Раздел «Надежда». Урок «Терпение и умение», 3 класс
Раздел «Надежда». Урок «Терпение и умение», 3 класс
Подготовила: учитель истоков
МКОУ «Николо-Поломская СОШ»
Локотко Марина Валентиновна
Цель: осмысление терпения как готовности человека к ежедневному созиданию, внутреннему движению от зла к добру, от греха к чистоте собственных дел и помыслов.
Художественно-педагогическая идея урока:
«Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг – в терпеньи,
Любви и мольбе.»
А.С. Хомяков
Задачи урока:
-прочувствовать духовно-нравственные категории урока : терпение, служение ближнему, надежда через поэзию А.С.Хомякова, рассказ В.И.Даля, высказывания И.А.Ильина;
-учиться видеть в фольклорных произведениях примеры проявления терпения через русскую народную сказку «Морозко»;
-способствовать формированию системного представления о внутреннем мире человека, единстве и взаимосвязи его ценностей через песню «Молитва» на стихи С.С.Бехтиева;
-создать условия для приобретения учащимися социокультурного опыта-общения, управления собственной деятельностью, эффективного взаимодействия через активное собеседование, тренинг;
-развивать у учащихся познавательные навыки, через домашнее задание развивать интерес к чтению.
Формы и методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, рабочей тетрадью, ресурсный круг, тренинг, мультимедийная презентация
Ресурсы: компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь, заготовки цветка
Ход урока.
-
Присоединение. (5 слайд)
-Сейчас я вам расскажу о поступках человека, а вы поразмышляйте, какими качествами обладает этот человек:
1. Не жалуется, когда задают трудное домашнее задание.
2. На уроке не вскакивает, а поднимает руку, чтобы ответить учителю.
3. Не раздражается и не выходит из себя, когда происходит что-то, что ему не нравится.
4. Он всегда доводит начатое дело до конца, сохраняя спокойствие.
-Конечно, мы говорим о терпении. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? А что вы хотите узнать?
У замечательного русского писателя и поэт Алексея Степановича Хомякова есть такие стихотворные строки (6 слайд)
«Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг – в терпеньи,
Любви и мольбе.»
А.С.Хомяков приравнивает терпение к подвигу. Можно ли с ним согласиться?
2. Работа с учебником.
-Поразмышляйте, что такое терпение?
-Прочитайте в уч. на стр.59 (7 слайд)
Терпение-это умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности.
Послушайте рассказ В.И.Даля «Терпение и труд все перетрут». (4 мин)
-Ребята, а вы хотите научиться терпению? А зачем нужно терпение?
Чтение статьи «Без терпения нет умения» на стр.59.
-Сделаем вывод о значении терпения в жизни человека. (дает умение, ключ к успеху, раскрывает талант и способности человека, очищает душу).(8 слайд)
3. Активное занятие №15 (оценивающее). Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?»(рабочая тетрадь, ч 1, с.23)
Вывод: терпение необходимо в любом деле, если утверждается желание получить значимый результат.(По щелчку)
4.Активное собеседование.
-Наши предки твердо знали: доброделание требует долготерпения. Тогда и будут сбываться наши надежды. Особое терпение требуется от того, кто решил послужить ближнему: например,………(продолжите).
- Терпение неразлучно с надеждой. Светлая и достойная надежда дает силы для терпения: “Терпеть не беда, было б ради чего”.
Ради чего надо терпеть?
Ответы детей:……….
- Да, действительно, в жизни нам часто приходиться терпеть, но это необходимо для воспитания характера. “ И если счастье может избаловать и изнежить человека, так что он станет слабее самого себя, то несчастье является школой терпения и научит человека быть сильнее себя самого”. (Иван Ильин)
Поэтому в самой сложной трудной ситуации человек должен уметь управлять собой. Это нелегко; этому надо учиться и научиться. Это удается далеко не каждому и не всегда.
Послушайте сказку о девочке, которая умела терпеть, достойно переносить лишения и неприятности, идти навстречу безрадостности и мужественно встречать страдание и боль. (Отрывок из сказки «Морозко» ,4 мин)
-Почему девочка не жаловалась на судьбу, хотя ей было тяжело? Назовите еще сказки, в которых говорится о терпении.
Давайте создадим цветок терпения, который в трудные минуты поможет нам достойно перенести все испытания.
У каждого есть конверты с деталями цветка.
Ваша задача собрать цветок терпения, выбрав лепестки с достойными советами.
Цветок - терпения
-
Никогда не говори: “Я не выдержу”. Не сомневайся в себе, верь в свои силы.
-
Подумай о чем-нибудь хорошем. Вспомни ради чего тебе приходиться переносить трудности.
-
Отвлекись ненадолго, займись чем-нибудь интересным, веселым, радостным.
-
Когда ты на грани и можешь сорваться, причинить другим боль и страдания, лучше дать отчаянию свободно излиться в слезах, рыданиях и жалобах; надо высказаться перед кем-нибудь, доверить свои переживания верному другу, близкому человеку.
-
Обратись с молитвой к богу. Открой ему сердце, искренне поведай о своем бессилии. Божественный источник наполнит твой дух силой и приведет к победе.
-
Улыбнись, отнесись с юмором к своему тяжелому положению. Тогда и само терпение улыбнется вместе с тобой, и вся душа человека объединится и укрепится для победы.
-
Приласкай свою собаку, кошку, хомячка…
Они подарят тебе радость, любовь, которые дадут силы перенести боль и страдания. -
Побей кого-нибудь.
-
Накричи на кого-нибудь.
-
Обзови кого-нибудь.
-
Порви, изломай чьи-нибудь вещи.
- Давайте прочитаем, какие советы были достойны вашего внимания
-Вернемся к началу нашего урока :
«Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг – в терпеньи,
Любви и мольбе.»
-Почему А.С.Хомяков приравнивает терпение к подвигу?
- Терпение есть вера в победу и путь к победе. И более того - терпение есть сама победа: победа человека над своей слабостью и над всякими жизненными ситуациями.
Поэтому терпение ведет к свету, к солнцу, к победе.
5.Итог урока.
Для достижения победы непременно нужно умение терпеть.
- Поднимите цветы терпения те, кто на уроке нашел для себя много полезных советов.
-Закончить урок я хочу песней «Молитва» в исполнении Юлии Славянской, написанной на стихи С.С. Бехтиева. Стихотворение было найдено после убийства царской семьи в бумагах царевны Ольги, посвящается Их Императорским Высочествам.
6. Д/з.Найти в рассказах и сказках примеры терпения.
Список использованной литературы:
-
Истоковедение. Том 1, 8.-Издательский дом «Истоки», 2007
-
Камкин А.В. учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 3-е, исправленное.-М.:Издательский дом «Истоки», 2006.
-
Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных школ. Издание 5-е. часть 1. Под общей редакцией И.А.Кузьмина-М.:Издательский дом»Истоки», 2005.
-
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=zT2gPdFuVq4
http://festival.1september.ru/articles/581190/
http://tak-to-ent.net/load/173-1-0-2044
http://www.youtube.com/watch?v=q8vx3j4b1nA
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»