Волшебный мир музыки
Ее задачами являются:
- развитие эмоциональной отзывчивости и творческого видения образа;
- развитие основы музыкального творческого мышления и творческого слышания музыки у детей (воображения);
- побуждение творческого выражения отношения к музыкальному образу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по направлению физического развития детей
Принято на педсовете |
УТВЕРЖДАЮ |
№ 1 от 28.08.2014 |
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 21» _____________С.А.Лапина |
|
Приказ № 218 от 28.08.2014 |
Дополнительная образовательная программа
по развитию творческих способностей детей
«Волшебный мир музыки»
/раздел «Слушание»/
для детей 5-6 лет
срок реализации 1 год
Автор программы: Бахарева Ольга Николаевна, музыкальный руководитель высшей квалификационнойкатегории
Соавтор:
Заведующий МБДОУ «Детский сад №21»
Лапина Светлана Ананьевна
г.Дзержинск,
Нижегородской области,
2014 г.
Объяснительная записка
Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС), принятый 1 января 2014года, подчеркивает уникальность дошкольного возраста как важного этапа в общем развитии человека. Среди задач, на решение которых направлен Стандарт, основными являются формирование личности ребенка, развитие детей в соответствии с их индивидуальными способностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Музыкально-образовательная деятельность является универсальным средством воспитания детей. Она формирует личность нового типа, которой свойственна художественно-эстетическая и социальная активность. Она способствует развитию творческих способностей детей, их умственному развитию. Это универсальное средство духовного развития человека. Поэтому, в настоящее время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкально-образовательная деятельность очень актуальна и важна.
Музыкальное восприятие – это один из видов музыкально- образовательной деятельности, направленных на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности: в музыкальных звуках, интонациях, мелодии. Известный искусствовед П.М.Якобсон указывает на то, что восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней: «от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и качеств произведения до постижения сущности и смысла его, раскрывающегося во всей его глубине (от «поверхности» объекта к его смыслу). Это активный творческий процесс, заставляющий мыслить, сопереживать. Важно не просто услышать музыку, как просто звуки, но воспринять её творчески, как о чем-то повествующую. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К.С.Станиславский назвал «сверх-сознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.
На восприятие музыки, как ведущего вида музыкальной деятельности в детском саду, направлена программа О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры». В этой программе впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей, воплощающая принципы, содержание, методы, формы работы и учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей. В ней также обращается внимание на развитие творческих способностей детей на основе восприятия музыки.
В программе Э.П.Костиной «Камертон» на каждой ступени овладения приведены показатели развития ребенка. Э.П.Костина системно и развернуто дала задачи развития творческих способностей, которые представлены через призму развития основы музыкальности –эмоциональной отзывчивости на музыку. Овладение ребенком культурой слушания предусматривает пробуждение их творческой активности, развитие музыкального воображения и мышления, стимулирование желания самостоятельно включаться в музыкально- творческую деятельность.
Данная программа направлена на то, чтобы научить ребенка слушать и слышать музыку, воображать, фантазировать, творить под влиянием её звучания.
Программа основана на восприятии пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского, как интересных, понятных, доступных детям по звучанию, по содержанию, по связи жизнью.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Содействовать формированию творческой личности в процессе восприятия музыки.
1. Развивать эмоциональную отзывчивость и творческое видение образа.
2. Развивать основы музыкального творческого мышления.
3. Развитие творческого слышания музыки у детей (воображения);
побуждать творчески выражать свое отношение к музыкальному
образу.
4. Нарабатывать у детей опыт творчества в процессе восприятия музыки.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет (ст.гр.)
Срок её реализации один год.
Музыкальные встречи проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятия - 25 – 30 минут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- устойчивый интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на музыку;
- сформированы основы музыкального творческого мышления;
- дети проявляют творческую активность, творчески выражают свое отношение к музыкальному образу.
Проверить результаты помогает диагностика:
Ф.И. ребенка |
Песенное творчество |
Танцевальное творчество |
Инструментальное творчество |
Средний балл |
1. |
|
|
|
|
В процессе творческой деятельности умения детей диагностируются по трехбалльной системе:
1балл - выразительность применения усвоенных навыков в различных
видах исполнительства.
2балла - проявление самостоятельности и оригинальности импровизаций.
3балла – наличие творческого замысла и соответствие его характеру
певческих интонаций, танцевальных и образных импровизаций,
инструментального музицирования.
Содержание программы.
Учебный план студии включает 21 занятие. Они распределяются по четырем темам.
1 тема - « Мир игр и сказок» - объединяет семь занятий.
2 тема - «Приглашение к танцу» - объединяет пять занятий.
3 тема - «Мир детских эмоций» - объединяет пять занятий.
4 тема - «Мир путешествий» - объединяет четыре занятия.
1тема- «Мир игр и сказок» - включает пьесы «Баба Яга», «Нянина сказка», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Мир сказок и игр наиболее близок детям, понятен им, поэтому эта тема начинает занятия студиии открывает детям мир классической музыки.
2тема -«Приглашение к танцу» - знакомит детей с новыми для них танцами: «Вальс», «Полька», «Мазурка», «Камаринская», с двумя видами их:
бальными (классическими) и народными. И не только узнать о танцах, но попытаться сочинить свой танец или украсить его детскими музыкальными инструментами.
3тема - «Мир детских эмоций» - позволяет раскрыть детские эмоции через музыку к маме, различным явлениям природы, детским мечтам. Пьесы этой темы: «Мама», «Песня жаворонка», «Зимнее утро», «Сладкая греза» помогают развивать детскую фантазию, образное мышление.
4тема - «Мир путешествий» - знакомит детей с музыкой различных стран. А сопровождение пьес: «Немецкой песенки», «Старинной французской песенки», «Неаполитанской песенки» движениями, различными детскими музыкальными инструментами позволяет их творчески осмыслить.
Занятия – основная форма организации музыкально-образовательной деятельности в студии. В программе применяется несколько видов занятий: доминантные, сюжетные, тематические. Они варьируются, объединяясь то вокруг одной темы, то вокруг сюжета, то какой-то сказкой, то игрой, то превращаясь в творческие конкурсы.
Занятия строятся на сочетании теоретической части – это рассказ о композиторе, о музыкальном произведении, о жанрах музыки и практической части, которая является творческой импровизацией: песенной, образно-танцевальной, инструментальной.
Итоговые занятия по каждой теме носят творческо-практический характер.
Кроме итоговых практических занятий по каждой теме, в конце года (можно два раза в год) предусматривается проведение музыкальных гостиных для родителей, где вместе с детьми в различных творческих заданиях принимают участие и родители.
Творческие задания вместе с родителями дети выполняют и дома: это рисунки и поделки, связанные по содержанию с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Аудиозапись с «Детским альбомом» родителям рекомендуется иметь в семье. Имеется такая запись и в группе.
Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
При этом каждый из трех основных методов – наглядный, словесный, практический– применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнения, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.
Игровые методы носят универсальный характер, так как они могут быть, в силу возрастных особенностей дошкольников, и наглядными, и словесными, и практическими.
Кроме традиционных применяются особые методы формирование основ музыкальной культуры детей – контрастное сопоставление произведений и уподобление характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.
Метод контрастных сопоставлений позволяет заинтересовать детей,
активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Сравнивая два произведения по характеру, ребенок различает контрасты настроений (интонации, темы, фразы), выделяет выразительные средства музыки.
Метод уподобления характеру звучания предполагает активизацию
Разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, образные и танцевальные движения) побуждает детей к передаче характера музыки в каждый момент её звучания и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.
Словесное уподобление – эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий.
Вокальное уподобление в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки
применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа.
Цветовое уподобление применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознание формы.
Для успешного проведения занятий составлены конспекты, которые можно варьировать по содержанию. Для воспроизведения музыки используется аудиозапись в инструментальной и оркестровой обработке, а также музыкальный мультфильм по пьесам из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
На занятиях студии используются музыкально-дидактические игры: «Музыкальный конструктор», «Подбери цвет», «Музыкальный цветок» для определения формы и характера музыкальных произведений.
-
Учебно-тематический план музыкальной студии "Волшебный мир музыки"
ТЕМА
ПЕРИОД
ЗАДАЧИ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
РЕПЕРТУАР
НАГЛЯДНОСТЬ
Мир игр и сказок
Октябрь.
1
занятие.
а). Рассказать детям о
композиторе П.И. Чайковском,
о его сборнике пьес "Детский
альбом".
б). Познакомить детей с
изобразительными средствами
музыки, создающими
образ.
а). Формировать умение
сочинять песенку
на слова "Бом, бом, бом,
бом открывается альбом".
б). Изображать движение
Бабы-Яги под музыку.
в). Задание на дом:
нарисовать Бабу-Ягу
П.И. Чайковский "Баба-Яга"
а). Портрет
П.И. Чайковского. б). Сборник "Детский
альбом". в). Картинка с
изображением
Бабы-Яги.
г). Игрушка Баба-Яга. д). Стихи о музыке.
Мир игр и сказок
Октябрь.
2
занятие.
Продолжить знакомство детей с изобразительными
средствами
музыки.
а). Продолжить
формировать умение
сочинять песенку
для открытия и закрытия
альбома.
б). Изображать действие
Бабы-Яги под музыку. в). "Скакать на лошадке"
под музыку.
П.И. Чайковский "Баба-Яга", "Игра
в лошадки".
а) Портрет
П.И. Чайковского. б). Сборник "Детский
альбом". в). Стихотворения о
композиторе и о
Бабе- Яге.
г). Рисунки детей.
д).Картинка,изображающая
ребенка на коне.
Мир игр и сказок
Ноябрь.
3
занятие.
а). Привлечь внимание детей к
выразительным интонациям
музыки. б). Формировать умение
различать трехчастную форму
музыкального произведения.
а) Сочинять песенки для
открытия и закрытия
альбома.
б). Играть "в лошадки"
под музыку. в). Изображать действия
деревянных солдатиков
под музыку. в). Задание на дом:
нарисовать игрушечных
солдатиков.
П.И. Чайковский "Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков".
а). Портрет
П.И. Чайковского. б). Сборник "Детский
альбом".
в). Стихотворение « Игра с
лошадкой».
г). Дидактическая игра
"Музыкальный
конструктор".
д). Картинка, изображающая
деревянных солдатиков.
Мир игр и сказок
Ноябрь.
4 занятие.
а). Обращать внимание детей
на изобразительность,
средства выразительности
в музыке.
б). Способствовать
формированию умения
различать характер музыки
и определять его словами.
а). Сочинять песенки для
открытия и закрытия
альбома.
б). Выполнять движения
деревянных солдатиков
под музыку. в). Содействовать в
овладении обогащать
звучание пьесы детскими
музыкальными
инструментами в
соответствии с
характером музыки.
г). Задание на дом:
Нарисовать любимую
Игрушку. Рассказать
историю, связанную с ней.
П.И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", "Болезнь куклы".
а). Загадка о солдатиках. б). Детские музыкальные
инструменты: барабаны,
кубики, дудочки, бубны. в). Картинка, изображающая
девочку с куклой.
г). Старая кукла.
д). Дидактическая игра
"Подбери цвет".
е). Рисунки детей.
Мир игр и сказок
Ноябрь.
5 занятие.
а). Продолжить формировать
умение различать и
определять словами
настроение музыки. б). Сравнивать две пьесы по
характеру.
а). Сочинять песенки для
закрытия и открытия
альбома.
б). В движениях
передавать характер
музыки.
П.И. Чайковский "Болезнь куклы", "Новая кукла"
а). Картинка
с изображением
девочки с куклой.
б). Новая кукла.
в). Дидактическая игра
"Подбери цвет".
г). Рисунки детей.
Мир игр и сказок
Ноябрь.
6 занятие.
а). Определять словами
характер музыки.
б).Побуждать детей к
изображению сказочных
персонажей.
а). Сочинять песенку о
сказке.
б). Изображать действия
Бабы Яги под музыку.
в). Придумать и показать
движениями свою сказку
после прослушивания
музыки.
П.И.Чайковский "Баба Яга", "Нянина сказка".
а). Стихотворение
о сказках.
б). Дидактическая игра
"Подбери цвет".
в). Рисунки детей с
изображением Бабы
Яги.
Мир игр и сказок
Ноябрь.
7 занятие.
а). Вспомнить знакомые пьесы
из «Детского альбома»
П.И.Чайковского.
б). Определять настроение и
характер музыки.
а). Чья песня о сказке
лучше?
б). Игра"Узнай сказочного
героя." в). Кто лучше под музыку
изобразит Бабу Ягу.
г). Укрась музыкальными
инструментами пьесу.
П.И.Чайковский "Баба Яга", "Нянина сказка", "Марш деревянных солдатиков", "Игра в лошадки", "Болезнь куклы", "Новая кукла".
а). Картинки с изображением
девочки с куклой, дере-
вянных солдатиков, Бабы
Яги, ребенка на коне.
б). Детские музыкальные
инструменты.
в). Фрагмент
музыкального
мультфильма по
«Детскому альбому»
П.И.Чайковского
Приглашение
к танцу.
Декабрь.
1
занятие.
а). Послушать знакомую пьесу
по желанию детей.
б). Рассказать детям о вальсе. в). Продолжить знакомство
с трехчастной формой.
а). Сочинять песенку на
открытие и закрытие
альбома.
б). Содействовать
в сочинении своего
вальса на основе
знакомых движений.
П.И.Чайковский "Вальс", пьеса по желанию детей.
а). Картинка с
изображением
танцующих вальс.
б). Дидактическая игра
" Музыкальный
конструктор".
в) Показ движений вальса
педагогом и детьми
(пожеланию).
Приглашение
к танцу.
Декабрь.
2
занятие.
а). Закрепить с детьми понятие
вальса.
б). Рассказать детям о польке. в). Формировать у детей умение
различать средства
выразительности музыки.
а). Сочинять, напевая,
мелодию вальса. б). Сочинять свой вальс и
польку на основе
знакомых движений.
П.И.Чайковский "Вальс", "Полька".
а). Картинки с
изображением
танцующих вальс
и польку.
б). Дидактические игры
"Музыкальный цветок",
"Музыкальный
конструктор".
в). Стихотворение
о вальсе.
Приглашение
к танцу.
Январь.
3
занятие.
а). Закрепить с детьми понятие
польки. б). Дать детям представление о
плясовой русской народной
песне.
в). Развивать у детей умение
различать в пьесе смену
характера музыки.
а). Сочинять песенки на
открытие и закрытие
альбома.
б). Танцевать под музыку
свою польку. в). Сопровождать каждую
часть «Камаринской»
различными движениями
рук.
П.И.Чайковский "Полька", "Камаринская".
а). Картинки
с танцующими
польку, веселый русский
танец.
б). Дидактические игры
"Музыкальный
конструктор",
"Музыкальный цветок".
Приглашение
к танцу.
Январь.
4
занятие.
а). Побуждать детей
рассказывать о смене
характера музыки.
б). Познакомить детей с
танцем мазурка.
а). Сочинять песенки на
открытие и закрытие
альбома.
б). Украшать
музыкальными
инструментами
"Камаринскую".
П.И.Чайковский "Камаринская", "Мазурка".
а). Картинки
с изображением
танцующих веселый
русский танец, мазурку.
б). Музыкальные
инструменты: бубны,
ложки, треугольники,
колокольчики.
Приглашение
к танцу.
Январь.
5
занятие.
а). Побуждать детей к рассказу о знакомых танцах.
а). Чей танец лучше?
(вальс, полька) б). Украшать
"Камаринскую"
детскими музыкальными
инструментами.
П.И.Чайковский "Камаринская", "Мазурка", "Вальс", "Полька".
а). Картинки
с танцующими
польку, вальс.
б). Музыкальные
инструменты.
в). Фрагмент
музыкального
мультфильма о танцах.
Мир детских эмоций.
Февраль
1
занятие.
а). Слушать пьесу по желанию
детей.
б). Закреплять умение
определять характер пьесы. в). Продолжить формированию
умений определять
изобразительность,
выразительные
средства музыки.
а) Сочинять зимнюю песенку на заданные слова.
б) Задание на дом: нарисовать рисунок с любимыми зимними забавами.
П.И.Чайковский "Зимнее утро", пьеса по желанию.
а). Картинки с любимыми
зимними забавами. б). Стихи о зиме.
Мир детских эмоций.
Февраль.
2
занятие.
а). Содействовать обогащению
высказываний детей об
эмоционально-образном
содержании музыки.
б). Определять форму
музыкального произведения.
а). Сочинять зимнюю
песенку на заданные
слова.
б). Развивать творческое
воображение детей,
высказываясь о
настроении, навеянном
музыкой.
П.И.Чайковский "Зимнее утро", "Сладкая греза".
а). Стихи о зимних забавах. б). Рисунки детей с
зимними забавами.
в). Дидактическая игра
"Музыкальный
конструктор".
Мир детских эмоций.
Март.
3
занятие.
а). Развивать эмоциональную
отзывчивость на музыку. б). Продолжить формировать
умение различать оттенки
настроения в музыке.
а). Сочинять песенку о
музыке на заданные
слова.
б) Задание на дом: нарисовать цветы для мамы.
П.И.Чайковский "Сладкая греза", "Мама".
а) Дидактическая игра
"Музыкальный цветок". б). Картинка,
изображающая
маму с детьми.
в). Стихи о маме.
Мир детских эмоций.
Март.
4
занятие.
а) Содействовать в развитии
эмоциональной отзывчивости
детей на музыку.
б). Формировать умение
высказываться об
эмоционально-образном
содержании музыки. в). Определять трехчастную
форму.
а). Сочинять песню о маме
на заданные слова.
б). Украшать пьесу
подходящими для неё по
звучанию инструментами.
Задание на дом: Нарисовать
рисунок на весеннюю тему.
П.И.Чайковский "Мама", "Песня жаворонка".
а). Рисунки детей.
б). Картинки,
изображающие маму,
жаворонка.
в). Дидактическая игра
"Подбери цвет". г). Стихи о весне.
д). Детские музыкальные
инструменты.
Мир детских эмоций.
Март.
5
занятие.
Побуждать детей высказываться о характере музыкального произведения.
а). Чья песня о зиме,
музыке, маме лучше? б). Украшать пьесу
музыкальными
инструментами.
П.И.Чайковский "Зимнее утро", "Сладкая греза", "Мама",
"Песня жаворонка".
а). Рисунки детей.
б). Картинки, по
содержанию пьес.
в). Дидактические игры
"Подбери цвет",
"Музыкальный
конструктор". г). Детские музыкальные
инструменты.
Музы-
кальные
путе-
шествия.
Апрель.
1
занятие.
а). Слушать пьесу по желанию
детей. б). Узнавать знакомые танцы,
определять их характер. в). Определять
трехчастную форму.
г). Рассказ о Германии.
а). Подбирать
движения в соответствии
с характером музыки. б). Сочинять песенку о
музыке на заданные
слова.
П.И.Чайковский "Немецкая песенка",
пьеса по желанию детей.
а). Дидактическая игра
"Музыкальный
конструктор".
б). Картинка с танцующими
различные, знакомые
детям танцы.
Музы-
кальные
путе-
шествия.
Апрель.
2
занятие.
а). Обогащать высказывания
детей об эмоционально-
образном содержании
музыки.
б). Определять трехчастную
форму музыкального
произведения.
в). Рассказ о Франции.
а). Подбирать движения в
соответствии с
характером музыки.
б). Украшать пьесу
детскими музыкальными
инструментами.
П.И.Чайковский "Немецкая песенка", "Старинная французская песенка"
а). Дидактическая игра
"Музыкальный
конструктор".
б). Детские музыкальны
инструменты.
в). Стихи для
сопровождения
"Старинной французской
песенки".
г). Иллюстрация к
«Старинной французской
песенке»
Музы-
кальные
путе-
шествия.
Май.
3
занятие.
а). Определять количество
частей в произведении. б). Обращать внимание детей
на средства музыкальной
выразительности. в). Познакомить детей с
новым инструментом –
кастаньетами.
г). Рассказ об Италии.
а). Подобрать инструменты
для украшения каждой
части «Старинной
французской песенки».
б) Украшать пьесу
музыкальными
инструментами.
П.И.Чайковский "Старинная французская песенка", "Неаполитанская песенка".
а). Музыкальные
инструменты.
б). Дидактическая игр
"Музыкальный
конструктор".
в). Стихи,
сопровождающие
"Неаполитанскую
песенку".
Музы-
кальные
путе-
шествия.
Май.
4
занятие.
а). Побуждать детей
к высказываниям о музыке
(характере, количестве частей
в ней, средствах музыкальной
выразительности).
а). Подбирать движения в
соответствии с
характером музыки.
б). Украшать пьесу
музыкальными
инструментами.
П.И.Чайковский "Старинная французская песенка", "Неаполитанская песенка", "Немецкая песенка".
а). Музыкальные
инструменты.
б). Дидактическая игра
"Музыкальный
конструктор".
в). Фрагменты
музыкального
мультфильма о пьесах.
ЛИТЕРАТУРА
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., «Владос»,2000.
-
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. «Дошкольник: обучение и развитие.» - Ярославль, «Академия развития», 1998г.
-
Вайнфельд О. «Мир Любви, Красоты и Надежды» (П.И.Чайковский и его музыка) «Дошкольное воспитание» - 1998 - №3.
-
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», - М.,1968.
-
«Воспитание музыкой» (из опыта работы) сост. ВендриковаТ.Е., ПичароваИ.В., М., 1991г.
-
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте.» - М., «Просвещение», 1967г.
-
Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.» - М.,»Владос»,2000г.
-
Костина Э.П. Программа «Камертон», - Н.Н., Нижегородский гуманитарный центр,2001г.
-
Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия». – М.,1972г.
-
Побединская О. «Детский альбом» П.И.Чайковского. «Музыкальный руководитель», - 2004г. - №5.
-
Психология музыкальной деятельности. (под ред. Г.М.Цыпина) - М.,АСАДЕМА,2003
-
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры», авторская программа и методические рекомендации. – М.,1999.
-
Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Дубна, Феникс+ 2011.
-
Тарасова К.В. «Онтогенез музыкальных способностей». Избранные труды. В 2-х т. М.,1985г.
-
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», «Психология индивидуаль-ных различий». Избранные труды. В 2-х т. – М.,1985г.
-
Сухомлинский В.А. «О воспитании». – М., 1985г.
-
Фадеева С.А. «Воспитание музыкой». – Н.Н.,Нижегородский гуманитарный центр,2005г.
-
Шацкая В.Н. «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества». – М.,»Пе-дагогика»,1975г.
-
Якобсон П.М. «Психология художественного восприятия», - М.,1964г.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС