А.С. Пушкина, познакомить учащихся с произведениями писателей, которые являлись современниками поэта;

2.Развивающие: развитие познавательной активности, мышления, кругозора учащихся, развитие интереса к истории и литературе своей страны, развитие творческих способностей учащихся, развитие умения понимать и правильно анализировать исторические факты и события, развитие культуры речи, развитие навыков групповой работы;

3.Воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому страны, воспитание гуманизма, показать злободневность содержания произведений Лермонтова, воспитание бережного отношения к лирике.

Задачи: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения; развитие эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся, углубление знаний по литературе и истории России.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, доска.



Ход урока:


  1. Слово учителя

- Сегодня нам предстоит вместе войти в удивительный мир сказок, написанные русскими поэтами и писателями приблизительно в одно время, объединённые одним именем. Давайте его узнаем.

По-гречески его имя означает «защитник людей». Родился он в Москве. Отец - офицер гвардии, майор. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. В своих статьях, памфлетах выступал за подписью «Феофилакт Косичкин». Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Так кто же он?

Ученики: Это А.С.Пушкин.

На экране портрет А.С.Пушкина художника Кипренского.

- Сказки писателей и поэтов, написанные в одно время с гениальными творениями Пушкина, называются «Сказки пушкинской поры». Интересно сегодня узнать, как переплетались судьбы русских писателей, кто был знаком с А.С. Пушкиным, кого связали дружеские узы, какое влияние друг на друга оказали русские поэты, писатели, жившие в одно время.

На экране картина И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

В 1815 году на публичном экзамене А.Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта.

- Назовите имя известного поэта, принимавшего у Пушкина экзамен по русской словесности.

(вставить портреты)

  1. И. А. Крылов

  2. Г.Р.Державин

  3. К.Н. Батюшков

  4. В.Д. Жуковский

Какую роль сыграл Г.Р.Державин в судьбе А.С.Пушкина?

Ученики : Г.Р.Державин благословил юного поэта.


А.С. Пушкин не написал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти 200 лет сказки Пушкина - любимое чтение для детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно. А пройдут годы – вы прочитаете свои сказки детям и откройте для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет нами постоянно всю жизнь.

-Продолжаем наше путешествие.

-Узнайте сказку. (Учитель читает фрагмент)

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем?»

Ты призналася во всем :

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила : иль не жить,

Иль царевну погубить.

Ученики: Это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Лексическая работа:

-Какой рогаткой угрожала царица ?

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки

Ученики: Рогатка-ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам.

-Узнайте сказку.

На пороге стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни ,

На ногах красные сапожки.

Ученики :это «Сказка о рыбаке и рыбке»

Лексическая работа.

-Что такое кичка ?

Варианты ответов: (на экране)

  1. Накидка, платок,

  2. Кокошник

  3. Женский головной убор с рогами,

  4. Высокая шапка, отороченная мехом.

- Продолжаем наше путешествие

II. Слово ученикам первой группы.

(слайд с изображением поэтов)

-Узнайте поэта

в 1820 году после выхода в свет поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» известный поэт подарил свой портрет Пушкину с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

- Кто это известный поэт?

(на экране портреты русских писателей )

1. Г.Р.Державин

2.В.А.Жуковский

3. Д.И.Давыдов

4.В.Г.Бенедиктов

Ученики: Это В.А.Жуковский

-Да, это В.А. Жуковский, старший современник А.С.Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений ,активным членом литературных обществ и журналов. Одно время В.А.Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Федоровны ,а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.

С Пушкиным его связывали дружеские отношения. Летом 1831 года они оба жили в Царском Селе, у них было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а Жуковский переводил с немецкого сказку братьев Гримм «Царевна-шиповник» и создал свой вариант, очень русский.

Ученик читает отрывок.

Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася ото сна ;

Молод цвет ее ланит ;

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи темныя темней,

Заплетённые косой

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела ;

Грудь, как свежий снег, бела;

Брошен легкий сарафан.


-Как называлась эта сказка в русском варианте Жуковского?


Ученики : «Спящая царевна»

Лексическая работа.

Вопрос: Что такое чело и ланиты?

Ученики: Чело-это лоб,а ланиты-это щеки.


Вопрос: Какая еще сказка с таким же сюжетом вам известна и кто ее автор?

Ученики: Ш.Перро «Спящая красавица».



III. Слово ученикам второй группы


-Близким другом А. С. Пушкина был Алексей Алексеевич Перовский , который подписывался под псевдонимом…

Он известен как автор 1-ой из самых любимых детских сказок, герои которой живут в Санкт-Петербурге на Васильевском острове ,в Первой линии ,а действия происходят в мужском пансионе .

Ученик :Узнайте эту сказку.

Алеша, оставшись один, начал рассматривать свое зернышко и не мог налюбоваться. Теперь- то он совершенно спокоен был насчет урока , и вчерашнее горе не оставило в нем никаких следов. Он с радостью думал о том, как будут все удивляться, когда он безошибочно проговорит двадцать страниц ,и мысль, что он опять возьмет верх над товарищами, которые не хотели с ним говорить, ласкала его самолюбие. Об исправлении самого себя он хотя и не забыл ,но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться!-мыслил он.-Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут…»


-Узнайте сказку и ее автора

Ученики: А.Погорельский “Черная курица ,или Подземные жители”,

На экране портрет А.Погорельского.

*Погорельский-это псевдоним писателя Перовского.


Лексическая работа

Объясните значение слова «самолюбие» и выражение «взять верх», подберите к нему синоним.

Ученики: Самолюбие-это эгоизм, гордыня. «Взять верх» значит возвыситься, превзойти, возгордиться.


IV. Слово ученикам третьей группы

-Близким другом Пушкина и Жуковского был писатель, педагог, ученый, сотрудник и издатель многих журналов, в том числе для детей, помощник директора Публичной библиотеки в Петербурге. Написавший одну из самых интересных сказок, героями которого являются Миша и Колокольчик. Узнайте эту сказку.

Ученики читают в лицах.

Миша: Позвольте узнать, с кем я имею честь говорить?

Колокольчик: Динь-динь-динь, я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется бывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать, динь-динь-динь.

Миша: Я вам очень благодарен за ваше приглашение. Весело вы живете. Век бы с вами оставался. Целый день вы ничего не делаете ,у вас ни уроков, ни учителей, а еще и музыка целый день.

Колокольчик: Динь-динь-динь! Уж нашел у нас веселье. Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас никого нет дела, нет у нас ни книжек, ни картинок, нечем заняться целый день ,играй да играй ,а ведь это ,Миша, очень-очень скучно

Вопрос: Где находится этот замечательный городок? Как называется сказка, и кто ее написал?

Ученики: В табакерке. Сказка «Городок в табакерке», а написал ее друг Пушкина и Жуковского Владимир Фёдорович Одоевский.

На экране портрет этого писателя.

V. Слово четвертой группе

С этим великом поэтом-сказочником Пушкин был едва знаком. Приехал он из далекого Тобольска учиться в Петербургском университете, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. Прочел и сказала : « Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Вопрос:О ком и о какой сказке идет речь?

Ученик читает фрагмет.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать -
Как бы вора соглядать;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.

Ученики:Это сказка Ершова «Конек-горбунок»

На экране портрет.

А вот так П.П.Ершов описывает конька-горбунка.

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

Вопрос: Какой же величины был конек-горбунок, если вершок равен 4,4см?

Ученик: 4,4*3+ 1м 40 см-это два аршина: рост в вершках мерили сверх двух аршинов,-рост конька-горбунка=155,2 см.


Учитель: Завершается наше путешествие в мир сказок пушкинской поры. Давайте вернемся к А.С.Пушкину. Кто из русских композиторов является автором оперы «Сказка о царе Салтане»?

Варианты ответов:

1.П.И.Чайковский

2.С.В.Рахманинов

3.Н.А.Римский-Корсаков

4.М.И.Глинка

Звучит фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане».

Вопрос: Кто является автором картины «Царевна-лебедь»

Варианты ответов:

1.В.Васнецов

2.М.Врубель

3.К.Брюлов

4.О.Кипренский

На экране картина.

Подведение итогов, выставление оценок за активное участие. Учащиеся оценивают друг друга с помощью учителя.

Домашнее задание:

1. Прочитать современную сказку Л.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

2.Проиллюстрировать понравившиеся эпизоды.

3.Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода из сказки.

11


skazki_pushkinskoy_pory-1.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос