Проект по дополнительному образованию на тему: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Словягина Наталия Александровна
Первая квалификационная категория
Тверская область, Кашинский район .
МБДОУ Верхнетроицкий детский сад
Проект
по дополнительному образованию
на тему:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития
творческих способностей детей дошкольного возраста».
Средняя группа
2014 год
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Срок реализации проекта: Сентябрь 2014– Май 2015 ( долгосрочный).
Тип проекта: Творческий
Участники проекта: Дети дошкольного возраста(средняя группа),
воспитатель, родители воспитанников
Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие»
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности. Создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности, а так же являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита.
Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
А творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта:
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
- Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать овладению дошкольниками
техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Развивать эстетический вкус, мышление, восприятие, память, внимание, речь, воображение и творческие способности детей.
- Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
- Способствовать использованию полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности детей.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность.
- Привлекать родителей воспитанников к деятельности в рамках кружка.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
- Организовать презентацию кружка через выставку рисунков в рамках ДОУ, участвовать в конкурсах, выставках на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Сформируются у детей знания о нетрадиционных способах рисования;
-Овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Увеличится динамика высокого уровня развития по изо на 40%
- Повысится компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники; активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- Участие в конкурсе рисунков на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
- Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Подборка игр и игровых упражнений ( Литература)
-Максаков А. И. , Тумакова Г. А. «Учите, играя» - М. : «Просвещение», 1983
-Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М. : «Просвещение», 1991
-Катаева А. А. , Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения». -М. : «Бук-Мастер», 1993
-Аксенова А. К. , Якубовская Э. В. «Дидактические игры» - М. : «Просвещение», 1991
-Венгер Л. А. и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М. : «Просвещение», 1989
Материально-техническое :
альбом, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, штампы, печатки, трафареты, нитки, палитры, непроливашки, кисточки, простые карандаши, ткань разных цветов, цв. бумага, манка, греча, природный материал; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок, магнитофон.
Дидактическое:
Конспекты и сценарии проведённых мероприятий.
Интеграция с другими образовательными областями:
Развитие мелкой моторики Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
|
«Речевое развитие» |
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познавательное развитие» |
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений. |
«Социально – Коммуникативное развитие» |
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; уважительного отношения к совместной деятельности со сверстниками. |
«Художественно – эстетическое развитие» |
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
|
1 этап проекта Подготовительный:
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Срок |
мониторинг развития художественно- творческих способностей детей |
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» |
Сентябрь 1 неделя |
2 этап проекта Организационный:
Определить объем и содержание работы по проекту. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; |
Сентябрь 2 неделя |
подбор программно-методического обеспечения и наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Подобрать художественное слово; физкультминутки, дидактические игры; Создание предметно- пространственной среды. |
Сентябрь 3 неделя |
Разработать перспективный план работы кружка "Юные волшебники" с детьми средней группы и перспективный план работы с родителями |
Сентябрь 4 неделя |
3 этап проекта Основной:
Реализация работы с детьми:
Занятия познавательного цикла (в рамках кружковой работы)
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Экскурсии
Средства обучения.
Наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа.
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"
Сентябрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы) |
Получать различные оттенки красного и жёлтого и цвета. Смешивание красок Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность |
6 прозрачных баночек с водой, красная и жёлтая гуашь, палитра |
Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? |
«Красивый букет» (Печатание листьями) |
Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. |
Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. |
«Осеннее дерево» (Рисование Ладошкой + тычок) |
Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить дополнения с помощью тычка(листва разного цвета, трава). |
Тонированный лист бумаги, гуашь разных цветов, ватные палочки |
Рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, чтение стихотворения «Осень по дорожкам ходит не спеша» Предложить детям нарисовать осеннее дерево. |
Коллективное закрашивание (напольная раскраска) |
Развивать художественное восприятие, координацию движений рук. |
Напольная раскраска, цветные мелки. |
Беседа о разных техниках закрашивания. Чтение стихотворения «Раскраска» |
Октябрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Осень в гости к нам пришла» (Штриховка карандашами) |
Способствовать
развитию творческого воображения
детей, формирования умения передавать
свои наблюдения и переживания в
рисунках; |
альбомный лист, набор цветных карандашей, черная гелиевая ручка или простой карандаш. |
Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Объяснить последовательность работы. |
«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись) |
Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания.
|
Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги |
Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье. |
Рябинка (Рисование Пальчиками + примакивание) |
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать чувство композиции. |
Гуашь красная, зелёная, жёлтая и коричневая |
Рассмотреть ветку рябины, прослушать песню Королёва В. «Гроздья рябины» Предложить нарисовать рябину. Объяснить последовательность рисования. |
«Домик» (Печатание) |
Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь |
Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования. |
Ноябрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Ежик» (Метод тычка) |
Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать аккуратность. |
Бумага, гуашь, жесткие кисти |
Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов. |
«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками) |
Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. |
Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, поршни от одноразовых шприцов |
Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у нее остались только белые, она просит помочь ей украсить их. Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе. |
«Пейзаж» |
Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций. Воспитывать интерес к пейзажной живописи |
Белый лист бумаги, силуэты: дом, дерево, река, зубная щетка, расческа, карандаши |
Выставка: пейзажи, натюрморты, портреты. Беседа по ним. Детям предлагается стать на время художниками и написать пейзаж |
«Береза в снегу» (Метод тычка) |
Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус. |
Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая |
Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком. |
Декабрь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) |
Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. |
Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска |
«Звездное небо» (Фотокопия) |
Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Воспитывать аккуратность и стойкий интерес к процессу рисования |
Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. |
Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. |
«Невидимки» (Линия, как средство выразительности) |
Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы. |
Листы бумаги, по 2 платочка (один теплого тона, другой- холодного тона), карандаши |
Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами. |
«Секрет» (пластилинография) |
Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. |
Цветной картон с контуром животных, пластилин, стеки. |
Загадать загадки о животных. Предложить детям перевернуть картон и рассмотреть контур нарисованный на нём. Узнать на какое животное он похож, Предложить детям раскрасить животное с помощью пластилина. |
Январь
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
|
|
|
|
«Новые игрушки» (Кубизм) |
Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму. |
Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки |
Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь. |
«Салют» |
Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа. |
|
Чтение стихотворения «Салют», рассматривание иллюстраций. беседа об увиденном (впечатления) Воспитатель предлагает детям изобразить новогодний салют. |
«На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием) |
Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы. |
Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги. |
Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок. |
Февраль
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Нарисуй, что хочешь» (рисунок по пластилину) |
Учить детей аккуратно размазывать пластилин по картону и наносить рисунок на пластилин с помощью спички. Развивать воображение, художественное восприятие. |
Картон, пластилин, спички. |
Показать детям оригинальный рисунок. хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы. |
Игры с красками |
с помощью игр-занятий, освоить нетрадиционные техники для передачи изображения. Совместное творчество родителей и детей |
Листы белой бумаги, гуашь, кисти, тычки, штампы |
Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать и дорисовать. |
«Музыка» (Пальцевая живопись) |
Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.
|
Бумага, гуашь |
Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино -бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов» |
«Придумай и дорисуй» |
Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. |
Листы бумаги с незаконченным рисунком |
Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у него было изображено. |
Март
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
Два петушка ссорятся. Рисование ладошками. |
Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. |
Тонированные листы бумаги, широкие блюдечки с гуашью, кисть, петушок - игрушка, |
Чтение стихотворения «Два петушки. Рассматривание игрушки и иллюстраций с изображением петушков. Предложить детям нарисовать петушков с помощью ладошек |
«Облака» (Рисование по сырому фону) |
Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. |
Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. |
Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков. |
«Ледоход» (Метод старения) |
Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. |
Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета |
Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? |
«По замыслу» (Совместное рисование) |
Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. |
Карандаши, листы бумаги |
Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. |
Апрель
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
Рисунок невидимка (Свеча + акварель) |
Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук. |
свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
Звучит песенка «волшебники». Воспитатель предлагает детям тоже превратиться в волшебников и нарисовать рисунок невидимку, а затем его расколдовать с помощью волшебной акварели. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками. |
Зайка -попрыгайка (Скатывание бумаги) |
Познакомить с новым способом получения изображения Развивать мелкую моторику кисти руки. |
салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы, игрушка зайка. |
В гости к детям пришёл зайка. Чтение стихотворения «Зайка» Беседа по содержанию. Предложить детям нарисовать для гостя друзей зайчат. |
«Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности) |
Тренировать движения руки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий. |
Листы бумаги с изображением дороги, карандаши. |
Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть. |
«Весенняя полянка» (Коллаж ) |
Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки |
Ватман с нарисованными силуэтами деревьев, салфетки разных цветов, клей, кисти, манная крупа. |
Рассматривание иллюстраций с весенней природой. Прослушивание музыки «Весна в лесу» Предложить детям нарисовать весеннюю полянку |
Май
Тема (техника) |
Цель |
Материал |
Содержание |
«Сирень» (Совмещение техник) |
Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие. |
Тонированная бумага, гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев) |
Полюбоваться цветущей сиренью. Чтение стихотворения «Сирень», беседа по содержанию. Предложить нарисовать сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы |
«Божья коровка» (пробка, ватная палочка) |
Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату. |
Тонированная бумага, гуашь в мисочках, ватные палочки, пробки |
Чтение стихотворения «Божья коровка» Беседа по содержанию Предложить детям нарисовать божью коровку . |
|
|
|
|
«Одуванчики» (Рисование мыльными пузырями) |
Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. |
Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем. |
Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. |
Подведение итогов кружковой работы и создание коллажа с использованием всех техник рисования. |
Реализация работы с родителями
- Просветительство (в форме родительских собраний, консультаций).
-Наглядно текстовое ( папки передвижки и др. наглядная информация).
-Обучение практическим умениям (мастер-класс).
-Вовлечение в совместную деятельность (день открытых дверей).
Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно.
Перспективный план работы с родителями
№ |
Мероприятия |
Форма проведения |
Время проведения |
1 |
Беседа о работе кружка «Юные волшебники» |
Родительское собрание |
Сентябрь |
2 |
Приобщение родителей к совместному творчеству с детьми |
Мастер класс по рисованию |
Октябрь |
3 |
«Любимой мамочке» |
Выставка детских работ |
Ноябрь |
4 |
«Чем занять непоседу?» |
Папка – передвижка |
Декабрь |
5 |
«Как организовать занятия рисованием дома» |
Консультация |
Январь |
6 |
Весенняя капель |
День открытых дверей |
Март |
7 |
Игры с красками |
Совместное творчество с детьми |
Апрель |
8 |
Чему мы научились |
Выставка детских работ |
май |
4 этап проекта Заключительный
Мониторинг развития художественно- творческих способностей детей |
Май 2 неделя |
Создание книги рисунков «Наше творчество» |
Май 2 неделя |
Развлечение «Разноцветные ладошки» |
Май 3 неделя |
Совместное чаепитие и просмотр презентации проекта «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (о проделанной совместной работе). |
Май 4 неделя |
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
-
Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации нового проекта , ориентированного на воспитанников старшей возрастной группы;
-
Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
-
Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
-
Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Вывод:
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.
Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, а представляет, широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, мышления, творческого воображения, наблюдательности, настойчивости и воли.
Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Литература
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2000.
6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М. :Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».-Ярославль, 1998.
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».Каро, 2007.
9. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет»:Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.
10. И. А. Лыкова «изобразительное творчество в детском саду» Москва 2009г.
11. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать»
12. Давыдова Г. Н. «Пластилинография»
13.www. dovosp. Ru
14.www. solnet
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»