"Юный модельер" программа по кружковой работе
Программа дополнительного образования детей 12 – 16 лет
Срок реализации – 1 года
«ЮНЫЙ МОДЕЛЬЕР»
Разработчик: учитель технологии Салфетникова Анастасия Константиновна
Пояснительная записка
Направленность программы: по содержанию - художественно-эстетической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной и прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации – двух годичная.
Новизна программы состоит в том, что содержание программы по конструированию и моделированию одежды дополнено практическим материалом по изготовления аксессуаров (броши, браслеты, сумочки, чехлы для сотовых телефонов и т. д.) Освоение этих достаточно простых технологий отвечает возможностям ребенка старшего школьного возраста. Полученные навыки позволят обучающимся перейти к более сложному уровню и осуществить плавный переход от ручного шитья к использованию швейного оборудования.
Актуальность программы на занятиях обучающиеся приобретают знания и навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды. Они узнают об истории возникновения и знакомятся с направлениями современной моды, и научаться отличать действительно высокохудожественные, новаторские течения в моде от псевдохудожественных.
Они приобретают навыки в подборе ткани и фурнитуры для изделия. На основе изучения законов композиции коллористики (цветосочетания) обучающиеся учатся выполнять эскизы моделей. В процессе занятий освоят правильность выполнения трудовых приемов, научатся владеть инструментами и приспособлениями по изучаемому предмету, научаться аккуратности в работе.
Педагогическая целесообразность программы «Юный модельер» обусловлена использованием следующих основных принципов обучения:
Индивидуальность:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).
Доступность:
- преподнесение материала в соответствующей возрасту форме;
- переход от легкого к более сложному, от неизвестного к известному с учетом индивидуальных особенностей;
- сопоставление новых знаний с теми, которые были изучены ранее;
Результативность:
- создание ситуаций успеха для каждого ребенка;
- обеспечение условий, способствующих самоопределению;
- поощрение инициативы проявляемой учащимися;
Для реализации программы предполагается использовать следующие формы и методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные методы обучения (объяснение, инструктаж, показ, беседа);
- репродуктивные методы обучения (алгоритм, демонстрация и т. д.);
- проблемные методы обучения (экскурсии, конкурсы, занятия, проблемная ситуация, игра);
- эвристические методы обучения (самостоятельная работа, лабораторная работа, практическая работа);
- исследовательские методы обучения (сбор новых фактов, моделирование и т. д.);
Для проверки усвоения программы предполагаются следующие методы контроля:
- анкетирование (в начале учебного года);
- тестирование (задания закрытой формы, задание на дополнение, на установление соответствия, на установление правильной последовательности);
- анализ результатов конкурсов, выставок, практических заданий;
- викторины, соревнования;
Среди средств обучения необходимо отметить наиболее значимые:
- помещение для занятий, где может разместиться группа из 12-15 человек;
- учебное оборудование: учебная доска, специально оборудованный стол, шкафы для хранения материалов, примерочная; сантиметровые ленты, лекала; манекен;
- технические средства: швейные машинки, оверлок, гладильная доска, утюг, магнитофон;
- фонд наглядных пособий: коллекция образцов (волокон, нитей и тканей), коллекция образцов швов, журналы мод, чертежи изделий в натуральную величину, образцы изделий и поделок в виде элементов, и в законченном виде, технологические карты, инструкционные карты, карты цветовых сочетаний и зрительных иллюзий и т. д.;
- фонд индивидуальных средств: линейки, карандаши, ножницы, портновский мел, иголки, булавки, нитки, швейная фурнитура, альбомы для рисования, тетради для записей.
Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка, получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повысить уровень практических знаний и умений.
Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине.
Цели программы:
-
Сформировать начальные навыки по изготовлению изделий и аксессуаров из ткани.
-
Развить способности к самостоятельному решению творческих задач.
-
Воспитать в детях трудолюбие и ответственность.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития моды декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить детей шить и кроить изделия легкой формы, и аксессуаров.
Воспитывающие:
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
- развить потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- способствовать развитию природных задатков, творческого потенциала обучающегося: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- способствовать развитию образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;
- развить моторику рук, глазомер.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что подача материала, использование форм и методов работы основано на практическом опыте педагога. За время педагогической деятельности по обучению моделированию и конструированию одежды отобраны наиболее эффективные формы организации деятельности детей, способствующие повышению результативности программы: от простого в исполнении изделия (броши, браслеты, сумочки, чехлы для сотовых телефонов и т. д.) до сложного (блузы, юбки, брюки).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 12 до 16 лет.
Для данной возрастной группы характерны новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Становятся привлекательными самостоятельные формы занятий, и обучающиеся легче осваивают способы действия, когда педагог лишь помогает им.
Сроки реализации образовательной программы 2 года.
Первый год обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с тканями, фурнитурой и основными видами аксессуаров;
второй - на базовую подготовку детей;
третий посвящен достижению лучшего результата, превзойти себя, стремлению к самосовершенствованию и мастерству.
Формы занятий: Благодаря практическим занятиям обучающиеся усваивают материал гораздо легче и быстрее.
Одной из форм занятий является посещение обучающимися выставок прикладного искусства, музеев народного творчества, художественных галерей.
Такие формы работ способствуют повышению общего вкуса.
Режим занятий:
Число занятий: 1 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия:
1 год обучения – 1 часа.
2 год обучения – 1 часа.
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу года обучения воспитанники
будут знать:
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- виды аксессуаров и их изготовление;
- название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
будут уметь:
- выполнять отдельные виды стежков и отделочных строчек;
- изготавливать простые и средней сложности аксессуары;
сотрудничать со своими сверстниками, проявлять самостоятельность;
- правильно организовать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме отчетной выставки или фестиваля, демонстрации моделей в праздничном мероприятии. В процессе просмотра работ и изделий происходит обсуждение оригинальности замысла и его выполнение автором, сравнение различных техник исполнения. Организация выставок – это контроль творческого роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать на более высоком уровне.
Учебно-тематический план I года обучения.
№ пп |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретич. занятия |
Практич. занятия |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Введение. техника безопасности организация рабочего места |
2 |
2 |
- |
2 |
Характеристика тканей. натуральные не натуральные |
10 |
4 |
6 |
3 |
Цветовая гармония. цветовой спектр правила сочетания цветов |
6 |
2 |
4 |
4 |
Виды швов и их применение. виды ручных работ изготовление игольниц в виде декоративного панно изготовление маленьких сувениров из ткани |
12 |
2 |
10 |
5 |
Виды отделочных швов и их применение. простейшие швы декоративные швы |
16 |
4 |
12 |
6 |
Изделия из лоскутков, их обработка и отделка. Прихватка декоративное панно фоторамка |
20 |
4 |
16 |
7 |
Изготовление цветов из ткани в поделках. Хризантемы, розы |
14 |
2 |
12 |
8 |
Виды аксессуаров и их изготовление. характеристика аксессуаров бусы, браслеты, броши чехлы для сотового телефона заколки и пояса косметички и сумки |
48 |
6 |
42 |
9 |
Аксессуары в домашнем интерьере. салфетки для гостиной декоративные мелочи для кухни |
14 |
2 |
12 |
10 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
|
Итого: |
144 |
28 |
116 |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»