В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Путешествие в страну Спокойствия

Путешествие в страну Спокойствия

Дарья Савенок
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 2734
Краткое описание
Коррекционное занятие по снятию тревожного состояния у детей с ЗПР.
Цели:
1.    Обучить умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство, учить снимать мышечное напряжение.
2.    Коррекция детской тревожности; поднятие самооценки; развитие чувства эмпатии, навыков общения, активной и связной речи.
3.    Воспитание и формирование норм и правил поведения на занятии.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
план урока.docx Скачать

Савенок Дарья Анатольевна.

Казахстан, СКО, г.Петропавловск.

КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии». Педагог-психолог.

Дисциплина: коррекция недостатков развития.

Тема: Путешествие в страну Спокойствия

Продолжительность: 40 минут



































Занятие по коррекции недостатков развития

для детей с задержкой психического развития



Тема: Путешествие в страну Спокойствия

Класс: 5

Цели:

  1. Обучить умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство, учить снимать мышечное напряжение.

  2. Коррекция детской тревожности; поднятие самооценки; развитие чувства эмпатии, навыков общения, активной и связной речи.

  3. Воспитание и формирование норм и правил поведения на занятии.

Оборудование: Ватман с изображением карты, ватман, карандаши, краски, корона, мыльные пузыри, краткое описание происхождений имен, музыкальное сопровождение.

Занятие включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии и дыхательной гимнастики.

Психологический настрой

Психолог: Здравствуйте, ребята! Скажите-ка мне, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Это будет не простое путешествие! Его особенность будет заключаться в том, что мы будем странствовать с помощью воображения и фантазии! На протяжении всего путешествия мы с вами научимся расслабляться, снимать напряжение в нашем теле, а так же создавать благоприятную, комфортную обстановку в сложных ситуациях! С собой в путешествие мы возьмем карту (описание карты)!

Прежде, чем нам отправиться, мы должны стать одной командой! Иначе, мы не сможем отойти от стен нашей школы. Для начала надо создать дружную атмосферу в нашей команде, подумаем вместе над такими вопросами: Кто такой тревожный ребенок? Как он выглядит? Чем отличается от других детей? Чего может бояться тревожный ребенок?

Портрет тревожного ребенка: беспокойный, суетливый, застенчивый, чувствует себя беспомощным, высокие требования к себе, постоянно собой не доволен, считает себя хуже других, ищут одобрения, похвалы, трудно сконцентрироваться, раздражительный, мышцы лица напряжены. Такой ребенок быстро устает, скован во время занятий, смущается при ответе, краснеет в незнакомой обстановке, руки холодные и влажные, пуглив, имеет много страхов, легко расстраивается, плаксив, не уверен в себе.

Психолог: А теперь нам надо сделать еще одно важное дело! Нам надо обязательно решить, как мы будем себя вести, отправляясь в путешествия. Вы знаете, что такое правила поведения? ………. У меня есть волшебный свиток для правил. На нем мы напишем то, как мы будем себя вести во время нашего путешествия. Это будут наши законы, которым мы будем следовать. Согласны? ……….. Итак, закон первый:

МЫ КОМАНДА ОТВАЖНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ – И МЫ УВАЖАЕМ ДРУГ ДРУГА!

МЫ СЛУШАЕМ, КОГДА КТО-ТО ГОВОРИТ, И НЕ ПЕРЕБИВАЕМ, ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ КТО-ТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ ЧТО-НИБУДЬ ВАЖНОЕ!

МЫ ПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ И ПОДДЕРЖИВАЕМ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!

МЫ НЕ ССОРИМСЯ И НЕ РУГАЕМСЯ – ВЕДЬ ЭТО МОЖЕТ ИСПОРТИТЬ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ!

МЫ НЕ БОИМСЯ ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО ДУМАЕМ – ВЕДЬ ЭТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ КОМАНДЕ!

Законы мы прочитали, команду собрали, а теперь отправляемся в путь! Первая наша остановка - город Рисовандия! Как вы думаете, чем обычно занимаются жители этой страны? Вот и мы в этой стране будем рисовать.

Групповой диагностический рисунок «Почему дети бояться ходить в школу…»

Цель: дает возможность детям проанализировать свои страхи, прояснить свои чувства и проговорить это, а также снять напряжение, вызванное переживанием трудной ситуации.

Жители этой страны боятся ходить в школу, у каждого есть свои причины. Вам надо немного подумать, почему дети могут бояться ходить в школу. А потом надо будет нарисовать эту ситуацию на листочке бумаги. Дети рисуют 5-7 минут цветными карандашами. После детей просят рассказать, что изображено на рисунке, описать ситуацию, что чувствуют нарисованные герои, чего бояться, что хотят сделать.

2 часть: А теперь я предлагаю вам протянуть им свои руки помощи! Берем ватман, кладем его на пол или стол, красим обе ладошки детей краской. Пусть они хаотично оставляют свои отпечатки на нем по очереди. Психолог: Я думаю, вы прекрасно справились с заданием! Вы не только сделали хорошие рисунки, но и объяснили жителям Рисовандии, почему же дети могут бояться ходить в школу. Кроме того, вы протянули им свои руки помощи, как настоящие друзья. Уверена, они вам очень благодарны!

Далее мы останавливаемся на острове Мыльных пузырей! И вдруг, оказывается, что на этом острове не существует ветра и значит мы не сможем доплыть до следующего города, так как наш корабль некому будет подгонять! Что же нам делать, ребята? У меня есть одно решение. Мы попросим у жителей этого острова много мыльных пузырей и наконец, то сможем продолжить наше путешествие!

«Выдувание мыльных пузырей»

Дети выстраиваются в линейку и стараются как можно больше выдуть пузырей, таким образом, мы быстрей доберемся до берега (объясняется техника дыхательной гимнастики: вдох через нос, выдох через рот).

Психолог: вы так сильно дули, что мы не заметили, как очутились в городе Неизвестного короля! А вы знаете, чем отличается этот город от других городов страны Спокойствия?.........В этой стране нет кроля, и каждый, кто прибудет в этот город может на себе ощутить, как это, БЫТЬ КОРОЛЕМ!!!!!

Волшебный стул”

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Психолог: Великолепно! Вам понравилось? ……… Узнали что-нибудь новое о себе? ……… Хорошо в этом городе, но нам нужно двигаться дальше на остров Волшебного водопада! И вот мы уже на месте! Детям предлагается занять места на больших мягких креслах.

РЕЛАКСАЦИЯ: «Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

РЕФЛЕКСИЯ: Сейчас я хочу попросить вас вспомнить все наше с вами путешествия. Расскажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось? Чем мы занимались на нашем занятии? Для чего мы выполняли задания в каждом городе? Какие испытывали трудности? В виде чего на карте изображена страна Спокойствия? С чем это связано?

Итак, мы проделали большой путь, давайте оценим наше путешествие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки».

Психолог: Я думаю, наше путешествие удалось! Теперь вы знаете что нужно делать для того, чтобы не переживать и не волноваться. И вы сами придумали, как это сделать! Мне кажется, вы стали намного умнее и увереннее в себе после наших путешествий! Смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх!



Литература:

  1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004.

  2. Корсакова Н.К. и др. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. - М., 1994.

  3. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми.-М.:В. Секачев, 2001.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос